Производительность труда предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление резервов и факторов роста производительности труда на Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе.
Основными задачами данной дипломной работы являются:
раскрытие экономической сущности и значения производительности труда;
рассмотрение классификации показателей и измерителей производительности труда и методики планирования роста производительности труда с учетом влияния отдельных факторов;
проведение анализа производительности труда на Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе;
выявление резервов и факторов роста производительности труда на предприятии.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы производительности труда и выявление путей ее повышения
1.1 Экономическая сущность и значение производительности труда в промышленности
1.2 Классификация показателей и измерители производительности труда
Глава 2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности на Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе − филиала ОАО "РЖД" за 2005 - 2007 гг.
2.1 Анализ производства и реализации продукции
2.3 Анализ затрат на производство и себестоимость продукции
2.4 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Глава 3. Исследование путей повышения производительности труда
3.1 Резервы и факторы роста производительности труда на предприятии
3.2 Эффективность мероприятий по росту производительности труда
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

bestref-186101.doc

— 724.00 Кб (Скачать)

Основное производство завода состоит  из четырех производств:

Локомотивного

Вагонного

Литейно-механического

Вспомогательного

Локомотивное производство осуществляет ремонт подвижного состава - электровозов ВЛ-80 ВЛ-85, ремонт и новое формирование электровозных колесных пар, ремонт тепловозов 2ТЭ10, ремонт дизелей 10Д100, тяговых электродвигателей НБ 418, НБ 514, вспомогательных электрических машин, а также изготовление запасных частей для подвижного состава и металлоконструкций для капитального строительства. Производство объединяет в себе пять цехов:

Локомотивосборочный.

Аппаратный.

Локомотивоколесный.

Цех электрических машин.

Дизельный.

Вагоноремонтное производство осуществляет ремонт пассажирских, почтово-багажных и специальных вагонов, ремонт и  новое формирование вагонных (пассажирских и грузовых) колесных пар, ремонт оборудования и изготовление запасных частей для вагонов, ремонт трамваев. Производство объединяет в себе пять цехов:

Вагоносборочный.

Электровагонный.

Вагоноколесный.

Вагонокомплектовочный.

Вагоностолярный.

Литейно-механическое производство производит отливку заготовокиз стального, чугунного и цветного металлов, а  также их механическую обработку, изготовление запасных частей и комплектующих  для локомотивного и вагонного  производства, реализацию сторонним заказчикам. Данное производство объединяет пять цехов:

Сталелитейное.

Литейный (чугун, медь, латунь, алюминий и др.).

Кузнечный.

Механический.

Модельный.

Вспомогательное производство предназначено  для обеспечения устойчивой работы основного производства, и производит инструмент, оснастку, капитальный ремонт зданий и сооружений, оборудования, обеспечивает поставку древесины и пиломатериалов, воды, пара, теплоэлектроэнергии, генераторным газом, кислородом и сжатым воздухом. Данное производство объединяет следующие цеха:

Электроремонтный.

Инструментальный.

Ремонтно-механический.

Ремонтно-строительный.

Деревообрабатывающий.

Автотранспортный.

Газокислородный.

Цех товаров народного потребления.

Водотеплоснабжения.

Кроме этого завод имеет:

сельхозцех - занимается откормом и воспроизводством крупного рогатого скота, свинины, производством молочных продуктов (молоко, сыра, масла);

леспромхоз - добывает древесину для производства и реализации сторонним организациям.

Завод считается предприятием полного  цикла, то есть практически способного обеспечивать производство полностью самостоятельно.

Основными заказчиками по ремонту  подвижного состава являются железные дороги восточного региона страны (от Урала до Дальнего Востока), запасные части поставляются всем железным дорогам и предприятиям эксплуатирующим железнодорожный подвижной состав, так как по ряду позиций завод является монополистом. Преимущества завода по ремонту электровозов состоит в том, что он расположен в центре рынка по предоставлению ремонтных услуг данных локомотивов. Ближайшие конкуренты в этой сфере находятся в г. Оренбург и г. Ростов на Дону. Первый не обладает подобными мощностями, несколько отдален от клиентов; второй значительно отдален от клиентов, кроме этого на этом заводе ремонтируются локомотивы других серий электровозов для железных дорог Европейской части России. Отдаленность этих заводов от региона Сибири - Дальнего Востока благоприятно сказывается для Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода по объективным причинам - при относительно равных ценах трех заводов на услуги, железные дороги понесли бы дополнительные затраты для транспортировки объектов в ремонт и обратно (железнодорожный тариф, время).

Географическое расположение Улан-Удэнского  завода обеспечивает ему участие  в ремонте подвижного состава обеспечивающего грузоперевозки по Транссибу, поэтому обеспечение железных дорог данного региона в ремонте электровозов с продлением срока службы, обеспечение данных дорог ремкомплектами на производство среднего ремонта в условиях депо Улан-Удэнским локомотивовагоноремонтным заводом вполне оправдано.

Для загрузки высвобождающихся мощностей (в связи с уменьшением заказов  от основных потребителей, из-за спада  объемов перевозки и др.) завод пошел на освоение ремонта трамваев, также подвергались освоению: ремонт автобуса "ЛиАЗ", комбайнов "Нива", карьерных самосвалов "БелАЗ", но из-за неплатежей заказчиков данное производство было приостановлено. В настоящее время активно происходит освоение ремонта тепловоза 2ТЭМ-3 и крана ЕДК - 100, ЕДК - 300, ЕДК - 1000 и др.

На рынке распределения продукции  предусматривается договорная система  поставок продукции, оказание услуг  заводами МПС РФ и службам Управления железных дорог на основе взаимовыгодных условий, с согласованием уровней цен, обоснованными затратами и уровнем рентабельности.

 

Таблица 2.1

Основные технико-экономические показатели за 2005 - 2007 год

Наименование

Ед. изм.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Изменения

В 2006 г. по сравн. с 2005 г. тыс. рублей /%

В 2007 г. по сравн. с 2006 г. тыс. рублей /%

1

2

3

4

5

6

7

Выручка от реализации продукции

тыс. рублей

160800

188880

315070

28080 /

17,5

126190 /

66,8

Себестоимость реализованной продукции

тыс. рублей

110500

184300

291970

73800 /

66,8

107670 /

58,4

Операционная прибыль (убыток)

тыс. рублей

47800

3280

13000

-44520 /

93,1

9720 /

296,3

Среднегодовая численность персонала

человек

6819

6929

7132

110 /

1,6

203 /

2,9

Среднегодовая численность ППП

человек

6196

6221

6321

25 /

0,4

100 /

1,6

Среднегодовая выработка одного работника

тыс. рублей

23,58

27,26

44,18

3,68 /

15,6

16,92 /

62,1

Среднегодовая выработка ППП

тыс. рублей

25,95

30,36

49,84

4,41 /

17

19,48 /

64,2

Стоимость основных производственных фондов

тыс. рублей

210560

235400

241250

24840 /

11,8

5850 /

2,5

Фондоотдача на 1 рубль стоимости основных производственных фондов

рублей

0,76

0,80

1,31

0,04 /

5,3

0,51 /

63,8

Затраты на один рубль произведенной  продукции

рублей

0,69

0,97

0,93

0,28 /

40,6

-0,04 /

4,1


 

Как видим из таблицы, в 2006 г. себестоимость возросла на 66,8%, что привело к снижению прибыли на 93,1%. Среднегодовая численность персонала предприятия возросла на 110 человек (1,6%), при этом среднегодовая численность промышленно-производственного персонала возросла на 25 человек (0,4%).

В 2006 году произошло увеличение производительности труда, так среднегодовая выручка одного работника увеличилась 3,68 тыс. рублей (15,6%), а среднегодовая выручка на одного работника промышленно-производственного персонала возросла на 4,41 тыс. рублей (17%).

Стоимость основных производственных фондов увеличилась на 24840 тыс. рублей или 11,8%, фондоотдача на 5,3%. Что говорит о повышении эффективности использования основных производственных фондов.

При этом в 2006 году существует и отрицательная  тенденция - увеличение затрат на один рубль произведенной продукции на 28 копеек или на 40,6%.

В 2007 г. по сравнению с 2006 г. выручка возросла на 126190 тыс. рублей или 66,8%, себестоимость при этом выросла на 107670 тыс. рублей или 58,4%, а прибыль на 9720 тыс. рублей или 296,3%.

Среднегодовая численность персонала предприятия возросла на 203 человек (2,9%), при этом среднегодовая численность промышленно-производственного персонала возросла на 100 человек (1,6%).

В 2007 году произошло увеличение производительности труда, так среднегодовая выручка  одного работника увеличилась на 16,92 тыс. рублей (62,1%), а среднегодовая выручка на одного работника промышленно-производственного персонала возросла на 19,48 тыс. рублей (64,2%).

Стоимость основных производственных фондов увеличилась на 5850 тыс. рублей или 2,5%, фондоотдача на 63,8%. Что говорит о повышении эффективности использования основных производственных фондов.

Технический уровень производства находится в прямой зависимости от типа и масштаба производств, характера производимой продукции, состояния средств труда и предметов труда, а также степени совершенства технологии производства.

Рассмотрим некоторые показатели уровня технического развития на ЛВРЗ.

 

Таблица 2.2

Показатели технического уровня ЛВРЗ за 2005-2007 годы

Основные показатели

2005 год

2006 год

2007 год

Изменен. в 2006 г. по сравн. с 2005 г. тыс. рублей /%

Изменен. в 2007 г. по сравн. с 2006 г. тыс. рублей /%

1

2

3

4

5

6

1. Выручка от реализации продукции, тыс. рублей

160800

188880

315070

28080 /

17,5

126190 /

66,8

2. Объем продукции, изготовленной прогрессивными технологическими методами (тыс. ед.)

43250

52310

87674

9060 /

20,9

35364 /

67,6

3. Удельный вес продукции, изготовленной прогрессивными технологическими методами, %

26,9

27,7

27,8

- /

0,8

- /

0,1

4. Общая стоимость машин и оборудования, тыс. рублей

210560

235400

241250

24840 /

11,8

5850 /

2,5

5. Стоимость автоматических машин и оборудования, тыс. рублей

112650

115320

116210

2670 /

2,4

890 /

0,8

6. Удельный вес автоматических машин и оборудования

53,5

49

48,2

- /

4,5

-

0,8


 

Как видим из таблицы, удельный вес  продукции, изготовленной прогрессивными технологическими методами в 2005 году составляет 26,9%, а в 2006 году - 27,7%, то есть произошло увеличение на 0,8%. В 2007 г. данный показатель практически не изменился и остался на том же уровне. Но в целом данный показатель на ЛВРЗ невелик.

Удельный вес автоматических машин  и оборудования составляет в 2005 году 53,5%, в 2006 году 49%, то есть произошло на 4,5% уменьшение. В 2007 г. данный показатель уменьшился на 08%.

Таким образом, можно сделать вывод, что перед предприятием стоит  вопрос об обновлении основных средств, а также о применении в производстве более прогрессивных методов.

В условиях рынка конкуренция вынуждает предприятия использовать последние научно-технические достижения в процессе производства продукции, проводить политику инноваций. Это способствует наращиванию выпуска конкурентоспособных изделий на основе наукоемких, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Роль технологий служит определяющим фактором и в достижении максимальных размеров прибыли, поэтому каждое предприятие или фирма стремятся участвовать в процессе мировой торговле технологиями. Конкурентные фирмы используют наиболее эффективную из известных технологий и получают прибыль как результат сокращения затрат на техническое усовершенствование.

Проведение глубоких качественных преобразований в экономике возможно лишь на базе широкого использования  современной технологии, так как роль технологий является определяющей в обеспечении качества и конкурентоспособности продукции. В новых рыночных условиях качество как потребительская характеристика товара формируется в процессе непосредственных взаимоотношений потребителя и производителя или через посреднические структуры. Без стимулирования нововведений и технологического обновления производства, создания условий для быстрого роста требований к качеству труда невозможны высокие темпы технологического развития.

На ЛВРЗ необходима концентрация материальных ресурсов для выпуска изделий, конкурентоспособных на мировом рынке.

Анализ персонала и производительности труда (с выделением экстенсивных и  интенсивных факторов)

В списочный состав работников предприятия  включаются работники, принятые на постоянную, сезонную, временную работу на срок один день или более со дня зачисления их на работу. При проведении анализа используют данные о среднесписочной численности следующих категорий работников:

промышленно-производственного персонала (ППП): рабочие служащие, руководители, специалисты;

непромышленный персонал.

Рассмотрим структуру персонала  ЛВРЗ по категориям по локомотивосборочному цеху в табл. 2.3.

 

Таблица 2.3

Структура персонала ЛВРЗ по категориям по локомотивосборочному цеху за 2005-2007 гг.

Категории работников

2005 г., чел.

2006 г., чел.

Отклон. (+,-), чел.

Отклон., в%

2007 г., чел.

Отклон. (+,-), чел.

Отклонен., в%

1

2

3

4

5

6

7

8

Производственные рабочие

586

572

-14

- 2,4

557

-15

-2,6

Вспомогательные рабочие

58

57

-1

-1,7

54

-3

-5,3

Итого рабочих

644

629

-15

-2,3

611

-18

-2,9

Руководителей

27

24

-3

-11,1

24

-

-

Специалистов

11

12

+1

9,1

10

-2

-16,7

Служащих

-

-

-

-

-

-

-

Итого работающих

682

665

-17

-2,5

645

-20

-3


 

Как видим из таблицы, в целом в локомотивно-сборочном цехе в 2005 году численность персонала составляла 682 человека, в 2006 г. - 665 человек, в 2007 г. - 645 человек. В целом за два года произошло снижение численности персонала: в 2006 г. по сравнению с 2005 годом на 17 человек или 2,5%, в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 20 человек или 3%.

Больший удельный вес составляют производственные рабочие: в 2005г. - 586 человек, 2006 году - 572 человека, в 2007 году - 557 человек. Кроме того, в цехе есть вспомогательные рабочие, руководители и специалисты.

 

Таблица 2.4

Структура персонала по локомотивосборочному цеху за 2005-2007 гг.

Категории работников

2005 г., чел.

Удел. вес, в%

2006 г., чел.

Удельн. вес, в%

Отклон., в%

2007 г., чел.

Удельн. вес, в%

Отклон., в%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Промышленно - производственный персонал

624

91,5

608

91,4

-2,6

591

91,6

-2,8

- в том числе рабочих

586

85,9

572

86

- 2,4

557

86,4

-2,6

Непромышленный персонал

58

8,5

57

8,6

-1,7

54

8,4

-5,3

Итого работающих

682

100

665

100

-2,5

645

100

-3

Информация о работе Производительность труда предприятия