Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:39, дипломная работа
Цель работы – анализ роли малого бизнеса в сфере малого бизнеса и предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить малое предпринимательство как субъект экономических отношений;
- проанализировать занятость населения РФ в сфере малого предпринимательства;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Малый бизнес как субъект экономических отношений
1.2. Занятость в сфере малого предпринимательства
1.3. Проблемы российского малого бизнеса в современной России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС»
2.1. Общая технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Лестехсервис»
2.2. Оценка состава и структуры персонала ООО «Лестехсервис»
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС» С ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НАСЕЛЕНИЯ Г. КАТАВ-ИВАНОВСК
3.1 Предложения по стратегическому развитию предприятия
3.2. Оценка рисков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Далее необходимо проанализировать структуру персонала по уровню образования. Для этого составим сводную таблицу 9.
Таблица 9
Структура персонала по уровню образования за 2005-2006гг.
Категории образования | 2005 год | 2006 год | ± отклонения | |||
Колич чел | Уд.вес,% | Колич,чел | Уд.вес,% | Колич,чел | Уд.вес,% | |
Высшее | 3 | 20 | 4 | 23,53 | +1 | +3,53 |
Неполное высшее | 4 | 26,67 | 5 | 29,41 | +1 | +2,74 |
Средне-специальное | 3 | 20 | 3 | 17,65 | - | -2,35 |
Среднее | 3 | 20 | 3 | 17,65 | - | -2,35 |
Неполное среднее | 2 | 13,33 | 2 | 11,76 | - | -1,57 |
итого | 15 | 100 | 17 | 100 | +2 | 0 |
Из результатов расчетов можно сказать, что в 2005 году уровень персонала с высшим образованием составлял 3 чел. или 20%, а в 2006 году возрос до 4 чел. или 23,53%, т.е. менее почти 25% на исследуемом предприятии работают с высшим образованием, что характеризует о высоком образовательном уровне.
Наличие персонала с неполным высшим образованием в 2005г. в количестве 4 чел. и 5 чел. в 2006г. говорит, о создании условий на предприятии для повышения образовательного уровня как из числа руководства, так и специалистов, что в последующем переходят в разряд с высшим образованием. Так, с 2005года по 2006год получили высшее образование 1 чел. (5-4).
В составе персонала почти 20% занимают категории со средним специальным образованием, куда относятся в основном рабочие, вспомогательные рабочие и водители.
Численность персонала с неполным средним образованием составляет 2 человека.
В целом можно судить о среднем образовательном уровне персонала предприятия ООО «Лестехсервис».
Структуру персонала по уровню образования представим на рис.3.
Рис.3.а)
Рис.3.б)
Рис.3. Структура персонала по уровню образования за 2005-2006гг
Кроме изучения образовательного уровня для эффективного управления персонала предприятия проводится оценка возрастной структуры кадров, с целью определения задач повышения их квалификации. Для этого персонал предприятия подразделяется на возрастные группы.
Таблица 10
Возрастная структура персонала предприятия за 2005-2006гг.
Годы | Всего персо-нала
| От 16 до 20 лет | От 20 до 30 лет | От 30 до 40 лет | Свыше 40 лет | ||||
Колич. | Доля % | Колич. | Доля % | Колич. | Доля % | Колич. | Доля% | ||
2005г | 15 | 2 | 13,33 | 3 | 20 | 6 | 40 | 4 | 26,67 |
2006г | 17 | 2 | 11,76 | 4 | 23,53 | 6 | 35,29 | 5 | 29,41 |
Рис. 4 а)
рис. 4 б)
Рис.3. Структура персонала по уровню возрасту за 2005-2006гг
По результатам выполненных расчетов можно сказать, что в 2005 году основную долю 40% составлял персонал, возраст которых в пределах 30-40 лет, затем 26,67% в возрасте свыше 40 лет. В 2006 году происходит некоторое снижение доли (до 35,29%) персонала от 30 до 40 лет, а доля персонала в возрасте от 30 до 40 лет несколько снизилась – на 4,71%. Произошло снижение персонала в возрасте свыше 40 лет на 5,88%.
Средний процент в 2005 г. занимает с 20 – 30 лет 20%, а в 2006 г. 23,53%, происходит увеличение доли на 3,53%.
В целом можно сделать вывод, что на предприятии превалирует перспективная возрастная группа.
Для того, чтобы направить работу системы управления человеческими ресурсами в правильное, нужное русло необходимо в первую очередь провести SWOT-анализ работы организации в области персонала. Это позволит выявить сильные и слабые стороны системы управления человеческими ресурсами в компании, определить возможности и угрозы, связанные с работниками предприятия. При проведении SWOT-анализа, появляется возможность более качественной, четкой, поэтапной разработки системы управления человеческими ресурсами. Представим SWOT-анализ работы ООО «Лестехсервис» в области управления человеческими ресурсами следующий.
Таблица 11
SWOT-анализ в области управления персоналом предприятия
Сильные стороны 1. Возраст кадров от 20 до 30 лет, что позволяет нести высокую способность к нагрузкам, обучению, перквалификации 2. Во главе предприятия стоит молодой руководитель 3. Реализуемая продукция востребована на рынке | Слабые стороны 1.Организационная структура малофункциональна 2. Слабые коммуникативные связи 3. Отсутствие отдела кадров 4. Высокий показатель текучести кадров 5. Слабая мотивация работников |
Возможности 1. Организация эффективной системы мотивации 2. Пересмотр и создании новой организационной структуры компании 3. Улучшении трудовой дисциплины и морально психологического климата в коллективе. | Угрозы 1. Высокий уровень конкуренции 2. Неспособность коллектива к достижению целей компании 3.Снижение уровня конкурентоспособности компании |
В результате проведения SWOT-анализа в области персонала ООО «Лестехсервис» были определены его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы предприятия.
Сильные стороны:
- Самым большим плюсом ООО «Лестехсервис» является то, что в большинстве своем коллектив компании – это молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет. Это обстоятельство свидетельствует в некотором роде о том, что коллектив предприятия способен и готов к обучению, переобучению и переквалификации. Кроме того, немаловажен тот факт, что большинство членов коллектива имеют высокую способность к нагрузкам и интенсивности труда. Кроме того, работники компании положительно настроены на проявление при выполнении своих задач энергии и интенсивности и готовы к выполнению задач, не входящих в их компетенцию.
- Также положительным моментом работы предприятия в области человеческих ресурсов является то, что во главе предприятия стоит молодой сильный директор, пользующийся уважением и признанием коллектива, способный создать сильную команду и повести работников организации за собой к достижению целей компании.
- Не менее важным является то, что реализуемый товар на рынке востребован покупателями, и следовательно, при правильной организации деятельности предприятия (товарной политики, политики ассортимента и качества продукции…) предприятие имеет возможность для своего дальнейшего развития.
Слабые стороны:
- Организационная структура организации малофункциональна, недостаточно хорошо налажены коммуникационные связи между различными отделами и подразделениями организации; неэффективная структура отдела кадров не позволяет качественно провести прием, отбор и оценку персонала. Так, например, зачастую происходит прием на работу в компанию «по знакомству», при этом мало учитываются индивидуальные способности и характеристики кандидата на должность.
- Низкий уровень специальных знаний работников компании. Многие работники работают не по своей специальности, но в компании разработаны положения об обучении и развитии человеческих ресурсов;
- Слабая мотивация работников. Существует лишь система материального стимулирования, и та недостаточно развита, что негативно сказывается на стремлении работников к достижению целей организации;
- Практически невозможно продвижение работников компании по служебной лестнице (все по «блату»);
- Нежелание работников проявлять инициативу в рамках своей компетентности;
Возможности:
При условии нейтрализации всех факторов, оказывающих негативное влияние на работу персонала компании, а именно: обучении персонала, мотивации, правильном отборе человеческих ресурсов, пересмотре и создании новой организационной структуры компании, улучшении трудовой дисциплины и морально психологического климата в организации и так далее, возможно создание сильного мобильного коллектива на предприятии. Такой коллектив способен путем совместного и индивидуального вклада работников в достижение целей предприятия, к повышению уровня конкурентоспособности ОАО.
Угрозы:
Сегодня люди – это основной ресурс успешной работы любой организации. Поэтому очень важно создание рациональной системы управления человеческими ресурсами в компании. Не уделяя достаточного внимания разработке различных стратегий управления человеческими ресурсами, ООО «Лестехсервис» рискует в конечном итоге получить высокую текучесть персонала, неудовлетворенность работников своей деятельностью и, как следствие, неспособность коллектива к достижению целей компании и снижение уровня конкурентоспособности компании.
Таким образом, в процессе проведенного анализа можно сделать
следующие выводы:
- на предприятии ООО «Лестехсервис» отсутствует отдел кадров;
- не развитая система мотивации (как материальная, так и нематериальная) подавляют стремление работников повышать уровень квалификации, а в итоге – производительность труда и качество продукции;
Из этого следует, что ООО «Лестехсервис» необходимо создать систему управления человеческими ресурсами, которая бы позволила и разработать следующие стратегии управления человеческими ресурсами:
1. Стратегия развития человеческих ресурсов.
2. Стратегия вознаграждения и мотивации человеческих ресурсов.
Эти задачи, по моему мнению, целесообразнее всего решать за счет
совершенствования организационной структуры управления и выполняемых ими функций.
Также было выявлено, что показатель прибыли предприятия увеличился всего на 103,1%, что, по моему мнению, является не достаточно высоким темпом роста, учитывая темпы роста инфляции в стране. Рентабельность предприятия имеет отрицательную тенденцию: в 2006г этот показатель снизился на 7,1% по сравнению с 2005г. Анализ фонда оплаты труда работников показывает, что данный показатель вырос на 104,52%, что, казалось бы, является положительным фактом в деятельности предприятия, однако увеличение штата на 2 человека привело к тому, что средняя заработная плата на 1 работника уменьшилась на 7,88%, что весьма негативно отражается на деятельности работников организации, снижая заинтересованность работников в улучшении показателей труда.
Проведенный анализ показывает, что деятельность предприятия ООО «Лестехсервис» является не достаточно эффективной.
Глава 3. Основные направления по совершенствованию деятельности ООО «Лестехсервис» с целью организации дополнительных рабочих мест населения г. Катав-Ивановск
3.1 Предложения по стратегическому развитию предприятия
Информация о работе Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения