Пути повышения экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли зернового производства в ООО «Агро-Плюс» Ольховского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства России. Оно производит продукты питания для населения страны, сырье для перерабатывающей промышленности и обеспечивает другие нужды общества. Спрос населения на товары народного потребления почти на 75 % покрываются за счет сельского хозяйства. В структуре валового внутреннего продукта на долю сельского хозяйства приходится 23% .

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы экономической эффективности и конкурентоспособности.
1.1 Понятие, сущность экономической эффективности и конкурентоспособности. Факторы их определяющие.
1.2 Проблемы формирования конкурентоспособного производства в отрасли на современном этапе.
2
Экономическая эффективность и конкурентные позиции отрасли.
2.1 Организационно-экономические параметры предприятия.
2.2 Оценка финансового состояния предприятия.
2.3 Оценка эффективности и конкурентоспособности отрасли.
3 Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли.
3.1 Снижение ресурсоемкости в отрасли.
3.2 Обоснование производственно-технологических параметров конкурентоспособности в отрасли.
3.3 Перспективная экономическая эффективность производства и реализации в отрасли.
3.4 Оценка конкурентной среды.
Выводы и предложения.
Список использованной литературы
Приложения.

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

    В результате внедрения нового сорта  озимой пшеницы  в ООО «Агро-Плюс» произойдет значительный рост экономической эффективности. Увеличение урожайности, снижение производственной себестоимости 1ц продукции позволят предприятию получить больший чистый доход и повысить уровень рентабельности на 17%. Неблагоприятным является тот факт, что произойдет повышение производственных издержек, это связано с затратами на уборку дополнительной продукции. В целом же по предприятию, в результате внедрения нового сорта озимой пшеницы Дон-93, конкурентоспособность ООО «Агро-Плюс» значительно повысятся.

    Применение  удобрений тоже повысит конкурентоспособность  озимой пшеницы, так как увеличится ее урожайность и качество. Рассмотрим, какой экономический эффект произоидет при внесении следующих минеральных  удобрений.  

Таблица 16

Экономическая эффективность применения минеральных  удобрений

  в  ООО «Агро-Плюс»

Показатели Контроль без  удобрений
Урожайность, ц/га 20,8 25,4 26,5 27,7
Производственная  себестоимость 1 ц продукции, руб. 58,7 85 96,6 108,1
Цена  реализации 1 ц, руб. 180,08 180,08 180,08 180,08
Окупаемость производственных затрат, руб. 3 2,1 1,9 1,7
Чистый  доход, руб., в расчете на:

121,38 95,08 83,5 71,9
1га 2524,7 2415,03 2212,7 1991,6
Уровень рентабельности по чистому доходу,% 206,7 111,8 86,4 66,5

 

    Наиболее  подходящим, с точки зрения экономической  эффективности, для ООО «Агро-Плюс»  является первый комплекс удобрений - . Этот комплекс даст повышение урожайности  на 4,6 ц/га.  При применении этого комплекса будет самая высокая окупаемость производственных затрат, на один рубль производственных затрат  будет получено 1,1 рубля чистого дохода, что на 20 копеек выше, чем при применении следующего комплекса. Производственная себестоимость 1 ц продукции будет ниже, чем при применении следующих комплексов, а  чистый доход и уровень рентабельности выше.

    3.3 перспективная экономическая  эффективность производства  и реализации в  отрасли.

    До  настоящего времени мы рассматривали  положение ООО «Агро-Плюс».  Предложили различные мероприятия, которые приведут к значительному повышению экономической эффективности и конкурентоспособности. В данном разделе мы определим экономическую эффективность производства озимой пшеницы на перспективу.

    Таблица 17

    Экономическая эффективность производства озимой пшеницы на перспективу.

Показатели Факт Проект
Урожайность, ц/га 20,8 23,8
Производственная  себестоимость 1 ц продукции, руб. 85,02 100,08
Цена  реализации 1 ц, руб. 180,08 211,9
Окупаемость производственных затрат, руб. 2,1 2,1
Чистый  доход, руб., в расчете на:

95,06 111,82
1га 1977,2 2661,3
Уровень рентабельности по чистому доходу,% 111,8 111,7

 

    Вычисления  произведены с учетом того, что  предприятие учтет  все предложения и применит их в своем производстве.  Итак, при учете всех предложений предприятие к 2008 году получит следующие результаты: урожайность повысится на 3 Ц./га, производственная себестоимость повысится на 20% ,так же как и цена реализации. Окупаемость производственных затрат останется на том же уровне, предприятие получит 1,1 рубля чистого дохода на каждый рубль вложенных затрат. Чистый доход на 1ц возрастет на 20%, а на 1 га на 34%. Уровень рентабельности в перспективе останется на том же высоком уровне. В целом экономическая эффективность производства продукции, при снижении ресурсоемкости, введении  новых сортов  и применении удобрений, в перспективе будет еще больше увеличиваться.

    Экономическая эффективность производства тесно связана с эффективностью реализации. 

    Таблица 18

    Экономическая эффективность реализации продукции  озимой пшеницы на перспективу.

Показатели Факт Проект
Товарная  урожайность, ц/га 18,05 22,6
Полная  себестоимость 1 ц, руб. 77,3 88,89
Цена  реализации 1 ц, руб. 180,08 211,9
Окупаемость полных  затрат, руб. 2,3 2,4
Прибыль, руб., в расчете на:

102,8 123
1га 1855 2279,8
Уровень совокупной рентабельности, % 132,9 138,4

     

    При соблюдении указанных выше условий  товарная урожайность возрастет  на 4,1 Ц./га. На 1 рубль полных затрат  ООО «Агро-Плюс» получит на 10 копеек больше, чем в 2005 году. Прибыль на 1ц возрастет в 1,2 раза, а уровень совокупной рентабельности на 6%. Экономическая эффективность реализации  озимой пшеницы в перспективе должна возрасти для             ООО «Агро-Плюс» даже при сложившихся в настоящее время неблагоприятных условиях на рынке. Но наметившиеся в последнее время положительные тенденции дают основания предположить, что произойдет повышение цен на озимую пшеницу и под влиянием государства  создадутся более благоприятные условия для   производства и реализации продукции.

    3.4 Оценка конкурентной  среды .

    ООО «Агро-Плюс» осуществляет свою деятельность в определенной среде, которая характеризуется  наличием некоторого числа независимых  покупателей и продавцов, обладающих правом и возможностью свободно выступать на рынке и покидать его. Конкурентная среда – это рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать свою продукцию покупателю. Конкретное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В этом случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.

    СПК «Хлебороб», которое расположено  в с. Мирошники, Котовского района, подходит  для сравнения с ООО «Агро-Плюс». Это предприятие специализируется на производстве зерновых, так же как  и исследуемое. Сопоставим возможности предприятий конкурентов и определим, какую позицию они занимают на рынке и насколько она прочна.

    Таблица 19

    Экономические показатели субъектов локального рынка, руб.

Вид продукции, основные показатели ООО «Агро-Плюс» СПК «Хлебороб»
Озимая  пшеница:    
Цена  реализации 1 Ц. 180,08 128,6
Коммерческая  себестоимость 1 Ц. 77,3 113,2
Прибыль в расчете на 1 Ц. 102,78 15,5

 

    ООО «Агро-Плюс» имеет более высокие  показатели, чем СПК «Хлебороб». Цена реализации озимой пшеницы  исследуемого предприятия на 40% выше, чем у СПК «Хлебороб», а коммерческая себестоимость  на 72% выше, вследствие чего прибыль в расчете на 1Ц. почти в 2 раза выше у исследуемого предприятия. Для сопоставления возможностей  необходимо определить место  каждого предприятия на региональном рынке. Степень конкурентоспособности продукции определяется системой индикаторов, главными из которых являются, коэффициент рыночной доли и коэффициент уровня цен.

    Таблица 20

    Индикаторы  конкурентоспособности субъектов  локального рынка.

Показатели  ООО «Агро-Плюс» СПК «Хлебороб»
Озимая  пшеница:    
Коэффициент рыночной доли продукта 0,0006 0,0002
Коэффициент уровня цен 0,9 0,64

 

    Доля  исследуемого предприятия на региональном рынке, хоть и мала, но в 3 раза больше, чем доля СПК «Хлебороб». Такая же ситуация и с коэффициентом уровня цен, он значительно выше у ООО «Агро-Плюс» и составляет 0,9 от регионального.

    При сопоставлении данных предприятий,  очевидно, что исследуемое предприятие  является лидером. Все показатели, характеризующие  конкурентоспособность намного выше у исследуемого предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы  и предложения.

    Предприятие ООО «Агро-Плюс»  эффективно функционирует  на протяжении уже 14 лет. Оно занимает небольшую долю на региональном рынке, но это не мешает ему эффективно развиваться. На протяжении исследуемых лет с2003 по 2005гг. все основные параметры  его деятельности  растут, увеличивается объем выпускаемой продукции, площади с.-х. угодий, численность  работников и т. д.  Предприятие узко специализировано  на выращивании зерновых, при чем большую долю продукции составляет озимая пшеница. В 2005 году предприятие начинает выращивать подсолнечник, но его доля в объеме продаж очень мала 19,4% , а коэффициент специализации составляет 0,72. Основную прибыль предприятие получает от выращивания зерновых. Основные производственные фонды, без которых невозможно  функционирование предприятия, имеют динамику роста, увеличиваются практически в два раза каждый год. Сокращаются нагрузки на 1 среднегодового работника, т.к. увеличивается их численность. Для предприятия характерен низкий уровень производительности труда. По итогам 2005года необходимы меры по улучшению использования трудовых ресурсов и улучшению производительности труда. В целом предприятие ООО «Агро-Плюс» является ликвидным и платежеспособным. В 2004 году предприятие привлекло достаточно большую сумму заемного капитала, но все же сохранило свою финансовую устойчивость и независимость. Экономическая эффективность и конкурентоспособность  производства снижаются в 2004 году, но к 2005  значительно повышаются уровни рентабельности и по чистому доходу и совокупный. Показатели экономической эффективности и конкурентоспособности по производству озимой пшеницы намного выше, чем по зерновому производству в целом. При оценке конкурентной среды и сравнении ООО «Агро-Плюс» с СПК «Хлебороб»  исследуемое предприятие оказалось более конкурентоспособным, а коэффициент уровня цен составил 0,9 от регионального. Уже ранее отмечалось, что на предприятии низкий уровень производительности труда, на основе произведенных расчетов предлагается высвободить 3 работника, для сокращения производственных затрат и снижения себестоимости, экономия от этого составит 53443,5 рублей.  Для минимизации издержек предприятию предлагается  внести  комплекс удобрений ( ),который увеличит  урожайность озимой пшеницы и снизит себестоимость продукции, улучшит ее качество. Эти меры доведут до нормального уровня затраты трудовых и материальных ресурсов.  Еще ООО «Агро-Плюс» можно предложить  внедрение нового сорта озимой пшеницы, что улучшит все показатели экономической эффективности. Повысит урожайность,  снизит себестоимость и увеличит уровень рентабельности по чистому доходу.  Для большего эффекта, кроме внедрения нового сорта, можно внести, ранее упомянутый, комплекс удобрений. Это еще больше  увеличит чистый доход и другие  показатели.  При применении  этих двух мероприятий, произойдет значительное увеличение качества продукции, а значит и цена ее реализации.

Информация о работе Пути повышения экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли зернового производства в ООО «Агро-Плюс» Ольховского района