Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ организации оплаты и стимулирования труда работников предприятий торговли на предприятии ИП «Доброва».
Задачами курсовой работы являются:
- выявить сущность экономической категории «оплата труда» и её регулирование в современных условиях
- дать определение организации оплаты и стимулирования труда на предприятиях торговли
Введение 3
1. Организация оплаты труда и стимулирования в торговле и основные
пути ее совершенствования. 6
1.1. Сущность экономической категории «оплата труда»
и её регулирование в современных условиях 6
1.2. Организация оплаты и стимулирования труда
на предприятиях торговли: понятие, составляющие элементы
и их характеристика. 11
1.3. Направления совершенствования организации оплаты
и стимулирования труда работников торговли. 34
2. Анализ показателей, формирующих оплату и стимулирование труда
на торговом предприятии. 39
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика
деятельности торгового предприятия. 39
2.2. Изучение систем оплаты и стимулирования труда на торговом
предприятии в разрезе отдельных категорий персонала. 50
3. Анализ и оценка состояния организации оплаты и стимулирования
труда на торговом предприятии и пути их улучшения. 56
3.1. Анализ и оценка состояния и эффективности использования
оплаты труда на торговом предприятии. 56
3.2. Анализ и оценка применяемых на торговом предприятии
систем премирования работников. 58
3.3. Пути улучшения организации оплаты и стимулирования труда
на торговом предприятии. 65
Заключение. 73
Библиографический список 77
Среднегодовая стоимость основных фондов предприятия в отчетном периоде по сравнению с прошлым годом возросла на 9,22% или на 147,5 тыс. руб. и составила 1746,5 тыс. руб.
Таким образом, в отчетном периоде торговое предприятия ИП «Доброва» несколько снизило активность своей финансово-хозяйственной деятельности в плане снижения товарооборота, производительности труда.
Уровень затрат на данном предприятии снизился, что объясняется ростом объема деятельности данного торгового предприятия и низким ростом оплаты труда работников.
Принципиальную роль и особое место в регулировании труда и в трудовых отношениях на предприятиях общественного питания занимают вопросы оплаты труда. Проблема оплаты труда — одна из самых трудноразрешимых на предприятиях любого типа. К тому же это не только экономическая, но в не меньшей степени социальная проблема, источник социальных напряжений в обществе.
Основным показателем, характеризующим деятельность торгового предприятия, является товарооборот. От него зависит сумма издержек обращения, а также другие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Поэтому, оценивая в целом работу предприятия, необходимо проанализировать динамику, и равномерность развития товарооборота, а также факторы, влияющие на него.
Розничный товарооборот предприятия ИП «Доброва» снизился в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 4358 тыс.руб. или на 27,79% и составил 11325 тыс.руб.
2.2. Изучение
систем оплаты и
Развитие управления должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности управления определяется ростом его потенциала, т.е. возможностью позитивных изменений, наличием необходимых ресурсов и условий их использования. В тенденциях изменения потенциала и эффективности управления также кроются опасности кризиса.
Списочный состав предприятия за анализируемый период подвергся незначительным изменениям (таблица 2.7).
Таблица 2.7
Численность персонала по половозрастному признаку
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Отклонение |
Темп изме- нения | |||
Числен-ность |
Уд.вес |
Числен-ность |
Уд.вес |
По числен-ности |
По уд.весу | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Мужчины, |
21 |
100 |
23 |
100 |
2 |
- |
109,52 |
До 30 лет |
8 |
38,1 |
10 |
43,48 |
2 |
125 | |
30 – 60 лет |
13 |
61,9 |
13 |
56,52 |
- |
100 | |
Свыше 60 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Женщины, всего |
12 |
100 |
15 |
100 |
3 |
- |
125 |
До 30 лет |
8 |
66,67 |
10 |
66,67 |
2 |
125 | |
30 -55 лет |
4 |
33,33 |
5 |
33,33 |
1 |
125 | |
Свыше 55 лет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Общая численность |
33 |
х |
38 |
х |
5 |
х |
115,15 |
За анализируемый период общая численность персонала на предприятии увеличилась на пять человек, темп роста составил 15,15%. Данное изменение объясняется принятием на работу дополнительного персонала в связи повышения объемов работы в организации. В отчетном году численность работников мужского пола составило увеличение на 2 человека, что связано принятием на работу охранника и менеджера. Число персонала женского состава тоже незначительно возросло (3 чел.). Проанализировав численность персонала по половозрастному признаку, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес занимают мужчины от 30 до 60 лет и женщины до 30 лет, далее мужчины до 30 лет и женщины от 30 до 55 лет. На данном предприятии нет персонала в возрасте свыше 55 (60) лет. Данная тенденция объясняется тем, что принимаются на работу молодые, энергичные и перспективные специалисты для дальнейшего продвижения по служебной лестнице.
Таблица 2.8
Исходные данные для расчета показателей эффективности использования труда и заработной платы на торговом предприятии
Показатели |
Ед. изм. |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отк. (+,-) |
Т.р., % |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Оборот розничной торговли |
тыс. руб. |
15683,0 |
11325,0 |
-4358,0 |
72,2 |
2. Численность всего, в т. ч. |
чел. |
92,0 |
82,0 |
10,0 |
109,0 |
2.1. Административно-управленческий персонал |
чел |
34,0 |
26,0 |
12,0 |
76,5 |
2.2. Торгово-оперативный персонал |
чел. |
58,0 |
56,0 |
-2,0 |
94,0 |
2.3. Вспомогательный персонал |
чел. |
- |
- |
- |
- |
3. Фонд заработной платы |
тыс. руб. |
1011,6 |
961,2 |
-50,4 |
95 |
4. Чистая прибыль |
тыс. руб. |
5627 |
3878 |
-1728 |
69,3 |
5. Численность рабочих |
чел. |
58,0 |
56,0 |
-2,0 |
94,0 |
6. Численность служащих |
чел |
34,0 |
26,0 |
12,0 |
76,5 |
Таблица 2.9
Анализ состава и структуры заработной платы работников торгового предприятия
Составляющие документы |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонения по |
Темп роста, % | |||
сумма, тыс. руб |
уд. вес % |
сумма, тыс. руб |
уд. вес % |
сумме, тыс. руб |
уд. весу, % | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Фонд заработной палаты, всего |
1011,6 |
100 |
961,2 |
100 |
-50,4 |
- |
95 |
В том числе: |
|||||||
|
607,0 |
60 |
576,7 |
60 |
-30,2 |
0 |
95,0 |
|
50,6 |
5 |
52,9 |
5,5 |
2,3 |
0,5 |
104,5 |
|
70,8 |
7 |
75,0 |
7,8 |
4,2 |
0,8 |
105,9 |
|
60,7 |
6 |
45,2 |
4,7 |
-15,5 |
-1,3 |
74,4 |
|
202,3 |
20 |
192,2 |
20 |
-10,1 |
0 |
95,0 |
|
20,2 |
2 |
19,2 |
2 |
-1,0 |
0 |
95,0 |
Таблица 2.10
Системы оплаты труда, применяемые на предприятии торговли в разрезе отдельных категорий персонала
Категории персонала |
Повременная |
Сдельная (с указанием сдельной расценки) |
Иная |
А |
1 |
2 |
3 |
АУП и специалисты |
77 |
- |
5 |
Торгово-оперативный персонал |
50 |
- |
6 |
Вспомогательный персонал |
- |
- |
- |
Таблица 2.11
Анализ средней заработной платы работников предприятия торговли в разрезе отдельных категорий персонала
Категории персонала |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение |
Темп роста |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
АУП и специалисты: численность работников, чел. |
34,0 |
26,0 |
12,0 |
76,5 |
фонд заработной платы, тыс. руб. |
607,0 |
576,7 |
30,2 |
95,0 |
средняя заработная плата одного работника, тыс. руб. |
17,9 |
22,2 |
2,5 |
124,3 |
Торгово-оперативный персонал: численность работников, чел. |
58,0 |
56,0 |
-2,0 |
94,0 |
фонд заработной платы, тыс. руб. |
404,6 |
384,5 |
-20,2 |
95,0 |
средняя заработная плата одного работника, тыс. руб. |
7,0 |
6,9 |
10,1 |
98,4 |
Вспомогательный персонал: численность работников, чел. |
- |
- |
- |
- |
фонд заработной платы, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
средняя заработная плата одного работника, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
Анализ движения кадров (таблица 2.12) нужен для определения текучести кадров и принятия мер по его устранению.
Таблица 2.12
Анализ движения кадров ИП «Доброва» за анализируемый период
Показатели |
2010 год |
2011 год |
Отклонение (+; -) |
А |
1 |
2 |
3 |
Состояло работников по списку на начало года |
90 |
92 |
-10 |
Принято работников |
6 |
12 |
6 |
Выбыло всего В том числе |
4 |
2 |
-2 |
- по собственному желанию |
3 |
2 |
-1 |
- за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины |
1 |
- |
-1 |
- по прочим причинам |
- |
- |
|
Состояло по списку на конец года |
92 |
82 |
5 |
Среднесписочная численность |
32 |
35,5 |
3,5 |
Коэффициент оборота по приему |
0,188 |
0,197 |
0,009 |
Коэффициент оборота по выбытию |
0,125 |
0,056 |
-0,069 |
Коэффициент текучести |
0,125 |
0,056 |
-0,069 |
Коэффициент общего оборота |
0,313 |
0,254 |
-0,059 |
Проанализировав движение кадров на ИП «Доброва», выявлено, что как в пошлом периоде, так и в отчетном число работников, выбывших по собственному желанию больше, чем уволенных за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины. Данную закономерность можно прокомментировать низкой мотивацией персонала: низкий уровень заработной платы у работников низшего звена, редкость материальных поощрений и выплат социального характера.
Чтобы определить кто выполняет какую работу с персоналом и как следует рассмотреть таблицу 2.13.
Таблица 2.13