Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:47, дипломная работа
Целью данной работы является выявление резервов и факторов роста производительности труда на Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе.
Основными задачами данной дипломной работы являются:
раскрытие экономической сущности и значения производительности труда;
рассмотрение классификации показателей и измерителей производительности труда и методики планирования роста производительности труда с учетом влияния отдельных факторов;
проведение анализа производительности труда на Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе;
выявление резервов и факторов роста производительности труда на предприятии.
Введение
Глава 1. Теоретические основы производительности труда и выявление путей ее повышения
1.1 Экономическая сущность и значение производительности труда в промышленности
1.2 Классификация показателей и измерители производительности труда
Глава 2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности на Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе − филиала ОАО "РЖД" за 2005 - 2007 гг.
2.1 Анализ производства и реализации продукции
2.3 Анализ затрат на производство и себестоимость продукции
2.4 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Глава 3. Исследование путей повышения производительности труда
3.1 Резервы и факторы роста производительности труда на предприятии
3.2 Эффективность мероприятий по росту производительности труда
Заключение
Список использованных источников
Влияние ряда технических факторов можно определить через снижение технологической трудоемкости продукции до и после внедрения соответствующего мероприятия (изменение конструкций изделий, качества сырья, применения новых видов материалов и др.). При этом надо иметь в виду, что некоторые факторы могут, как уменьшать, так и увеличивать затраты труда.
Экономия рабочей силы в связи с изменением трудоемкости продукции (Эt) определяется по формуле:
, (16)
где t0, t1 - трудоемкость единицы продукции до и после внедрения мероприятия, нормо-ч.;
Qпл - выпуск продукции в плановом периоде, шт.;
Т - число месяцев действия данного мероприятия;
Fэф - плановый фонд времени одного рабочего, час.;
Кв. н. - коэффициент выполнения норм выработки.
Совершенствование управления, организации производства и труда. В этой группе факторов учитываются те организационные факторы, которые обеспечивают повышение производительности труда вне связи с повышением технического уровня производства. Расчет относительного высвобождения численности ряда таких мероприятий можно определить прямым счетом (увеличение норм и зон обслуживания, совершенствование управления производством). При этом учитывается изменение норм обслуживания и нормативов численности, проектные данные, опыт передовых предприятий.
Относительная экономия численности в результате специализации производства и расширения объема кооперированных поставок определяется с учетом увеличения удельного веса покупных изделий и полуфабрикатов в объеме продукции по формуле:
, (17)
где КПбаз, КПпл - удельный вес кооперированных поставок, соответственно в базисном и плановом периодах, %;
Qпл - объем производства в плановом периоде, руб.;
ПТбаз - выработка на одного работающего в базисном периоде, руб.
Экономия численности
, (18)
где Фбаз, Фпл - число рабочих дней одного рабочего, соответственно в базисном и плановом периодах, дней;
Ураб - удельный вес рабочих в общей численности работающих,%.
Относительная экономия численности за счет сокращения внутрисменных потерь рабочего времени (Эвн. п) определяется по формуле:
, (19)
где Пбаз, Ппл - внутрисменные потери рабочего времени соответственно в базисном и плановом периодах,%.
Экономия численности за счет сокращения потерь от брака в производстве (Эп. б) определяется по формуле:
, (20)
где Ббаз, Бпл - потери от брака в процентах к себестоимости продукции соответственно в базисном и плановом периодах,%;
- численность основных рабочих в базисном периоде, чел.
Относительная экономия рабочей силы за счет снижения численности рабочих, не выполняющих нормы выработки (Эн. в), рассчитываются по формуле:
, (21)
где Праб. н -плановое повышение уровня выполнения норм выработки группой рабочих, не выполняющих нормы выработки,%;
Ур. - с. н - удельный вес группы рабочих-сдельщиков, не выполняющих нормы выработки, в общей численности рабочих,%;
0,5 - коэффициент повышения уровня выполнения норм, происходящего на протяжении всего планируемого периода.
Относительное высвобождение численности основных рабочих-сдельщиков за счет повышения квалификации, интенсивности труда, приобретения практических навыков (Экв) рассчитывается по формуле:
, (22)
где Кскор. вып. н. в. - скорректированный средний коэффициент выполнения выработки рабочим-сдельщикам в плановом периоде;
Квып. н. в. -средний коэффициент выполнения норм выработки в плановом периоде;
Ур. - с. - удельный вес рабочих-сдельщиков в общей численности, работающих в плановом периоде, %.
, (23)
где Ксб - средний процент выполнения норм выработки рабочими сдельщиками, достигнутый в конце базисного периода;
В - плановый процент снижения устаревших норм.
Изменение объема производства и удельного веса отдельных видов продукции. Влияние изменения объема производства необходимо учитывать в связи с тем, что численность некоторых категорий работающих возрастает в меньшей степени, чем объем производства. Практически увеличение объема производства достигается без увеличения общей численности промышленно-производственного персонала.
Экономия численности за счет изменения объема производства (ЭQ) определяется по формуле:
, (24)
где ЭQ -экономия численности за счет изменения объема производства, чел.;
Ро - темп роста объема производства, %;
Рч - темп роста численности работающих (кроме основных рабочих),%.
Экономия рабочей силы в связи со сдвигом в составе (ассортименте) продукции (Эа) устанавливается следующим образом:
, (25)
где tб, tпл - удельная трудоемкость тыс. руб. продукции соответственно в базисном и плановом периодах, нормо-час.;
Qпл - объем продукции в плановом году, тыс. руб.;
Кв. н. - коэффициент выполнения норм выработки в плановом году;
Фпл - плановый фонд времени одного рабочего, час.
Влияние природных условий рассчитывается с учетом изменения трудоемкости продукции по формуле:
, (26)
где Эпр. у. - относительная экономия численности за счет влияния природных условий, чел.;
Т0, Т1 - трудоемкость единицы продукции при прежних и изменившихся природных условиях, нормо-час.;
К1 -коэффициент, учитывающий время изменения природных условий.
При расчете роста
Для обоснования плана по росту производительности труда на предприятии необходимо учитывать стратегию предприятия, а также влияние тех факторов, которые непосредственно связаны с трудовыми усилиями коллектива. Они должны найти свое отражение в плане технического развития предприятия. Если запланированные мероприятия плана технического развития не обеспечивают нужного роста производительности труда с тем, чтобы обеспечить увеличение объема производства с прежней численностью рабочих, то предприятию необходимо изыскать дополнительные резервы. Требуется полная увязка расчетов роста производительности труда по организационно-техническим факторам с планом технического развития предприятия.
Величину прироста производительности труда по каждому фактору в отдельности (ПТф) можно определить по формулам8:
, (27)
, (28)
где Э - экономия численности, исчисленная по всем факторам, чел.;
Эф - экономия численности работающих по отдельному фактору, чел.;
ПТ - общий прирост производительности труда по всей совокупности факторов, %.
Удельный вес отдельного фактора в общем, росте производительности труда (Уф) определяется по формуле:
. (29)
Общий прирост производительности труда равен сумме прироста по всем факторам.
Планирование производительност
В связи с возникшей
В годы Великой Отечественной войны, наряду с выполнением основных заданий по ремонту паровозов и вагонов, коллективу завода пришлось перестроить производство на выпуск продукции для фронта.
В связи с освоением ремонта
локомотивов, в 1960 году ПВЗ был переименован
в локомотивовагоноремонтный
С 1 января 1999 года ЛВРЗ вошел в состав Восточно - Сибирской железной дороги (ВСЖД).
Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод является одним из крупнейших предприятий отрасли, осуществляющий ремонт подвижного состава и изготовление запасных частей для железных дорог России и стран СНГ.
Основная продукция:
ремонт электровозов серии ВЛ-80 и ВЛ-85;
тепловозов 2ТЭ-10, ТЭ3;
дизелей 10Д100;
пассажирских вагонов;
ремонт трамваев, троллейбусов;
ремонт и новое формирование локомотивных, грузовых и пассажирских колесных пар;
ремонт тяговых двигателей для электровозов;
изготовление запасных частей для подвижного состава и верхнего строения пути (итого свыше 400 наименований).
В соответствии с Уставом, ЛВРЗ имеет право осуществлять самостоятельную внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством, а также осуществлять следующие виды деятельности:
ремонт и модернизация электровозов, тепловозов, пассажирских вагонов, дизелей, колесных пар, электрических машин, их узлов и агрегатов для железных дорог;
производство металлургической продукции;
производство и поставку запасных частей для подвижного состава;
выполнение на договорной основе заказов в соответствии с отдельными заданиями;
выпуск и реализация товаров народного потребления;
осуществление коммерческой, посреднической, торгово-закупочной деятельности;
выполнение проектных, строительных и ремонтных работ;
осуществление научно-технической деятельности, разработке и внедрения новых технологий, оборудования и средств механизации;
оказание маркетинговых, информационных, технических и юридических услуг;
предоставление услуг
предоставление теплоэнергии, пара, воды, кислорода и сжатого воздуха сторонним потребителям;
сбор лома черных и цветных металлов, его переработка и реализация;
участие в ярмарках, выставках, биржах, аукционах;
таможенное оформление экспорта и импорта грузов для собственных нужд и предоставления услуг в этой области другим организациям.
Помимо основных видов деятельности завод вправе осуществлять иные виды деятельности, незапрещенные законодательством Российской Федерации.
Структура управления ЛВРЗ представлена в Приложение 1. Основной управляющий состав завода - это директор, семь заместителей (по производству, по управлению качеством, по управлению персоналом и социальным вопросам, по экономике и финансам, по коммерческим вопросам, по информационным технологиям, по экономической безопасности), главный инженер и главный бухгалтер.
Организационная структура управления завода является линейно-функциональной. Основу данной структуры составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т.д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.
Преимущества данной структуры:
четкая система взаимных связей функций и подразделений;
четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
ясно выраженная ответственность;
быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
Недостатки данной структуры:
отсутствие звеньев, занимающихся
вопросами стратегического
тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
критерии эффективности и
тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
перегрузка управленцев верхнего уровня;
повышенная зависимость
В целом можно сделать вывод: в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества.
В целом на ЛВРЗ работает 6929 человек, в том числе 408 человек составляют руководители, 724 - специалистов и 5797 человек - рабочих. Таким образом, доля работников управления составляет 408/ 6979 = 0,058 или 5,8%.
В целом затраты на одного работника управления составляют 25300 рублей в месяц.
Уровень технической вооруженности инженерно - управленческого труда составляет 60%, оргтехника в настоящее время морально устарела и требуется ее обновление.