Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:39, дипломная работа
Цель работы – анализ роли малого бизнеса в сфере малого бизнеса и предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить малое предпринимательство как субъект экономических отношений;
- проанализировать занятость населения РФ в сфере малого предпринимательства;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Малый бизнес как субъект экономических отношений
1.2. Занятость в сфере малого предпринимательства
1.3. Проблемы российского малого бизнеса в современной России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС»
2.1. Общая технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Лестехсервис»
2.2. Оценка состава и структуры персонала ООО «Лестехсервис»
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛЕСТЕХСЕРВИС» С ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НАСЕЛЕНИЯ Г. КАТАВ-ИВАНОВСК
3.1 Предложения по стратегическому развитию предприятия
3.2. Оценка рисков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Перегрузка управленцев верхнего уровня;
Повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
Недостатки этой структуры вытекают, в основном, из принципа единоличного принятия руководителем управленческих решений, так как для принятия качественных и эффективных решений от него требуется всесторонняя компетенция по всем функциям и аспектам объекта управления. В современных условиях недостатки этой структуры перевешивают ее достоинства. В табл.6. приведены основные показатели хозяйственной деятельности ООО «Лестехсервис».
Таблица 6
Основные показатели
хозяйственной деятельности предприятия ООО «Лестехсервис»
Показатели | 2005 год | 2006 год | Темпы роста % |
1.Товарооборот тыс. руб. |
95634 |
106132,5 |
111 |
2.Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. |
79376,2 |
89363,6 |
112,6 |
3.Прибыль от продаж, тыс. руб. |
16257,8 |
16768,9 |
103,1 |
4. Рентабельность предприятия, % | 17 | 15,8 | 92,9 |
5.Численность персонала – всего человек |
15 |
17 |
104,7 |
6.Выработка на 1 человека | 6375,6 | 6243,1 | 97,9 |
7.Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 310000 | 324000 | 104,52 |
8.Среднемесячная зарплата на 1-го работающего, тыс.руб. | 20666,67 | 19058,8 | 92,22 |
Более наглядно динамику основных технико-экономических показателей отразим на рис. 2.
Рис.2. Динамика основных технико-экономических показателей
Таким образом, согласно результатам табл.2.1. мы наблюдаем увеличение выручки предприятия в 2006г по сравнению с 2005г на 111%, что является положительной тенденцией в деятельности предприятия, хотя данное увеличение показателя произошло, в основном, за счет роста цен на реализуемый товар.
При этом себестоимость продукции также им выросла на 112,6%. Причиной этому послужило: расширение штата сотрудников (на 2 человека), рост цен на товары поставщиков (по причине повышения индекса инфляции в стране).
Показатель прибыли предприятия увеличился всего на 103,1%. Такой рост, по моему мнению, является не достаточно высоким для организации.
Рентабельность предприятия имеет отрицательную тенденцию: в 2006г этот показатель снизился на 7,1% по сравнению с 2005г. Такому снижению способствовало снижение производительности труда работников на 2,1%.
Анализ фонда оплаты труда работников показывает, что данный показатель вырос на 104,52%, что, казалось бы, является положительным фактом в деятельности предприятия, однако увеличение штата на 2 человека привело к тому, что средняя заработная плата на 1 работника уменьшилась на 7,88%. Такое снижение весьма негативно отражается на деятельности работников организации, снижая заинтересованность работников в улучшении показателей труда.
Проведенный анализ показывает, что деятельность предприятия ООО «Лестехсервис» является не достаточно эффективной.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что руководству организации ООО «Лестехсервис» необходимо совершенствовать структуру управления, политику управления персоналом, инновационную политику...
В табл. 7 приведены состав и структура персонала.
Таблица 7
Состав и структура персонала за 2005-2006гг
Категории персонала | 2005г. (факт)
| 2006г. (факт) | ± отклонения | |||
Количество персонала | Уд. вес, % | Количество персонала | Уд. вес, % | Количество персонала | Уд. вес, % | |
Всего персонала, человек | 15 | 100 | 17 | 100 | +2 |
|
В том числе: - руководство |
2 |
13,33 |
2 |
11,76 |
- |
-1,57 |
- служащие | 3 | 20 | 3 | 17,65 | - | -2,35 |
- рабочие | 6 | 40 | 6 | 35,29 | - | -4,71 |
- вспомогательные рабочие | 1 | 6,67 | 2 | 11,76 | +1 | +5,09 |
- водители | 2 | 13,33 | 3 | 17,66 | +1 | +4,33 |
- охрана | 1 | 6,67 | 1 | 5,88 | - | -0,79 |
Изучая состав и структуру персонала можно сказать, что в целом произошло увеличение сотрудников за счет расширения вспомогательных рабочих (на 1 человек) и водителей (на 1 человек). Численность остальных штатных единиц осталась неизменной. Пополнение персонала составило 13,33 %. Наращивание (увеличение) численности персонала, как и других ресурсов, может быть оправдано при росте объема производства и увеличение товарооборота. В противном случае предприятие будет тратить средств на ресурсы больше, чем зарабатывать, что в последующем приводит к банкротству.
Поэтому дается оценка соотношения темпов роста товарооборота и темпов роста численности, так как увеличение персонала предприятия должно обосновываться ростом объемов товарооборота. При этом необходимо опережение темпов товарооборота над темпами численности.
Т тов/оборота = Т тов/оборот 2006г / Т тов/оборот 2005г х 100% =
= 106132,5 / 95634 х 100% = 111% (1)
Т численности = Численность 2006г / Численность 2005г х 100% =
=15 / 17 х 100% = 88,24%
Отсюда следует, Т т/об < Т числ., что не соответствует выполнению экономического условия роста трудовых ресурсов
Расчет данного соотношения проводят при увеличении основных фондов, а также материальных ресурсов.
Далее проведем расчет текучести персонала по формуле (3):
Кт = Рв / р * 100,
где Кт- коэффициент текучести;
Рв- численность работников, уволенных по причинам текучести;
р – среднесписочная численность работающих.
Для расчета данного показателя используем данные таблицы 8.
Таблица 8
Движение кадров в 2005-2006гг
Наименование показателя | 2005 | 2006 | Абсолютное отклонение (+,-) |
Принято работников | 4 | 5 | +1 |
Уволено работников | 5 | 3 | -2 |
Кт (2005) = 5 / 15 * 100 = 33,33
Кт(2006г) = 3 / 17 * 100 = 17,65
Такая динамика весьма негативно влияет на хозяйственную деятельность предприятия и требует от руководства принятия определенных мер с целью устранения данного факта.
Для изучения мотивов текучести было проведено анкетирование увольняющихся работников. (Приложение 3)
В процессе анализа системы мотивации группа опрашиваемых лиц включала всех увольняющихся сотрудников предприятия в течение 2006г.
В результате проведенного анализа было выявлено, что 60% работников удовлетворены своим социальным положением, т.е., в целом они удовлетворены работой в коллективе, чувствуют свою принадлежность к нему, им нравится общаться, поскольку руководство пытается создавать условия для общения на работе, остальные 40% работников остались недовольными.
На вопрос «Удовлетворяют ли Вас организация труда и рабочего места большинство опрашиваемых (87%) ответили положительно. Неудовлетворенны системой материального поощрения 56 опрашиваемых. Это связано с неотлаженным механизмом контроля за результатами работы сотрудников. Так зачастую работники, выполняющие свою работу более качественно и продуктивно своих коллег, не получают за это должного вознаграждения, что снижает их интерес выполнять работу более эффективно. 46 % сотрудников ответили на вопрос положительно. К этой категории и относятся работники с наименьшей производительностью труда.
На вопрос «Устраивает ли Вас размер оплаты труда» 58% опрашиваемых ответили отрицательно. Они считают, что в системе заработной платы обязательно должна присутствовать составляющая, зависящая от достигнутых результатов и работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда.
Далее, как показывают результаты анкетирования, в организации работают по своей специальности лишь 59% работников, остальные 41% здесь остались по причине отсутствия работы по своей специальности.
На вопрос «Давала ли Вам работа возможность развивать творческие способности» положительно ответили лишь 22% опрашиваемых. Это объясняется тем, что средний возраст сотрудников предприятия колеблется в пределах от 24 до 30 лет. В этом возрасте для многих людей характерно стремление к саморазвитию, к самореализации своих потенциальных возможностей, а так же способности к самоутверждению.
Также необходимо отметить, что руководители не уделяют достаточного внимания своему персоналу, не стараются развивать его способности, не содействуют в приобретении новых знаний и т.п., а от этих приобретений и зависит продвижение по служебной лестнице, карьера и соответствующая оплата работников. Положительный ответ на этот вопрос дали всего 22% опрашиваемых.
К частично удовлетворенным относим также потребность в безопасности, т.е. сотрудники не в полной мере удовлетворены условиями труда и системой дополнительных стимулов, такими как, медицинское страхование, пенсионное обеспечение, социальное страхование, а так же гарантиями работы.
Таким образом, неудовлетворенные потребности могут превратиться в удовлетворенные, когда самовыражение будет достаточно выражено и, следовательно, по заслугам оценена работа в материальном эквиваленте.
Потребность в признании и у руководителей и у работников частично удовлетворена, причем даже в равных долях. Это говорит о том, что сотрудники компании не удовлетворены тем положением, которое занимают, а также не используется их внутренняя мотивация. Не используются и формы поощрения, выражения признания их заслуг.
В первую очередь, важны материальные потребности и потребности самовыражения. Однако для выявления мотивации нужно провести полное и глубокое обследование, которое сможет привести к системному изучению мотивации, поскольку этот анализ не может представить нам полной картины удовлетворенности сотрудников, хотя и выявил те потребности, которые оказались важными для них. К тому же одному руководителю бывает трудно выявить истинные потребности, поскольку это требует от него высокого уровня наблюдательности, понимания внутренних переживаний другого человека, а подчиненные, в свою очередь, часто держат свои истинные интересы в тайне, опасаясь негативной оценки руководства, поэтому и получается несостыковка интересов, что и приводит к неправильной мотивации своих подчиненных.
При изучении обеспеченности предприятия требуемом персоналом в соответствии со штатным расписанием или рабочими местами, проводят расчет коэффициента обеспеченности персоналом.
При плановом расчете общей численности предприятия в количестве 88 человек (85 + 3) рассчитаем коэффициент обеспеченности кадров:
К об.кадров (2005) = 85 / 88 = 0,966 или 96,6%, (3)
т.е. в 2005 году персонал предприятия был недоукомплектован на 3,4%.
В 2006 году в связи с расширением сферы деятельности и зон обслуживания торговых точек план по укомплектованности штата был перевыполнен на 109,1%.
Таким образом, из приведенных данных можно оценить оптимальность соотношения структуры персонала. Данная структура, на мой взгляд, является оптимальной. Это обусловлено тем, что количество персонала низшего и высшего уровня соотносится как два к одному. Однако если сравнивать количественные данные по руководящему персоналу, то число превышает. Так, руководителей и продавцов одинаковое количество. Это считается не эффективным, так как, во-первых, на руководство тратятся большие средства, во-вторых, это говорит о неэффективность распределения полномочий. Следовательно, ООО «Лестехсервис» необходимо изменить структуру персонала.
Информация о работе Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения