Себестоимость продукции и услуг на предприятиях питания и гостиницах, ее состав и расчет

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – экономический анализ себестоимости и выявление резервов снижения затрат на примере конкретного предприятия.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть экономический смысл себестоимости;
исследовать динамику основных показателей себестоимости продукции на рассматриваемом предприятии;
выявить пути оптимизации себестоимости и резерв снижения затрат.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОСТАВА СЕБЕСТОИМОСТИ 5
1.1. Экономический смысл и основные показатели себестоимости 5
1.2. Методическое обеспечение формирования себестоимости 8
1.3 Контроль за системой управления себестоимости 12
1.4.Правовая база учета затрат и себестоимости 17

2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ РЕСТОРАНА ЗАО «KARLSN’SBEER» 24
2.1 Краткая характеристика ресторана ЗАО «Karlsn’sBeer» 24
2.2 Анализ и оценка себестоимости 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Себестоимость продукции и услуг на предприятиях питания и гостиницах, ее состав и расчет.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

Рисунок 3 - Организационная структура управления ЗАО «Karlsn’sBeer»

      Линейные  сотрудники ресторана ощущают на себе ежеминутное внимание администратора смены. Для ресторана важно, чтобы дела шли по определенному графику, по четко отработанной схеме. Задача администратора зала в ресторане в том и состоит, чтобы создать такую систему и научить персонал работать по всем правилам. Действия администратора зала в области работы с персоналом включают в себя: определение распорядка, проведение обучения, поддержание благоприятного внутреннего климата в коллективе. Для повышения производительности труда сотрудников в ресторане разработаны методы, стимулирующие работу сотрудников, включая денежное премирование.

      В следующем разделе работы проведем оценку себестоимости в ресторане ЗАО «Karlsn’sBeer».

 

       2.2 Анализ и оценка себестоимости

      Далее охарактеризуем общую сумму затрат ЗАО «Karlsn’sBeer» в 2008 году. В ходе данного анализа выявляется структура себестоимости продукции и изменения, которые произошли в ней в течение анализируемого периода и в общей сумме затрат (таблица 2).

      Таблица 2

Затраты на производство продукции  в 2008 году

Элементзатрат Сумма, тыс. руб. Структуразатрат, %
план факт отклонение план факт отклонение
Материальныезатраты 7935 8505 570 16,97% 16,92% -0,05%
Заработнаяплата 21375 23525 2150 45,72% 46,81% 1,09%
Отчислениявфонды 6412,5 7057,5 645 13,71% 14,04% 0,33%
Амортизацияосновныхсредств 4354 4354 0 9,31% 8,66% -0,65%
Косвенные (прочие) расходы 6680 6815 135 14,29% 13,56% -0,73%
Полнаясебестоимость 46756,5 50256,5 3500 100,00% 100,00% 0,00%
Втомчисле:            
переменныерасходы 35722,5 39087,5 3365 76,40% 77,78% 1,38%
постоянныерасходы 11034 11169 135 23,60% 22,22% -1,38%
 

      Как видно из таблицы 3, фактические затраты  ЗАО «Karlsn’sBeer» в 2008 году превысили плановые на 3500 тыс. руб. В относительном выражении это составляет 7,5%. Перерасход произошел практически по всем статьям расходов (исключение – амортизация основных средств). Наибольший перерасход произошел по статье заработной платы.

      Изменилась  несколько и структура затрат. Так в ней увеличились доли затрат на заработную плату и соответствующих  отчислений в социальные фонды. Доли материалов, амортизации и косвенных затрат, соответственно, уменьшились.

      Структура постоянных и переменных затрат не претерпела сколько-нибудь значительных изменений; доля переменных затрат увеличилась  на 1,38%, постоянных – уменьшилась  на соответствующую величину.

      Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за объема выпуска продукции в целом по ЗАО «Karlsn’sBeer» (VВПобщ), ее структуры (УДi), уровня переменных затрат на единицу продукции (Вi) и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А).

      Зобщ = Σ(VВПобщхУДiхВi) + А 

      Таблица 3

Исходные  данные для факторного анализа общей  суммы издержек на производство и реализацию продукции, тыс. руб.

Затраты Сумма, тыс. руб. Факторыизменениязатрат
объемвыпускапродукции структурапродукции переменныезатраты постоянныезатраты
Попланунаплановыйвыпускпродукции:

Σ(VВПiпл хВiпл) + Апл

46756,5 план план план план
Поплану, пересчитанномунафактическийобъемпроизводствапродукцииприсохраненииплановойструктуры:

Σ(VВПiплх Вiпл)* Ктп + Апл

46905 факт план план план
Поплановомууровнюнафактическийвыпускпродукцииприфактическойееструктуре:

Σ(VВПiфх Вiпл) + Апл

48817 факт факт план план
Фактическиприплановомуровнепостоянныхзатрат:

Σ(VВПiфх Вiф) + Апл

49050 факт факт факт план
Фактические:

Σ(VВПiфх Вiф) + Аф

50256,5 факт факт факт факт
 

      В 2008 году произошли следующие изменения:

    1. Влияние выпуска продукции:

      

      В связи с перевыполнением плана  по выпуску продукции в условно-натуральном  выражении сумма затрат возросла на 148,5 тыс. руб.

    1. Влияние структуры выпускаемой продукции:

      

      За  счет изменения структуры выпуска  продукции сумма затрат также  возросла на 1912 тыс. руб.

    1. Влияние переменных затрат:

      

      Из-за повышения уровня переменных затрат перерасход издержек на производство продукции составил 233 тыс. руб.

    1. Влияние постоянных затрат:

      

      Постоянные  расходы возросли по сравнению с  планом на 1206,5 тыс. руб., что также  послужило одной из причин увеличения затрат.

      Таким образом, общая сумма затрат оказалась  выше плановой на 3500 тыс. руб. (50256,5 – 46756,5), или 7,5%, в. том числе за счет перевыполнения плана по объему производства продукции и изменения ее структуры она возросла на 2060,5 тыс. руб. (48817 – 46756,5), а за счет роста себестоимости продукции – на 1439,5 тыс. руб. (50256,5 – 48817).

      Изменение удельных переменных и постоянных затрат может происходить как за счет повышения уровня ресурсоемкости продукции, так и за счет роста цен на сырье. Для определения влияния последнего фактора на изменение себестоимости продукции необходимо фактическое количество потребленных ресурсов за отчетный период умножить на плановые цены или цены базисного периода и сравнить с фактической их стоимостью в отчетном периоде.

      Материальные  затраты, как правило, составляют основную часть себестоимости предприятий общественного питания. Не исключение и ЗАО «Karlsn’sBeer». Материальные затраты занимают значительный удельный вес в себестоимости продукции предприятия ЗАО «Karlsn’sBeer»,как по плану, так и фактически.  

Рисунок 5 – Доли финансовых затрат на товарные группы, %

      Из  таблицы и рисунка видно, что  основные затраты пойдут на группы «рыба и морепродукты» – 36%, «мясо» – 19%, «масло» – 10%, «колбасные изделия» – 7%. Остальные товарные группы в  целом занимают 20%, однако их процентная доля по отдельности незначительная.

Из рисунка 6 видно, что среди покупных товаров  наибольшую долю занимают сигареты – 39%, фрукты – 15%. Далее следуют коньяк – 10%, виски, джин, ром и текила – 9%, вина – 9%. Прочие товарные группы имеют  менее значительный удельный вес в составе закупок.

      Общая сумма материальных затрат ресторана  зависит от объема производства продукции (VВП), ее структуры (УДi) и изменения удельных затрат на отдельные виды продукции (УМЗi). Последние, в свою очередь, зависят от количества (массы) расходованных материалов на единицу продукции (УРi) и средней цены единицы материалов (Цi).

      Таблица 4

Прямые  материальные затраты  ЗАО ЗАО «Karlsn’sBeer»,тыс. руб.

Показатели Сумма, тыс. руб.
1. Затраты материалов на производство  продукции:  
по  плану 7 935
по  плану, пересчитанному на фактический  выпуск продукции 8 004
по  плановым нормам и плановым ценам  на фактический выпуск продукции 8 241
фактически  по плановым ценам 7 634
  фактически 8 505
2. Стоимость товарной продукции:  
по  плану 10 250
фактически  при плановой структуре и плановых ценах 12 510
фактически  при фактической структуре и  по плановым ценам 12 770
фактически 12 630
 

      Из  таблицы 4 видно, что материалоемкость в целом снизилась на 16,97 коп., в т. ч. за счет изменения:

  • Объема выпуска продукции: 63,98 – 77,41 = - 13,43 коп.;
  • Структуры производства: 64,53 – 63,98 = + 0,55 коп.;
  • Удельного расхода сырья: 66,60 – 64,53 = + 2,07 коп.;
  • Цен на сырье и материалы: 59,78 – 66,60 = - 6,82 коп.;
  • Отпускных цен на продукцию: 60,44 – 59,78 = + 0,66 коп.

      Таблица 5 составляется на основе данных таблицы 5

      Таблица 5

Факторный анализ прямых материальных затрат, руб.

Показатель Условиярасчета Порядокрасчетаматериалоемкости Уровеньматериало-емкости, руб.
Объемпроизводства Структурапродукции Удельныйрасходсырья Ценана материалы Отпускнаяценанапродукцию
План План План План План План 7 935/10 250*100 77,41
Усл. 1 Факт План План План План 8 004/12 510*100 63,98
Усл. 2 Факт Факт План План План 8 241/12 770*100 64,53
Усл. 3 Факт Факт Факт План План 8 505/12 770*100 66,60
Усл. 4 Факт Факт Факт Факт План 7 634/12 770*100 59,78
Факт Факт Факт Факт Факт Факт 7 634/12 630*100 60,44
 

      Анализируя  таблицу 5, можно сделать вывод  о том, что на ЗАО «Karlsn’sBeer» в прошедшем году увеличился удельный вес продукции с более высоким уровнем материалоемкости. Это вызвало рост материалоемкости на 0,55 коп. Также в 2008 году имел место перерасход материала, что вызвало рост данного показателя на 2,07 коп.

Информация о работе Себестоимость продукции и услуг на предприятиях питания и гостиницах, ее состав и расчет