Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – анализ роли малого бизнеса в сфере малого бизнеса и предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить малое предпринимательство как субъект экономических отношений;
- проанализировать занятость населения РФ в сфере малого предпринимательства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Малый бизнес как субъект экономических отношений
1.2. Занятость в сфере малого предпринимательства
1.3. Проблемы российского малого бизнеса в современной России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС»
2.1. Общая технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Лестехсервис»
2.2. Оценка состава и структуры персонала ООО «Лестехсервис»
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС» С ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НАСЕЛЕНИЯ Г. КАТАВ-ИВАНОВСК
3.1 Предложения по стратегическому развитию предприятия
3.2. Оценка рисков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Д, Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения, Л, Эля.doc

— 704.50 Кб (Скачать)

По официальным данным, почти каж­дый шестой занятый россиянин работает в МБ. Причем в сферу мало­го предпринимательства вовлечены граждане не только разных профессии, но и возрастов (так, по состоянию на май 2006 г, в России официально зарегистрировано 703 предпринима­теля в возрасте от 14 до 18 лет)

В 2005 г число зарегистрирован­ных малых предприятий достигло 953,1 тыс., а количество занятых на них - около 8,3 млн. человек, что со­ставляет 17% численности всех наем­ных работников. Число постоянных рабочих мест на малых предприятиях выросло по срав­нению с 2003 г на 382 тыс. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых. Вклад малого предприниматель­ства в обеспечение занятости увели­чивается во всех федеральных окру­гах (табл.4): в наибольшей степени - в Приволжском и Дальневосточном - на 19,2% и 7,4% соответственно; в на­именьшей - в Центральном. В 2004 г. прирост среднесписоч­ной численности занятых на МП отме­чается в 66 регионах, в то время как по итогам 2003 г. таких регионов бы­ло 56.

Таблица 4

Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам РФ

 

Федеральный округ

Среднесписочная численность работников МП в 2004 г.

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых в 2004 г.

тыс. человек

в % к 2003 г.

%

изменение относительно 2003 г., п.п.

РФ

7815,1

105,1

16,1

1,0

Центральный

2820,6

100,8

20,9

0,3

Северо-Западный

1094,6

101,8

20,9

0,6

Южный

825,0

105,7

14,8

0,9

Приволжский

1480,9

119,2

13,8

2,6

Уральский

540,3

104,3

11,8

0,6

Сибирский

749,9

102,2

11,6

0,4

Дальневосточный

303,8

107,4

12,6

0,9

 

Повышение роли малого бизнеса в обеспечении занятости населения особенно заметно в ряде краев и об­ластей, В Хабаровском крае, напри­мер, в 2004 г. доля работающих в МБ в общей численности занятых в эко­номике края составила 21,6%, а в 2005 г. - 23,1%9.

Если к российскому малому и среднему бизнесу применить запад­ные критерии, предполагающие включение в его состав, как юридичес­ких лиц, так и ПБОЮЛ, а в качестве верхней границы среднего бизнеса взять показатель 250 человек (евро­пейский критерий), то по итогам 2003 г. на долю малых и средних предприятий приходилось 94% хо­зяйствующих субъектов (в абсолют­ном выражении - 8946,5 тыс. пред­приятий и индивидуальных предпри­нимателей). Этот показатель еще выше при учете сектора малых и средних пред­приятий по критериям, действую­щим в США. В этом случае сектор ма­лых и средних предприятий включа­ет 98% всех хозяйствующих субъек­тов. При таком подсчете масштабы российского сектора малых и сред­них предприятий вполне сопостави­мы с его размерами в Европе и в США'0 (табл.5).

                                          Таблица 5

Структура занятости на российских предприятиях

Численность занятых на малых и средних предприятиях

наименование

 

по европейскому критерию

по американскому критерию

2002 г.

2003 г.

2002 г.

2003 г.

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

Всего

 

100

 

100

 

100

 

100

МП

7220,3

11

7433,1

11,3

7220,3

11

7433,1

11,3

ПБОЮЛ

6697

10,2

8706

13,3

6697

10,2

8706

13,3

К(Ф)Х

333

0,5

489

0,7

333

0,5

489

0,7

СП

15296,9

23,4

15421,5

23,5

23328,1

35,7

23335,7

35,5

КП

35812,2

54,8

33616,6

51,2

27781

42,5

25702,3

39,1

 

Похожая картина наблюдается и в сфере занятости. Согласно европей­скому критерию на малых и средних предприятиях в 2003 г. было занято 32049,5 тыс. человек, а если использовать американский критерий (до 500 человек), то - 39963,8 тыс., что составляет 48,8% и 60,9% соответ­ственно от общего числа занятых в российской экономике в целом.

Социальная функция МСП воз­росла за счет активного привлечения работников в сектор индивидуаль­ного бизнеса. Отметим, что в отечественном законодательстве от­сутствует ограничение на допустимую численность наемных работников у индивидуального предпринимателя (ПБОЮЛ).

Анализ показывает, что обеспече­ние занятости в России все в большей степени осуществляется за счет МСП.

В зависимости от критерия отнесе­ния предприятий к малому и средне­му бизнесу от 23,5% до 35,5% заня­тости в стране обеспечивается сред­ними предприятиями. Затем по масш­табам предоставления рабочих мест следуют ПБОЮЛ и МП -13,3% и 11,3% соответственно (по европейскому и американскому критериям).

Для более полной реализации возможностей и преимуществ малого и среднего предпринимательства и адекватной оценки его роли, предс­тавляется необходимым прежде всего законодательное уточнение критери­ев отнесения к этой категории субъек­тов хозяйствования и выделения сре­ди них размерных подгрупп (в том числе по отраслям и видам деятель­ности), совершенствование техноло­гии всестороннего учета их деятель­ности. Ведь именно представители сферы МСП наиболее оперативно воплощают свои идеи в жизнь, а воп­лотить идею в деятельность, в конк­ретный продукт, как отмечал один из первых идеологов "коммерциализа­ции" идей, - это то, что по-настояще­му имеет значение.

 

1.3. Проблемы российского малого бизнеса в современной России

 

Занятость населения и, в частности, создание новых и обновление существующих рабочих мест является одной из наиболее острых социально-экономических проблем современной России. Огромное значение для создания дополнительных рабочих мест имеет развитие малого бизнеса, для которого чрезвычайна важна государственная поддержка и формирование приоритетов с позиций решения проблем занятости.

В России можно выделить ряд проблем, тормозящих развитие малого бизнеса. Первой проблемой являются административные барьеры, отсутствие доступа к нормальному финансированию, чрезмерные налоги. Не менее одиозной проблемой является налогообложение. На налоги приходится около двух третьей общего объема продаж малых предприятий. Поэтому предприниматели стремятся "минимизировать" это бремя за счет использования всевозможных "серых" и "черных" схем. Помимо прямой опасности для бизнеса, эта ситуация влечет за собой и неблагоприятные экономические последствия: теневой оборот является препятствием и для получения кредитов, и для нормальной ликвидации предприятий, то есть служит барьером для выхода из отрасли. Среди важнейших проблем - доступ к финансированию. Банкам малый бизнес в большинстве случаев не интересен - он не может предложить ни солидного залога, ни кредитной истории. Поэтому малым предприятиям необходимо перейти на "белую" бухгалтерию и тогда ликвидируются проблемы недоверия к их отчетности. Проблема также и в том, что в отношении малого бизнеса пытаются применить весь набор мер государственной поддержки, взятый из развитых стран, при этом не различая направленности различных моделей на стимулирование, в одном случае - экономического роста, в другом - занятости и более равномерного распределения доходов.

Потенциал позитивного влияния малого предпринимательства на социально-экономические процессы, несмотря на имеющиеся формальные льготы и программы поддержки, не может использоваться в полной мере до тех пор, пока не устранены некоторые негативные факторы. В действующих и разрабатываемых программах государственной поддержки малого бизнеса необходимо преодолеть тенденцию изоляции его интересов от общего контекста экономических и социальных реформ, от проблем реструктуризации экономики и обеспечения занятости населения, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В этой связи важнейшее условие эффективности соответствующих программ должно заключаться не только в гарантированности объемов финансирования, но и в тесной увязке мер поддержки такой деятельности с общим контекстом долговременной государственной социально-экономической политики. Долговременное стабильное развитие малого предпринимательства возможно только при условии общего оздоровления российской экономики. Учитывая чрезвычайную важность реструктуризации экономики и создания новых рабочих мест, приоритеты в политике регулирования и поддержки малого бизнеса должны быть в ближайшие годы смещены в сторону решения проблем занятости; поэтому в реальной ситуации необходимо обеспечить единство целей и согласованность методов реализации между программами поддержки малого предпринимательства и региональными программами содействия занятости населения.

Для решения таких задач очень важно четко сформулировать государственные отраслевые приоритеты на ближайшие несколько лет, а программы поддержки малого предпринимательства должны им следовать. Выбору таких приоритетов в системе малого бизнеса в настоящее время существенно препятствует неопределенность федеральной стратегии экономического роста: в каждой программе поддержки малого бизнеса появляются новые направления, смещаются аспекты от одной сферы деятельности или отрасли экономики к совершенной иной. Во всем мире выбор главных объектов инвестирования опирается на структуру малого бизнеса. Хотя в современной России выбор направлений развития малого бизнеса может быть ограничен промышленностью, но и ее тоже нельзя рассматривать как некую однородную производственную структуру. Приоритет в ней должен формироваться на базе исследований и последующей классификации подотраслей по двум критериям: экономической эффективности и социальной результативности. Первый предполагает определение степени принципиальной возможности развития малого предпринимательства в этой подотрасли, ее инвестиционной привлекательности для предпринимателя и степени прогрессивности. Второй критерий должен отражать процесс создания рабочих мест, включая число создаваемых рабочих мест на единицу затрат, профессионально-квалификационные характеристики рабочей силы, средний уровень оплаты труда.

 Следует уточнить, что при сравнении различных вариантов инвестиционных проектов или проектов поддержки малого бизнеса на данном этапе экономического развития, в условиях острого дефицита финансовых ресурсов в качестве принципа отбора должна выступать минимизация затрат на создание одного рабочего места. Стоимость ввода рабочего места в общем случае состоит из стоимости ввода активной и пассивной части основных фондов и прироста оборотных средств. Для малых предприятий стоимость ввода состоит только из стоимости активной части и прироста оборотных средств, так как в подавляющем большинстве случаев им нет необходимости вводить здания и сооружения.

В целом при разработке программ поддержки малого предпринимательства необходимо рассчитывать единый числовой показатель социально-экономической эффективности вложений в различные отрасли экономики. В нем следует учесть такие показатели, как срок окупаемости капитала, норма прибыли, уровень заработной платы, степень конкуренции со стороны импорта, индекс стоимости рабочего места, индекс инвестиционной привлекательности, финансовый мультипликатор и другие. Именно такой важнейший социально-экономический индикатор целесообразно использовать для повышения обоснованности и реализуемости инвестиционных проектов при поддержке развития малого бизнеса в различных секторах российской экономики.

Также необходимо отметить, что основу современной нормативно-правовой базы в сфере предпринимательской деятельности должна составлять гармонизированная система норм, опирающаяся как на уже принятые нормативные право­вые акты, требующие уточнения и развития, так и на новые нормативные акты. Только в этом случае возникнет согласованная (стандартизированная) среда, в которой по единым правилам и юридически корректно обеспечиваются процессы организации, финансирования, стимулирования и планирования предпринимательской  деятельности. Именно так выглядит нормативно-правовая база деятельности малого предпринимательства за рубежом. Законодательство по малому предпринимательству динамично, поэтому за рубежом используются особые приемы его совершенствования. Например, растет необходимость в прекращении применения чрезмерного наказания для предпринимателей-банкротов, а также в заблаговременном выявлении и решении финансовых проблем испытывающего трудности, но жизнеспособного бизнеса.

Отличительной особенностью стратегии в от­ношении малого предпринимательства является задача развития предпринимательства в депрессивных регионах и в отдельных социальных  группах, например, влияние правительства США на развитие малого бизнеса осу­ществляется по разным направлениям. В первую очередь – предоставляется финансовая помощь за счет части федерального бюджета для различных специальных нужд, включая следующие: 1) ссуды для неуспешного бизнеса (создана для владельцев малого бизнеса, имеющих очень маленький доход (или не имеющие его вовсе) или расположенных в зонах высокой безработицы); 2) ссуды на ликвидацию стихийных бедствий (бизнесы, которые потеряли собственность в результате наводнений, общественных беспорядков или других катастроф - имеют право на прямые займы для покрытия 85,0% их потерь); 3) экономические потери от несчастных случаев (потери в бизнесе, полученные в результате физического увечья, могут быть компенсированы дотацией в размере до 500 тыс. дол рабочего капитала); 4) потенциал (энергия) малого бизнеса (эти займы предоставляются для того, чтобы помочь малому бизнесу в производстве, дизайне, маркетинге, устройстве и обслуживании потенциально перспективных фирм); 5) финансо­вую помощь через страховые программы; а) страховая защита против потерь от наводнений, селей или оползней); б) страховка от криминальных действий (действует не во всех штатах).

Информация о работе Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения