Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:42, отчет по практике
Для прохождения производственно-преддипломной практики было выбрано предприятие КУП «Минскхлебпром».
Место нахождения предприятия: 220600, г. Минск, ул. Витебская, 17.
В КУП «Минскхлебпром» входит 7 хлебозаводов, территориально обособленных структурных подразделения, ремонтно-механический завод, санаторий «Журавушка», 3 высотных общежития, сеть фирменных магазинов:
Введение………………………………………………………………………
3
1 Общая информация о предприятии КУП «Минскхлебпром» и его специализация……………………………………………………………….
4
2 Уровень и тенденция социально-экономического развития предприятия КУП «Минскхлебпром»…………………………………………………….
13
3 Сырьевая зона перерабатывающего предприятия и поставщики сырья, материалов……………………………………………………………………
16
4 Технический уровень машин и оборудования, технологические линии и парк силовых и рабочих машин предприятия …………………………
22
5 Организационно-управленческая структура предприятия………………
24
6 Система внутрипроизводственного планирования на предприятии…..
27
7 Экономическая эффективность деятельности предприятия…………….
31
8 Эффективности маркетинговой деятельности предприятия……………
37
Заключение………………………………………………………
Примечание – Источник: собственная разработка
В структуре пассива баланса за период с 1 января 2010 года по 1 октября 2010 года произошло увеличение абсолютной суммы капитала предприятия на 1,6 млрд. рублей. За анализируемый период увеличились долгосрочные обязательства на 2,2 млрд. руб., что связано с реализацией инвестиционных проектов, кредиторская задолженность сократилась на 5,9 млрд. руб. за счет расчетов с поставщиками и подрядчиками. При этом увеличились краткосрочные кредиты и займы на 6,1 млрд. руб., которые направлялись на пополнение оборотных средств и приобретение техники.
В таблице 7.4 представлен анализ структуры актива бухгалтерского баланса и его основных разделов за 2011 г.
Таблица 7.4 – Анализ структуры актива бухгалтерского баланса и его основных разделов за 2011 г.
Наименование статей баланса организации |
Показатель структуры пассива в валюте (итоге) бухгалтерского баланса | |||||
на начало 2011г. |
на конец 2011 г. |
прирост (+), | ||||
млн. рублей |
удельный вес, % |
млн. рублей |
удель-ный вес, % |
млн. рублей |
удель-ный вес, % | |
Внеоборотные активы (строка 190): |
118 906 |
72,0% |
119 728 |
71,1% |
822 |
-0,9% |
основные средства (строка 110) |
113 694 |
68,9% |
115 054 |
68,3% |
1 360 |
-0,5% |
нематериальные активы (строка 120) |
- |
0,0% |
3 |
0,0% |
3 |
0,0% |
доходные вложения в материальные ценности (строка 130) |
14 |
0,0% |
9 |
0,0% |
-5 |
0,0% |
вложения во внеоборотные
активы |
5 198 |
3,1% |
4 662 |
2,8% |
-536 |
-0,4% |
незавершенное строительство (строка 141) |
571 |
0,3% |
2 100 |
1,2% |
1 529 |
0,9% |
Оборотные активы (строка 290): |
46 157 |
28,0% |
48 644 |
28,9% |
2 487 |
0,9% |
запасы и затраты (строка 210): |
21 335 |
12,9% |
21 696 |
12,9% |
361 |
0,0% |
сырье, материалы и другие аналогичные активы (строка 211) |
15 095 |
9,1% |
15 344 |
9,1% |
249 |
0,0% |
затраты в незавершенном производстве и полуфабрикаты (строка 213) |
1 544 |
0,9% |
1 688 |
1,0% |
144 |
0,1% |
готовая продукция и
товары для реализации |
4 568 |
2,8% |
4 470 |
2,7% |
-98 |
-0,1% |
расходы будущих периодов (строка 218) |
128 |
0,1% |
194 |
0,1% |
66 |
0,0% |
налоги по приобретенным товарам, работам, услугам (строка 220) |
1 024 |
0,6% |
1 798 |
1,1% |
774 |
0,4% |
дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) (строка 230) |
1 052 |
0,6% |
1 130 |
0,7% |
78 |
0,0% |
дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) (строка 240) |
17 990 |
10,9% |
22 732 |
13,5% |
4 742 |
2,6% |
расчеты с учредителями (строка 250) |
303 |
0,2% |
- |
0,0% |
-303 |
-0,2% |
денежные средства (строка 260) |
4 453 |
2,7% |
1 288 |
0,8% |
-3 165 |
-1,9% |
Баланс (строка 300) |
165 063 |
100,0% |
168 372 |
100,0% |
3 309 |
X |
Примечание – Источник: собственная разработка
В течение 2010 г. незначительно увеличилась величина запасов (на 361 млн. руб.), в том числе: за счет сырья – на 249 млн. руб., незавершенного производства на 144 млн. руб., за счет расходов будущих периодов на 66 млн. руб., в тоже время сократились запасы готовой продукции на 98 млн.руб.
За 2010 г. увеличилась на 774 млн. руб. сумма НДС, на 78 млн. руб. – просроченная дебиторская задолженность и 4,742 млрд. руб. увеличилась дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Указанные процессы повлияли на снижение денежных средств – с 4 453 млн. руб. до 1288 млн. руб. (на 3 165 млн. руб.). За 9 мес. 2010 г. От учредителей было получено 303 млн. руб.
Таким образом, рост оборотных активов был обусловлен нарастанием дебиторской задолженности, что выразилось в сокращении денежных средств.
Происходившее параллельно с данными процессами сокращение кредиторской задолженности вызвало необходимость в финансировании деятельности предприятия за счет краткосрочных кредитов. Переход к финансированию за счет краткосрочных кредитов является существенным положительным моментом с позиции управления финансами предприятия: приток и отток средств становится более планомерным, сокращаются временые и человеческие затраты на обслуживание долга.
Показатели эффективности использования средств организации и ее финансовой устойчивости представлены в таблице 7.4.
Таблица 7.4 - Показатели эффективности использования средств организации и ее финансовой устойчивости
Наименование показателя |
Формула расчета |
Значение показателя на начало и конец 2011 года | ||
Рентабельность совокупного капитала (активов) (характеризует, сколько прибыли получено на рубль вложенного капитала) |
РА= |
Прибыль за отчетный период (Ф2 стр.200) |
= 7,0% .. |
... 3,0% |
Среднегодовая стоимость активов | ||||
Рентабельность продаж (характеризует уровень прибыльности продукции) |
РП= |
Прибыль от реализации продукции отчетного периода (Ф2 стр.070) |
= 6,4% .. |
... 3,8% |
Выручка от реализации продукции в отчетном периоде (Ф2 стр.020) | ||||
Рентабельность затрат (характеризует окупаемость затрат) |
РЗ= |
Прибыль от реализации продукции отчетного периода (Ф2 стр.070) |
= 6,8% .. |
... 3,9% |
Полная себестоимость реализованной продукции (Ф2 сумма строк 030, 050, 060) | ||||
Коэффициент финансовой независимости (автономии) (характеризует, какая часть активов сформирована за счет собственных средств организации) |
КФН= |
Собственный капитал (Б стр.490) |
= 42,9% .. |
... 43,0% |
Валюта баланса (Б стр.700) | ||||
Коэффициент устойчивого финансирования (характеризует, какая часть активов баланса сформирована за счет устойчивых источников) |
КУФ= |
Собств.капит.+Долгоср.обязат.+ |
= 57,4% .. |
... 58,1% |
Валюта баланса (Б стр.700) |
8 Эффективности маркетинговой деятельности предприятия
Для продвижения своей продукции специалисты отдела маркетинга и сбыта КУП «Минскхлебпром» используют такие каналы коммуникации как: телевидение, радио, пресса, наружная реклама, транспорт (реклама на бортах), транспорт (внутренняя реклама), реклама в объектах торговли, на выставках, ярмарках, дегустации, корпоративный сайт, реклама в сети Интернет.
В целях реализации сбытовой политики и расширения рынков сбыта в 2011 году была организована встреча с турецкой делегацией по вопросам продвижения продукции (сушки, сухари, пряники, печенье) на Турецкий рынок, заключен договор с московской фирмой на поставку хлебобулочных и кондитерских изделий. В Литовской Республике г. Вильнюс были проведены деловые переговоры по поставке и реализации хлебобулочных и кондитерских изделий, а также с целью изучения рынка и подписания внешнеторгового контракта. С целью продвижения продукции, вырабатываемой КУП "Минскхлебпром" на рынке Федеративной Республики Германия были организованы встречи и деловые переговоры с потребителями кондитерской и хлебной продукции, с заинтересованными в сотрудничестве в области пищевой промышленности немецкими фирмами - производителями известных немецких брендов. Кроме того, было организовано посещение выставки "Octoberfest 2011", на котором был представлен широкий ассортимент продукции.
Все вышеперечисленные мероприятия свидетельствуют об активном развитии рынков сбыта в 2011 году, т.к. в 2010 году развитие проводилось в основном на региональных рынках (г. Гродно и Витебская область).
Белорусская хлебопекарная промышленность представлена предприятиями, входящими в состав региональных хлебпромов, предприятиями Белкоопсоюза, частными пекарнями, пекарнями крупных торговых центров (гипермаркетов) и предприятиями общественного питания.
В настоящее время рынок хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий активно развивается, появляются новые игроки хлебного рынка. Спрос на хлебобулочные изделия был и остается очень высоким. Рынок хлеба является весьма привлекательным, что и является причиной роста конкуренции. В данных условиях необходимо серьезное внимание уделять вопросам стратегии, более активно продвигать свою продукцию, развивать связи с общественностью, изучать потребности и желания покупателей.
Белорусская хлебопекарная промышленность представлена предприятиями, входящими в состав региональных хлебпромов, предприятиями Белкоопсоюза, частными пекарнями, пекарнями крупных торговых центров (гипермаркетов) и предприятиями общественного питания. Как правило, основная доля продукции хлебозаводов, пекарен гипермаркетов и мини-пекарен реализуется по месту их расположения. Такое положение характерно и для предприятия КУП «Минскхлебпром». На минском рынке КУП «Минскхлебпром» имеет достаточно устойчивые позиции, несмотря на высокий уровень конкуренции.
На сегодняшний день хлеб и хлебобулочные изделия в г. Минске выпускают не менее 15 предприятий, кондитерские изделия – около 40. Основными конкурентами КУП «Минскхлебпром» на рынке хлеба и хлебопродуктов в Минске являются ООО «Заботливый пекарь», пекарня ООО «Вкус хлеба», ООО «Мини-пекарня «Стайкер», ООО «Мини-пекарня «Оквалад», ЧП « Златогор», УП «Якорь», УП «Хлебный колос», ПТЧУП «Качественные продукты», ЧУП «Хлебный край», гипермаркеты: «Гиппо», «Простор», «Корона», «Вестер» и другие.
В Минске расположено
значительное число малых предприятий,
выпускающих мучные кондитерские изделия:
торты, печенье и т.п. К числу
основных конкурентов КУП «
Одной из тенденций, оказывающей
значительное влияние на рынок хлебопродуктов,
является открытие гипермаркетов с
собственным производством
Необходимо учитывать, что повышенный интерес к потребительскому рынку г. Минска проявляют хлебозаводы Минской области и хлебпромы других областей республики.
В то же время КУП «Минскхлебпром» сталкивается со значительными административными барьерами при продвижении своей продукции на рынки других областей республики. Сегодня присутствие продукта в торговых сетях за пределами региона, в котором он производится, нередко встречает серьезное сопротивление местных властей. Каждый регион страны лоббирует своих производителей, что снижает эффективность рыночных факторов и конкурентных преимуществ. А это, в свою очередь, усиливает позиции импортируемых товаров в торговых сетях страны.
Рассмотрим сильные и слабые стороны предприятия.
В матрице ситуационного анализа (SWOT) в таблице 8.1, представлены сильные и слабые стороны предприятия, а также внешние угрозы и возможности.
Из таблицы 3 видно, что у предприятия мало сильных сторон и возможностей и большое количество слабых сторон и угроз. Это говорит о большой уязвимости предприятия, слабой возможности противостоять негативным влияниям как внутри предприятия, так и со стороны внешних сил.
Таблица 8.1 – Матрица базового SWOT анализа КУП «Минскхлебпром»
Сильные стороны |
Возможности |
1. Опыт работы (история организации ведется с 1927 года - открытие первого 1-го в Беларуси хлебозавода). 2. Известность предприятия в
Республике Беларусь и за ее
пределами (Часть продукции 3. Функционирующая на 4. Широкий ассортимент |
1. Увеличение государственного внимания к функционированию хозяйствующих субъектов. 2. Увеличение ассортимента |
Слабые стороны |
Угрозы |
1. Использование устаревших технологий производства хлеба и хлебобулочных изделий 2. Неполное использование 3. Отсутствие разработок в 4. Высокая степень износа 5. Ограниченность возможности расширения рынков сбыта 6. Низкая инновационная |
1. Усиление конкуренции на рынке
производства хлеба и 2. Рост цен на материальные и энергетические ресурсы; 3. Высокий уровень инфляции; 4. Повышение уровня требований потребителей к качеству товара. 5. Изменение количества потребителей и изменение среднедушевого потребления хлебобулочных и мучных кондитерских изделий (особенно данная тенденция очевидна на рынке г. Минска, где наметилась в последнее время более высокая культура питания, выразившаяся в сокращении потребления хлебобулочных изделий) 6. Высокая подверженность влиянию изменения законодательства и регулятивных мер |
Примечание – Источник: собственная разработка
Следующим этапом возможности и угрозы, выявленные в процессе анализа, разбиваются на три группы по приоритетности, необходимости концентрации усилий и средств, и тщательности мониторинга (таблица 4).