Организация оплаты труда и стимулирования в торговле и основные пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ организации оплаты и стимулирования труда работников предприятий торговли на предприятии ИП «Доброва».
Задачами курсовой работы являются:
- выявить сущность экономической категории «оплата труда» и её регулирование в современных условиях
- дать определение организации оплаты и стимулирования труда на предприятиях торговли

Оглавление

Введение 3

1. Организация оплаты труда и стимулирования в торговле и основные
пути ее совершенствования. 6
1.1. Сущность экономической категории «оплата труда»
и её регулирование в современных условиях 6
1.2. Организация оплаты и стимулирования труда
на предприятиях торговли: понятие, составляющие элементы
и их характеристика. 11
1.3. Направления совершенствования организации оплаты
и стимулирования труда работников торговли. 34
2. Анализ показателей, формирующих оплату и стимулирование труда
на торговом предприятии. 39
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика
деятельности торгового предприятия. 39
2.2. Изучение систем оплаты и стимулирования труда на торговом
предприятии в разрезе отдельных категорий персонала. 50
3. Анализ и оценка состояния организации оплаты и стимулирования
труда на торговом предприятии и пути их улучшения. 56
3.1. Анализ и оценка состояния и эффективности использования
оплаты труда на торговом предприятии. 56
3.2. Анализ и оценка применяемых на торговом предприятии
систем премирования работников. 58
3.3. Пути улучшения организации оплаты и стимулирования труда
на торговом предприятии. 65

Заключение. 73
Библиографический список 77

Файлы: 1 файл

Анализ организации оплаты и стимулирования труда работников предприятий торговли 2.doc

— 619.50 Кб (Скачать)

Среднегодовая стоимость  основных фондов предприятия в отчетном периоде по сравнению с прошлым годом возросла на 9,22% или на 147,5 тыс. руб. и составила 1746,5  тыс. руб.

Таким образом, в отчетном периоде торговое предприятия ИП «Доброва»  несколько снизило  активность своей финансово-хозяйственной деятельности в плане снижения товарооборота, производительности труда.

Уровень затрат на данном предприятии снизился, что объясняется  ростом объема деятельности данного  торгового предприятия и низким ростом оплаты труда работников.

Принципиальную роль и особое место в регулировании труда и в трудовых отношениях на предприятиях общественного питания занимают вопросы оплаты труда. Проблема оплаты труда — одна из самых трудноразрешимых на предприятиях любого типа. К тому же это не только экономическая, но в не меньшей степени социальная проблема, источник социальных напряжений в обществе.

Основным показателем, характеризующим деятельность торгового  предприятия, является товарооборот. От него зависит сумма издержек обращения, а также другие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Поэтому, оценивая в целом  работу предприятия, необходимо проанализировать динамику, и равномерность развития товарооборота, а также факторы, влияющие на него.

Розничный товарооборот предприятия ИП «Доброва» снизился в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 4358 тыс.руб. или на 27,79% и составил 11325 тыс.руб.

 

2.2. Изучение  систем оплаты и стимулирования  труда на торговом предприятии  в разрезе отдельных категорий  персонала.

 

Развитие управления должно сопровождаться повышением его  эффективности. В свою очередь, повышение  эффективности управления определяется ростом его потенциала, т.е. возможностью позитивных изменений, наличием необходимых  ресурсов и условий их использования. В тенденциях изменения потенциала и эффективности управления также кроются опасности кризиса.

Списочный состав предприятия за анализируемый период подвергся незначительным изменениям (таблица 2.7).

Таблица 2.7

Численность персонала  по половозрастному признаку

Показатель 

2010 год

2011 год

Отклонение

Темп 

изме-

нения

Числен-ность

Уд.вес

Числен-ность

Уд.вес

По числен-ности

По уд.весу

А

1

2

3

4

5

6

7

Мужчины,

21

100

23

100

2

-

109,52

До 30 лет

8

38,1

10

43,48

2

 

125

30 – 60 лет

13

61,9

13

56,52

-

 

100

Свыше 60

-

-

-

-

-

-

-

Женщины, всего

12

100

15

100

3

-

125

До 30 лет

8

66,67

10

66,67

2

 

125

30 -55 лет

4

33,33

5

33,33

1

 

125

Свыше 55 лет

-

-

-

-

-

-

-

Общая численность 

33

х

38

х

5

х

115,15


 

За анализируемый период общая численность персонала на предприятии увеличилась на пять человек, темп роста составил 15,15%. Данное изменение объясняется принятием на работу дополнительного персонала в связи повышения объемов работы в организации. В отчетном году численность работников мужского пола составило увеличение на 2 человека, что связано принятием на работу охранника и менеджера. Число персонала женского состава тоже незначительно возросло (3 чел.). Проанализировав численность персонала по половозрастному признаку, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес занимают мужчины от 30 до 60 лет и женщины до 30 лет, далее мужчины до 30 лет и женщины от 30 до 55 лет. На данном предприятии нет персонала в возрасте свыше 55 (60) лет. Данная тенденция объясняется тем, что принимаются на работу молодые, энергичные и перспективные специалисты для дальнейшего продвижения по служебной лестнице.

Таблица 2.8

Исходные данные для расчета  показателей эффективности использования труда и заработной платы на торговом предприятии

Показатели

Ед. изм.

Прошлый год

Отчетный год

Отк. (+,-)

Т.р.,

%

А

Б

1

2

3

4

1. Оборот розничной торговли

тыс. руб.

15683,0

11325,0

-4358,0

72,2

2. Численность всего, 

в т. ч.

чел.

92,0

82,0

10,0

109,0

2.1. Административно-управленческий персонал

чел

34,0

26,0

12,0

76,5

2.2. Торгово-оперативный персонал

чел.

58,0

56,0

-2,0

94,0

2.3. Вспомогательный персонал

чел.

-

-

-

-

3. Фонд заработной платы

тыс. руб.

1011,6

961,2

-50,4

95

4. Чистая прибыль

тыс. руб.

5627

3878

-1728

69,3

5. Численность рабочих

чел.

58,0

56,0

-2,0

94,0

6. Численность служащих

чел

34,0

26,0

12,0

76,5


 

Таблица 2.9

Анализ состава и структуры  заработной платы работников торгового предприятия

Составляющие

документы

Прошлый год

Отчетный год

Отклонения по

Темп роста, %

сумма, тыс. руб

уд. вес %

сумма, тыс. руб

уд. вес %

сумме, тыс. руб

уд. весу, %

А

1

2

3

4

5

6

7

Фонд заработной палаты, всего

1011,6

100

961,2

100

-50,4

-

95

В том числе:

             
  • выплаты по тарифным ставкам, окладам и сдельным расценкам

607,0

60

576,7

60

-30,2

0

95,0

  • премии и вознаграждения

50,6

5

52,9

5,5

2,3

0,5

104,5

  • выплаты стимулирующего характера

70,8

7

75,0

7,8

4,2

0,8

105,9

  • выплаты компенсирующего характера

60,7

6

45,2

4,7

-15,5

-1,3

74,4

  • выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам

202,3

20

192,2

20

-10,1

0

95,0

  • прочие выплаты

20,2

2

19,2

2

-1,0

0

95,0


 

Таблица 2.10

Системы оплаты труда, применяемые  на предприятии торговли в разрезе отдельных категорий персонала

Категории персонала

Повременная

Сдельная (с указанием сдельной расценки)

Иная

А

1

2

3

АУП и специалисты

77

-

5

Торгово-оперативный персонал

50

-

6

Вспомогательный персонал

-

-

-


 

Таблица 2.11

Анализ средней заработной платы  работников предприятия торговли в разрезе отдельных категорий персонала

Категории персонала

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение

Темп роста

А

1

2

3

4

АУП и специалисты:

численность работников, чел.

34,0

26,0

12,0

76,5

фонд заработной платы, тыс. руб.

607,0

576,7

30,2

95,0

средняя заработная плата одного работника, тыс. руб.

17,9

22,2

2,5

124,3

Торгово-оперативный  персонал:

численность работников, чел.

58,0

56,0

-2,0

94,0

фонд заработной платы, тыс. руб.

404,6

384,5

-20,2

95,0

средняя заработная плата одного работника, тыс. руб.

7,0

6,9

10,1

98,4

Вспомогательный персонал:

численность работников, чел.

-

-

-

-

фонд заработной платы, тыс. руб.

-

-

-

-

средняя заработная плата одного работника, тыс. руб.

-

-

-

-


 

Анализ движения кадров (таблица 2.12) нужен для определения текучести кадров и принятия мер по его устранению.

Таблица 2.12

Анализ движения кадров ИП «Доброва» за анализируемый период

Показатели 

2010 год

2011 год

Отклонение  (+; -)

А

1

2

3

Состояло работников по списку на начало года

90

92

-10

Принято работников

6

12

6

Выбыло всего

В том числе

4

2

-2

- по собственному желанию 

3

2

-1

- за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины

1

-

-1

- по прочим причинам

-

-

 

Состояло по списку на конец года

92

82

5

Среднесписочная численность

32

35,5

3,5

Коэффициент оборота по приему

0,188

0,197

0,009

Коэффициент оборота по выбытию

0,125

0,056

-0,069

Коэффициент текучести

0,125

0,056

-0,069

Коэффициент общего оборота

0,313

0,254

-0,059


 

Проанализировав движение кадров на ИП «Доброва», выявлено, что как в пошлом периоде, так и в отчетном число работников, выбывших по собственному желанию больше, чем уволенных за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины. Данную закономерность можно прокомментировать низкой мотивацией персонала: низкий уровень заработной платы у работников низшего звена, редкость материальных поощрений и выплат социального характера.

Чтобы определить кто  выполняет какую работу с персоналом и как следует рассмотреть  таблицу 2.13.

 

Таблица 2.13

Информация о работе Организация оплаты труда и стимулирования в торговле и основные пути ее совершенствования