Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:39, дипломная работа
Цель работы – анализ роли малого бизнеса в сфере малого бизнеса и предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить малое предпринимательство как субъект экономических отношений;
- проанализировать занятость населения РФ в сфере малого предпринимательства;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Малый бизнес как субъект экономических отношений
1.2. Занятость в сфере малого предпринимательства
1.3. Проблемы российского малого бизнеса в современной России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС»
2.1. Общая технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Лестехсервис»
2.2. Оценка состава и структуры персонала ООО «Лестехсервис»
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС» С ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НАСЕЛЕНИЯ Г. КАТАВ-ИВАНОВСК
3.1 Предложения по стратегическому развитию предприятия
3.2. Оценка рисков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
По официальным данным, почти каждый шестой занятый россиянин работает в МБ. Причем в сферу малого предпринимательства вовлечены граждане не только разных профессии, но и возрастов (так, по состоянию на май 2006 г, в России официально зарегистрировано 703 предпринимателя в возрасте от 14 до 18 лет)
В 2005 г число зарегистрированных малых предприятий достигло 953,1 тыс., а количество занятых на них - около 8,3 млн. человек, что составляет 17% численности всех наемных работников. Число постоянных рабочих мест на малых предприятиях выросло по сравнению с 2003 г на 382 тыс. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых. Вклад малого предпринимательства в обеспечение занятости увеличивается во всех федеральных округах (табл.4): в наибольшей степени - в Приволжском и Дальневосточном - на 19,2% и 7,4% соответственно; в наименьшей - в Центральном. В 2004 г. прирост среднесписочной численности занятых на МП отмечается в 66 регионах, в то время как по итогам 2003 г. таких регионов было 56.
Таблица 4
Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам РФ | ||||
Федеральный округ | Среднесписочная численность работников МП в 2004 г. | Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых в 2004 г. | ||
тыс. человек | в % к 2003 г. | % | изменение относительно 2003 г., п.п. | |
РФ | 7815,1 | 105,1 | 16,1 | 1,0 |
Центральный | 2820,6 | 100,8 | 20,9 | 0,3 |
Северо-Западный | 1094,6 | 101,8 | 20,9 | 0,6 |
Южный | 825,0 | 105,7 | 14,8 | 0,9 |
Приволжский | 1480,9 | 119,2 | 13,8 | 2,6 |
Уральский | 540,3 | 104,3 | 11,8 | 0,6 |
Сибирский | 749,9 | 102,2 | 11,6 | 0,4 |
Дальневосточный | 303,8 | 107,4 | 12,6 | 0,9 |
Повышение роли малого бизнеса в обеспечении занятости населения особенно заметно в ряде краев и областей, В Хабаровском крае, например, в 2004 г. доля работающих в МБ в общей численности занятых в экономике края составила 21,6%, а в 2005 г. - 23,1%9.
Если к российскому малому и среднему бизнесу применить западные критерии, предполагающие включение в его состав, как юридических лиц, так и ПБОЮЛ, а в качестве верхней границы среднего бизнеса взять показатель 250 человек (европейский критерий), то по итогам 2003 г. на долю малых и средних предприятий приходилось 94% хозяйствующих субъектов (в абсолютном выражении - 8946,5 тыс. предприятий и индивидуальных предпринимателей). Этот показатель еще выше при учете сектора малых и средних предприятий по критериям, действующим в США. В этом случае сектор малых и средних предприятий включает 98% всех хозяйствующих субъектов. При таком подсчете масштабы российского сектора малых и средних предприятий вполне сопоставимы с его размерами в Европе и в США'0 (табл.5).
Таблица 5
Структура занятости на российских предприятиях | ||||||||
Численность занятых на малых и средних предприятиях | ||||||||
наименование
| по европейскому критерию | по американскому критерию | ||||||
2002 г. | 2003 г. | 2002 г. | 2003 г. | |||||
тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | |
Всего |
| 100 |
| 100 |
| 100 |
| 100 |
МП | 7220,3 | 11 | 7433,1 | 11,3 | 7220,3 | 11 | 7433,1 | 11,3 |
ПБОЮЛ | 6697 | 10,2 | 8706 | 13,3 | 6697 | 10,2 | 8706 | 13,3 |
К(Ф)Х | 333 | 0,5 | 489 | 0,7 | 333 | 0,5 | 489 | 0,7 |
СП | 15296,9 | 23,4 | 15421,5 | 23,5 | 23328,1 | 35,7 | 23335,7 | 35,5 |
КП | 35812,2 | 54,8 | 33616,6 | 51,2 | 27781 | 42,5 | 25702,3 | 39,1 |
Похожая картина наблюдается и в сфере занятости. Согласно европейскому критерию на малых и средних предприятиях в 2003 г. было занято 32049,5 тыс. человек, а если использовать американский критерий (до 500 человек), то - 39963,8 тыс., что составляет 48,8% и 60,9% соответственно от общего числа занятых в российской экономике в целом.
Социальная функция МСП возросла за счет активного привлечения работников в сектор индивидуального бизнеса. Отметим, что в отечественном законодательстве отсутствует ограничение на допустимую численность наемных работников у индивидуального предпринимателя (ПБОЮЛ).
Анализ показывает, что обеспечение занятости в России все в большей степени осуществляется за счет МСП.
В зависимости от критерия отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу от 23,5% до 35,5% занятости в стране обеспечивается средними предприятиями. Затем по масштабам предоставления рабочих мест следуют ПБОЮЛ и МП -13,3% и 11,3% соответственно (по европейскому и американскому критериям).
Для более полной реализации возможностей и преимуществ малого и среднего предпринимательства и адекватной оценки его роли, представляется необходимым прежде всего законодательное уточнение критериев отнесения к этой категории субъектов хозяйствования и выделения среди них размерных подгрупп (в том числе по отраслям и видам деятельности), совершенствование технологии всестороннего учета их деятельности. Ведь именно представители сферы МСП наиболее оперативно воплощают свои идеи в жизнь, а воплотить идею в деятельность, в конкретный продукт, как отмечал один из первых идеологов "коммерциализации" идей, - это то, что по-настоящему имеет значение.
1.3. Проблемы российского малого бизнеса в современной России
Занятость населения и, в частности, создание новых и обновление существующих рабочих мест является одной из наиболее острых социально-экономических проблем современной России. Огромное значение для создания дополнительных рабочих мест имеет развитие малого бизнеса, для которого чрезвычайна важна государственная поддержка и формирование приоритетов с позиций решения проблем занятости.
В России можно выделить ряд проблем, тормозящих развитие малого бизнеса. Первой проблемой являются административные барьеры, отсутствие доступа к нормальному финансированию, чрезмерные налоги. Не менее одиозной проблемой является налогообложение. На налоги приходится около двух третьей общего объема продаж малых предприятий. Поэтому предприниматели стремятся "минимизировать" это бремя за счет использования всевозможных "серых" и "черных" схем. Помимо прямой опасности для бизнеса, эта ситуация влечет за собой и неблагоприятные экономические последствия: теневой оборот является препятствием и для получения кредитов, и для нормальной ликвидации предприятий, то есть служит барьером для выхода из отрасли. Среди важнейших проблем - доступ к финансированию. Банкам малый бизнес в большинстве случаев не интересен - он не может предложить ни солидного залога, ни кредитной истории. Поэтому малым предприятиям необходимо перейти на "белую" бухгалтерию и тогда ликвидируются проблемы недоверия к их отчетности. Проблема также и в том, что в отношении малого бизнеса пытаются применить весь набор мер государственной поддержки, взятый из развитых стран, при этом не различая направленности различных моделей на стимулирование, в одном случае - экономического роста, в другом - занятости и более равномерного распределения доходов.
Потенциал позитивного влияния малого предпринимательства на социально-экономические процессы, несмотря на имеющиеся формальные льготы и программы поддержки, не может использоваться в полной мере до тех пор, пока не устранены некоторые негативные факторы. В действующих и разрабатываемых программах государственной поддержки малого бизнеса необходимо преодолеть тенденцию изоляции его интересов от общего контекста экономических и социальных реформ, от проблем реструктуризации экономики и обеспечения занятости населения, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В этой связи важнейшее условие эффективности соответствующих программ должно заключаться не только в гарантированности объемов финансирования, но и в тесной увязке мер поддержки такой деятельности с общим контекстом долговременной государственной социально-экономической политики. Долговременное стабильное развитие малого предпринимательства возможно только при условии общего оздоровления российской экономики. Учитывая чрезвычайную важность реструктуризации экономики и создания новых рабочих мест, приоритеты в политике регулирования и поддержки малого бизнеса должны быть в ближайшие годы смещены в сторону решения проблем занятости; поэтому в реальной ситуации необходимо обеспечить единство целей и согласованность методов реализации между программами поддержки малого предпринимательства и региональными программами содействия занятости населения.
Для решения таких задач очень важно четко сформулировать государственные отраслевые приоритеты на ближайшие несколько лет, а программы поддержки малого предпринимательства должны им следовать. Выбору таких приоритетов в системе малого бизнеса в настоящее время существенно препятствует неопределенность федеральной стратегии экономического роста: в каждой программе поддержки малого бизнеса появляются новые направления, смещаются аспекты от одной сферы деятельности или отрасли экономики к совершенной иной. Во всем мире выбор главных объектов инвестирования опирается на структуру малого бизнеса. Хотя в современной России выбор направлений развития малого бизнеса может быть ограничен промышленностью, но и ее тоже нельзя рассматривать как некую однородную производственную структуру. Приоритет в ней должен формироваться на базе исследований и последующей классификации подотраслей по двум критериям: экономической эффективности и социальной результативности. Первый предполагает определение степени принципиальной возможности развития малого предпринимательства в этой подотрасли, ее инвестиционной привлекательности для предпринимателя и степени прогрессивности. Второй критерий должен отражать процесс создания рабочих мест, включая число создаваемых рабочих мест на единицу затрат, профессионально-
Следует уточнить, что при сравнении различных вариантов инвестиционных проектов или проектов поддержки малого бизнеса на данном этапе экономического развития, в условиях острого дефицита финансовых ресурсов в качестве принципа отбора должна выступать минимизация затрат на создание одного рабочего места. Стоимость ввода рабочего места в общем случае состоит из стоимости ввода активной и пассивной части основных фондов и прироста оборотных средств. Для малых предприятий стоимость ввода состоит только из стоимости активной части и прироста оборотных средств, так как в подавляющем большинстве случаев им нет необходимости вводить здания и сооружения.
В целом при разработке программ поддержки малого предпринимательства необходимо рассчитывать единый числовой показатель социально-экономической эффективности вложений в различные отрасли экономики. В нем следует учесть такие показатели, как срок окупаемости капитала, норма прибыли, уровень заработной платы, степень конкуренции со стороны импорта, индекс стоимости рабочего места, индекс инвестиционной привлекательности, финансовый мультипликатор и другие. Именно такой важнейший социально-экономический индикатор целесообразно использовать для повышения обоснованности и реализуемости инвестиционных проектов при поддержке развития малого бизнеса в различных секторах российской экономики.
Также необходимо отметить, что основу современной нормативно-правовой базы в сфере предпринимательской деятельности должна составлять гармонизированная система норм, опирающаяся как на уже принятые нормативные правовые акты, требующие уточнения и развития, так и на новые нормативные акты. Только в этом случае возникнет согласованная (стандартизированная) среда, в которой по единым правилам и юридически корректно обеспечиваются процессы организации, финансирования, стимулирования и планирования предпринимательской деятельности. Именно так выглядит нормативно-правовая база деятельности малого предпринимательства за рубежом. Законодательство по малому предпринимательству динамично, поэтому за рубежом используются особые приемы его совершенствования. Например, растет необходимость в прекращении применения чрезмерного наказания для предпринимателей-банкротов, а также в заблаговременном выявлении и решении финансовых проблем испытывающего трудности, но жизнеспособного бизнеса.
Отличительной особенностью стратегии в отношении малого предпринимательства является задача развития предпринимательства в депрессивных регионах и в отдельных социальных группах, например, влияние правительства США на развитие малого бизнеса осуществляется по разным направлениям. В первую очередь – предоставляется финансовая помощь за счет части федерального бюджета для различных специальных нужд, включая следующие: 1) ссуды для неуспешного бизнеса (создана для владельцев малого бизнеса, имеющих очень маленький доход (или не имеющие его вовсе) или расположенных в зонах высокой безработицы); 2) ссуды на ликвидацию стихийных бедствий (бизнесы, которые потеряли собственность в результате наводнений, общественных беспорядков или других катастроф - имеют право на прямые займы для покрытия 85,0% их потерь); 3) экономические потери от несчастных случаев (потери в бизнесе, полученные в результате физического увечья, могут быть компенсированы дотацией в размере до 500 тыс. дол рабочего капитала); 4) потенциал (энергия) малого бизнеса (эти займы предоставляются для того, чтобы помочь малому бизнесу в производстве, дизайне, маркетинге, устройстве и обслуживании потенциально перспективных фирм); 5) финансовую помощь через страховые программы; а) страховая защита против потерь от наводнений, селей или оползней); б) страховка от криминальных действий (действует не во всех штатах).
Информация о работе Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения