Себестоимость продукции: формирование и методы анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:50, дипломная работа

Краткое описание

Одним из главных принципов рыночной экономики является рентабельность работы предприятия. Эффективность работы предприятия, использования всех факторов производства характеризуется прежде всего тем, насколько его деятельность способна обеспечивать получение прибыли. Прибыль является источником финансирования дальнейшего развития предприятия и во многом определяет возможности развития экономики государства и регионов, так как установленную ее часть предприятия отчисляют в бюджет на государственные и муниципальные нужды. Уровень или объем прибыли предприятия зависит от уровня себестоимости продукции, работ или услуг, чем ниже себестоимость, тем больше прибыль. Каждое предприятие стремится быть рентабельным, что требует систематического контроля издержек производства.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования и анализа себестоимости продукции 5
1.1 Сущность понятия «себестоимость продукции» 5
1.2 Виды себестоимости продукции и методы ее формирования 12
1.3 Цели, задачи, методы анализа себестоимости продукции 17
Глава 2. Практика формирования и анализа себестоимости продукции ЗАО «Инструмент» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 24
2.2 Оценка финансового состояния организации 27
2.3 Формирование и анализ себестоимости продукции организации 42
Глава 3. Пути и методы снижения себестоимости продукции ЗАО «Инструмент» 49
3.1 Разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции 49
3.2 Оценка экономического эффекта от реализации мероприятий по снижению себестоимости продукции 62
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения 71

Файлы: 1 файл

диплом !!!.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

 

Исходные данные для составления калькуляции приведены в  
таблице 12.

Все калькуляционные статьи расходов делятся на две группы: переменные и постоянные.

К переменным расходам относятся:

- материальные затраты (стоимость  сырья, материалов, топлива, энергии  и т.д.);

- заработная плата производственных рабочих, если она начисляется по сдельной системе оплаты труда;

- отчисления на социальные  нужды с зарплаты производственных  рабочих.

Таблица 12 – Исходные данные для составления калькуляции

№ п/п

Показатели

Единицы измерения

Изделие «А»

Изделие «Б»

1

Производство продукции за квартал

шт.

1110

2080

2

Нормы расхода материальных ресурсов на изготовление единицы продукции

     

2.1

- металл

тн./шт.

0,205

0,255

2.2

- топливо

тн./шт.

0,075

0,045

2.3

- электроэнергия

кВт.ч./шт.

780

450

3

Сдельные расценки на изготовление единицы продукции

руб./шт.

3350

2650


 

Основой для расчета уровня материальных затрат на единицу продукции каждого вида ( ) являются:

- нормы расхода отдельных видов  материальных ресурсов ( ) на изготовление единицы продукции;

- покупные цены (без НДС) отдельных видов материальных ресурсов (Ц).

  (6)

Основой для расчета зарплаты производственных рабочих ( ) являются сдельные расценки на изготовление единицы продукции каждого вида.

Основой для расчета отчислений на социальные нужды ( ) на единицу продукции являются:

- сдельные расценки на изготовление  единицы продукции;

- ставка отчислений на социальные  нужды в %.

  (7)

Уровень переменных расходов на единицу продукции каждого вида по калькуляционным статьям расходов составит:

  (8)

Для расчета уровня постоянных расходов на единицу продукции следует выполнить расчеты:

1. Определяется общая сумма переменных расходов по всем видам изделий («А» и «Б») по калькуляции (прил. 6):

  (9)

2. Из полной себестоимости (С) по смете затрат (прил. 5) вычитается общая сумма переменных расходов (прил. 7) и полученная разность определяет общую сумму постоянных расходов:

  (10)

3. Общая сумма постоянных расходов ( ) распределяется между отдельными видами продукции («А» и «Б») с помощью коэффициентов зарплаты ( и ), которые рассчитываются как отношение суммы зарплаты производственных рабочих ( ) по выпуску всех изделий конкретного вида («А» и «Б») к общей сумме зарплаты производственных рабочих по всем изделиям всех видов:

  (11)

4. Численные значения коэффициентов ( и ) умножаются на общую сумму постоянных расходов по всем видам изделия ( ) и определяется сумма постоянных расходов по выпуску изделий каждого вида:

 (12)

5. Определяется уровень постоянных расходов на единицу продукции каждого вида путем деления суммы постоянных расходов по каждому виду изделии на количество изделий конкретного вида:

 (13)

6. Сумма переменных и постоянных расходов на единицу продукции каждого вида формирует полную себестоимость единицы продукции ( ) по видам изделий:

  (14)

  (15)

В соответствии с изложенной методикой калькуляция себестоимости отдельных видов продукции может быть представлена в форме таблицы [прил. 6]. Колонка 4 и колонка 8 в таблице представляют калькуляционные расходы на единицу продукции изделия А и изделия Б. Колонка 10 в таблице представляет себестоимость товарной продукции по калькуляционным статьям расходов.

Далее определим оптовую цену предприятия (без НДС) и отпускную (с НДС) цену изделий, если нормативная рентабельность ( ) изделия «А» равна 30% и изделия «Б» - 25%.

Определить выручку от продаж (объем реализованной продукции) за І квартал в оптовых и отпускных ценах при условии, что продукция «А» и «Б» безакцизная и весь объем произведенной товарной продукции реализован (сальдо остатков готовой продукции на складе равно нулю).

Порядок расчетов:

1. Оптовая пена предприятия единицы  продукции:

  (16)

Изделие «А» - руб/шт.

Изделие «Б» - руб/шт.

2. Отпускная цена:

  (17)

Изделие «А» - руб/шт.

Изделие «Б» - руб/шт.

3. Выручка от продаж в оптовых ценах предприятия:

= х A  (18)

Изделия «А» - =  х 1102=27716402 руб.

Изделия «Б» - =  х 2072=43340024 руб.

Итого – Во = + , 27716402 + 43340024= 71056426 руб.

4. Выручка от продаж в отпускных  ценах:

= х А,  (19)

Изделия «А» - = 29678 х 1102=32705156 руб.

Изделия «В» - = 24682 х 2072=51141104 руб.

Итого - Вотп = + , 32705156 + 51141104=83846260 руб.

Далее определим массу прибыли от продаж, прибыли до налогообложения (балансовая прибыль), чистой прибыли и чистого дохода по данным таблицы Приложения 7.

5. Прибыль от продаж (основная  деятельность):

Пп = Во – С  (20)

Пп = 71056426 - 55994884=15061542 руб.

6. Прибыль по операционной (прочей) деятельности:

По = До – Ро,  (21)

где Дои Ро– доходы и расходы по операционной деятельности

До Рпрод + + ЦБ + а х  Псд+  (22)

Po = КБ + Нф.р + .  (23)

До 305 + + 543000 + 0.3 х 966000+ , До руб.;

Po = 264000 + 705000+ 164000, Po = 1133000 руб.

По = -1133000=2336656 руб.

7. Прибыль от внереализационной (прочей) деятельности:

Пвнр = Двнр - Рвнр ,  (24)

где Двнр и Рвнр– доходы и расходы по внереализационной деятельности.

Двнр= Шп + ,  (25)

Двнр= 72000 + 145000, Двнр= 217000 руб.

Рвнр= Шу  + ,  (26)

Рвнр= 311000 + 152000, Рвнр= 463000 руб.

Пвнр = 217000 - 463000=-246000 руб.

8. Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль):

Пно = Пп + По + Пвнр  (27)

Пно = 15061542 + 2336656 + (-246000), Пно = 17152198 руб.

9. Сумма налога на прибыль:

Нп= х Пно ,  (28)

где СтНп – ставка налога на прибыль.

Нп= х 17152198, Нп= 3430440 руб.

10. Чистая прибыль 

Пч = Пно - Нп,  (29)

Пч =17152198 - 3430440=13721758 руб.

11. Чистый доход:

Дч = Пч + ,  (30)

Дч =13721758 + 6284750, Дч =20006508 руб.

Таким образом, рыночный метод ценообразования представляется наиболее предпочтительным для ЗАО "Инструмент". При использовании рыночного метода ценообразования компания рассматривают свои затраты на производство продукции лишь в качестве ограничительного фактора, ниже которого продажа становится экономически нецелесообразна.

Таким образом, анализ ценовой политики ЗАО "Инструмент" выявил недостатки на предприятии, который основывается на затратном методе ценообразования.

Если предприятие длительный срок основывает ценообразование на свои товары на методе, основанном на учете расходов, то конкуренты могут это заметить и смогут легко обойти это предприятие при помощи дифференцированного ценообразования. Другая важная отрицательная черта - это то, что метод ценообразования по издержкам ориентирован на предложение, а не на спрос.

Поэтому фирме целесообразно уделить большее внимание рыночному методу ценообразования. Такой метод в большей степени соответствует задачам маркетингового позиционирования продукта. Суть данного подхода к ценообразованию состоит в том, что надо установить такую цену, которую покупатель готов заплатить за данный товар. К сожалению, покупатели редко сообщают о том, сколько они готовы заплатить. Продавец должен сам назвать цену. Здесь при назначении цен советником может стать уровень цен за аналогичные товары и услуги. При продаже товара следует обратить внимание на цены его аналогов.

Если имеется возможность, то можно провести анализ: из каких материалов сделаны аналоги, каково их качество. Высокая цена обычно оправдана качеством, дизайном и т.п. При такой системе лучше назначать высокую цену и давать скидку, чем продавать по нормальной цене сразу. При данном методе ценообразовании цена назначается, отталкиваясь от расходов, и поднимается до величины, которую, по мнению продавца, готов заплатить покупатель.

3.2 Оценка экономического эффекта  от реализации мероприятий по снижению себестоимости продукции

Себестоимость продукции - это стоимостная оценка потребленных в процессе производства и реализации продукции экономических ресурсов и других затрат, например в форме налогов, сборов и обязательных отчислений, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством[40, с. 100]. В организации и технологии производства себестоимость продукции определяется не приобретенными ресурсами, а ресурсами, которые использованы в процессе производства в соответствии с нормами их расходов. Себестоимость продукции включает текущие затраты предприятия, выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции. Себестоимость как показатель указывает, сколько стоит производство продукции для себя - отсюда и термин «себестоимость».

Экономическое назначение себестоимости - возместить предприятию затраты на производство и реализацию продукции и обеспечить простое воспроизводство материальных и нематериальных ресурсов, основных средств и рабочей силы[31, с. 112]. Разница между доходом и себестоимостью определяет размер прибыли предприятия. Состав затрат характеризует налогооблагаемую базу на предприятии для расчета различных налогов, а следовательно - поступление средств в бюджет. Поэтому в Российской Федерации перечень таких видов затрат определен специальным документом «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)».

Главными источниками снижения себестоимости продукции являются внутрипроизводственные резервы в области использования средств труда, предметов труда и в области совершенствования организации труда, производства и управления[25, с. 37]. Знание факторов формирования себестоимости, а также анализ затрат на производство и реализацию продукции позволяют определить основные пути снижения себестоимости, что и определяет актуальность выбранной темы дипломной работы.

Анализ ценовой политики ЗАО "Инструмент" выявил недостатки на предприятии, который основывается на затратном методе ценообразования.

Если предприятие длительный срок основывает ценообразование на свои товары на методе, основанном на учете расходов, то конкуренты могут это заметить и смогут легко обойти это предприятие при помощи дифференцированного ценообразования. Другая важная отрицательная черта - это то, что метод ценообразования по издержкам ориентирован на предложение, а не на спрос.

Поэтому фирме целесообразно уделить большее внимание рыночному методу ценообразования. Такой метод в большей степени соответствует задачам маркетингового позиционирования продукта. Суть данного подхода к ценообразованию состоит в том, что надо установить такую цену, которую покупатель готов заплатить за данный товар. К сожалению, покупатели редко сообщают о том, сколько они готовы заплатить. Продавец должен сам назвать цену. Здесь при назначении цен советником может стать уровень цен за аналогичные товары и услуги. При продаже товара следует обратить внимание на цены его аналогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Себестоимость отражает затраты предприятия на производство. Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим и сбыт продукции, выраженные в денежном измерении. Кроме этого, в себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

Для комплексного анализа себестоимости продукции применяются специальные показатели, которые позволяют рассчитывать и анализировать затраты предприятия на весь объем произведенной товарной продукции, затраты на производство конкретного вида продукции, а также затраты предприятия на получение каждого рубля выручки.

Информация о работе Себестоимость продукции: формирование и методы анализа