Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Экономика торговли".
- транспортные условия
и организация поставок
- условия потребления
(динамика денежных доходов,
- торговые условия (развитие
материально-технической базы, размеры
предприятий, соотношение
- физико-химические свойства товаров (сроки хранения, частота поставки и др.);
- уровень цен.
Товарные запасы подразделяются по следующим признакам:
по назначению:
- запасы текущего хранения;
- запасы сезонного хранения;
- запасы целевого назначения.
Запасы текущего хранения
предназначены для повседневной
торговли. Они постоянно расходуются
и возобновляются, их наличие должно
соответствовать нормативу. К сезонным
запасам относятся товары, производство
которых осуществляется непрерывно,
а потребление значительно
по месту нахождения:
- в предприятиях розничной торговли (магазинах, палатках, ларьках, киосках), аптеках, автозаправочных станциях, развозной, разносной и другой торговой сети;
- в предприятиях общественного
питания (в ресторанах, столовых,
кафе, барах и другой сети
- на базах и складах, принадлежащих организациям и предприятиям роз-ничной торговли и общественного питания;
- в хранилищах овощей, картофеля, фруктов;
по времени (периоду) образования:
- плановые;
- фактические;
- на начало и конец периода.
В товарные запасы в торговле не включаются:
- товары в пути;
- тара всех видов: мягкая, жёсткая, стеклянная, как занятая под товарами, так и свободная;
- товары, предназначенные
для материально-технического
- товары в комиссионных
магазинах (отделах) и
- товары, принятые на ответственное хранение.
41, ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ
Для учета, анализа и планирования товарных запасов используется система абсолютных и относительных показателей.
Абсолютные показатели выражаются в натуральных (кг., шт. и т.п.), или условно натуральных единицах и стоимостных (денежных). Натуральные показатели измерения товарных запасов применяются для планирования товарных ресурсов, организации работы складов, для расчета потребности в материально-технической базе организации, для оперативного размещения излишков товаров.
Стоимостные показатели по своей сути
отражают величину сложных по составу
явлений в денежном измерении. В
условиях товарно-денежных отношений
они позволяют весь цикл экономической
деятельности отраженный в натуральных
единицах свести воедино к одному
измерителю. Стоимостные показатели
измерения состояния товарных запасов
используются в учете, анализе, планировании,
разработке статистической и другой
отчетности, а так же при расчете
других показателей деятельности торговой
организации связанных с ними:
- объема и структуры товарооборота,
расходов, потребности в оборотных
средствах, кредитах, прибыли, разработке
товарной, маркетинговой, кредитной
политик. Абсолютные показатели – моментальные,
так как характеризуют
Относительные показатели выражаются в виде процентов, коэффициентов, индексов и т.п. Они используются для оценки обеспеченности товарооборота товарными запасами, анализа товарооборачиваемости, характеристики качественных показателей формирования товарных запасов, методы расчета относительных показателей оценки эффективности формирования и использования товарных запасов
Основным относительным
К важнейшим показателям оценки
эффективности использования
42. АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ.
В ходе анализа товарных запасов необходимо определить, соответствуют ли фактические запасы товаров установленным нормам в сопоставимом выражении и в днях товарооборота, выявить причины, оказавшие влияние на отклонения от норматива; выяснить, в какой мере товарные запасы удовлетворяют спрос населения и обеспечивают выполнение планового задания по розничному товарообороту, правильно ли размещены товарные запасы по структурным подразделениям; уточнить причины затоваривания или перебоев в продаже отдельных товаров, наличия товаров низкого качества. Важным моментом в анализе товарных запасов является установление влияния эффективности использования товарных запасов на размер затрат, связанных с их хранение, а тем самым и на объём прибыли торгового предприятия.
Задачами анализа товарных запасов являются:
- определение уровня
- выявление сверхнормативных или дефицитных видов товарных запасов;
- установление степени ритмичности поставок, а также их объёма , комплектности, качества, сортности;
- выяснение своевременности
заключения хозяйственных
- изучение показателей
эффективности их
- исчисление расходов, связанных
с закупкой и хранением
- подготовка исходной
базы для нормирования и
Анализ товарных запасов
включает анализ общего состояния товарных
запасов и
Анализ состояния товарных запасов проводится на основе данных статистической отчётности, текущего бухгалтерского учёта и инвентаризаций товаров.
Анализ состояния текущих товарных запасов начинается с сопоставления фактических их размеров установленным нормативам.
Изучение их проводится не только по сумме, но и в днях. Так как норматив текущих товарных запасов устанавливается поквартально, то анализ проводится каждый квартал. В процессе анализа изучается, как товарные запасы обеспечивают выполнение плана розничного товарооборота и бесперебойное снабжение населения товарами.
Товарные запасы анализируются не только в целом, но и по отдельным товарным группам и товарам.
43. НОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ
Нормативную (оптимальную) величину товарных запасов, которые необходимо иметь в магазине, можно определить несколькими способами:
1. Как отношение товарного
2. Как число недель торговли, на которые хватит данного запаса. Исходными данными служит известная (или намечаемая) товарооборачиваемость. Используя данные об однодневном прогнозируемом розничном товарообороте на планируемый квартал, можно определить размер необходимых товарных запасов к началу периода. В современной практике хозяйствования с учётом проблем развития розничного товарооборота и товарных запасов норматив товарооборачиваемости принимается на уровне 27 – 30 дн., но не более 30 дн.
3. С учётом пропорциональности
колебаний уровня запасов
4. По базовому (минимальному) товарному
запасу. Этот способ применим
для магазинов (или для тех
укрупнённых товарных групп), в
которых оборачиваемость
5. Нормирование товарных запасов
с учётом их среднегодового
изменения. Этот метод
6. Нормирование товарных запасов
с использованием их
а) расчёт коэффициентов эластичности запасов товаров i-й группы:
б) определение прироста
в) определение прироста запасов товаров i-й группы в планируемом периоде, %:
г) определение норматива запасов товаров i-й группы:
7. Нормирование товарных запасов методом технико-экономичесих расчетов.
Общий норматив товарных запасов, прогнозируемым
методом технико-экономических
Система управления товарными запасами основана на их минимизации, ускорении товарооборачиваемости и хорошо налаженном учете и контроле за их формированием и использованием.
Чрезмерные вложения средств в товарные запасы приводит к уменьшению оборотного капитала торговой организации, к увеличению потребности в кредитах для выплаты заработной платы торговым работникам, оплаты поставщикам за поставленные товары, осуществления текущих расходов. «Омертвление» финансовых ресурсов, вложенных в товарные запасы, сокращает возможность роста доходности организаций за счет финансовых ресурсов в другие, более прибыльные направления торговой деятельности. Кроме того, наличие избыточных (с точки зрения возможностей их реализации)торговых запасов требует больших расходов на их распродажу по сниженным ценам, аренду дополнительных складских помещений, на их содержание для уплаты налогов.
Недостаточные вложения средств в товарные запасы также имеет ряд отрицательных последствий. В этом случае в торговле могут отсутствовать необходимые товары, что приводит к потере потенциальных покупателей, снижению объемов товарооборота из-за их нехватки, увеличению расходов на 1 рубль товарооборота, так как торговым работникам организации приходится выплачивать не заработанную заработную плату, оплачивать содержание неработающего оборудования.
И одна и другая ситуации нежелательны. И поэтому важно привести товарные запасы в соответствие с потребностями в них и создать работающую на практике систему управления ими.
В определенном смысле управление запасами представляет собой попытку установить равновесие между двумя противоположными требованиями: требованиями финансистов, стремящихся минимизировать затраты на хранение товаров и требованиями маркетологов, которые стремятся оптимизировать обслуживание потребителя, поддерживая постоянный уровень запасов товаров по всему спектру торгового ассортимента.