Предприятие, как объект планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

При переходе в России к рыночным отношениям планирование оказалось практически полузабытым. А между тем оно является одной из важнейших функций управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации.
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.
На предприятиях, как правило, осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.

Оглавление

Ведение.....................................................................................................................3
1 Роль и место планирования в управлении предприятием..........................5
2 Планирование, как наука................................................................................12
3 Классификация предприятий..........................................................................17
4 Факторы, влияющие на выбор формы планирования................................19
5 Механизм планирования................................................................................23
6 Процесс планирования....................................................................................26
7 Типы планирования........................................................................................27
Заключение.............................................................................................................41
Список используемой литературы.......................................................................42

Файлы: 1 файл

Кудряш курсовик.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Процесс планирования характеризуется рядом  специфических черт.

Во-первых, планирование имеет  две  стороны: социально – экономическую и организационно – техническую.

Организационно - техническая сторона  обуславливается кооперацией труда и зависит от уровня развития  средств и методов планирования.  Социально-экономическая сторона определяется  социально – экономическими  условиями  общества.  Поэтому  сущность планирования производства необходимо оценивать  с двух позиций:

1.его организационно – технических характеристик;

2.социально – экономических  условий.

Иначе  нельзя раскрыть многие причинно – следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы  и методы планирования.

С точки  зрения организационно – технической стороны планирования страны с развитой рыночной  экономикой имеют больше опыта. Применяемый  там арсенал технических   средств и методов значительно  богаче. Отсюда следует, что уровень организации производства и управления  в рамках отдельных предприятий, фирм там выше, чем в странах  России. Значит, имеется  большая  возможность в использовании организационно – технического опыта  планирования   развитых зарубежных  странах  и ограниченная возможность  применения социально – экономического опыта планирования. 

Еще  один  важный  вывод из этого анализа:  социально- экономическая сторона планирования должна быть ведущей в постановке  целей планирования и выборе средств их  реализации.

Во-вторых,  планирование  как элемент управления носит информационный  характер.  Информационная  сущность процесса планирования хорошо   видна на  примере стадий  цикла планирования. В процессе производства перед  органами  планирования непрерывно  возникают  проблемы. Поэтому первой стадией в плановом  цикле  является выявление и формулировка проблем (включает сбор  и обработку  информации, а также  оценку последствий возможных  вариантов плановых  решений).  На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация  о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые  проблемы, и весь  цикл планирования  повторяется. Формулирование проблем, принятие  плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной  цели. Поэтому планирование  всегда строго целенаправленно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Рис. 2  информационный  цикл планирования.

В-третьих, планирование на  предприятии выступает как один из  важнейших организационных  факторов интенсификации производства. Еще  Адам Смит  заметил, что эффект совместных  действий  группы людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий. Этот дополнительный эффект  он  приписал  разделению  труда и объяснил  следующим:

- возрастанием  умения  каждого  работника;

- экономией  времени на  переход от одного вида деятельности к другому;

- специализацией и возможностью автоматизации процесса производства. 

Источником  дополнительного  эффекта в процессе специализации труда  является  планомерность. Именно присуща кооперации планомерность (сознательно устанавливаемая  планом связь) рождает новую  производительную  силу (синергетический эффект). Создание  системы  планирования  на  предприятии  требует  затрат, но эффект  от рациональной организации производства всегда превышает  эти  затраты. Поэтому трактовка внутрифирменного  планирования как сферы непроизводительных затрат глубоко ошибочна и противоречива. При такой  трактовке получается, что планирование повышает  производительность  труда, а само  оно основано  на непроизводительном  труде. Отсюда  крайние  выводы о необходимости любой  ценой сократить затраты  на  планирование, что сплошь приходится наблюдать на  предприятиях в настоящее время.

 

     2 Планирование,  как наука

 

Планирование как  самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой  деятельности (профессии) и искусством.

Под наукой вообще  понимается сфера человеческой  деятельности, функцией  которой является  выработка и теоретическая систематизация объективных  знаний о действительности.

Понятие «наука» включает:

- деятельность по получению  нового  знания;

- результат этой  деятельности (сумму полученных к данному моменту научных  знаний).

Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности (теоретическое отражение действительности).¹

Планирование  как наука  представляет собой совокупность систематизированных знаний  о закономерностях формирования и функционирования  различных хозяйственных систем. Наука планирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например, оперативно- календарное планирование, всесторонне разработаны. Менее разработано тактическое и стратегическое  планирование на  предприятии. Это говорит  о том, что наука планирования в целом пока  находится в стадии формирования. Тем не менее, роль науки планирования, как потребность в ней со стороны общественного производства, возрастает. К факторам, обуславливающим возрастающую роль  науки планирования,  можно отнести:

                 Рост  масштабов общественного  производства, усложнение хозяйственных  связей, что требует улучшения  координации процессов производства,  распределения, обмена и потребления;

                 Рост  числа  управленческих  кадров, который  усиливает требования к уровню организации его  работы и подготовке;

                 Расширение и усложнение международных  связей;

                 Изменение  методов хозяйствования, переход к рыночным  отношениям, что требует кардинальной перестройки системы  планирования на всех уровнях управления экономикой;

                 Развитие научно – технического  прогресса;

                 Морально-политические аспекты, связанные с необходимостью преодоления  культов  личности, застоя в общественной  жизни, повышения материальной и моральной заинтересованности работников и т.п.

Как наука планирование имеет свой  предмет, объект  и методы  исследований.

Предмет определяет, чем занимается  наука, какова сфера ее приложения.

В качестве  предмета планирования, как науки,  выступают отношения, которые  складываются  между  участниками  производственного процесса по поводу установления и реализации  приоритетов, пропорций и комплекса  мероприятий, обеспечивающих их  достижение.

Методы  науки  планирования  призваны  выработать систему  различных  средств и приемов  изучения и  обобщения явлений действительности  в области  планирования в социально-экономических  объектах. В состав  методов этой науки  входят:

I.Конкретно-исторический  подход.

Предусматривает  изучение  отношений  планирования как  процессов, находящихся в стадии развития и изменения под  влиянием  действующих  на них  факторов. Все  процессы планирования рассматриваются  в тесной  связи с конкретной исторической  обстановкой  той  или иной  страны. В этой  связи  можно  отметить, что организация  планирования  в странах Запада, например США, принципиально  отличается от стран  Востока, например, Японии.

II. Системный  подход.

Системный подход  предполагает, во-первых, рассмотрение системы планирования производством как единого  целого, со своими  законами развития.  Во-вторых, возможность разделения   системы на подсистемы и  исследования их  взаимодействия,  поскольку  каждая  подсистема  воздействует как на все другие  подсистемы, так и на  систему в целом.

Суть системного  подхода  вытекает  из  его  принципов:

                 Динамичность  системы

                 Взаимодействия, взаимозависимости  явлений и элементов  системы

                 Комплексности

                 Целостности

                 Иерархичности

                 Главного  звена

III. Комплексный  подход.

Так же, как и системный, он предполагает рассмотрение  явлений  в их  связи  и зависимости. Однако комплексный  подход  является  более широким  понятием, поскольку  реализуется  с помощью  системного.

Комплексный  подход предусматривает:

- совместное  использование  методов  исследований  нескольких  наук;

- рассмотрение  всей совокупности  целей  планирования  по  уровням;

- рассмотрение  различных  проблем  планирования  с точки  зрения  временных  интервалов и т.д.

IV. Эксперимент.

Представляет  собой  метод  поиска  или уточнения  взаимосвязи  социально-экономических  явлений  опытным  путем. В планировании  эксперимент, как и моделирование, служит  для  апробации  намеченных  решений.

Необходимые  условия  эксперимента:

1.                 сохранение  сущности  общественного и государственного  строя;

2.                 недопустимость  ущемления  интересов  населения;

3.                 наличие  контрольного  объекта;

4.                 хозяйственная  значимость  планируемого  нововведения.

V. Моделирование.

Сущность  моделирования  заключается в создании  такого  аналога планируемого  процесса, в котором  отражены  его  важнейшие, с точки  зрения  цели  исследования, свойства и опущены  второстепенные  черты.

В  планировании моделирование применяется  в следующих  случаях:

- когда  необходимо  разработать   проект  системы, не создавая  его в реальной  жизни

- когда  эксперимент в условиях  реальной  системы  связан с ее  разрушением

VI. Методы  специальных  исследований.

В планировании  имеются  процессы, поддающиеся  количественному  измерению.  Есть и такие  которые невозможно  измерить количественной  оценкой (например, влияние  моральных  стимулов  на  рост  производительности  труда).  Поэтому   становится  ясно, что необходимо проводить социальные  исследования.  Они  могут  проводиться  с помощью  анкетирования и интервьюирования, а так же с применением   других  методов.

Объектом  планирования  на  предприятии является  его  деятельность, под которой  понимается  выполнение  им  своих  функций.

А основными функциями (видами  деятельности)  являются:

                 хозяйственная  деятельность (главной  задачей которой  является  получение  прибыли для  удовлетворения социальных и экономических  потребностей  собственника и членов  трудового коллектива)

                 социальная  деятельность (обеспечивает  условия для  воспроизводства  работника и реализации  его  интересов: оплата  труда, безопасность условий  труда и т.д.)

                 экологическая деятельность (направлена  на  снижение и компенсацию  отрицательного  воздействия  его  производства  на  природную  среду)

29

 



   3 Классификация предприятий

 

Все многообразие действующих в экономике предприятий обычно принято классифицировать по сходным признакам, присущим отдельной группе. В первую очередь все предприятия в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации различаются по их Организационно-правовым формам.

Важным признаком классификации предприятий является их Отраслевая принадлежность. В Основу этой классификации положены различия выпускаемой продукции по ее назначению, спо­собам производства и характеру потребления. В зависимости от этого предприятия разделяются на сырьевые и перерабатывающие (добыча, транспортировка и переработка нефти и газа и т. п.), машиностроительные, предприятия строительного комплекса, транспорта, связи, химической промышленности, сельскохозяйственные предприятия по выращиванию продовольственных и технических культур, предприятия научно-технической сферы, оптовой и розничной торговли и т. д.

Предприятия, действующие в любой из отраслей, сильно отличаются друг от друга по Размерам и масштабам производства и делятся на крупные, средние и малые. При отнесении предприятия к одной из указанных групп учитывают, в первую очередь, численность персонала, а также стоимостный объем выпускаемой продукции и стоимость средств производства.

К средним обычно относят предприятия с численностью персонала от 100 до 500 человек, к крупным — на которых работают более 500 человек.

Особое место в современной экономике занимают малые предприятия.

К ним относятся предприятия с ограниченной численностью работников в зависимости от их принадлежности к различным отраслям экономики. При этом в главных отраслях — промышленности, строительстве и на транспорте, численность персонала малого предприятия не должна превышать 100 человек. В остальных отраслях предельная численность малого предприятия огра­ничена до 50 работников, а в розничной торговле и бытовом обслуживании населения —до 30.

Информация о работе Предприятие, как объект планирования