Шпаргалка по "Экономика торговли"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Экономика торговли".

Файлы: 1 файл

Экономика торговли - ответы.docx

— 175.76 Кб (Скачать)

Данное определение относится  к любому предприятию.

Основными признаками (чертами) предприятия являются:

- организационное единство;

- экономическая обособленность;

- экономическая самостоятельность;

- хозяйственно-оперативная  самостоятельность;

- обособленное имущество;

- имущественная ответственность;               - единоналичие;

Участие в хозяйственном  обороте от собственного имени. 

Организационное единство предполагает определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой, объединенный общим процессом труда.

Экономическая обособленность предполагает обособление экономических ресурсов, возмещение затрат за счет собственных средств, присвоение результатов работы, наличие целей деятельности.

Экономическая обособленность порождена отношениями собственности  и предполагает полную экономическую  и хозяйственно-оперативную самостоятельность.

Экономическая самостоятельность предполагает влияние предприятия на порядок своей деятельности.

В соответствии с законодательными и нормативными актами Республики Беларусь субъекты хозяйствования самостоятельно определяют:

-   численность и  структуру персонала;

-   формы и системы  оплаты труда;

-   поставщиков и  покупателей;

- ассортиментную политику  и политику ценообразования (в  рамках действующего законодательства).

Хозяйственно-оперативная  самостоятельность предприятия проявляется в рамках нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов хозяйствования.

Совокупность черт предприятия  придает ему целостность как  особому, отдельному звену хозяйственной  системы.

Торговое предприятие - это  первичное, основное звено сферы  торговли, ее самостоятельный хозяйственный  субъект с правом юридического лица созданный для закупки, хранения, реализации товаров и представления  разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения рынка и получения прибыли.

Основной функцией торгового  предприятия является продажа товаров  народного потребления, которая  характеризуется сменой товарной формы  стоимости в денежную.

Для торгового предприятия  характерны три основных признака: экономический, организационный и  правовой.

Экономический признак означает осуществление цикла торгово-хозяйственной  деятельности, обособление имущества, полный хозяйственный расчет, наличие  собственных основных и оборотных  средств.

Организационный признак  предусматривает, чтобы предприятие  представляло собой единое целое  с внутренней структурой управления в соответствии с Уставом или  Положением.

Правовой признак характеризует  предприятие как юридическое  лицо, которое имеет счет в банке, совершает коммерческие сделки от своего имени.

 

7. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СФЕРА  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ

 

Условия внешней среды функционирования торговых предприятий формируются под влиянием целого ряда факторов. Основные из них следующие:

- политические (уровень политической  стабильности в регионе, правительственная  политика, правовая база деятельности  предприятия и отрасли и др.)

- демографические (половозрастной  состав населения, уровень рождаемости,  старения, населения, эмиграция и  др.)

-  природные (климатические  условия, источники сырья и  топлива и др.)

- научно-технический потенциал  (состояние отраслевой науки,  рост или снижение расходов  на научно-исследовательские работы  в отрасли, срок внедрения научных  разработок и их эффективность).

Кроме перечисленных выше факторов на работу предприятий торговли оказывают влияние: объем производства, предметов потребление, численность  и состав обслуживаемого населения, денежные доходы и расходы населения, конкуренты.

Внутренняя среда – это совокупность условий и системы взаимосвязи подразделений субъекта хозяйствования. Основными элементами внутренней среды торговых предприятий являются структура, материальные ресурсы, персонал, финансы, маркетинг, межличностные отношения работников и др.

 

 

8. РЫНОЧНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Предприятие – это самостоятельный  хозяйствующий субъект, созданный  для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях  удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Пред-тие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Для осуществления своей деятельности пред-тие  формирует имущество, которое может принадлежать ему на праве собственности либо полного хозяйственного ведения. Источниками имущества пред-тия явл-ся:  

- денежные и материальные  взносы учредителей пред-тия; - доходы от реализации продукции, работ и услуг; - ценные бумаги и доходы от них; - кап.вложения и дотации из бюджета;  - безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций, граждан;  -  иные источники, не запрещенные законодательством.

Социально-экономическая  роль пред-тия в условиях рынка существенно меняется. Это изменение идет по целому ряду направлений. 1) Основное требование, которое выдвигает рынок, - работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но и получение прибыли.  2) На смену требованию выпуска как можно большего количества продукции приходит требование – не только произвести продукцию, но и реализовать ее.  3) На смену существовавшим ограничениям со стороны вышестоящих органов приходит самостоятельность пред-тия по многим вопросам его деятельности, но как плата за эту самостоятельность – возможность несостоятельности и банкротства.

Любое пред-тие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции является открытой экономической системой. Рыночная модель пред-тия состоит из след.блоков: 1) пред-тие, основной задачей которого явл-ся преобразование ресурсов; 2) ресурсы на входе – трудовые, материальные, финансовые; 3) ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы – готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства; 4) социальная среда, с которой взаимодействует пред-тие – государство, муниципальные органы, законодательство; 5) природная среда – потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды; 6) взаимосвязь с рынком, маркетинг, причем этот блок взаимодействует как на входе ресурсов, так и на выходе; 7) соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе образует экономическую работу на пред-тии, экономику пред-тия. Это соотношение предполагает превышение доходной части над расходной (рентабельная работа пред-тия), превышение расходной части над доходной (убыточная работа пред-тия) и равенство доходной и расходной частей (работа пред-тия в условиях самоокупаемости).


 

 

9. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ТОРГОВОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

В самом общем виде экономический механизм хозяйствования можно представить как необходимую взаимосвязь различных экономических явлений. Применительно к субъекту экономики хозяйственный механизм определяется как совокупность различных форм и методов управления для сознательного, целенаправленного воздействия на экономику с целью повышения эффективности субъекта хозяйствования.

Хозяйственный механизм предприятий  торговли является подсистемой хозяйственного механизма всего народнохозяйственного  комплекса. Как экономическая категория  хозяйственный механизм предприятий  торговли представляет собой совокупность форм, методов, и инструментов хозяйствования, посредством которых регулируется торговая деятельность и достигаются высокие конечный результаты.

Структура хозяйственного механизма  предприятий торговли включает следующие  основные звенья:

- хозрасчетные отношения,  основанные на самоокупаемости  и самофинансировании предприятий  торговли. В условиях рыночной  экономики это звено хозяйственного  механизма выступает на первый  план, несколько отодвигая такой  структурный элемент, как планирование;

- планирование и прогнозирование  хозяйственной деятельности предприятий  торговли;

- хозрасчетное стимулирование, предполагающее ряд экономических  рычагов и стимулов;

-    организационная  структура управления предприятий  торговли;

Хозрасчетные  отношения представляют собой метод ведения и управления торговой деятельностью, основанный на соизмерении в стоимостном выражении затрат и результатов труда, а также предусматривающий не только возмещение расходов, но и получение прибыли.

Главной целью реализации хозрасчетных отношений является повышение  эффективности деятельности на базе рационального и экономного использования  всех видов ресурсов.

Экономическая сущность хозрасчетных отношений в торговле раскрывается через их принципы, полнота соблюдения которых в свою очередь определяет формы этих отношений. К основным принципам хозяйственного расчет традиционно относятся следующие:

1. Хозяйственно-оперативная  самостоятельность торговых предприятий, которая заключается в их экономической обоснованности. Этот принцип предполагает наличие у торговых предприятий обособленного имущества, возможности осуществления самостоятельного планирования и самостоятельного выбора партнеров (поставщиков товаров, кредитных учреждений, рекламных агентств, ремонтных организаций); статуса юридического лица.

3. Материальная  заинтересованность в торговой деятельности, которая заключается в получении максимального дохода при минимальных затратах.

4. Материальная  ответственность предполагает несение ответственности торгового предприятия за использование всех видов ресурсов, а также возмещение прямых убытков партнерам за счет дохода и резервов (например, за нерациональное использование кредита начисляется пеня).

5. Экономическая  ответственность – понятие более широкое, чем материальная ответственность. Экономическая ответственность означает, что предприятие за принимаемые решения отвечает также режимом хозяйствования и степенью доверия, используя при этом не только денежные резервы, но и собственность, что грозит банкротством.

 

10. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ

Доля предприятия на рынке;

  • товарооборот;
  • доходы (сумма и в % к товарообороту);
  • налоги и отчисления, уплачиваемые из дохода;
  • расходы на реализацию товаров (сумма и в % к товарообороту);
  • прибыль от реализации (сумма и в % к товарообороту );
  • внереализационные доходы;
  • внереализационные расходы;
  • балансовая прибыль (сумма и в % к товарообороту);
  • налоги и отчисления, уплачиваемые из прибыли;
  • чистая прибыль (сумма и в % к товарообороту);
  • средняя численность работников;
  • средняя заработная плата;
  • средняя сумма основных фондов;
  • общая площадь магазина, в т.ч. торговля;
  • средняя сумма оборотных средств.

 

 

 

11. ПОНЯТИЕ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ  И УСЛУГ

Рынок как экономическая категория  товарного производства представляет собой сферу товарно-денежных отношений  и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями  и потребителями товаров.

В структуре рынка выделяются следующие  важнейшие виды:

- товаров производственно-технического  назначения;

- потребительский

- недвижимости

- рабочей силы

- финансовый

- информации и инноваций

Виды рынков классифицируются по следующим  признакам:

- элементам рыночной структуры  (рынок факторов производства, потреби-тельский, финансовый);

- экономическому назначению объектов  рыночных отношений (сырьевой  ры-нок, рынок товаров производственного назначения, рынок товаров народного потребления, рынок технологий, рынок труда, рынок ценных бумаг);

- территориальной принадлежности (внутренний, внешний, местный, региона-льный, национальный, мировой);

- механизму функционирования (планово-командный, регулируемый, свобод-ный);

- конкурентный (монопольный, олигопольный, конкурентный);

- степени насыщенности (рынок продавца, рынок покупателя);

- интенсивности рыночных процессов  (развивающийся, освоенный, потенциа-льный, неактивный, бесперспективный);

- отраслям деятельности (автомобильный, компьютерный);

- открытости (замкнутый, частично открытый, открытый);

- характером и размером продаж (оптовый, розничный)

Потребительский рынок - совокупность социально-экономических отношений проявляющихся в процессе купли-продажи товаров народного потребления и услуг, удовлетворения имеющихся и формирующихся потребностей потенциальных потребителей.

Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по различным признакам: региональному; по назначению (рынок продовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода); по каналам реализации товаров (организованный и неорганизованный).

Организованный рынок охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магазинов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. К этой категории относится также реализация для населения товаров непосредственно производственными предприятиями, а также колхозами и совхозами, непосредственно из собственных хозяйств.

Неорганизованный рынок охватывает реализацию частными лицами занимающимися предпринимательской деятельностью, товаров производимых в республике и привозимых  из стран ближнего и дальнего зарубежья, в порядке свободной торговли, в специально отведенных местах (на стадионах, вещевых и смешенных рынках и др.), либо на улицах, площадях и других местах.

Основными элементами рынка являются: предложение, спрос, цена.

Товарное предложение – масса товаров, предназначенные для реализации на рынке, т.е. это продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика торговли"