Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:16, лекция
Основные хозяйственные субъекты рыночной экономики:
• Домашние хозяйства;
• Предприятия;
• Государственные учреждения.
Получение дохода от вложения авансированного капитала возможно только при соблюдении ряда условий.
С одной стороны, это увеличение объемов выпускаемой продукции и ее продажи при минимуме затрат на изготовление и реализацию;
С другой – это реализация продукции при издержках на ее производство ниже рыночных цен.
Создание условий, необходимых для возрастания авансированного капитала, происходит с помощью различных видов деятельности:
Производственно-технической;
Плановой;
Управленческой;
Коммерческо-финансовой.
Материализация доходов, полученных в форме имущества предприятия, состоящего из денежных средств, оборудования, зданий и сооружений, сырья и материалов, рабочей силы, интеллектуальной собственности (лицензии, патенты, авторские права), производственной и социальной инфраструктуры как за прошлый, так и за настоящий период, представляет собой качественное и количественное выражение экономики предприятия, т.е. органическое сочетание экономической деятельности и ее результатов. Количественная оценка экономики предприятия позволяет судить о масштабности решаемых задач и способности обеспечивать оптимальный уровень потребностей предприятия. Она находит свое выражение в величине основных и оборотных средств, в объемах выпускаемой продукции, численности работающих, в объемах продаж, величине прибыли и т.д.
Качественная оценка показывает эффективность развития экономики предприятия и измеряется в относительных показателях, таких как производительность труда, объем продаж и прибыли на одного работника, оборотные фонды на единицу продукции, доходность капитала и т.д.
Экономика предприятия есть обобщенный экономический результат его деятельности как за прошлый, так и за данный период времени, находящий свое выражение в имуществе, в денежных, материальных и интеллектуальных ресурсах на каждый данный рассматриваемый период времени.
Экономика предприятия находится в постоянном движении и развитии. Но этот процесс не должен быть стихийным. Им необходимо управлять в соответствии с принятыми целями развития предприятия и постоянными изменениями рынка.
Ведение экономики предприятия означает расширенное воспроизводство на базе получения прибыли от реализации продукции или услуг, необходимых обществу. Оно включает в себя постановку целей и задач по количественному и качественному улучшению ее развития, а также определение методов и средств их достижения.
Успешное ведение экономики предприятия напрямую связано с удовлетворением спроса на товары и услуги, которые оно производит. Прибыль предприятие может получить только в случае выпуска товаров и услуг, пользующихся спросом. Поэтому ведение экономики предприятия должно быть построено на следующих принципах:
Самостоятельность хозяйствующего субъекта, имеющего право распоряжаться факторами производства по своему усмотрению;
Обособленность, т.е. все решения. Касающиеся деятельности предприятия, принимаются в соответствии с его внутренними возможностями;
Ориентация на максимально возможное удовлетворение потребностей в форме получения прибыли с учетом своих возможностей;
Получение прибыли, как основной принцип, определяющий характер развития экономики предприятия ( прогрессивное возрастание, скачкообразное, одинаковые ежегодные темпы роста и т.д.) Только предприятие, приносящее прибыль, может обеспечить свое техническое и экономическое развитие;
Самофинансирование – технический и экономический рост экономики предприятия за счет получения прибыли и амортизационных отчислений;
Скользящее планирование как основа повышения степени динамичности экономики предприятия, ее приспособляемости к меняющейся конъюнктуре рынка;
Составление прогнозов, основанных на сопоставлении различных вариантов возможного развития экономики предприятия;
Рыночное стимулирование и государственное регулирование.
Практическая реализация вышеназванных принципов осуществляется с помощью особого вида деятельности – хозяйствования.
Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Сущность хозяйствования вытекает из нового назначения и роли собственности в использовании результатов производства. Предприятие становится не просто производящим субъектом, как это было в годы централизованно-плановой системы управления, а хозяйствующим субъектом. Целью хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. В условиях рынка только прибыль гарантирует выживание предприятия, обеспечивает источники финансирования, с помощью которых можно восстановить или увеличить активы предприятия, и поступление денежных ресурсов, идущих на распределение.
Получение прибыли возможно лишь в том случае, если хозяйствование обеспечивает не только соответствие, но и превышение доходов над расходами. Этого возможно добиться лишь при экономном ведении хозяйства.
Под хозяйствованием в условиях рынка следует понимать деятельность, которая направлена не на изготовление продукции как таковой, а на создание возможности для ее производства, обмена и получения прибыли от реализации. А значит оно и включает в себя и различные виды деятельности: производственную, экономическую, коммерческую, финансовую, управленческую и т.д. Особенность состоит в том, что, несмотря на специфику каждого вида, в них есть нечто общее – обеспечение необходимой эффективности производства.
Когда мы говорим о прибыли, то как свидетельствует опыт предприятий стран с рыночной экономикой, речь идет о получении как можно большей прибыли. Максимизация прибыли в условиях рынка – важнейшая задача предприятия.
Получение максимальной прибыли возможно только за счет постоянного повышения эффективности хозяйствования, причем различными путями: здесь есть краткосрочные и долгосрочные аспекты. Например, предприятие может увеличить свою прибыль за короткий промежуток времени, перестав финансировать разработки, направляемые на улучшение качества продукции, повышение квалификации работающих и т.д. Это присуще современному развитию экономики предприятия. Но в долгосрочном плане это приведет к уменьшению прибыли и может быть к банкротству из-за потери своих позиций на рынке. Для вновь создаваемого предприятия в решении данной проблемы будут наблюдаться одни подходы, а для функционирующего – другие.
Для вновь создаваемого предприятия чрезвычайно важно определить предполагаемый вид продукции с позиции существующего на него спроса и его характера (долговременный или нет), характера конкуренции, объема инвестиций и их отдачи и т.д.
Для функционирующего предприятия важное значение имеет соотношение между затратами на производство продукции и ее ценой, складывающейся на рынке. В самом общем виде предприятие может влиять на величину затрат на производство и реализацию. Но и здесь есть предел снижения затрат, определяемый уровнем развития науки и техники и умением эффективно организовать использование факторов производства у себя на предприятии. Что касается цены, то ее уровень определяется спросом и предложением. Кроме того, единственный путь, которым может воспользоваться предприятие в части повышения цены или обеспечения стабильного спроса на продукцию, выпускаемую им, является повышение качества продукции или расширение сферы услуг для покупателя по ее использованию.
Хозяйствование по своей сути многоаспектно. Следовательно, его эффективность во многом зависит от правильности выбора и сочетания различных методов хозяйствования. Нет похожих предприятий. Всегда есть отличия – в производственной базе, уровне квалификации, сложившихся связях предприятия с поставщиками и т.д.
Важным моментом деятельности предприятия является разработка принципов, определяющих эффективное хозяйствование, следуя которым предприятие сможет создать свою собственную кон фигурацию хозяйствования.
Анализ практики и опыта хозяйствования преуспевающих предприятий показывает, что основные принципы формирования эффективной системы хозяйствования могут быть следующие:
Постоянная адаптация к изменениям окружающей среды – в политике, экономике, обществе и технологиях. Предприятие, чтобы выжить в период изменений должно приспособить к ним свою деятельность. Необходимо правильно понять происходящие изменения. Политика хозяйствования должна быть направлена на то, чтобы придать предприятию индивидуальность, закрепить за ним хорошую репутацию.
Лечение “болезни” предприятия, а не его симптомов.
Определение идеалов развития предприятия.
Установление стратегии по выпускаемому продукту. При выборе продукции следует исходить не только из имеющегося на нее спроса. Необходимо выявить общие операции по производству различных продуктов, производимых на предприятии, установить возможности общих каналов доведения товаров до потребителей и т.д.
Принятие решений исходя из возможностей предприятия. К последним относятся людские ресурсы, материальные факторы производства, технологические и организационные ресурсы.
Постоянный поиск на всех уровнях управления путей совершенствования действующего производства, имеющихся технологий и выпускаемой продукции.
Повышение производительности и качества продукции.
Первостепенное внимание реализации и сбыту продукции, увеличению доходов и улучшению финансового состояния.
У предприятия нет продукта, если нет на него потребителя, и нет потребителя, если нет продукта.
Постоянная взаимоувязка объемов продаж и денежных поступлений.
Систематическое проведение анализа номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции.
Рассредоточение риска как условие выживаемости предприятия.
Производство и реализация продукции на предприятии направлена на получение как можно большей прибыли. Это является постоянной задачей хозяйствования, объективной необходимостью.
Решение задачи повышения эффективности связано со следующими факторами:
Оптимальным выбором производственного процесса, обеспечивающего максимальный объем производства при минимуме затрат, а также качество и сроки выпуска продукции, отвечающие потребностям рынка;
Реализацией продукции, направленной на расширение сбыта и получение высокой прибыли;
Созданием оптимальных производственных запасов, обеспечивающих экономию оборотного капитала.
Каждый из названных факторов повышения эффективности хозяйствования реализуется при помощи различных форм и методов ведения деятельности. Их влияние на эффективность хозяйствования проявляется в интегрированном показателе его оценки.
И таким показателем является рентабельность или доходность капитала:
где М – балансовая прибыль,
А – авансированный капитал (основной и оборотный), который берется из баланса предприятия,
R – рентабельность, показывающая результат хозяйственной деятельности в виде прибыли, приходящийся на один сом авансированного капитала.
Увеличение соотношения означает лучшее использование ресурсов – трудовых, финансовых, материальных, технологических, поскольку именно они влияют на соответствующие затраты, цены и выпускаемую продукцию.
Хозяйствование эффективнее там, где производство осуществляется с более низкими затратами и более высоким качеством продукции.
1. Капитал предприятия представляет собой совокупность разнородных и воспроизводимых ресурсов предприятия: оборудование, здание, транспортные средства, сырье и материалы, рабочая сила, деньги, ценные бумаги и т.д.
2. Экономики предприятия - органическое сочетание экономической деятельности и ее результатов. Количественная оценка экономики предприятия позволяет судить о масштабности решаемых задач и способности обеспечивать оптимальный уровень потребностей предприятия. Качественная оценка показывает эффективность развития экономики предприятия и измеряется в относительных показателях.
3. Хозяйствованием в условиях рынка - деятельность, которая направлена не на изготовление продукции как таковой, а на создание возможности для ее производства, обмена и получения прибыли от реализации. Хозяйствование включает в себя различные виды деятельности: производственную, экономическую, коммерческую, финансовую, управленческую и т.д.
4. Хозяйствование эффективнее там, где производство осуществляется с более низкими затратами и более высоким качеством продукции. Основным оценочным показателем эффективности хозяйствования является рентабельность капитала.
ЛЕКЦИЯ №4. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
Информация о работе Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования