Предприятие, как объект планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

При переходе в России к рыночным отношениям планирование оказалось практически полузабытым. А между тем оно является одной из важнейших функций управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации.
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.
На предприятиях, как правило, осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.

Оглавление

Ведение.....................................................................................................................3
1 Роль и место планирования в управлении предприятием..........................5
2 Планирование, как наука................................................................................12
3 Классификация предприятий..........................................................................17
4 Факторы, влияющие на выбор формы планирования................................19
5 Механизм планирования................................................................................23
6 Процесс планирования....................................................................................26
7 Типы планирования........................................................................................27
Заключение.............................................................................................................41
Список используемой литературы.......................................................................42

Файлы: 1 файл

Кудряш курсовик.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Во всем мире малое предпринимательство пользуется государственной поддержкой. Для малых предприятий устанавливается упрощенная система учета и налогообложения, им полагаются налоговые и иные льготы. Практика показала, что без малого бизнеса не решить проблему занятости населения, не создать той конкурентной среды, без которой не работает рыночная экономика, не обеспечить того ассортимента товаров и услуг, который соответствует современным стандартам качества жизни населения.

К сожалению, в современной России малое предпринимательство испытывает со стороны государства не столько поддержку, сколько помехи и препятствия.

Предприятия классифицируют и по Назначению выпускаемой Продукции. Это могут быть предприятия, производящие продукцию производственно-технического назначения: оборудование, строительные материалы, комплектующие детали и т. д., а также — производящие предметы потребления.

По Формам собственности Предприятия делятся на частные, государственные, муниципальные и кооперативные. Эти различия предприятий учитываются при отнесении их к той или иной орга­низационно-правовой форме, о чем более подробно мы расскажем в следующей теме.

Еще предприятия подразделяются по Принадлежности капитала. Они могут быть национальными, иностранными и совместными.

Это основные признаки, по которым в настоящее время принято классифицировать предприятия. Можно отметить и ряд других: по специализации (специализированные, диверсификационные, комбинированные); по методам организации производственного процесса (поточный, партионный, единичный); По времени работы в течение года (круглогодично и сезонного действия).

 

Классификация предприятий очень важна для разработки нормативной и технологической документации, которая может быть типовой для однородных предприятий. В то же время в любой принятой классификации есть определенная условность. Часто отраслевая принадлежность не имеет четкого определения, поэтому очень много предприятий имеют межотраслевую структуру и являются многопрофильными, выпускающими продукцию широкого ассортимента. Требования конкуренции заставляют предприятия выходить за рамки узкой специализации.

 

4 Факторы, влияющие на выбор  формы  планирования

 

В практической деятельности предприятия используют различные  виды планирования, а чаще  всего их  комбинацию. Совокупность различных  видов  планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем  субъекте, называется формой планирования.

Выбор той или иной формы  планировании зависит от многих факторов. Доминирующее положение  среди них занимает специфика  предприятия. Например, фирма, занимающаяся изготовлением  одежды, планирует свою  продукцию не более 1-2 лет, а судостроительная  верфь – не менее 5-10 лет.

Среди  множества факторов, влияющих  на форму планирования можно  выделить три  основные:

а) Факторы, обусловленные спецификой фирмы (концентрация  капитала, уровень механизации и автоматизации управления  фирмой, географическое  расположение фирмы и т.п.)

Здесь содержание  плана принимает различные  формы в зависимости от общих   условий  воспроизводства,  научно-технологического развития,   методов  и особенностей управления  фирмой.

Важнейшим  из факторов, определяющих  внутрифирменного  планирования, является  концентрация  капитала.  Например, минимальный  размер основных производственных  фондов в ряде  отраслей  американской  промышленности  составляет  сотни миллионов  долларов. Концентрация  капитала  усиливается за  счет  процессов диверсификации и интернационализации капитала.

Влияние научно-технического прогресса  на производственный процесс и управление им выражается  в усложнении разделения труда и выпускаемого  изделия и, как  результат, усложнение организационно – технической  структуры предприятия и объединения.

В структуре крупнейших компаний имеются  десятки научных лабораторий, сотни производственных  подразделений, сложная система  материально-технического  обеспечения и сбыта  готовой  продукции, включающая  агентов  по  сбыту и предприятия технического  обслуживания  потребителей их продукции. Это выдвигает  жесткие  требования к координации участников  производства, необходимости планирования их  совместных  усилий.

Немаловажное  значение имеет и  тот факт, что в последнее время в экономике многих стран наблюдается значительное  отставание темпов  роста платежеспособности  населения от темпов  роста производственных мощностей.  Данное обстоятельство приводит к усилению  роли  сбыта в деятельности компаний.  В этом случае маркетинг становится важнейшим объектом планирования на  предприятии.

Существенное  влияние на  процесс внутрифирменного  планирование оказывает  механизация и автоматизация управления, что нашло свое  отражение  в формах и методах планирования.  Так как позволяет улучшить  степень согласованности и сбалансированности планов различных функциональных  областей производственно-хозяйственной  деятельности и структурных подразделений  предприятия, повышает общую культуру плановой  работы и т.п.

б)  Факторы  внешней  среды.

Внешняя среда  влияет  на  форму  планирования через две  группы факторов:  прямого и косвенного  воздействия.

Группа  факторов  прямого  воздействия  включает такие  факторы, которые определяют непосредственной  влияние на  принимаемые плановые  решения в форме  различных   условий и  ограничений.   Субъектами  такого  влияния   могут  быть поставщики и потребители, конкуренты профессиональные  союзы, центральные и местные  органы  государственной  власти и т.п.

В группу  косвенного  воздействия входят  факторы, которые не оказывают однозначного  влияния на  плановое  решение.

Но,  тем не менее,  они  могут  сказаться на реализации решения  посредством косвенного воздействия на интересы участников выполнения решения,  изменение  условий его  реализации и т.д.  сюда можно отнести состояние экономики, международные события, политические  факторы, научно-технический прогресс, социально-культурные  факторы и т.п.

Число факторов, на которые субъекты  хозяйствования обязаны  реагировать, а также  уровень вариантности  каждого  фактора составляют  сложность  внешней  среды, которая  может  иметь  различную  динамику изменения.  Подвижность среды -  это скорость изменений в окружении предприятия. Для  различных  субъектов хозяйствования  эти  изменения могут быть  различной интенсивности.  Например, для  предприятий электронной, фармацевтической и химической  промышленности внешняя среда изменяется  более  быстрыми  темпами, чем  для  кондитерской  промышленности или  предприятий  по  производству запасных  частей к автомобилям.

в)  Критерии,  обусловленные  спецификой  процесса  планирования.

В каких бы хозяйствующих субъектах процесс планирования ни  осуществлялся, он  всегда имеет одну  и ту же  структуру, должен соответствовать  типовым  требованиям, что также  касается на выборе конкретных  форм  планирования.

Например, при выборе формы планирования решающую  роль могут играть следующие  критерии:

                 Полнота планирования, предполагающая, что при составлении плана должны быть  учтены все события и факторы, имеющие  значение для  принятия  решения. Наличие таких условий позволяет составить полный  план, сопряженный  с системой  частных  планов.

                 Точность  планирования, которая должна  быть достаточно высокой для  достижения поставленной  цели.

                 Эластичность и гибкость  планирования. Данные требования означают  возможность  плана  приспосабливаться к изменению  различных  условий. В противном случае  появляется опасность его  отрыва от реальных  условий, в которых  идет реализация плана.

Критерием  эффективности  внутрифирменного планирования  является так же  степень его  использования  на  практике как руководства к действию.  Многие руководители и специалисты  часто отмечают, что план предприятий «не  работают».  При тщательном  анализе выясняется, что они и не могут  работать. Это происходит  главным образом потому, что планы охватывают  слишком длительный  период, распространяются на очень большие системы и сталкиваются с огромным числом  случайных процессов и событий.  Поэтому в системе  внутрифирменного  планирования  необходимо  иметь  организационную  структуру, обеспечивающую постоянную  корректировку  планов  в  соответствии  с изменениями внешней  среды и внутренних   условий.

 

 

 

 

 

5 Механизм  планирования

 

Под  механизмом  планирования  понимается  совокупность  средств и  методов, с помощью  которых  принимаются  плановые  решения, и  обеспечивается  их  реализация.  Если  организационная   структура отражает  внешнее  строение  системы  планирования, ее  форму,

механизм  раскрывает  внутреннее  строение и  содержание системы  планирования.

Механизм  планирования   включает  в себя:

      аппарат  выработки  целей  и задач  функционирования  предприятия;

      функции  планирования

      методы  планирования.

Перечисленные  компоненты   механизма  планирования   взаимообусловлены  как  элементы  одной  системы.  Логика этой  связи  заключается  в следующем:  законы  развития  производства, включая  экономические  законы,  законы  техники  и технологии, кибернетики, законы развития  общества и т.д.,  порождают  цели  и задачи  функционирования   предприятия;  цели  и задачи  определяют   функции  планирования,  которые  обуславливают   соответствующие   методы  планирования.

Теперь  рассмотрим  эти  компоненты  подробнее.

а) Цели  и задачи  планирования.

Переход  к рыночной  экономике  существенным  образом   изменяет  систему  целей  и задач  предприятия, которая в плановой экономике  задавалась   директивно. В общем  виде  постановку  целей  можно  определить как  процесс  принятия  плановых  решений, который  предшествует  будущему  действию.  Цели  деятельности всех  структурных  подразделений  предприятия должны  быть  увязаны  между  собой.

Только  руководство  высшего  звена  способно  обеспечить  оптимальное  соединение  целей  и задач  отдельных  подразделений с общими  целями  деятельности  предприятия.

Соединение  целей  и задач   по их  достижению  представляет  собой  стратегию  предприятия.

Система  целей  предприятия  зависит от  пяти   компонентов:

- внешних  возможностей  и ограничений (характер  внешней среды, которую  в отношении  целей  можно  структурировать на  экономическую, технологическую и правовую)

-  внутренние  возможности  и ограничения (определяются  трудовыми  ресурсами  финансовыми  ресурсами,  материальными  ресурсами)

-  склонность  к риску

б) Функции  планирования

Под  функциями  планирования   понимаются  обособившиеся   виды труда, порождаемые  разделением   труда внутри  процесса  планирования, то есть  любая  работа, любое  действие, совершаемое в процессе  формирования  плана и направленное на  изменение  состояния  предприятия.

В состав   функций  планирования  входят   следующие:

1)  Уменьшение  сложности.   Важнейшей  функцией  планирования  является  преодоление  реально  существующей  сложности  планируемых  объектов  и  процессов.

2) Мотивация. С помощью  процесса  планирования  должно  инициироваться эффективное  использование  материального и интеллектуального   потенциала  предприятия.

3) Прогнозирование. Одной  из функций   планирования  является   как можно  более точное  прогнозирование   состояния как внешней, так и  внутренней  среды  предприятия  путем  систематического анализа  всех  факторов.  Качество прогноза  определяет  и качество  плана.

4)                Обеспечение  безопасности. Планирования  должно  учитывать фактор  риска, чтобы  избежать  или уменьшить его.

5)                Оптимизация. В соответствии с данной   функцией   планирование  должно обеспечить  выбор допустимых  и  наилучших,  с точки  зрения  ограничений, альтернатив  использования  ресурсов.

6)  Функция  координации и интеграции. Планирование  должно  объединять  людей, как в процессе  разработки  плана, так и в процессе его  реализации.  Так же  должно предотвращать  конфликты, учитывать  интеграцию  различных  сфер  деятельности  предприятия.

7)                Функция  упорядочения. С помощью  планирования   создается  единый  порядок  действий всех  работников  предприятия.

8)  Функция  контроля. При помощи  планирования  можно  наладить эффективную  систему  контроля за производственно-хозяйственной  деятельностью,  анализировать  работу  всех  подразделений  предприятия.

9)                Функция  документирования. Планирование   обеспечивает  документированное  представление  хода  производственно-хозяйственной  деятельности.

10) Функция  воспитания и  обучения. Планирование  оказывает  воспитательный эффект   посредством  образцов  рациональных  действий и  позволяет  учиться  на ошибках.

в)Методы  планирования

Под  ними  понимается  способ   осуществления  планирования, то ест  способ  реализации  плановой  идеи.

Метод  планирования  зависит  от конкретной  формы  планирования и  включает  два  аспекта: направление  планирования; средства  обоснования  плановых  параметров.

В практике  планирования  можно   выделить три  направления  планирования:

                 Прогрессивное  планирование (способ «снизу  вверх»). При этом  способе   планирование осуществляется  от  низших уровней  иерархии  предприятия к  высшим.  Здесь  низшие  структурные  подразделения  сами  составляют  детальные  планы  своей  работы, которые  в дальнейшем  интегрируются  в верхней  ступени, образуя  план  предприятия.

Информация о работе Предприятие, как объект планирования