Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:39, дипломная работа
Цель работы – анализ роли малого бизнеса в сфере малого бизнеса и предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить малое предпринимательство как субъект экономических отношений;
- проанализировать занятость населения РФ в сфере малого предпринимательства;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Малый бизнес как субъект экономических отношений
1.2. Занятость в сфере малого предпринимательства
1.3. Проблемы российского малого бизнеса в современной России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС»
2.1. Общая технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Лестехсервис»
2.2. Оценка состава и структуры персонала ООО «Лестехсервис»
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС» С ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НАСЕЛЕНИЯ Г. КАТАВ-ИВАНОВСК
3.1 Предложения по стратегическому развитию предприятия
3.2. Оценка рисков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
К сожалению, государственная политика поддержки малого предпринимательства пошла в последние годы в несколько ином направлении. Вместо предоставления льготных условий налогообложения и создания механизма поощрения занятости в этой сфере, забота государства о малом бизнесе вылилась в форму государственных программ поддержки малого предпринимательства, финансовые преимущества от которых получают в основном не субъекты малого предпринимательства как таковые, а различные как государственные, так и негосударственные организации (ассоциации, фонды, научные организации), являющиеся субподрядчиками программы. О низкой эффективности этих программ поддержки свидетельствует тот факт, что в течение периода их реализации (1999-2000 и 2001-2002 гг.) наблюдается либо очень незначительный рост числа субъектов малого предпринимательства, либо его абсолютное сокращение (см. табл. 1). В значительной степени это обстоятельство объясняется тем, что параллельно с разработкой государственных программ поддержки происходило утяжеление налогового бремени, которое закрывало пути создания новых субъектов малого предпринимательства и приводило к банкротству ранее существующих субъектов. Создается парадоксальная ситуация, когда государство изымает львиную часть доходов малого бизнеса, чтобы потом развернуть программу поддержки данного сектора экономики.
К субъектам малого предпринимательства, согласно действующему законодательству, относятся предприятия частной и совместной формы собственности (при условии, что их учредителями также в основном являются субъекты малого предпринимательства), на которых среднесписочная численность работников не превышает определенного уровня, дифференцированного по отраслям, а также фермерские хозяйства и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица. Изменение критериев отнесения предприятий к категории малых, вызванное принятием федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", затрудняет отслеживание динамики числа малых предприятий и численности, работающих на них, поскольку произошло нарушение сопоставимости статистических показателей по годам. Однако, представляется в определенной степени допустимым сопоставление статданных по малым предприятиям частной формы собственности ввиду того, что основная масса этих предприятий имела небольшую численность работающих и изменения критериев численности затронули эту группу предприятий в незначительной степени. Кроме того, именно малые частные предприятия, на наш взгляд, в наиболее адекватной форме отражают предпринимательские возможности самого населения с точки зрения создания рабочих мест, обеспечивающих как занятость, так и самозанятость.
Как следует из показателей, приведенных в таблице 1, общее число субъектов малого бизнеса за четыре года увеличилось в 1,8 раза. Однако это произошло только за счет роста числа лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица: их численность за период с 2003 по 2005 г. возросла в 2,7 раза. За тот же период времени число малых предприятий частной формы собственности увеличилось только на 2,9 %, причем, наибольшее число малых частных предприятий было зафиксировано в 2004 г., затем произошло снижение данного показателя в 2005 г. и его рост в 2006 г., однако уровень 2004 г. так и не был достигнут.
Аналогичная картина наблюдается также и по фермерским хозяйствам, наибольшее число которых было зафиксировано в 2005 г., после чего число фермерских хозяйств пошло на убыль. Все это свидетельствует о неблагополучии в сфере малого предпринимательства.
Таблица 1
Число субъектов малого предпринимательства
| 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Малые предприятия частной формы собственности | 728,3 | 755,2 | 738,6 | 749,7 |
Фермерские хозяйства | 270 | 279,2 | 280,1 | 278,6 |
Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, подавшие декларацию о доходах в налоговые органы | 878 | 1525,8 | 2059,8 | 2336,4 |
Итого | 1876,3 | 2525,8 | 3078,5 | 3364,7 |
* По данным Государственной налоговой службы Российской Федерации.
** Данные могут быть скорректированы в результате дорасчета по декларациям, поданным после 1.02.07.
Исключением является предпринимательская деятельность без образования юридического лица, которая обеспечивает не столько занятость, сколько самозанятость граждан. Однако, как видно из таблицы, темпы роста числа граждан, занимающихся данным видом предпринимательства, замедляются.
По мнению экспертов и самих предпринимателей, бизнес, оформленный как предпринимательская деятельность без образования юридического лица, - это в настоящее время наиболее удобная форма создания и ведения собственного дела, т.к. данную форму предпринимательства относительно просто зарегистрировать и вплоть до 1997 г. она имела существенные льготы по выплатам в бюджетные и внебюджетные фонды. Наличие этой гибкой и удобной формы предпринимательства позволило определенной части населения обеспечить либо самозанятость, либо вторичную занятость и, соответственно, обеспечить себя и свою семью определенным доходом. Эта форма предпринимательства удобна также для организации семейного бизнеса. Однако, начиная с 1997 г., при сохранении ряда налоговых льгот, для этой формы предпринимательства были существенно повышены отчисления в пенсионный фонд (с 5 % до 28 %), что по мнению специалистов Государственной налоговой службы, негативно скажется на динамике субъектов данной формы малого предпринимательства и приведет к дальнейшему замедлению темпов ежегодного прироста числа граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица.
На основе анализа статистических данных по двум другим формам малого предпринимательства, можно сделать вывод о том, что сформировался некий костяк малых частных предприятий и фермерских хозяйств, руководители которых достаточно успешно справляются со своими задачами и, если не преуспевают, то по крайней мере держатся на плаву. Можно также заключить, что определенная, наиболее активная часть населения уже реализовала свой предпринимательский потенциал и создала рабочие места для самих себя и для других. Однако, очевидно также, что часть населения, обладающая этим потенциалом, реализует себя либо занимаясь неформальным бизнесом, либо регистрируясь в форме предпринимателей без образования юридического лица, т.к. остальные формы предпринимательства оказываются малопривлекательными в силу тех или иных причин.
Таким образом, несмотря на декларируемые усилия, которые якобы были предприняты в целях поддержания малого предпринимательства, число субъектов малого предпринимательства практически не увеличилось. В соответствии с этим, можно с достаточной уверенностью говорить о том, что возможность обеспечения занятости населения через развитие самозанятости и малого предпринимательства не была использована в должной мере.
Между тем, анализ статистических материалов показывает, что несмотря на все трудности, с которыми малый бизнес сталкивается в нашей стране, он уже сыграл определенную роль в обеспечении занятости населения и обладает определенным потенциалом, чтобы играть эту роль и в дальнейшем.
Как мы уже отмечали ранее, создание объективной картины динамики занятости в сфере малого предпринимательства осложнено отсутствием достоверных статистических данных о численности работающих в этой сфере. Например, данные о численности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на условиях первичной занятости, практически отсутствуют. Приблизительное представление о количестве индивидуальных предпринимателей и лиц, привлекаемых ими для работы, дают данные о численности лиц, занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, ежегодно публикуемые Госкомстатом.
Серьезной проблемой на пути изучения тенденций изменения уровня занятости в сфере малого предпринимательства является отсутствие сопоставимых статистических данных о численности работавших на малых предприятиях. Статистика малых предприятий существует практически с 1991 г. Период с 1991 по 1993 включительно является периодом, когда только закладывались методологические основы статистического учета малых предприятий. Статистические данные о малых предприятиях в этот период базируются на результатах выборочных обследований части вновь созданных малых предприятий и кооперативов, отчитавшихся в органах статистики, причем вне этого обследования оказываются все приватизированные малые предприятия. Только начиная с 1993 г. в круг статистического наблюдения попадают все малые предприятия вне зависимости от формы собственности и времени их образования, однако опубликованные Госкомстатом данные за этот период не являются полными, поскольку далеко не все малые предприятия отчитываются перед органами статистики. Начиная с 1994 г., Госкомстат публикует данные по всему кругу малых предприятий на основе использования разработанной им специальной методики дорасчета.
Практически только с этого момента можно говорить о сопоставимости данных о численности работающих на малых предприятиях по годам. Однако, как уже отмечалось, в связи с принятием федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" с 1996 г. меняются критерии отнесения предприятий к категории малых, причем изменение критериев касается и численности работающих на малых предприятиях, и формы собственности.
Круг малых предприятий, попадающих в выборку, существенно изменился.
Так, предельно допустимая численность работников малых предприятий, включая совместителей и работающих по договорам подряда, в промышленности и строительстве снизилась с 200 до 100 человек, в научно-технической сфере - со 100 до 60 человек и в оптовой торговле - со 100 до 50 человек; с другой стороны, в ряде отраслей она увеличилась: на транспорте с 50 до 100 человек, в сельском хозяйстве с 50 до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании с 15 до 30 человек и в прочих отраслях непроизводственной сферы с 15 до 50 человек.
Однако, представляется возможным, сопоставление среднесписочной численности работавших на малых предприятиях частной формы собственности в 2003-2006 годах, поскольку, как видно из таблицы 2, показатели среднесписочной численности работников малых предприятий в 1995 г., рассчитанные по прежнему и новому (в скобках) критерию отличаются друг от друга на незначительную величину.
Анализируя ситуацию с занятостью в сфере малого предпринимательства необходимо отслеживать тенденции, которые наблюдаются как в рамках первичной, так и вторичной занятости в данной сфере, поскольку доля вторичной занятости в этой сфере достаточно высока.
Так, в 2006 г. доля работающих на условиях вторичной занятости, на малых предприятиях, дающих большую часть рабочих мест в сфере малого предпринимательства, составила 27% от суммарной численности работников. Под вторичной занятостью на малых предприятиях подразумевается занятость граждан, привлекаемых предпринимателями к работе на условиях совместительства и различных договоров гражданско-правового характера.
Учитывая общий положительный эффект, который оказывает малый бизнес на состояние общества (реализация предпринимательского потенциала населения, создание рабочих мест, снижение уровня безработицы, возможность повысить уровень доходов населения и, как результат этого - снижение социальной напряженности), необходимо, на наш взгляд, отслеживать динамику общей вовлеченности населения в сферу малого предпринимательства.
Данный показатель может быть получен, если суммировать показатели первичной и вторичной занятости в сфере малого предпринимательства.
Динамика перечисленных показателей за период 2003-2006 годы приведена в таблице 2.
Таблица 2
Численность занятых в сфере малого предпринимательства
| 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Численность работавших в крестьянских хозяйствах | 929,6 | 1046,3 | 1160,5 | … |
Численность лиц, занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан | 1456,7 | 2227,3 | 2447,4 | …
|
Среднесписочная численность работавших на малых предприятиях частной формы собственности | 3893,3* | 5537,4 | 6114,9 (5904,1)** | 6167,6 |
Суммарная занятость в сфере малого предпринимательства |
| 8811 | 9722,8 | …. |
Численность работавших на предприятиях на условиях вторичной занятости |
| 5435,6 | 3784 | 2322,8 |
Общая численность населения, вовлеченного в сферу малого предпринимательства |
| 14246,6 | 13506,8 | … |
Информация о работе Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения