Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:16, лекция
Основные хозяйственные субъекты рыночной экономики:
• Домашние хозяйства;
• Предприятия;
• Государственные учреждения.
Большие возможности имеют финансово-промышленные группы (ФПГ). В этих хозяйственных структурах аккумулируются интегрированные возможности финансового, промышленного и торгового капитала. В состав ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации. Если в составе участников имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией других государств, то ФПГ регистрируется как транснациональные.
Предпосылки создания финансово-промышленных групп:
Необходимость соединения процессов приватизации, демонополизации и структурной перестройки промышленности;
Острая потребность в создании новой системы инвестирования;
Наличие серьезного финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
Сложность и недостаток опыта вывода отечественных предприятий на внешний рынок.
Финансово-промышленные группы имеют следующие возможности:
Создавать высокоэффективные производственные системы с вертикальной интеграцией;
Снизить издержки, обеспечить рост конечных результатов и доходность членов ФПГ;
Создать эффективный механизм функционирования всей производственной цепочки;
Привлечь крупные инвестиции под гарантии совокупных активов ФПГ.
Малые предприятия в рыночной экономики занимают особое место. Во многих странах с развитой рыночной экономикой результаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Единого международного стандарта дифференциации предприятий на малые, средние и крупные не существует. Это зависит от конкретной ситуации, уровня развития и структуры экономики каждой страны.
В основном главным критерием отнесения предприятий к одной из этих групп является численность работников с дифференциацией по отраслям экономики.
Постановлением Кыргызской Республики “Об основной схеме классификатора типов предприятий” от 17.02.98., №78 принята следующая классификация предприятий соответственно численности работающих:
В сельском хозяйстве, лесоводстве, в горнодобывающей, обрабатывающей промышленности, на предприятиях по производству и распределению энергии, газа, воды, в строительстве, транспорте, связи:
- до 15 человек – особо малые предприятия;
- до 50 человек – малые предприятия;
- от 51 до 200 человек – средние предприятия.
В торговле, на предприятиях общественного питания, в гостиничном бизнесе, в здравоохранении и образовании:
- до 7 человек – особо малые предприятия;
- до 15 человек – малые предприятия;
- от16 до 60 человек – средние предприятия.
Малые предприятия имеют ряд особенностей, оказывающие серьезное влияние на их деятельность на рынке:
Ограниченное число акционеров, часто принадлежащих одной семье;
Быстрый и централизованный процесс принятия решений;
Ограниченный продуктовый ряд и в то же время высокий уровень дифференцированности продукта;
Достаточно простая схема функционирования компании;
Данные специфические особенности малого бизнеса дают ему следующие преимущества:
Более адаптивные гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;
Мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;
Более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
Снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;
Повышенная скорость оборота капитала;
Использование местных сырьевых ресурсов и отходов производства;
Возможность приближения к источникам ресурсов;
Возможность размещения в небольших городах.
Эти преимущества позволяют малому бизнесу:
Ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;
Ускорить внедрение несложных научно-технических достижений;
Полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;
Наладить выпуск продукции малыми сериями.
Вместе с тем малые предприятия сталкиваются со специфическими проблемами:
Вследствие скудных ресурсов малые предприятия зачастую неспособны расти, несмотря на хорошие продукты и процессы;
Ограниченная клиентская база и небольшие объемы выпуска предполагают сильную чувствительность к циклическим изменениям на рынке или банкротству основного заказчика;
Малые предприятия зачастую испытывают трудности в подборе хороших специалистов, поскольку дают незначительные возможности для продвижения и профессионального обучения;
Сильная внутренняя культура может привести к консерватизму, тиражированию прошлого успешного опыта и неприятия нового.
Малые предприятия можно разделить на два типа:
Жизнеобеспечивающие – это предприятия, имеющие очень ограниченные возможности для роста;
Быстрорастущие – это предприятия, имеющие тенденцию к быстрому росту и высокую отдачу вложенных в него средств.
Крупные фирмы имеют больше оснований рассчитывать на предпринимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими имеют ряд преимуществ:
Крупные предприятия имеют возможность использовать новую высокопроизводительную технику, снижая себестоимость продукции, повышая ее качество и завоевывая в связи с этим рынки сбыта, приносящие им высокий доход;
У крупных предприятий за счет концентрации капитала имеется возможность проводить широкомасштабные маркетинговые исследования, что уменьшает потери на рисковых мероприятиях.
Внутренняя специализация и кооперирование позволяют крупным предприятиям повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, снижать удельные потери на складских и транспортных операциях, рекламе.
Концентрация финансовых и людских ресурсов в предельно небольшом числе корпораций позволяет им осуществлять внутрифирменную диверсификацию капитала из одной отрасли экономики в другую, что дает им возможность существования даже в самые неблагоприятные для экономики периоды.
1. Развитие, организация и формы хозяйствования предприятий зависят от организационных сторон владения и распоряжения производственными факторами.
2. Каждая из организационных форм бизнеса имеет соответствующие финансовые преимущества и социальную привлекательность в конкретных условиях хозяйствования, которые определяются масштабами дела, целями бизнеса, структурой рынка, инвестиционными потребностями. Поэтому на рынке существуют различные виды предприятий.
3. Наибольшее распространение в рыночной экономики получили акционерные общества. Опыт развития экономики в Кыргызстане и за рубежом свидетельствует об эффективности объединения индивидуальных капиталов для создания крупных производственных акционерных обществ. Акционерная форма не только достаточно быстро мобилизует капиталы и порождает разнообразие способов их объединения, но она также демократизирует экономику, дает существенный социальный результат, превращая широкий слой людей в совладельцев собственности.
4. В целях координации деятельности, защиты общих коммерческих интересов и повышения эффективности капитала предприятия на основании договоров могут создавать различные объединения на основе кооперации и концентрации.
5. В экономике успешно функционируют малые предприятия, не требующие крупного первоначального капитала. У малого бизнеса существуют реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Вместе с тем и крупные предприятия имеют значительные преимущества и показывают высокую эффективность работы на рынке.
ЛЕКЦИЯ №3. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЕ ВЕДЕНИЕ
Предприятие – это такая структура, которая производит материальные блага или оказывает услуги, предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату, участвует в развитии экономики страны путем выплаты налогов. В условиях рыночных отношений предприятие самостоятельно решает, что и сколько производить, когда, кому и по какой цене поставлять произведенные товары.
Мотив и направленность решения вышеназванных вопросов обусловливаются стремлением получить прибыль в размере, позволяющем предприятию обеспечить свой экономический рост, приемлемый жизненный уровень работающим. Все это заставляет предпринимателя осуществлять денежные вложения на приобретение средств производства и рабочей силы, необходимых для выпуска продукции или оказания услуг, пользующихся спросом на рынке. Эти ресурсы имеют одну важную особенность: в ходе своего производительного использования они увеличивают первоначальную стоимость средств, вложенных на их приобретение. Именно поэтому данные ресурсы называют капиталом, представляющим собой совокупность разнородных и воспроизводимых ресурсов предприятия: оборудование, здание, транспортные средства, сырье и материалы, рабочая сила, деньги, ценные бумаги и т.д.
Из этого следует вывод о том, что капитал в ходе своего производительного использования по прошествии определенного времени становится капитализированной прибавочной стоимостью, которая направляется на расширение производства. Обязательным условием функционирования капитала является непрерывное его движение или оборот капитала. Денежные средства, вложенные в приобретение факторов производства для изготовления продукции, называются авансированным капиталом.
Авансированный капитал имеет две стоимостные оценки:
Денежная оценка производственных ресурсов, приобретенных по ценам в соответствии со спросом и предложением на них;
Денежная оценка, величина которой определяется не только стоимостью приобретенных ресурсов, но и размером возможного дохода, получаемого от их использования.
В ходе процесса производства ресурсы по разному участвуют в создании стоимости продукции. Одни из них полностью потребляются в течении одного производственного цикла выпуска товаров, другие – только частично. Такое участие ресурсов в производственном процессе обуславливает деление капитала на основной и оборотный.
Основной капитал представляет собой денежную оценку таких ресурсов, как оборудование, здания и сооружения, транспортные средства и т.д. Их особенность состоит в том, что они увеличивают производительную силу труда, используются в течении длительного времени, переносят свою стоимость на создаваемый продукт не полностью, а по частям.
Основной капитал на действующем предприятии должен не только восстанавливаться, но и приумножаться. Последнее обусловливается необходимостью экономического роста и достигается за счет амортизации и инвестиций, направляемых на строительство сооружений, модернизацию и т.д. Источником инвестиций является прибыль, заемный капитал, привлекаемый в форме ссуд и кредитов, а также путем размещения акций на фондовом рынке и т.д.
Инвестирование может быть стимулировано ростом спроса на продукцию, выпускаемую предприятием, возможностью получения дополнительной прибыли или необходимостью повышения конкурентоспособности продукции. Чтобы принять решение об инвестировании, необходимо знать:
Спрос, который даст ожидаемую предельную выручку;
Возможную предельную эффективность капитала;
Процентную ставку за пользование займом.
Вторая часть авансированного капитала направлена на текущее обеспечение жизнедеятельности предприятия – приобретение предметов труда для изготовления продукции (сырье, материалы), создание условий для производственного функционирования (топливо, электроэнергия, транспорт, наем рабочей силы) и реализацию готовой продукции. Данная часть авансированного капитала называется оборотным капиталом,поскольку он возмещается в полном объеме каждый раз после реализации готовой продукции.
Особенность оборотного капитала состоит в том, что он обеспечивает непрерывность работы предприятия в течение всего периода его функционирования. Это достигается путем непрерывного участия оборотного капитала на всех стадиях создания и реализации продукции. Схематически это выглядит так:
Д (авансирование денег) – Т (приобретение предметов труда, топлива, электроэнергии, наем рабочей силы) – П (производство готовой продукции) и снова Д – Т – П – Т′ - Д′ и т.д.
Информация о работе Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования