Себестоимость продукции и услуг на предприятиях питания и гостиницах, ее состав и расчет

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – экономический анализ себестоимости и выявление резервов снижения затрат на примере конкретного предприятия.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть экономический смысл себестоимости;
исследовать динамику основных показателей себестоимости продукции на рассматриваемом предприятии;
выявить пути оптимизации себестоимости и резерв снижения затрат.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОСТАВА СЕБЕСТОИМОСТИ 5
1.1. Экономический смысл и основные показатели себестоимости 5
1.2. Методическое обеспечение формирования себестоимости 8
1.3 Контроль за системой управления себестоимости 12
1.4.Правовая база учета затрат и себестоимости 17

2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ РЕСТОРАНА ЗАО «KARLSN’SBEER» 24
2.1 Краткая характеристика ресторана ЗАО «Karlsn’sBeer» 24
2.2 Анализ и оценка себестоимости 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Себестоимость продукции и услуг на предприятиях питания и гостиницах, ее состав и расчет.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

      Данная  процедура предназначена для  учета отклонений между плановыми (нормативными) и фактическими показателями в структурных подразделениях предприятия. Алгоритм процедуры состоит из нескольких последовательных этапов. Рассмотрим каждый этап подробнее.

  1. Анализ и выбор экономических показателей оценки деятельности структурного подразделения предприятия (участка, цеха).

      На  данном этапе осуществляется формирование информации, являющейся основой выбора экономических нефинансовых показателей оценки деятельности структурных подразделений предприятия:

  • определение центров ответственности и центров затрат;
  • изучение технологического и производственного процессов, осуществляемых в рамках этих центров;
  • выбор классификации затрат, в соответствии с которой будет осуществляться их контроль;
  • выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
  1. Оценка экономических показателей деятельности структурного подразделения предприятия (участка, цеха) по данным первичного производственного учета.

      Для такой оценки необходима детализированная аналитическая информация, которая  формируется в системе управленческого  учета по центрам затрат. Основной проблемой в настоящее время  является отсутствие сгруппированной, обобщенной по целям учета информации.

  1. Составление карты контроля по центрам затрат и ответственности.

      На  данном этапе реализации процесса контроля руководители центров затрат осуществляют следующие процедуры:

  • внесение фактических значений экономических нефинансовых показателей в карту контроля;
  • выявление отклонений фактических затрат от плановых (нормативных) в натуральном выражении;
  • расчет коэффициентов корректировки нормативных затрат по каждому центру производственных затрат и центру ответственности.

      В процессе составления карты контроля должен проводится расчет коэффициентов  корректировки нормативных затрат на основе группы экономических нефинансовых показателей деятельности структурных  подразделений предприятия в  разрезе статей калькуляции.

  1. Выявление причин и виновников отклонений.

      По  данным отклонений, выявленных на предыдущем этапе, руководители низшего звена  управления должны выявить причины  этих отклонений, а так же лиц, виновных в появлении отклонений и составить  об этом подробный отчет.

  1. Расчет фактической калькуляции.

      В отчете об исполнении сметы, должны сравниваться подобные величины, то есть, и нормативные  и фактические затраты должны относиться к эквивалентному числу  единиц продукции, произведенному за текущий  период. Поэтому, основной задачей на данном этапе является: определение нормативных затрат (калькуляции) на фактический объем производства продукции.

  1. Выявление отклонений фактических затрат от нормативных вследствие изменения эффективности использования ресурсов.

      Управленческая  бухгалтерия разрабатывает по центрам ответственности и центрам затрат сравнительные таблицы, где отражаются запланированные и фактические стоимостные показатели, величина отклонения между ними. Подобный отчет позволяет: во-первых, интегрировать учет нормативных издержек с планированием и анализом прибыли; во-вторых, путем полного выявления отклонений реально оценить вклад каждого подразделения в получение прибыли. Так как, в основу карты контроля были положены показатели, характеризующие эффективность использования экономических ресурсов, величина отклонений, выявленных в процессе сравнения фактических и нормативных затрат, может быть использована только для оценки эффективности затрат, осуществляемых структурными подразделениями предприятия. Для анализа эффективности производственных затрат на уровне всей организации, должны быть дополнительно оценены отклонения затрат, вызванные причинами общехозяйственного характера.

  1. Составление отчета об исполнении сметы затрат основного производства.

      Для мониторинга результатов деятельности бухгалтер готовит отчеты об исполнении сметы и представляет их менеджерам, ответственным за выполнение определенных решений. Отчеты, содержащие данные сопоставления фактических и запланированных результатов, должны готовиться систематически, так как они обеспечивают обратную связь в процессе контроля. В таких отчетах особое внимание должно уделяться показателям, которые расходятся с запланированными, чтобы менеджеры сосредоточили на них свое внимание. В отчете дается характеристика эффективности работы всех центров затрат и ответственности на основе показателя эффективности осуществленных затрат; указываются центры, в которых были выявлены отклонения по затратам; приводится перечень элементов и статей затрат, по которым были выявлены отклонения; причины отклонений; виновные в отклонениях лица.

  1. Контроль исполнения сметы затрат основного производства, анализ причин и виновников отклонений.

      Данный  этап выступает в качестве основы и побудительного мотива выработки  управляющего воздействия на деятельность структурных подразделений предприятия. Данный этап является связующим звеном между информацией, формируемой в процессе контроля и процессом принятия решений, осуществляемым на базе этой информации. Большое влияние на процесс выработки решений оказывает анализ причин отклонений в затратах. Изучение причин отклонений и принятие мер по их устранению используется не только в процедуре контроля, но и при прогнозировании возможных результатов деятельности предприятия и его структурных подразделений, в случае, если данные отклонения исключить не удается.

  1. Выработка, принятие и реализация управленческих решений по устранению выявленных отклонений и негативных воздействий по сферам деятельности.

      В целом, реализация данного этапа  обеспечивает обратную связь с производственным процессом и действенность системы контроля затрат.

      Представленная  процедура текущего контроля затрат является одним из направлений оптимизации  системы управления затратами предприятия, так как:

  1. Способствует распространению принципов эффективного хозяйствования на внутренние подразделения предприятия, поскольку обеспечивает формирование информации об отклонениях от норм расхода экономических ресурсов по местам их возникновения и принятие решений на основе детализированной информации о затратах.
  2. Позволяет интегрировать плановую, нормативную и учетную информацию о движении ресурсов по ходу изготовления продукции.
  3. Позволяет осуществить алгоритмизацию операций учета и контроля с выявлением отклонений от запланированного уровня как по натурально-вещественной форме продукта, так и по затратам на производство этой же продукции.
  4. Способствует повышению ответственности структурных подразделений предприятия за производимые ими затраты, оперативности принятия управленческих решений, усилению контроля, выявлению мест перерасхода и источников затрат.
  5. Позволяет оценить эффективность деятельности центров затрат и ответственности на основе показателя эффективности затрат.
  6. Выступает в качестве механизма отслеживания и своевременного предупреждения кризисных ситуаций. Позволяет выявлять узкие места в планировании и формировании затрат и принимать управленческие решения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      1.4.Правовая  база учета затрат  и себестоимости

      Для подробного ознакомления организации  учета затрат и калькулирования  себестоимости рассмотрим теоретические основы организации учета затрат и себестоимости. Основными нормативными

      документами здесь являются:

      1) Положение о бухгалтерском учете  и отчетности в Российской  Федерации от 26.12.1994 года.

      2) Положение о составе затрат  по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, от 5.08.1992 года с последующими изменениями и дополнениями согласно Постановлению Правительства РФ от 1.07.1995 года.

      3) План счетов бухгалтерского учета  финансовой хозяйственной деятельности предприятий и Инструкций по его применению.

      Согласно  Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость  продукции, (N~552), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

      -затраты,  непосредственно связанные с  производством продукции (работ,  услуг);

      -затраты,  связанные с использованием природного  сырья;

      -затраты  на подготовку и освоение производства;

      -затраты  некапитального характера;

      -затраты, связанные с изобретательность и рационализаторством;

      -затраты  на обслуживание производственного  процесса;

      -затраты  по обеспечению нормальных условий  труда;

      -текущие  затраты, связанные с содержанием  и эксплуатацией фондов природоохранного  назначения;

      -затраты,  связанные с управлением производством;

      -затраты,  связанные с подготовкой и  переподготовкой кадров;

      -предусмотренные  законодательством затраты, связанные  с на бором рабочей силы;

      -отчисления  на государственное социальное  страхование и пенсионное обеспечение, по медицинскому страхованию;

      -платежи  по кредитам банков в пределах  ставки, установленной законодательством;

      -затраты,  связанные со сбытом продукции;

      -затраты  на воспроизводство основных  производственных фондов;

      -износ  по нематериальным активам;

      -начисления  на заработную плату;

      -налоги, сборы, платежи и другие обязательные  отчисления, производимые в соответствии  с установленным законодательством  порядком.

      В фактической себестоимости продукции (работ, услуг) отражаются также:

      -потери  от брака;

      -затраты  на гарантийный ремонт и гарантийное  обслуживание изделий, на которые  установлен гарантийный срок  службы;

      -потери  от простоев по внутрипроизводственным  причинам;

      недостачи материальных ценностей в производстве и на складах при отсутствии виновных лиц;

      -пособия  в связи с потерей трудоспособности  из-за производственных травм;

      -выплата  работникам, высвобождаемым с предприятий  и из организаций в связи  с их реорганизацией, сокращением  численности работников и штатов.

      Не  подлежат включению в себестоимость продукции (работ, ус луг):

      -затраты  на выполнение самим предприятием  или оплату им работ (услуг), не связанных с производством  продукции;

      -затраты  на выполнение работ по строительству,  оборудованию и содержанию культурно-бытовых  и других объектов, находящихся на балансе предприятий, а также работ, выполняемых в порядке оказания помощи и участия в деятельности других предприятий.

      Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием  последующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

Информация о работе Себестоимость продукции и услуг на предприятиях питания и гостиницах, ее состав и расчет