Себестоимость продукции: формирование и методы анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:50, дипломная работа

Краткое описание

Одним из главных принципов рыночной экономики является рентабельность работы предприятия. Эффективность работы предприятия, использования всех факторов производства характеризуется прежде всего тем, насколько его деятельность способна обеспечивать получение прибыли. Прибыль является источником финансирования дальнейшего развития предприятия и во многом определяет возможности развития экономики государства и регионов, так как установленную ее часть предприятия отчисляют в бюджет на государственные и муниципальные нужды. Уровень или объем прибыли предприятия зависит от уровня себестоимости продукции, работ или услуг, чем ниже себестоимость, тем больше прибыль. Каждое предприятие стремится быть рентабельным, что требует систематического контроля издержек производства.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования и анализа себестоимости продукции 5
1.1 Сущность понятия «себестоимость продукции» 5
1.2 Виды себестоимости продукции и методы ее формирования 12
1.3 Цели, задачи, методы анализа себестоимости продукции 17
Глава 2. Практика формирования и анализа себестоимости продукции ЗАО «Инструмент» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 24
2.2 Оценка финансового состояния организации 27
2.3 Формирование и анализ себестоимости продукции организации 42
Глава 3. Пути и методы снижения себестоимости продукции ЗАО «Инструмент» 49
3.1 Разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции 49
3.2 Оценка экономического эффекта от реализации мероприятий по снижению себестоимости продукции 62
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения 71

Файлы: 1 файл

диплом !!!.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

Прочие затраты: разнообразные расходы и выплаты, носящие преходящий характер (платежи по кредитам, оплата услуги связи, командировочные расходы, расходы на рекламу).

 Оценивая затраты целесообразно разделить их на прямые и косвенные, переменные и постоянные. При определении цены необходимо иметь в виду особенности каждого из видов затрат.

 Наиболее распространенными ошибками ценообразования являются:

  - ориентация только на учет затрат;

  - отсутствие гибкости цен, позволяющей компании воспользоваться происходящими на рынке изменениями;

  - установление цены без учета принципов и требований маркетинга;

  - недооценка роли цены в стратегии позиционирования товара на рынке;

- не в полной мере отражение в цене особенностей различных видов продукции, сегментов рынка и условий покупки.

Получение с наименьшими затратами для наибольшего эффекта финансовых и материальных ресурсов соответственно зависят от того, как решит предприятие все вопросы снижения себестоимости продукции. Выявить резервы снижения себестоимости, опирается на комплексный технико-экономический точный анализ работы предприятия. В выявления входит, главным образом, изучение организационного и технического уровня производства, использование производственных мощностей, основных фондов, использование производственных мощностей, сырья, материалов, хозяйственных связей и рабочей силы.

Издержки производства составляют затраты труда в процессе производства. Различия между издержками предприятия и общественными издержками производства сохраняются в условиях хозяйственной обособленности предприятия и товарно-денежных отношений. Общественные издержки производства – это совокупность овеществленного и живого труда, находящая выражение в стоимости продукции. Из всех расходов предприятия на производство продукции, а затем ее реализацию состоят издержки производства. Издержки в денежной форме, называются себестоимостью. Включают в нее стоимость материалов, сырья, электроэнергии, топлива, заработная плата персоналу и другие денежные расходы. Экономия овеществленного и живого труда, означает снижение себестоимости продукции и тем самым является повышением эффективности производства[26, с. 114].

Наибольшие затраты, приходятся на основные материалы, сырье, заработную плату, амортизационные отчисления. Показатель эффективности производства взаимосвязан с себестоимостью продукции. Технико-экономические факторы производства, сильно влияют на уровень затрат. В целях выявления снижения внутрипроизводственных резервов, как правило, производится анализ затрат в течение года.

Таким образом, себестоимость включает в себя все те расходы, которые осуществляются предприятием в процессе изготовления единицы продукции. К ним относятся использованные материалы, электроэнергия, заработная плата работников и накладные расходы, которые не могут быть распределены пропорционально на каждую единицу продукции, но, тем не менее, были затрачены на ее изготовление.

1.2 Виды себестоимости продукции и методы ее формирования

Виды себестоимости продукции делятся на две группы: первая группа - производственная себестоимость, к ней относят расходы на производство конкретного вида продукции; вторая группа - полная себестоимость - все расходы не только по производству, но и по реализации продукции [20, с.400].  
          Виды себестоимости продукции различают и по объекту калькуляции. Если им является валовая продукция, то это расходы на ее производства за текущий период. А если - реализованная продукция - расходы не только на производство, но и на ее сбыт в течение какого-либо цикла, допустим, года.  
           Существуют и такие виды себестоимости продукции, как плановая, сметная, отчетная или фактическая и нормативная. Все они включают разные затраты. 
            Виды себестоимости продукции используются для разных целей анализа. Так, производственная себестоимость нужна для того, чтобы сделать оценку затратных характеристик всего производственного процесса. Технологическая себестоимость требуется, чтобы оценить затратные характеристики технологического процесса, а полная - это основа оценки всего комплекса непроизводственных и производственных операций, она является базой для расчетов цены продукции исключительно методом издержек.

Существует еще деление себестоимости на индивидуальную и среднеотраслевую (в учет берутся все предприятия отдельной отрасли), плановую, которая формируется на базе текущих, и фактическую, относящуюся к данному моменту времени.

Учет и анализ себестоимости продукции имеет основные задачи. В первую очередь, речь идет об объективной оценке выполнения плана себестоимости и ее изменений относительно прошедших отчетных периодов. Вторая задача - исследовать причины, которые вызвали отклонение каких-либо показателей от их плановых значений. Третья задача - обеспечить центры ответственности по затратам всей нужной информацией для того, чтобы эффективно и оперативно управлять формированием себестоимости. Четвертая задача - всячески содействовать выработке наиболее оптимальной величины запланированных затрат, нормативных и плановых калькуляций на отдельные виды продукции и изделия. Пятая задача - выявлять и производить сводный подсчет всех резервов снижения затрат не только на производство продукции, но и на ее реализацию.

Существует достаточно большая вариантность в методах формирования себестоимости продукции.

Планирование и учет затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции в зависимости от вида продукции, ее сложности, типа и характера производства могут осуществляться на основе нормативного, попроцессного, попередельного и позаказного методов калькулирования,что предусмотрено официальными документами[18, с. 115].

  1. Нормативный метод (стандарт-костинг)

Такой метод учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством.

Сущность его заключается в следующем:

  1. Отдельные виды затрат учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями;
  2. Обособленно ведут учет (оперативный) отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием мест возникновения отклонений, причин и виновников их образования;
  3. Учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате видения организационно - технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции.

При этом фактическая себестоимость продукции определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от нормы и величины изменения норм.

  1. Попередельный метод

Он применим в том случае, если сырье и материалы проходят несколько законченных стадий обработки, и после окончания каждой стадии получается не продукт, а полуфабрикат. Полуфабрикаты могут быть использованы как в собственном производстве, так и реализованы на сторону. Затраты на остатке незавершенного производства распределяют по плановой себестоимости определенной стадии производственного процесса.

Попередельный метод характерен:

  1. Для массовых производств, в которых готовая продукция производится путем обработки исходного сырья (заготовок) на нескольких этапах (переделах, процессах), следующих последовательно друг за другом. При этом часть продукции проходит, все предусмотренные этапы и реализуется в качестве конечного продукта переработки. Другие части могут пройти только то или иное количество начальных этапов и будут реализованы в качестве промежуточных продуктов;
  2. Для производства более или менее однородной продукции;
  3. В случае недлительного технологического цикла;
  4. При условии, что весь процесс производства может быть разбит на постоянно повторяющиеся операции.

Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции может быть:

  1. Бесполуфабрикатным – контроль за движением полуфабрикатов осуществляется бухгалтером оперативно в натуральных величинах и без записи на счетах.
  2. Полуфабрикатным – себестоимость рассчитывается по каждой стадии производства изделия. Полуфабрикатный метод может быть реализован как с использованием счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства", так и без применения этого счета.
  3. Попроцесный метод

Является разновидность по передельного. Планирование, учет затрат и калькулирование себестоимости продукции ведется по производственному процессу в целом, без калькулирования себестоимости на каждой фазе производства. Сущность по процессному метода заключается в том, что прямые и косвенные затраты планируются и учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. В связи с этим среднюю себестоимость единицы продукции определяют делением суммы всех затрат (в целом по итогу по каждой статье) на количество готовой продукции.

  1. Позаказный метод

Учет затрат на производство применяется в индивидуальном и мелкосерийном производствах сложных изделий, а также при производств опытных, экспериментальных, ремонтных и т.п. работах. При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенное количество продукции (изделий). Фактическая себестоимость изделий, изготовляемых по заказу, определяется после его выполнений. Такой метод калькуляции применяется тогда, когда продукция производится отдельными партиями или сериями или когда она изготавливается в соответствии с техническими условиями заказчиками. В целях регистрации различных производственных затрат для учета незавершенного производства используют ведомость калькуляции затрат по заказу и видом работ. Для каждого заказа заводится отдельная ведомость, в которой аккумулируются затраты по прямым материалам, прямому труду и заводским накладным расходам, относимым на этот заказ по мере его прохождения через процесс производства. Фактическая себестоимость единицы изделий или работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной по этому заказу продукции.

Позаказный способ применяется:

  1. При единичном или мелкосерийном производстве продукции либо при выполнений работ (оказании услуг), особенно при условии, что продукция, производимая по каждому заказу, если не уникально, то хотя бы существенно отличается от продукции других заказов;
  2. При производстве сложных и крупных продуктов (изделий);
  3. При производстве с длительным технологическим циклом.

Позаказная калькуляция широко используется производителями, работающими на основе заказов в таких сферах, как печатное дело, авиационная промышленность, строительство, ремонт автомобилей, профессиональные услуги.

1.3 Цели, задачи, методы анализа себестоимости продукции

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

    •    объективная оценка выполнения плана по себестоимости продукции и изменение выполнения плана относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
    •    исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
    •     установление динамики важнейших показателей себестоимости и выполнения плана по ним;
    •    определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых и нормативных;
    •    обеспечение ответственных за планирование и учет затрат необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
    •    содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
    •    выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции[38, с. 21].

Непосредственной задачей анализа себестоимости являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.

В результате анализа себестоимости выявляются факторы, способствующие как увеличению, так и снижению себестоимости; определяются пути снижения себестоимости продукции. От того, как предприятие в своей хозяйственной деятельности решает вопросы снижения себестоимости продукции, зависит получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами. Экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от грамотного и качественного анализа себестоимости.

Характер этих задач анализа себестоимости, цели анализа свидетельствуют о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

Информация о работе Себестоимость продукции: формирование и методы анализа