Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ организации оплаты и стимулирования труда работников предприятий торговли на предприятии ИП «Доброва».
Задачами курсовой работы являются:
- выявить сущность экономической категории «оплата труда» и её регулирование в современных условиях
- дать определение организации оплаты и стимулирования труда на предприятиях торговли
Введение 3
1. Организация оплаты труда и стимулирования в торговле и основные
пути ее совершенствования. 6
1.1. Сущность экономической категории «оплата труда»
и её регулирование в современных условиях 6
1.2. Организация оплаты и стимулирования труда
на предприятиях торговли: понятие, составляющие элементы
и их характеристика. 11
1.3. Направления совершенствования организации оплаты
и стимулирования труда работников торговли. 34
2. Анализ показателей, формирующих оплату и стимулирование труда
на торговом предприятии. 39
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика
деятельности торгового предприятия. 39
2.2. Изучение систем оплаты и стимулирования труда на торговом
предприятии в разрезе отдельных категорий персонала. 50
3. Анализ и оценка состояния организации оплаты и стимулирования
труда на торговом предприятии и пути их улучшения. 56
3.1. Анализ и оценка состояния и эффективности использования
оплаты труда на торговом предприятии. 56
3.2. Анализ и оценка применяемых на торговом предприятии
систем премирования работников. 58
3.3. Пути улучшения организации оплаты и стимулирования труда
на торговом предприятии. 65
Заключение. 73
Библиографический список 77
С помощью разных видов премий учитываются различные стороны высокопродуктивного труда: рост объемных и качественных показателей деятельности, выполнение планов и заданий, личные заслуги работников и др.
Так, качественные аспекты труда могут быть отражены в премировании с учетом оценки качества труда работника, например:
• по коэффициенту трудового вознаграждения (КТВ);
• по коэффициенту трудовой эффективности (КТЭ);
• по коэффициенту трудового участия (КТУ) и др.
Для этого коллективная премия (или коллективная премия со сдельным приработком) распределяется среди работников согласно их оценкам. Работнику, получившему более высокую оценку, выплачивается более высокая сумма премии.
Пример 4.
В торговом зале
работает несколько продавцов
1. Определим
расчетную величину для
продавца I категории – 1778 х 1,2 = 2133,60 руб.;
продавца II категории – 1575 х 1,0 = 1575,00 руб.;
продавца III категории – 1216 х 0,8 = 972,80 руб.;
продавца III категории – 1520 х 1,1 = 1672,00 руб.
Общая сумма расчетной величины всех работников составит: 2133,60 + 1575,00 + 972,80 + 1672,00 = 6353,40 руб.
2. Определим коэффициент бригадной премии, приходящейся на 1 единицу расчетной величины: 2100 / 6353,40 = 0,33053.
3. Рассчитаем
сумму премии каждого
для продавца I категории – 2133,60 х 0,33053 = 705,22 руб.;
для продавца II категории – 1575,00 х 0,33053 = 520,59 руб.;
для продавца III категории – 972,80 х 0,33053 = 321,54 руб.;
для продавца III категории – 1672,00 х 0,33053 = 552,65 руб.
4. Рассчитаем зарплату каждого работника:
продавца I категории -1778 + 705,22 = 2483,22 руб.;
продавца II категории – 1575 + 520,59 = 2095,59 руб.;
продавца III категории – 1216 + 321,54 = 1537,54 руб.;
продавца III категории – 1520 + 552,65 = 2072,65 руб.
5. Проведем проверку расчетов: 2483,22 + 2095,59 + 1537,54 + 2072,65 = 6089 + 2100 = 8189 руб.
Результаты расчетов оформим таблицей 3.5.
Таблица 3.5
(руб.)
Должность |
Должностной оклад |
К-во отработанных дней |
Зарплата за отработанное время |
КТВ |
Расчетная величина |
Премия |
Всего зарплата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Продавец I категории |
1778 |
20 |
1778 |
1,2 |
2133,60 |
705,22 |
2483,22 |
Продавец II категории |
1750 |
18 |
1575 |
1,0 |
1575,00 |
520,59 |
2095,59 |
Продавец III категории |
1520 |
16 |
1216 |
0,8 |
972,80 |
321,54 |
1537,54 |
Продавец III категории |
1520 |
20 |
1520 |
1,1 |
1672,00 |
552,65 |
2072,65 |
Итого |
х |
х |
6089 |
х |
6353,40 |
2100,00 |
8189,00 |
3.3. Пути улучшения
организации оплаты и
На сегодняшний момент, любая организация, которая стремиться эффективно функционировать (т.е. получать максимум прибыли, удовлетворять спрос потребителей и др.) применяет для этого множество способов, благодаря которым она достигает своих целей и тем самым опережает конкурентов.
Проанализировав деятельность ИП «Доброва» во второй части было выявлено, что данное предприятия имеет множество положительных моментов в работе персонала, однако при этом было обнаружено, что в организации существуют некоторые недостатки. Для того, чтобы устранить эти недостатки предлагается разработка проектов. Для предприятия ИП «Доброва» разработаны следующие проекты.
Проект 1 основан на повышении приверженности персонала
Цель – повышение
конкурентоспособности
Как показывает опыт ведущих мировых производителей, модель, основанная на контроле, на послушании, предполагающая низкий уровень приверженности работников, как правило, не дает высоких результатов. Рыночный успех определяется уровнем эффективности/ производительности, который, в значительной степени зависит от участия работников в делах предприятия, от их приверженности. Для выполнения этой задачи, необходимо выполнить следующие мероприятия:
- использование как
внешних (оплата труда, льготы,
рабочие условия), так и внутренних
(содержание выполняемой
- предоставление персоналу
возможности участия в решении
проблем предприятия, что
- предоставление возможности обучения и переобучения по мере исчезновения старых видов работ и создания новых;
- курсы повышения квалификации;
- поощрение работников за счет чистой прибыли предприятия (материальная помощь, ссуды, компенсация расходов за отдых и лечение).
Такие мероприятия приведут к улучшению деятельности предприятия, а именно помогут недопустить текучести кадров (работники будут держаться за свои мести, более ответственно относиться к должностным обязанностям, что позволит сократить расходы, связанные с наймом, отбором и расстановкой кадров), кроме того, повыситься производительность труда персонала.
Успех организационных изменений, призванных дать организации решающее конкурентное преимущество, достижим лишь в том случае, если в проект включены следующие меры по эффективному использованию человеческих ресурсов и повышению уровня приверженности персонала. Для этого можно предложить конкретные шаги.
Таблица 3.6
Меры по эффективному использованию человеческих ресурсов в ИП «Доброва»
Конкретные шаги |
Суть |
1 |
2 |
1 шаг |
Определение (уточнение) более ясное формулирование целей организации и стратегий, которые будут использоваться для их достижения |
2 шаг |
Выявление проблем и барьеров, которые в настоящий момент стоят на пути эффективного использования человеческих ресурсов организации при реализации намеченного проекта |
3 шаг |
Определение приоритетных направлений управления человеческими ресурсами. Важнейшим приоритетом при этом является формирование у работников приверженности организации и стоящим перед ней целям |
4 шаг |
Определение механизма реализации, осуществлять руководство работой по подготовке реализации и контролю программы эффективного использования человеческих ресурсов организации, какие подразделения будут привлечены; какие постоянные (временные) целевые группы будут принимать участие в работе, порядок и форма отчетности, определение принципов стимулирования и поощрения работников, принимающих участие в разработке и реализации программы
|
5 шаг |
Подготовка и утверждение высшим руководством программы эффективного использования человеческих ресурсов, содержащей как направления работы, так и сроки и ответственных за проведение этой работы. Обеспечение необходимой информационной, «идеологической» поддержки утвержденной программы |
6 шаг |
Начало реализации утвержденной программы |
7 шаг |
Регулярная оценка достигнутых результатов и контроль за реализацией программы эффективного использования человеческих ресурсов организации. Поощрение подразделений, команд или отдельных работников, добившихся определенного прогресса, пропаганда достижений является необходимым условием успешной реализации программы. |
Следующий проект 2 по устранению недостатков основан на использовании в качестве мотивации программы карьерного роста.
Цель- повышение мотивации персонала и как следствие повышение производительности и прибыли предприятия.
Программа развития карьеры должна обеспечивать повышение уровня заинтересованности работников, выявление лиц с высоким потенциалом продвижения. Процесс планирования индивидуальной карьеры начинается с выявления сотрудниками, своих потребностей и интересов и потенциальных возможностей, на основе чего с учета перспектив организации и объективных личных данных формируются основные цели карьеры. Затем с помощью руководителя определяются варианты продвижения по службе.
В организации необходим постоянный анализ возможностей развития карьеры и регулярное заполнение формы, отражающей результативность труда, оценку квалификаций, знаний, профессиональных навыков руководства и общения (где возможно в баллах). Форма будет передаваться вышестоящим руководителям. Кроме того, за основу планирования берется карьерограмма (документ, составляемый на 5-10 лет, содержащий с одной стороны обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой стороны, обязательства последнего повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства).
Планирование карьеры заключается в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника рабочих мест. Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях.
Благодаря этим мероприятиям у сотрудников появиться:
Сотрудники, связывая жизнь с организацией становятся более лояльными по отношению к ней, заинтересованными в производительном и качественном труде.
Средством реализации плана карьеры является успешная работа в занимаемой должности; обучение; эффективное сотрудничество с руководителем. Все это позволит успешно пройти через ряд последовательных должностей и добиться желаемого, осуществив тем самым развитие карьеры.
Варианты реализации данного проекта следующие:
Экономические расчеты доходов и затрат, которые потребуются на данное мероприятие сводятся к следующему.
В 2011 году производительность труда по сравнению с 2010 годом увеличилась на 33,2%, поэтому запланировано увеличение производительности на 35% с целью выявления сотрудников с более высокой производительностью труда, а также с целью стимулирования работников.
Необходимое условие
успеха в области мотивации –
наличие у персонала
Так же необходимо провести изменения в системе оплаты труда. Система оплаты труда скорее инструмент стимулирования, нежели мотивации. Стимуляция – предъявление внешнего фактора с целью пробуждения, усиления и ускорения мыслительных, эмоциональных или поведенческих реакций. Слово стимул происходит от названия палки, которой погоняли животных.
Мотивация - умение возбудить у человека желание действовать во имя конкретной цели так, чтобы были учтены его потребности, умения, способности и внешние условия.
Цели системы оплаты труда:
Таблица 3.7
Методы стимулирования персонала ИП « Доброва»
Задачи |
Методы стимулирования |
Увеличение объема продаж |
|
Продвижение отдельных видов продукции |
|
Повышение профессионального уровня |
|
Выполнение стандартов качества обслуживания |
|
Снижение текучести кадров |
|
Стимулирование персонала, обеспечивающего процесс продаж |
|