Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – анализ роли малого бизнеса в сфере малого бизнеса и предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить малое предпринимательство как субъект экономических отношений;
- проанализировать занятость населения РФ в сфере малого предпринимательства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Малый бизнес как субъект экономических отношений
1.2. Занятость в сфере малого предпринимательства
1.3. Проблемы российского малого бизнеса в современной России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС»
2.1. Общая технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Лестехсервис»
2.2. Оценка состава и структуры персонала ООО «Лестехсервис»
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС» С ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НАСЕЛЕНИЯ Г. КАТАВ-ИВАНОВСК
3.1 Предложения по стратегическому развитию предприятия
3.2. Оценка рисков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Д, Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения, Л, Эля.doc

— 704.50 Кб (Скачать)

Далее необходимо проанализировать структуру персонала по уровню образования. Для этого составим сводную таблицу 9.

Таблица 9

Структура персонала по уровню образования за 2005-2006гг.

Категории

образования

2005 год

2006 год

± отклонения

Колич

чел

Уд.вес,%

Колич,чел

Уд.вес,%

Колич,чел

Уд.вес,%

Высшее

3

20

4

23,53

+1

+3,53

Неполное высшее

4

26,67

5

29,41

+1

+2,74

Средне-специальное

3

20

3

17,65

-

-2,35

Среднее

3

20

3

17,65

-

-2,35

Неполное среднее

2

13,33

2

11,76

-

-1,57

       итого

15

100

17

100

+2

0

 

Из результатов расчетов можно сказать, что в 2005 году уровень персонала с высшим образованием составлял 3 чел. или 20%,  а в 2006 году возрос до 4 чел. или 23,53%, т.е. менее почти 25% на исследуемом предприятии работают с высшим образованием, что характеризует о высоком образовательном уровне.

Наличие персонала с неполным высшим образованием в 2005г. в количестве 4 чел. и 5 чел. в 2006г. говорит, о создании условий на предприятии для повышения образовательного уровня как из числа руководства, так и специалистов, что в последующем переходят в разряд с высшим образованием. Так, с 2005года  по 2006год получили высшее образование 1 чел. (5-4).

В составе персонала  почти 20%  занимают категории со средним специальным  образованием, куда относятся в основном рабочие, вспомогательные рабочие и водители.

Численность персонала с неполным средним  образованием составляет 2 человека.

В целом можно  судить о среднем образовательном уровне персонала предприятия ООО «Лестехсервис».

Структуру персонала по уровню образования представим на рис.3.

 

Рис.3.а)

Рис.3.б)

Рис.3. Структура персонала по уровню образования за 2005-2006гг

 

Кроме  изучения образовательного уровня для эффективного управления персонала предприятия проводится оценка возрастной структуры кадров, с целью определения задач повышения их квалификации. Для этого персонал предприятия подразделяется на возрастные  группы.

 

Таблица 10

Возрастная структура персонала предприятия за 2005-2006гг.

Годы

Всего

персо-нала

 

От 16 до 20 лет

От 20 до 30 лет

От 30 до 40 лет

Свыше 40 лет

Колич.

Доля

%

Колич.

Доля

%

Колич.

Доля

%

Колич.

Доля%

2005г

15

2

13,33

3

20

6

40

4

26,67

2006г

17

2

11,76

4

23,53

6

35,29

5

29,41

 

 

 

Рис. 4 а)

рис. 4 б)

 

Рис.3. Структура персонала по уровню возрасту за 2005-2006гг

 

По результатам выполненных расчетов можно сказать, что в 2005 году основную долю  40% составлял персонал, возраст которых в пределах  30-40 лет, затем 26,67% в возрасте  свыше 40 лет. В 2006 году происходит некоторое снижение доли (до 35,29%) персонала от 30 до 40 лет, а доля персонала в возрасте от 30 до 40 лет несколько снизилась – на 4,71%. Произошло снижение персонала в возрасте свыше 40 лет на 5,88%.

Средний процент в 2005 г. занимает с 20 – 30 лет 20%, а в 2006 г. 23,53%, происходит увеличение доли на 3,53%.

В целом можно сделать вывод, что на предприятии превалирует перспективная возрастная группа.

Для того, чтобы направить работу системы управления человеческими ресурсами в правильное, нужное русло необходимо в первую очередь провести SWOT-анализ работы организации в области персонала. Это позволит выявить сильные и слабые стороны системы управления человеческими ресурсами в компании, определить возможности и угрозы, связанные с работниками предприятия. При проведении SWOT-анализа, появляется возможность более качественной, четкой, поэтапной разработки системы управления человеческими ресурсами. Представим SWOT-анализ работы ООО «Лестехсервис» в области управления человеческими ресурсами следующий.

Таблица 11

SWOT-анализ в области управления персоналом предприятия

Сильные стороны

1. Возраст кадров от 20 до 30 лет, что позволяет нести высокую способность к нагрузкам, обучению, перквалификации

2. Во главе предприятия стоит молодой руководитель

3. Реализуемая продукция востребована на рынке

Слабые стороны

1.Организационная структура малофункциональна

2. Слабые коммуникативные связи

3. Отсутствие отдела кадров

4. Высокий показатель  текучести кадров

5. Слабая мотивация работников

Возможности

1. Организация эффективной системы мотивации

2. Пересмотр и создании новой организационной структуры компании

3. Улучшении трудовой дисциплины и морально психологического климата в коллективе.

Угрозы

1.    Высокий уровень конкуренции

2. Неспособность коллектива к достижению целей компании

3.Снижение уровня конкурентоспособности компании

 

В результате проведения  SWOT-анализа в области персонала ООО «Лестехсервис»  были определены его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы предприятия.

Сильные стороны:

- Самым большим плюсом ООО «Лестехсервис» является то, что в большинстве своем коллектив компании – это молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет. Это обстоятельство свидетельствует в некотором роде о том, что коллектив предприятия способен и готов к обучению, переобучению и переквалификации. Кроме того, немаловажен тот факт, что большинство членов коллектива имеют высокую способность к нагрузкам и интенсивности труда. Кроме того, работники компании положительно настроены на проявление  при выполнении своих задач энергии и интенсивности и готовы к выполнению задач, не входящих в их компетенцию.

- Также положительным моментом работы предприятия в области человеческих ресурсов является то, что во главе предприятия стоит молодой сильный директор, пользующийся уважением и признанием коллектива, способный создать сильную команду и повести работников организации за собой к достижению целей компании.

- Не менее важным является то, что реализуемый товар на рынке востребован покупателями, и следовательно, при правильной организации деятельности предприятия (товарной политики, политики ассортимента и качества продукции…) предприятие имеет возможность для своего дальнейшего развития.

Слабые стороны:

-   Организационная структура организации малофункциональна, недостаточно хорошо налажены коммуникационные связи между различными отделами и подразделениями организации; неэффективная структура отдела кадров не позволяет качественно провести прием, отбор и оценку персонала. Так, например, зачастую происходит прием на работу в компанию «по знакомству», при этом мало учитываются индивидуальные способности и характеристики кандидата на должность.

-   Низкий уровень специальных знаний работников компании. Многие работники работают не по своей специальности, но в компании разработаны положения об обучении и развитии человеческих ресурсов;

-   Слабая мотивация работников. Существует лишь система материального стимулирования, и та недостаточно развита, что негативно сказывается на стремлении работников к достижению целей организации;

-         Практически невозможно продвижение работников компании по служебной лестнице (все по «блату»);

-         Нежелание работников проявлять инициативу в рамках своей компетентности;

Возможности:

              При условии нейтрализации всех факторов, оказывающих негативное влияние на работу персонала компании, а именно: обучении персонала, мотивации, правильном отборе человеческих ресурсов, пересмотре и создании новой организационной структуры компании, улучшении трудовой дисциплины и морально психологического климата в организации и так далее, возможно создание сильного мобильного коллектива на предприятии. Такой коллектив способен путем совместного и индивидуального вклада работников в достижение целей предприятия, к повышению уровня конкурентоспособности ОАО.

Угрозы:

Сегодня люди – это основной ресурс успешной работы любой организации. Поэтому очень важно создание рациональной системы управления человеческими ресурсами в компании. Не уделяя достаточного внимания разработке различных стратегий управления человеческими ресурсами, ООО «Лестехсервис» рискует   в конечном итоге получить высокую текучесть персонала, неудовлетворенность работников своей деятельностью и, как следствие, неспособность коллектива к достижению целей компании и снижение уровня конкурентоспособности компании.

Таким образом, в процессе проведенного анализа можно сделать

следующие выводы:

- на предприятии ООО  «Лестехсервис» отсутствует отдел кадров;

-  не развитая система мотивации (как материальная, так и нематериальная) подавляют стремление работников повышать уровень квалификации, а в итоге – производительность труда и качество продукции;

Из этого следует, что ООО «Лестехсервис» необходимо создать  систему управления человеческими ресурсами, которая бы позволила  и разработать следующие стратегии управления человеческими ресурсами:

1.      Стратегия развития человеческих ресурсов.

2.      Стратегия вознаграждения и мотивации человеческих ресурсов.

Эти задачи, по моему мнению,  целесообразнее всего решать за счет

совершенствования организационной структуры управления и выполняемых ими функций.

Также было выявлено, что показатель прибыли предприятия увеличился всего на 103,1%, что, по моему мнению, является не достаточно высоким темпом роста, учитывая темпы роста инфляции в стране. Рентабельность предприятия имеет отрицательную тенденцию: в 2006г этот показатель снизился на 7,1% по сравнению с 2005г. Анализ фонда оплаты труда работников показывает, что данный показатель вырос на 104,52%, что, казалось бы,  является положительным фактом в деятельности предприятия, однако увеличение штата на 2 человека привело к тому, что средняя заработная плата на 1 работника уменьшилась на 7,88%, что весьма негативно отражается на деятельности работников организации, снижая заинтересованность работников в улучшении показателей труда.

Проведенный анализ показывает, что деятельность предприятия ООО «Лестехсервис»  является не достаточно эффективной.

 

 

Глава 3. Основные направления по совершенствованию деятельности ООО «Лестехсервис» с целью организации дополнительных рабочих мест населения г. Катав-Ивановск

 

3.1 Предложения по стратегическому развитию предприятия

 

Информация о работе Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения