Пути повышения экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли зернового производства в ООО «Агро-Плюс» Ольховского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства России. Оно производит продукты питания для населения страны, сырье для перерабатывающей промышленности и обеспечивает другие нужды общества. Спрос населения на товары народного потребления почти на 75 % покрываются за счет сельского хозяйства. В структуре валового внутреннего продукта на долю сельского хозяйства приходится 23% .

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы экономической эффективности и конкурентоспособности.
1.1 Понятие, сущность экономической эффективности и конкурентоспособности. Факторы их определяющие.
1.2 Проблемы формирования конкурентоспособного производства в отрасли на современном этапе.
2
Экономическая эффективность и конкурентные позиции отрасли.
2.1 Организационно-экономические параметры предприятия.
2.2 Оценка финансового состояния предприятия.
2.3 Оценка эффективности и конкурентоспособности отрасли.
3 Пути роста экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли.
3.1 Снижение ресурсоемкости в отрасли.
3.2 Обоснование производственно-технологических параметров конкурентоспособности в отрасли.
3.3 Перспективная экономическая эффективность производства и реализации в отрасли.
3.4 Оценка конкурентной среды.
Выводы и предложения.
Список использованной литературы
Приложения.

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

    Факторы, оказывающие на размер прибыли,  находятся в тесной зависимости  друг с другом и изменение одного из них ведет к соответствующим  изменениям других.  Так, общий размер реализованной продукции оказывают влияние на сумму прибыли и денежную выручку. В тоже время величина денежной выручки зависит от количества валовой продукции и уровня товарности. (12) Затраты на производство продукции зависят от соблюдения нормативов  затрат и норм расхода  труда, материально – технических ресурсов, денежных средств, соблюдения технологических требований к возделыванию сельскохозяйственных культур и содержанию скота. При этом на удельные затраты в виде себестоимости единицы продукции  влияют урожайность и продуктивность.

    В полной или коммерческой себестоимости  существенным элементом  становятся затраты на транспортировку и  непосредственный сбыт товарной продукции. Их удельный вес различен в зависимости  от вида продукции, каналов реализации, участия посредников и др. и составляет в среднем от 5 до 156%. На этот вид затрат влияет степень развитости рыночной инфраструктуры, дорожной сети, тарифы на услуги (транспортные, информационные, страховые, связи и др.).

    К числу основных факторов, формирующих прибыль, относится цена реализации. Это изменчивая конъюнктурная категория, которая находится под воздействием спроса и предложения, каналов реализации, государственной политики в области цен.(11)

    При расчете экономической эффективности различают натуральные и стоимостные показатели. К основным  натуральным показателям  относят урожайность и эффективность, характеризующие выход отдельных видов продукции в расчете на   плановую единицу  или на единицу потребленного фактора производства.  Стоимостные делятся на показатели учитывающие только прямые переменные затраты  и учитывающие все виды затрат.(12)

    Конкурентоспособность  предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена в рамках группы фирм, относящихся к данной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

    Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентоспособного имущества фирмы по сравнению с другими факторами, заключается в первую очередь в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

  • соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности  потребностей, удовлетворяемых   с ее помощью;
  • соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
  • соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

    Таким образом, конкурентное преимущество одной  фирмы над другой может быть оценено  в том случае, когда обе фирмы  удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В этом случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.

    Конкурентоспособность предприятия зависит  от ряда факторов, которые  можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:

    Технико – экономические  факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуг. Эти компоненты  зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства,  наукоемкости продукции и пр.

    Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

  • конъюнктуру рынка, острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
  • предоставляемый сервис (наличие дилерско - дистребьютерских  пунктов изготовителя и станций обслуживания на данную продукцию или услугу);
  • рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);
  • имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

    Нормативно-правовые факторы  отражают требования технической, экологической  и иной (возможно, морально-этической)  безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке.  Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативами лишена смысла.

    Основой конкурентоспособности предприятия  является конкурентоспособность его  продукции. Конкурентоспособность  продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

    Формулу конкурентоспособности  можно представить в следующем виде:

    Конкурентоспособность  = Качество + Цена + Обслуживание.

    Управлять конкурентоспособностью – значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.(26)

    Проблемы  повышения уровня конкурентоспособности  крайне важны и актуальны для  подавляющего большинства производственных предприятий. Предпосылкой для завоевания сильных рыночных позиций являются возможности снижения производственных и сбытовых издержек с соответствующей оптимизацией ценовой политики. Однако трудности, с которыми сталкиваются предприятия при переходе на рынок, далеко не всегда могут быть компенсированы лишь снижением уровня цен. Важную роль при проникновении и закреплении на рынке играет степень доверия к товарной марке, торговому имиджу предприятия. Крайне необходимым является обеспечение высокого качества и широты ассортимента продукции в сочетании с разнообразным комплексом услуг.

    Любая продукция обладает комплексом свойств, определяющих ее пригодность к использованию  в конкретных условиях. Для того чтобы объективно оценить  рыночные перспективы продукции, поставщик должен использовать те же критерии оценки, что и покупатель. Только тогда можно ожидать, что оценка, данная товару поставщиком, совпадает с мнением покупателя. Необходимо постоянное уточнение перечня параметров, существенных с точки зрения потребителя. Производитель должен точно оценивать и саму принципиальную возможность реализации своего товара на рынке с учетом установленных нормативных параметров. Необходимой является оценка соответствия параметров намечаемой к продвижению на рынок продукции обязательным стандартам и нормам.

    Если  не все параметры продукции отвечают требованиям покупателя, то это свидетельство  ее низкой перспективности. Разумеется, если потребитель не найдет на рынке товар, полностью отвечающий потребностям, он вынужден будет скорректировать свои требования с учетом реального предложения. Практика оценки рыночных позиций продукции основывается на сравнительном анализе ее совокупных  характеристик, сопоставлении с аналогами по степени удовлетворения конкретных потребностей и стоимостным характеристикам. Покупателя прежде всего интересует эффективность пользования продукцией, понимаемая как отношение совокупного полезного эффекта к совокупным затратам на приобретение, эксплуатацию, ремонт, техническое и прочее обслуживание продукции и пр.(23)

    Ныне  в связи с все усиливающейся  экспансией зарубежных  агропродуцентов  на российский рынок объективная  оценка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей приобретает особую актуальность и значимость.

    Установлены основные требования к результатам  оценки конкурентоспособности предприятия, в соответствии с которыми определен  инструментарий построения аппарата расчетов: системный метод, методы многомерного сравнительного  анализа и иерархической декомпозиции.

    Конкурентоспособность агропредприятия  представляет собой  выступать на рынке аналогичных  субъектов и удерживать свои позиции  за счет наиболее эффективного использования ресурсов, повышения качества и совершенствования системы управления. Расчет коэффициента конкурентоспособности проводится на базе анализа этих параметров.

    Применение  приводимой методики позволяет оценить  конкурентоспособность сельскохозяйственного предприятия в соответствии со следующими основными этапами:

  • расчет  потенциала предприятия по структурно-функциональным областям и элемента процесса труда в них;
  • оценка финансового положения предприятия ;
  • определение эффективности производства и реализации с.-х. продукции.(1)
 
 
    1. Проблемы  формирования конкурентоспособного производства  в  отрасли зернового  производства на современном  этапе.

      В новых экономических условиях назрела  необходимость более глубокого  осмысления теории эффективности. Уровень  эффективности агропромышленного производства отражает, на наш взгляд, не только соотношение результатов и затрат, но и степень использования его производственно-экономического потенциала. Когда он реализован полностью, то коэффициент эффективности производственной деятельности равен единице. (2)

    Состояние зернового производства сегодня  во многом определяется продолжающимся спадом экономики агропромышленного  производства, связана прежде всего  со значительным сокращением государственной  поддержки агропромышленной сферы, возросшим диспаритетом цен на с.-х. и промышленную продукцию.

    Особую  и вполне обоснованную тревогу вызывает резкое сокращение посевных площадей зерновых культур и низкой урожайности, что ведёт к сокращению валовых  сборов.

    Резкие  спады и подъёмы производства зерна свидетельствует о преимущественно экстенсивном ведении зернового производства, его деиндустриализации усиливается тенденция к освоению примитивных технологий возделывания зерновых культур. Произошедшее значительное снижение уровня интенсивности ведения зерновой отрасли в сочетании с малоэффективным использованием её производственным потенциалом, недостаточным и не комплексным материально-техническим обеспечением зернопроизводящих хозяйств и несовершенством экономического механизма их существенно уменьшают адаптацию этой крупнейшей и жизненно важной  отрасли прежде всего к неблагоприятным погодным условиям, которые как и раньше, являются первопричиной нарушения нормального хода производственного процесса. Одновременно определённый элемент непредсказуемости в развитии зерновой подотрасли привносят негативные издержки в осуществлении реформы формирования зернового рынка. (5)

    Выделяют  две группы факторов, влияющих на повышение  эффективности зернового производства.

    К первой группе относятся производственные факторы, направленные на рост урожайности зерновых культур, рационального использование биоклиматического потенциала, применение минеральных  удобрений, средств защиты растений, интенсивных сортов. Для этого следует осваивать специализированные севообороты с учётом условий агроландшафта и точно определять места посевов.

    Ко  второй группе относятся организационно-экономические  факторы, повышающие урожайность зерновых культур: оптимизация структуры  посевов, рост продаж по выгодным каналам, государственное регулирование работы отрасли.

    Чтобы повысить эффективность производства зерновых культур необходимо: не допускать  вывода из хозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения; возобновить сельскохозяйственное производство на заброшенных, зарастающих бурьяном и мелколесьем пахотных землях, путём перераспределения по экономически благополучным хозяйствам. Стимулировать их можно: выделением льготных кредитов, техники в лизинг, частичным дотированием покупки гербицидов. Увеличивать объемы производства зерна, для этого следует расширять посевные площади под зерновыми культурами; повышать качество семян и их кондиционность до 90-95%, с обновлением зерноочистительно-сушильного хозяйства; закупать семена лучших высокорепродуктивных сортов; повышать плодородие почв, увеличивая внесение удобрений, практикуя известкование, приготовление и использование торфокомпостов.(27)

Информация о работе Пути повышения экономической эффективности и конкурентоспособности отрасли зернового производства в ООО «Агро-Плюс» Ольховского района