Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:50, дипломная работа
Одним из главных принципов рыночной экономики является рентабельность работы предприятия. Эффективность работы предприятия, использования всех факторов производства характеризуется прежде всего тем, насколько его деятельность способна обеспечивать получение прибыли. Прибыль является источником финансирования дальнейшего развития предприятия и во многом определяет возможности развития экономики государства и регионов, так как установленную ее часть предприятия отчисляют в бюджет на государственные и муниципальные нужды. Уровень или объем прибыли предприятия зависит от уровня себестоимости продукции, работ или услуг, чем ниже себестоимость, тем больше прибыль. Каждое предприятие стремится быть рентабельным, что требует систематического контроля издержек производства.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования и анализа себестоимости продукции 5
1.1 Сущность понятия «себестоимость продукции» 5
1.2 Виды себестоимости продукции и методы ее формирования 12
1.3 Цели, задачи, методы анализа себестоимости продукции 17
Глава 2. Практика формирования и анализа себестоимости продукции ЗАО «Инструмент» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 24
2.2 Оценка финансового состояния организации 27
2.3 Формирование и анализ себестоимости продукции организации 42
Глава 3. Пути и методы снижения себестоимости продукции ЗАО «Инструмент» 49
3.1 Разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции 49
3.2 Оценка экономического эффекта от реализации мероприятий по снижению себестоимости продукции 62
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения 71
Одним из главных принципов рыночной экономики является рентабельность работы предприятия. Эффективность работы предприятия, использования всех факторов производства характеризуется прежде всего тем, насколько его деятельность способна обеспечивать получение прибыли. Прибыль является источником финансирования дальнейшего развития предприятия и во многом определяет возможности развития экономики государства и регионов, так как установленную ее часть предприятия отчисляют в бюджет на государственные и муниципальные нужды. Уровень или объем прибыли предприятия зависит от уровня себестоимости продукции, работ или услуг, чем ниже себестоимость, тем больше прибыль. Каждое предприятие стремится быть рентабельным, что требует систематического контроля издержек производства.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, работ и услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство [14, с. 301]. Себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому изучение себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения себестоимости единицы продукции.
Себестоимость - это один из главных качественных показателей любого предприятия[6, с. 41]. Анализ структуры затрат себестоимости позволит сделать вывод какой тип затрат преобладает в данном производстве, возможные пути снижения себестоимости.
Дальнейшее использование расчетных значений себестоимости изделия позволит сформировать его рыночную цену, использовать в расчете экономической эффективности внедрения изделия в производстве и в определении стоимости модуля.
Большую роль играет конкурентоспособность разрабатываемых систем и устройств. Одним из условий высокой конкурентоспособности изделия является низкая себестоимость его производства. Себестоимость изделия влияет на заложенные на стадии проектирования конструкторско-технологические решения и их эффективность. Достигнутая производительность труда и рациональность использования материальных ресурсов тоже проявляется в себестоимости, так как они также оказывают на нее значительное влияние.
Основные теоретические и практические аспекты управленческого и производственного учета рассмотрены и проанализированы в научных исследованиях таких ученых, как К.Друри, Ч.Т.Хорнгрен, Дж.Фостер, М.Тулаходжаева, Н.Жураев, А.Пардаев, К.Хасанджанов, Д.Додобаев, П.С.Безруких, В.Ф.Палий, А.Д.Шеремет и многих других ученых управленцах. В опубликованных научных и практических трудах достаточно подробно раскрыты научные основы и сущность калькуляции продукции, ее глобальное значение в управлении производством масложировой промышленности, принятие решений и влияние на ценообразование, экономически обоснованные пути и варианты ее снижения.
Актуальность дипломной работы заключается в следующих факторах:
Целью дипломной работы является выявление резервов снижения себестоимости продукции ЗАО «Инструмент». Для достижения намеченной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Предметом исследования является себестоимость производства, поиск, раскрытие и использование внутренних и внешних резервов ее снижения.
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первом разделе рассмотрены теоретические основы себестоимости продукции.
Во втором разделе проанализированы производственные показатели, дана экономическая характеристика предприятия, а также финансовые результаты отрасли, рассмотрена организация производства продукции.
В третьем разделе выявлены резервы снижения себестоимости продукции предприятия и предложен проект по снижению себестоимости продукции
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих ученых экономистов по изучаемой проблеме, законодательные и нормативные акты РФ, нормативно-справочные материалы, рекомендации научно-исследовательских учреждений. Также в работе использовались данные годовых отчетов предприятия[прил.1, 2].
Понятие «себестоимости» трактуется по-разному. По определению Баканова М.И., д. э. н., и Шеремета А.Д., д.э.н.,[1, с. 112] под себестоимостью продукции, работ, услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов, основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его усовершенствования. Профессор Н.П. Любушин [20, с. 333] дает следующие определение себестоимости: «Себестоимость продукции – это текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме».
Таким образом, себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, работ, услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство. Себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. При осуществлении хозяйственно- производственной деятельности на любом предприятии естественным образом потребляются, сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд различных необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции, что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому знаменателю, то есть представить в денежном выражении. Для этого требуется такой показатель как себестоимость. Козлова Е.П. [17, с. 556] трактует себестоимость, как затраты, связанные с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию.
Для изготовления продукции в организации затрачиваются основные средства и предметы труда, рабочая сила. Средства и предметы труда переносят свою стоимость на изготовляемую продукцию. Затраты рабочей силы выражаются в заработной плате. Перенесенная стоимость средств производства, а также начисленная заработная плата, выступают как затраты на производство продукции.
Затраты – это оценка используемых производственных ресурсов, выраженных в денежной и натуральной форме. Затраты ресурсов, выраженные в денежной форме, называются издержками производства. Кроме затрат, связанных с производством продукции, организация несет расходы по сбыту продукции (проведению маркетинговых исследований, организации рекламы и др.), выраженные в денежной форме, они представляют затраты на реализацию[16, с. 58].
Издержки – это затраты на привлечение производственных ресурсов, необходимых предприятию для осуществления производственной и коммерческой деятельности[13, с. 59]. Но наряду с затратами на производство и реализацию продукции организация платит налоги, сборы, производит отчисления в различные целевые и внебюджетные фонды, которые в соответствии с действующим законодательством также относятся в затраты организации. Таким образом, затраты – это не только издержки, связанные с производством и реализацией продукции, но и расходы организации, которые она несет в связи с уплатой косвенных налогов.
В экономической литературе и на практике, наряду с терминами «затраты», «издержки», используется и такая экономическая категория как «расходы». Отдельные авторы трактуют их как синонимы, но имеются различия между этими понятиями.
Расходы– это статья издержек, относящихся к определенному текущему периоду, это конкретные выплаты в текущем учетном периоде. Расходы вызываются затратами, относимыми как на себестоимость продукции, так и покрываемыми за счет прибыли организации и целевых средств и средств специальных фондов[13, с. 60].
Затраты формируют себестоимость продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию[22, с. 65].
Себестоимость какого-либо товара в организации зависит как от цен приобретения ресурсов, так и от технологии его изготовления. Технология представляет собой способ производства, который определяет количество ресурсов, необходимых для изготовления продукции. С точки зрения характера формирования затрат различают индивидуальную и общественно-необходимую себестоимость. Индивидуальная себестоимость – это себестоимость, которая складывается в отдельной организации. Под общественно-необходимой себестоимостью следует понимать себестоимость производства той или иной продукции по отрасли при общественно нормальных условиях производства. Индивидуальная себестоимость может быть выше или ниже отраслевой.
По характеру информации, отражающей период расчета, себестоимость подразделяется на плановую, нормативную и фактическую.
Плановая себестоимость отражает максимально допустимые затраты предприятия на выпуск продукции в плановом периоде. Она определяется по плановым ценам.
Нормативная себестоимость определяется на базе действующих на начало отчетного периода норм затрат. Она показывает достигнутый уровень затрат и в отличие от плановой пересматривается по мере внедрения орг.тех.мероприятий и изменения норм затрат.
Фактическая себестоимость – та, которая сложилась в отчетном периоде на основе данных бухгалтерского учета[26, с. 157]. Она учитывает дополнительные затраты, вызванные отступлением от установленного технологического процесса; затраты материалов сверх норм расхода; потери от брака; простоев и другие, не предусмотренные нормативной себестоимостью. Отклонение фактической от нормативной себестоимости может вызываться причинами, зависящими и независящими от деятельности организации (изменение цен, условий оплаты труда и тарифных ставок и т.д.). Необходимо изучать причины отклонения фактической себестоимости от нормативной и плановой в целях выявления резервов производства.
Таким образом, себестоимость как экономическая категория отражает экономические отношения, а как показатель хозяйственной деятельности характеризует в денежной форме индивидуальные затраты конкретной организации на производство соответствующего вида продукции и поэтому является одним из качественных показателей работы организации.
Как экономическая категория, себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
– учетную – обеспечивает учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
– является базой для формирования цены на продукцию организации и расчета прибыли и рентабельности;
– является фактором при обосновании целесообразности вложения инвестиций.
По определению себестоимость продукции (работ и услуг) есть стоимостная оценка всех использованных в процессе производства продукции средств:
- природных ресурсов, сырья и материалов;
- топлива и энергии;
- основных фондов с учетом амортизации (амортизация-процесс постепенного перенесения стоимости основных производственных фондов по мере их износа на производимый продукт или услуги в целях возмещения их стоимости и накопления денежных средств для последующего полного восстановления основных фондов);
- трудовых ресурсов (заработная плата);
- затрат на реализацию и т.д.
Правильное определение себестоимости имеет очень важное значение при расчете цены продукции и, как следствие, для расчета прибыли предприятия. По отношению к себестоимости различают прямые и накладные затраты.
Прямые – это затраты, которые на основе первичных документов можно отнести на определённый вид продукции, работ, услуг.
Накладные – относятся одновременно к нескольким видам работ. Их нельзя полностью отнести только на один вид продукции, а надо разложить по всем видам.
В себестоимость входят только затраты, непосредственно связанные с производством продукции и ее реализацией.
Затраты группируются в соответствии с их экономическим содержанием по элементам.
Материальные затраты:
- сырье и основные материалы;
- покупные изделия и полуфабрикаты;
- вспомогательные материалы;
- топливо и энергию.
Стоимость материальных ресурсов формируется исходя из цен их приобретения.
Затраты на оплату труда:
- оплата труда основного производственного персонала;
- премии и компенсации.
Информация о работе Себестоимость продукции: формирование и методы анализа