Предприятие, как объект планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

При переходе в России к рыночным отношениям планирование оказалось практически полузабытым. А между тем оно является одной из важнейших функций управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации.
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.
На предприятиях, как правило, осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.

Оглавление

Ведение.....................................................................................................................3
1 Роль и место планирования в управлении предприятием..........................5
2 Планирование, как наука................................................................................12
3 Классификация предприятий..........................................................................17
4 Факторы, влияющие на выбор формы планирования................................19
5 Механизм планирования................................................................................23
6 Процесс планирования....................................................................................26
7 Типы планирования........................................................................................27
Заключение.............................................................................................................41
Список используемой литературы.......................................................................42

Файлы: 1 файл

Кудряш курсовик.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Тактический  план так же  должен предусматривать перспективу по каждому  объекту  планирования.  Должны  быть учтены  все  факторы: состояние  экономики предприятия;  кредитно-финансовая  ситуация: налогово-бюджетная  политика и.т.п.

Важно  отметить и то, что тактический  план  имеет многофункциональное  назначение. В целом он  выполняет три  основные  функции: прогнозирование, координация  и контроль.

Отличительной  чертой  тактического плана  является и то, что он заставляет  руководителей и специалистов всех  уровней предприятия направлять  свои   усилия  на  поиск целей  и задач, реализующих  установки  стратегического  плана.  При  его  составлении необходимо  четко  определить  цели  в конкретной  форме, а так же средства и методы их  достижения.  Кроме того, в составлении планов  участвуют те, кто потом должен  будет  их  исполнять.   Поэтому с расширением  объектов  планирования становится более активным участие  работников  предприятия в планировании.

 

Планирование  производственной  программы

Важнейшим разделом  тактического  плана предприятия  является производственная  программа.

Производственная программа  определяет  необходимый объем  производства  продукции в плановом  периоде, соответствующий  по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана  продаж.  Программа обусловливает  задания по вводу  в действие  новых  производственных  мощностей, потребность в материально – сырьевых  ресурсах, численности  персонала, транспорте.

Промышленные  предприятия формируют  производственную программу  на  основе государственного  заказа; заказов потребителей; выявленного  в процессе  изучения  рынка  потребительского  спроса.

Показатели производственной программы:

-  темп  роста производства  товарной (валовой) продукции

- производство  важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием «в том   числе  продукции для  экспорта»)

-   показатель  качества продукции

Основой  для определения  в плане  объема  продукции стоимостном выражении служит  план производства  продукции в натуральном  выражении.

Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном  выражении является  задание  по  дальнейшему повышению качества  продукции.  Качество важнейших  видов  продукции должно  отвечать  по  своим  технико-экономическим  показателям  высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на  всех  стадиях  проектирования  и изготовления  продукции. Соответственно с  этими  требованиями предусматривается замена и снятие с производства устаревшей  продукции или модернизации устаревших изделий, улучшение  основных технических характеристик  выпускаемой продукции, соблюдение  требований  стандартов,  технических условий и другой  технической  документации.

В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются  задания  по  снятию  с производства устаревших видов изделий, т.е.  продукции не  соответствующей  современным  требованиям национальной  экономики и населения страны, морально  устаревшей.  Указываются  конкретные   сроки  замены устаревших  изделий, а также  новые  виды  изделий (типы, модели), их  заменяющие.

По  объему реализуемой  продукции оценивается  производственно-хозяйственная  деятельность  отраслей, объединений и предприятий.  Объем  реализуемой  продукции в плане определяется  как стоимость  предназначенных к поставке  и подлежащих оплате  в плановом  периоде:

а) готовых  изделий

б) полуфабрикатов  собственного  производства

в) реализация  продукции

г) выполнение  работ  для своего  капитального  строительства  и других  непромышленных  хозяйств, находящихся на  балансе предприятия.

Важными  показателями плана, позволяющими определить  общий  объем продукции, ее структуру, темпы роста производительности  труда, фондоотдачу и другие  экономические  показатели, служат  товарная и валовая продукция.

Объем  товарной  продукции  в плане включает  стоимость:

- готовых  изделий, предназначенных для  реализации на  сторону

- полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску  на  сторону и др.

В целях элиминирования  прошлого  труда и выявления  результатов производственной  деятельности, динамики производства продукции и зависящих от  предприятий  показателей производства ряд производств осуществляют планирование  и оценку деятельности  по чистой продукции вместо  объема  реализованной  продукции.

Объем  чистой  продукции  определяется  вычитанием  из товарной продукции (в оптовых  ценах предприятий)  материальных затрат в тех же  ценах (т.е. в ценах,  принятых при  разработке  плана), а также суммы амортизации основных  фондов.  Применение  показателя чистой  продукции позволяет исключить  повторный  счет  продукции, более точно определить  усилия коллективов  предприятий  по  выполнению ряда  качественных важнейших  показателей  производительности  труда, фондоотдачи и др.

Для  обоснования  производственной  программы  предприятию необходимо  иметь расчеты его  производственной  мощности, а так же  уметь согласовывать большое  количество факторов.

 

Планирование  потребности в персонале

Планирование  потребности фирмы  в персонале, необходимо для  выполнения  плана производства  и реализации продукции, осуществляется оно в плане по труду и персоналу.

Значение и роль плана по труду   и персоналу  фирмы  определяются  такими  моментами как:

     Затраты  на содержание  персонала составляют  значительную часть издержек  предприятия, определяют  цену  реализации  продукции  и ее  конкурентоспособность.

     Персонал  фирмы является  важнейшим  фактором  производства. Именно от него зависит,  насколько    эффективно используются на  предприятии  средства и предметы  труда, насколько  успешно работает  предприятие  в  целом.

     В настоящее время  возрастает  коллективный  инвестиционный  характер  труда.  Это выражается  в разработке  и реализации на  предприятии значительного числа  различных  инновационных  проектов, в которых  задействовано  большое  количество  работников.  Эффективность  этих проектов  во многом  зависит от того, насколько  скоординированы  усилия исполнителей, что может  быть  обеспечено только  на планомерной  основе.

Целью разработки  плана    по  труду и персоналу  является определение  рациональной (экономически  обоснованной)  потребности  фирмы в персонале и обеспечение  эффективного его  использования в планируемом  периоде  времени.

Основными  задачами, которые решаются в процессе  планирования  труда, являются  следующие:

- создание здорового и работоспособного   трудового  коллектива, способного выполнить намеченные тактическим планом  цели;

- формирование  оптимальной  половозрастной и квалификационной  структуры  трудового  коллектива  фирмы;

- совершенствование  организации  труда;

- стимулирование  труда;

- ротация  персонала и др.

Процесс планирования  персонала  чрезвычайно  сложный.  Потому как каждый  член трудового   коллектива фирмы  имеет свои  потенциальные  трудовые  возможности, черты  характера  и в этом  отношении он  неповторим.  Из этого  можно  делать вывод о том,  что   трудовой  коллектив  не  представляет собой  сумму  работников  фирмы,  а характеризуется синергетическим  эффектом, оценить который  очень  трудно.

 

Планирование  издержек

Издержки – это  совокупность затрат в денежной  форме на  производство и реализацию  продукции, на  торговые  и посреднические  операции, расходов по финансовым  операциям  и прочим видам  внепроизводственной  деятельности.  Издержки  отражают все  положительные  и отрицательные стороны  в работе  предприятия. Они  органически  взаимосвязаны с категориями, определяющими  результат  деятельности  организации а, следовательно, эффективность.

Затраты предприятия на производство  и реализацию  продукции  принимают  форму  себестоимости  продукции. Себестоимость характеризует  эффективность  использования  потребляемых  трудовых, материальных и финансовых  ресурсов.  Она  отражает  качественные изменения в хозяйственной  деятельности  предприятия.  Любые  нововведения  в технике и технологии, организации труда и производства, в управлении  оказывают  влияние на  уровень затрат.

Целью  планирования  издержек (себестоимости)  является  обеспечение  высоких  темпов  роста  прибыли  и повышения  рентабельности  производства на  основе  рационального  использования  материальных, трудовых, природных  и финансовых  ресурсов.

План по  издержкам разрабатывается как при  стратегическом, так и тактическом  планировании на  основе  прогрессивных  норм  и нормативов.

Показателями плана  себестоимости является  сумма  затрат  на  производство, себестоимость валовой, товарной, реализованной продукции, себестоимость  сравнимой  товарной  продукции и ее  снижение,  себестоимость  единицы  продукции, сумма  затрат на  один  рубль товарной  продукции  и ее снижение.

Вся  система  показателей  плана по  себестоимости  тесно связана с другими разделами  плана  предприятия:  производственной программой, объемом  продаж, планом по труду  и персоналу и др.

Разработке  плана  по  издержкам  предшествует  технико-экономический  анализ  хозяйственной  деятельности  предприятия и его  структурных  подразделений, главным  содержанием  которого  является  выявление  путей  совершенствования  организационно-технического  уровня  производства, ликвидация  потерь от  брака,  всех  непроизводственных  расходов и потерь.

Так же при  оставлении плана  по  себестоимости  особое  внимание необходимо  обратить на  выявление  резервов  снижения  себестоимости, а также  величины  и  причин  возникновения  затрат, не обусловленных  нормальной организацией  производственного  процесса: аварий, брака, потерь от  простое  машин и оборудования, нарушением  технологической и  трудовой  дисциплины и т.д.

 

Планирование   финансов

Финансовый  план  предприятия – это  документ,  отражающий  объем  поступления  и расходования  денежных средств, фиксирующий баланс доходов и  направления  расходов предприятия,  включая  платежи  в бюджет  на  планируемый  период.

В современной  рыночной  экономике  усилилась  стимулирующая роль  финансов в повышении эффективности  производственно-хозяйственной деятельности.   Финансовые  планы  перестали  носить  директивный  характер.

В то же  время значительно  повысилась  ответственность  финансовых  работников  предприятия за  качество  принятых  плановых  решений.  Увеличился  риск  при  формировании  стратегии  развития  предприятия:  работать прибыльно  или стать  банкротом. 

Рыночная  концепция  управления  предприятиями вызвала подлинный  интерес  руководителей  и специалистов к зарубежным  моделям  финансового  планирования. Владение  этими  моделями,  средствами и методами  финансового  планирования вошло в число  основных  профессиональных  требований, предъявляемых к руководителям и специалистам  предприятий и объединений.

Финансовое  планирование  на  предприятии  осуществляется  планово-экономическим  и финансовым  отделами.  

Основная  цель  финансового  планирования  состоит в том, чтобы  сбалансировать  намеченные  расходы  предприятия  с  финансовыми  возможностями. 

Финансовый  план составляется  в виде баланса  доходов   и расходов, а также  расчетных  форм для  определения  статей  баланса.

Состав  показателей  такого  плана   может быть различной  степени   детализации.  Поэтому  форму финансового  плана  следует  согласовывать с вышестоящей  организацией, а также  органами, куда  он  может  представляться. 

29

 



Заключение

 

Планирование - адаптивный процесс, в результате которого происходит постоянная  корректировка принятых управленческих  решений, постоянный контроль над  их  выполнением.   Для эффективности  планирования необходимо ясное представление  и сегодняшнем и будущем состоянии внешней и внутренней среды  фирмы.  Для этого в крупных фирмах  создаются информационные  системы, данные которых оцениваются с помощью систем  анализа.

Планирование – это процесс осуществления совокупности систематизированных   и  взаимосвязанных  работ  по определению долгосрочных  целей и направлений деятельности   предприятий.

Планирование – это то звено, ухватившись за  которое можно вытянуть всю цепь  предприятий, включая  малые  предприятия.   Главное – использовать его последовательно, сообразуя  как с внешними обстоятельствами, так и с внутренней средой, ее особенностями.  Но при  этом нельзя забывать, что предприятие не существуют  вне экономики и в значительной  мере определяют ее состояние. В свою  очередь и экономика предъявляет к предприятиям  все более серьезные требования.   Будущее любого  предприятия  прямо и непосредственно зависит от того, насколько адекватно  отвечают  его действия потребностям рыночной  экономики.  Вовремя и правильно  ответить на эти запросы  и есть главная  задача предприятий и, в то же время гарантия их преуспевания, и в этом  процессе одну из главных  ролей   играет планирование.

Информация о работе Предприятие, как объект планирования