Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:39, дипломная работа
Цель работы – анализ роли малого бизнеса в сфере малого бизнеса и предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить малое предпринимательство как субъект экономических отношений;
- проанализировать занятость населения РФ в сфере малого предпринимательства;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Малый бизнес как субъект экономических отношений
1.2. Занятость в сфере малого предпринимательства
1.3. Проблемы российского малого бизнеса в современной России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС»
2.1. Общая технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Лестехсервис»
2.2. Оценка состава и структуры персонала ООО «Лестехсервис»
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС» С ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НАСЕЛЕНИЯ Г. КАТАВ-ИВАНОВСК
3.1 Предложения по стратегическому развитию предприятия
3.2. Оценка рисков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Одним из важнейших стимулирующих факторов для малого предпринимательства считается особый режим налогообложения. Например, Бельгия создала программу «Федеральный план +1+2+3», позволяющая разово уменьшить взносы в фонды социального обеспечения при наборе в штат первого, второго и третьего работника.
В 80-90-е годы прошлого века отмечалось стремление правительств западных стран сбалансировать социально-экономическое развитие всех регионов и территорий и устранить региональные различия в индустриальном развитии, уровнях занятости и жизни. Смена старой парадигмы регионального развития (финансовая поддержка, перелив доходов успешно развивающихся регионов в депрессивные) на новую (использование внутренних ресурсов региона, создание локальных предпринимательских сетей, опора на региональные возможности) осуществляется посредствам нового «эндогенного» подхода к решению проблем развития регионов, сделан акцент на «облегчение процесса перемен в районах, зависимых от упадочных отраслей промышленности и стимулирование развития в них нового бизнеса».
Реформирование депрессивных регионов должно базироваться на основе совместных усилий представителей любого сообщества (федеральных органов власти, органов власти субъектов и органов местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей и местного делового сообщества) по формированию благоприятного социально-экономического климата с целью создания условий для укрепления в регионах собственной социально-экономической базы для повышения качества жизни населения и устранения значительных несоответствий показателей безработицы и дохода на душу населения в разных регионах.
Целесообразно преодоление депрессивности регионов на основе концепции «обучающегося региона», базирующейся на диалоговом взаимодействии между фирмами и окружающей их средой, т.е. географически локализованный процесс взаимного диалогового обучения и познания через общение, который осуществляется посредством группировки экономических элементов в сети на основе внутри- и межфирменного сотрудничества. Этот подход подразумевает возможности преодоления депрессивности и дальнейшего эффективного развития территории через вовлечение различных слоев общества в предпринимательскую деятельность в малых формах во всех отраслях и секторах деятельности, включая высоко- и низкотехнологичные сферы экономики и делая тем самым несущественным различие между ними. Во всех отраслях и секторах экономики можно найти продуктивные фирмы, способные обеспечить конкурентные преимущества на рынках.
Реализация указанной региональной парадигмы требует наличия ряда условий, которые можно выделить, анализируя опыт развития новых конкурентных регионов, например в Италии («Третья Италия»), где в кооперационный процесс втягиваются не только современные наукоемкие (высокотехнологичные), но и традиционные отрасли, которые ныне являются основой развития ряда устойчивых по конкурентоспособности регионов.
Третья Италия – это неофициальное название района (промышленный центр в провинции Модена, расположенной в одной из областей Италии – Эмилии-Романии), возникшего на базе предприятий малого бизнеса, служащего примером концепции обучающегося региона и доказательством его высокой эффективности. По уровню дохода на душу населения провинция Модена поднялась с 17-го места в Италии в 1970 г. до 2-го места в 1999 г. Безработица в Модене в 1987 г. составляла около 5,5% по сравнению со средненациональными 12%. Число зарегистрированных малых фирм в провинции Модена возросло с 12, тыс. (1971) до почти 22 тыс. в 1981 г., а число занятых на них увеличилось с 100 тыс. до более чем 140 тыс., составив в среднем 6,4 человека на фирму[1]. Эта область является регионом с самым высоким уровнем душевого дохода в Италии. Местные органы власти в Италии способствуют развитию малого бизнеса, стимулируя экономическую кооперацию через создание предпринимательских ассоциаций, других кооперативных институтов, которые служат функциональными эквивалентами управленческой иерархии.
Политика экономической кооперации в Италии заключается в поиске властями пути консолидации с сообществом малого бизнеса. Местные правительства проводили агрессивную экономическую программу и сохранили при этом определенную степень изоляции от политики групповых интересов путем создания ряда вне- и межфирменных институтов. Их целью являлось содействие развитию межфирменных производственных ассоциаций мелких фирм в демократической политической среде, например, Национальной конфедерации ремесленников (НКР), оказывающей услуги мелким фирмам: 1) услуги по бухгалтерскому учету; 2) финансовые услуги (помощь в организации финансовых кооперативов, например, финансового консорциума Модены, предоставлявшего коллективно гарантированные ссуды индивидуальным предпринимателям на основе оценки их бизнес-идей); 3) содействие в развитии имущественных объектов (НКР в союзе с муниципальным правительствами участвовала в создании индустриальных парков); 4) помощь в создании бизнес-центров услуг в промышленных районах (маркетинговая, технологическая информация и тренировочные объекты); 5) помощь в организации кооперативов для решения проблем, общих для отдельных групп фирм (контроль качества, закупка крупных партий сырья, экспортный маркетинг).
Формируется новая форма организации деятельности – предпринимательский промышленный район (сеть малых фирм), в котором ассоциации фирм, расположенных на протяжении производственной цепочки, могут коллективно и одновременно изменить дизайн продукта. Полностью развитый промышленный район будет действовать как коллективный предприниматель, способный реструктурироваться без управленческой иерархии.
Сделан вывод, что сила Третьей Италии в гибкости и инновациях, порождаемых децентрализованными и автономными возможностями. Регион ведут вперед независимые, обладающие международной конкурентоспособностью мелкие фирмы. Развитие депрессивного региона связано с институциональным строительством, которое стирает ряд классических границ и предлагает новые концепции. В «Третьей Италии» индивиды могут воспользоваться плодами совместных действий, превышающие продуктивность индивидуальной деятельности. Функционирование малого предпринимательства в новой экономике касается более рациональной организации.
Стратегия содействия развитию малого бизнеса в России, в противоположность мировой практике, не является в настоящее время комплексом взаимосвязанных мероприятий, поэтому малый бизнес выполняет лишь вспомогательную функцию поскольку: 1) довольно широкая правовая основа однобока и противоречива; 2) несовершенна правоприменительная практика законодательства в сфере малого предпринимательства; 3) инфраструктура недостаточна и нерационально распределена по территории страны; 4) культивируется аксиоматичность содержания федеральных программ поддержки малого предпринимательства; 5) перераспределение полномочий между центром и регионами характеризуется как «сброс ответственности без адекватной финансовой поддержки». Сделан вывод, в соответствии с которым создание условий функционирования малого предпринимательства должно быть направлено, скорее на предвосхищение и предупреждение возникновения проблем, чем на ликвидацию последствий застарелых проблем. В настоящее время сформировавшаяся поддержка малого предпринимательства в России носит характер набора рекомендаций поведения в экстремальных ситуациях.
Коммерческое предприятие ООО «Лестехсервис» создано в 2000 году, действующего на основании законодательства, Устава предприятия и Учредительного договора, является юридическим лицом. Форма собственности частная. (Приложение 1-2)
ООО «Лестехсервис» - общество с ограниченной ответственностью. Общество является юридическим лицом и действует в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998г. № 14-ФЗ.
Основным видом деятельности предприятия является выпуск и реализация следующих видов продукции:
- евровагонка;
- шпунт половой;
- брусок монтажный;
- плинтус половой;
- плинтус потолочный;
- обналичка;
Предприятие имеет самостоятельный баланс, открывает расчетные и иные счета в банках и других финансовых учреждениях. Основной целью деятельности предприятия является насыщение потребительского рынка товарами и услугами в интересах общего персонала предприятия.
Предприятие расположено г.Катав-Ивановск, ул.Пугачевская, д.257. Миссией ООО «Лестехсервис» является обеспечение качественной продукцией население Челябинской области, а также прилегающих к ней регионов.
Основными потребителями ООО «Лестехсервис» являются строительные компании и магазины отделочных материалов.
Проанализируем организационную структуру ООО «Лестехсервис».
Рис.1. Организационная структура управления ООО «Лестехсервис»
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
В структуре предприятия существует несколько отделов. Возглавляет предприятие генеральный директор. Генеральный директор руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью в соответствии с Уставом предприятия, внутренними нормативными документами, трудовым договором и должностной инструкцией.
На генерального директора возложены следующие функции:
Осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельностью
Обеспечение соблюдения законности в деятельности.
Составление стратегических и текущих планов Общества.
Организация работы и эффективного взаимодействия всех структурных подразделений предприятия.
Ему подчиняются:
начальник по производству;
мастер по производству;
главный бухгалтер.
Начальник по производству отвечает за руководство производственным процессом, реализацию товара.
Мастер по производству следит за состоянием оборудования, транспорта, их ремонт и обслуживание.
Главный бухгалтер руководит операциями по реализации и ведет учет на предприятии.
Структура предприятия имеет линейно-функциональную организационную структуру.
Основу структуры составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. По каждой системе сформирована иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими ими выполнение своих целей и задач. Эта структура представляет собой, таким образом, иерархическую систему руководителей разных уровней, каждый из которых осуществляет единоличное руководство всеми подчиненными ему нижестоящими руководителями, а каждый руководитель нижерасположенного уровня имеет только одного непосредственного начальника в лице соответствующего руководителя вышеприлегающего уровня.
Исходя из данной организационной структуры можно выделить ее преимущества и недостатки.
Преимущества линейно-функциональной структуры:
Четкая система взаимных связей функций и подразделений;
Четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
Ясно выраженная ответственность;
Быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих;
Четкое обеспечение согласованности действий исполнителей.
Недостатки структуры:
Отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминируют над стратегическими;
Тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
Малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
Критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом – разные; тенденция формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
Большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
Информация о работе Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения