Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – анализ роли малого бизнеса в сфере малого бизнеса и предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить малое предпринимательство как субъект экономических отношений;
- проанализировать занятость населения РФ в сфере малого предпринимательства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Малый бизнес как субъект экономических отношений
1.2. Занятость в сфере малого предпринимательства
1.3. Проблемы российского малого бизнеса в современной России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС»
2.1. Общая технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Лестехсервис»
2.2. Оценка состава и структуры персонала ООО «Лестехсервис»
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС» С ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НАСЕЛЕНИЯ Г. КАТАВ-ИВАНОВСК
3.1 Предложения по стратегическому развитию предприятия
3.2. Оценка рисков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Д, Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения, Л, Эля.doc

— 704.50 Кб (Скачать)

К сожалению, государственная политика поддержки малого предпринимательства пошла в последние годы в несколько ином направле­нии. Вместо предоставления льготных условий налогообложения и соз­дания механизма поощрения занятости в этой сфере, забота государства о малом бизнесе вылилась в форму государственных программ поддерж­ки малого предпринимательства, финансовые преимущества от которых получают в основном не субъекты малого предпринимательства как та­ковые, а различные как государственные, так и негосударственные орга­низации (ассоциации, фонды, научные организации), являющиеся суб­подрядчиками программы. О низкой эффективности этих программ под­держки свидетельствует тот факт, что в течение периода их реализации (1999-2000 и 2001-2002 гг.) наблюдается либо очень незначительный рост числа субъектов малого предпринимательства, либо его абсолютное со­кращение (см. табл. 1). В значительной степени это обстоятельство объ­ясняется тем, что параллельно с разработкой государственных программ поддержки происходило утяжеление налогового бремени, которое за­крывало пути создания новых субъектов малого предпринимательства и приводило к банкротству ранее существующих субъектов. Создается парадоксальная ситуация, когда государство изымает львиную часть доходов малого бизнеса, чтобы потом развернуть программу поддержки данного сектора экономики.

К субъектам малого предпринимательства, согласно действующему законодательству, относятся предприятия частной и совместной формы собственности (при условии, что их учредителями также в основном яв­ляются субъекты малого предпринимательства), на которых среднесписочная численность работников не превышает определенного уровня, дифференцированного по отраслям, а также фермерские хозяйства и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образо­вания юридического лица. Изменение критериев отнесения предприятий к категории малых, вызванное принятием федерального закона "О госу­дарственной поддержке малого предпринимательства в РФ", затрудняет отслеживание динамики числа малых предприятий и численности, рабо­тающих на них, поскольку произошло нарушение сопоставимости ста­тистических показателей по годам. Однако, представляется в определен­ной степени допустимым сопоставление статданных по малым пред­приятиям частной формы собственности ввиду того, что основная масса этих предприятий имела небольшую численность работающих и измене­ния критериев численности затронули эту группу предприятий в незна­чительной степени. Кроме того, именно малые частные предприятия, на наш взгляд, в наиболее адекватной форме отражают предприниматель­ские возможности самого населения с точки зрения создания рабочих мест, обеспечивающих как занятость, так и самозанятость.

Как следует из показателей, приведенных в таблице 1, общее число субъектов малого бизнеса за четыре года увеличилось в 1,8 раза. Однако это произошло только за счет роста числа лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью без образования юридического лица: их численность за период с 2003 по 2005 г. возросла в 2,7 раза. За тот же период времени число малых предприятий частной формы собственности увеличилось только на 2,9 %, причем, наибольшее число малых частных предприятий было зафиксировано в 2004 г., затем произошло снижение данного показателя в 2005 г. и его рост в 2006 г., однако уровень 2004 г. так и не был достигнут.

Аналогичная картина наблюдается также и по фермерским хозяйствам, наибольшее число которых было зафиксирова­но в 2005 г., после чего число фермерских хозяйств пошло на убыль. Все это свидетельствует о неблагополучии в сфере малого предприниматель­ства.

Таблица 1

Число субъектов малого предпринимательства

 

2003

2004

2005

2006

Малые предприятия частной формы  собственности

728,3

755,2

738,6

749,7

Фермерские хозяйства

270

279,2

280,1

278,6

Граждане, зарегистрированные  в качестве предпринимателей без образования  юридического лица, подавшие декларацию о доходах в налоговые органы

878

1525,8

2059,8

2336,4

Итого

1876,3

2525,8

3078,5

3364,7

 

* По данным Государственной налоговой службы Российской Федерации.

** Данные могут быть скорректированы в результате дорасчета по декла­рациям, поданным после 1.02.07.

 

Исключением является предпринимательская деятельность без об­разования юридического лица, которая обеспечивает не столько заня­тость, сколько самозанятость граждан. Однако, как видно из таблицы, темпы роста числа граждан, зани­мающихся данным видом предпринимательства, замедляются.

По мнению экспертов и самих предпринимателей, бизнес, оформ­ленный как предпринимательская деятельность без образования юриди­ческого лица, - это в настоящее время наиболее удобная форма создания и ведения собственного дела, т.к. данную форму предпринимательства относительно просто зарегистрировать и вплоть до 1997 г. она имела существенные льготы по выплатам в бюджетные и внебюджетные фон­ды. Наличие этой гибкой и удобной формы предпринимательства позво­лило определенной части населения обеспечить либо самозанятость, ли­бо вторичную занятость и, соответственно, обеспечить себя и свою семью определенным доходом. Эта форма предпринимательства удобна также для организации семейного бизнеса. Однако, начиная с 1997 г., при со­хранении ряда налоговых льгот, для этой формы предпринимательства были существенно повышены отчисления в пенсионный фонд (с 5 % до 28 %),   что по мнению специалистов Государственной налоговой служ­бы, негативно скажется на динамике субъектов данной формы малого предпринимательства и приведет к дальнейшему замедлению темпов ежегодного прироста числа граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица.

На основе анализа статистических данных по двум другим формам малого предпринимательства, можно сделать вывод о том, что сформировался некий костяк малых частных предприятий и фермерских хозяйств, руководители которых достаточно успешно справляются со своими задачами и, если не преуспевают, то по крайней мере держатся на плаву. Можно также заключить, что определенная, наиболее активная часть населения уже реализовала свой предпринимательский потенциал и создала рабочие места для самих себя и для других. Однако, очевидно также, что часть населения, обладающая этим потенциалом, реализует себя либо занимаясь неформальным бизнесом, либо регистрируясь в форме предпринимателей без образования юридического лица, т.к. ос­тальные формы предпринимательства оказываются малопривлекатель­ными в силу тех или иных причин.

Таким образом, несмотря на декларируемые усилия, которые якобы были предприняты в целях поддержания малого предпринимательства, число субъектов малого предпринимательства практически не увеличи­лось. В соответствии с этим, можно с достаточной уверенностью гово­рить о том, что возможность обеспечения занятости населения через раз­витие самозанятости и малого предпринимательства не была использо­вана в должной мере.

Между тем, анализ статистических материалов показывает, что не­смотря на все трудности, с которыми малый бизнес сталкивается в на­шей стране, он уже сыграл определенную роль в обеспечении занятости населения и обладает определенным потенциалом, чтобы играть эту роль и в дальнейшем.

Как мы уже отмечали ранее, создание объективной картины дина­мики занятости в сфере малого предпринимательства осложнено отсут­ствием достоверных статистических данных о численности работающих в этой сфере. Например, данные о численности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на условиях первичной занятости, практически отсутствуют. При­близительное представление о количестве индивидуальных предприни­мателей и лиц, привлекаемых ими для работы, дают данные о числен­ности лиц, занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, ежегодно публикуемые Госкомстатом.

Серьезной проблемой на пути изучения тенденций изменения уров­ня занятости в сфере малого предпринимательства является отсутствие сопоставимых статистических данных о численности работавших на ма­лых предприятиях. Статистика малых предприятий существует практи­чески с 1991 г. Период с 1991 по 1993 включительно является периодом, когда только закладывались методологические основы статистического учета малых предприятий. Статистические данные о малых предприяти­ях в этот период базируются на результатах выборочных обследований части вновь созданных малых предприятий и кооперативов, отчитав­шихся в органах статистики, причем вне этого обследования оказывают­ся все приватизированные малые предприятия. Только начиная с 1993 г. в круг статистического наблюдения попадают все малые предприятия вне зависимости от формы собственности и времени их образования, однако опубликованные Госкомстатом данные за этот период не явля­ются полными, поскольку далеко не все малые предприятия отчиты­ваются перед органами статистики. Начиная с 1994 г., Госкомстат пу­бликует данные по всему кругу малых предприятий на основе использо­вания разработанной им специальной методики дорасчета.

Практически только с этого момента можно говорить о сопоставимости данных о численности работающих на малых предприятиях по годам. Однако, как уже отмечалось, в связи с принятием федерального закона "О государ­ственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федера­ции" с 1996 г. меняются критерии отнесения предприятий к категории малых,  причем  изменение  критериев  касается  и  численности  рабо­тающих на малых предприятиях, и формы собственности.

Круг малых предприятий, попадающих в выборку, существенно изменился.

Так, пре­дельно допустимая численность работников малых предприятий, вклю­чая совместителей и работающих по договорам подряда, в промышлен­ности  и  строительстве  снизилась  с 200 до   100  человек,  в  научно-технической сфере - со 100 до 60 человек и в оптовой торговле - со 100 до 50 человек; с другой стороны, в ряде отраслей она увеличилась: на транспорте с 50 до 100 человек, в сельском хозяйстве с 50 до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании с 15 до 30 человек и в про­чих отраслях непроизводственной сферы с 15 до 50 человек.

Однако, представляется возможным, сопоставление среднесписочной численности работавших на малых предприятиях частной формы собственности в 2003-2006 годах, поскольку, как видно из таблицы 2, показатели сред­несписочной численности работников малых предприятий в 1995 г., рас­считанные по прежнему и новому (в скобках) критерию отличаются друг от друга на незначительную величину.

Анализируя ситуацию с занятостью в сфере малого предпринима­тельства необходимо отслеживать тенденции, которые наблюдаются как в рамках первичной, так и вторичной занятости в данной сфере, по­скольку доля вторичной занятости в этой сфере достаточно высока.

Так, в 2006 г. доля работающих на условиях вторичной занятости, на малых предприятиях, дающих большую часть рабочих мест в сфере малого предпринимательства, составила 27% от суммарной численности работников. Под вторичной занятостью на малых предприятиях подразумева­ется занятость граждан, привлекаемых предпринимателями к работе на условиях совместительства и различных договоров гражданско-право­вого характера.

Учитывая общий положительный эффект, который ока­зывает малый бизнес на состояние общества (реализация предпринима­тельского потенциала населения, создание рабочих мест, снижение уров­ня безработицы, возможность повысить уровень доходов населения и, как результат этого - снижение социальной напряженности), необходи­мо, на наш взгляд, отслеживать динамику общей вовлеченности населе­ния в сферу малого предпринимательства.

Данный показатель может быть получен, если суммировать показатели первичной и вторичной за­нятости в сфере малого предпринимательства.

Динамика перечисленных показателей за период  2003-2006 годы приведена в таблице 2.

 

Таблица 2

Численность занятых в сфере малого предпринимательства

 

2003

2004

2005

2006

Численность работавших в крестьянских хозяйствах

929,6

1046,3

1160,5

Численность лиц, занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан

1456,7

2227,3

2447,4

 

Среднесписочная численность работавших на малых предприятиях частной формы собственности

3893,3*

5537,4

6114,9

(5904,1)**

6167,6

Суммарная занятость в сфере малого предпринимательства

 

8811

9722,8

….

Численность работавших на предприятиях на условиях вторичной занятости

 

5435,6

3784

2322,8

Общая численность населения, вовлеченного в сферу малого предпринимательства

 

14246,6

13506,8

Информация о работе Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения