Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:30, курсовая работа
Целью курсового проекта является оценка финансовой устойчивости коммерческого банка и разработка мероприятий для укрепления финансовой устойчивости.
Исходя из поставленной цели, в ходе исследования решены следующие задачи:
1) изучены сущность финансовой устойчивости, информационная база и методические аспекты оценки финансовой устойчивости коммерческого банка;
2) проведена оценка финансовой устойчивости анализируемого коммерческого банка;
3) сформулированы основные направления повышения финансовой устойчивости по результатам проведенного анализа;
4) проведена оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятия, их влияния на финансовую устойчивость организации.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты финансовой устойчивости коммерческого банка …...5
1.1 Понятие финансовой устойчивости коммерческого банка ………………...5
1.2 Факторы устойчивого функционирования коммерческого банка …………9
1.3 Информационная база для оценки финансовой устойчивости коммерческого банка ………………………………………………………………14
1.4 Методология анализа финансовой устойчивости коммерческого банка ...17
2 Оценка финансовой устойчивости ЗАО «ВТБ 24» ……………………………28
2.1 Общая организационная характеристика ЗАО «ВТБ 24» …………………28
2.2 Оценка кредитного потенциала ЗАО «ВТБ 24» …………………………...32
2.3 Оценка финансовой устойчивости ООО «ТД «Терминал» на основе анализа относительных показателей ……………………………………………37
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию управления финансовой устойчивостью ЗАО «ВТБ 24» ……………………………………………………43
3.1 Основные управленческие решения по повышению финансовой устойчивости банка ВТБ 24 ……………………………………..………………...43
3.2 Экономическое обоснование новой программы автокредитования Банка ВТБ 24 ……………………………………..………………………………………..47
3.3 Влияние предлагаемых мероприятий на финансовую устойчивость Банка ВТБ 24 ………………………………………………………………………………51
Заключение …………………………………………………………………….…...55
Список использованных источников …..…………………………………………59
Приложения …..…………………………………………………………………….
Можем видеть, что у большинства ведущих банков зафиксирован рост объемов автокредитования, что свидетельствует о перспективности развития данного направления. При этом Банк ВТБ 24 занимает 2 место в рейтинге банков по объемам выданных автокредитов по итогам 2012 года.
На данный момент банк предоставляет своим клиентам кредиты на приобретение автомобиля под 18% годовых. В рамках мероприятий по повышению финансовой устойчивости банка предлагается усовершенствование программы автокредитования: снижение процентной ставки в зависимости от срока кредита (таблица 3.1.2):
Таблица 3.1.2 – Размер процентной ставки
Срок кредита |
Размер процентной ставки |
1 год |
14 % |
2 года |
15 % |
3 года |
16 % |
Рост объемов автокредитования позволит банку иметь дополнительные денежные ресурсы, привлекать новых клиентов и формировать устойчивую клиентскую базу на срок кредитования, повышать ликвидность активов и развивать далее свой кредитный портфель. Это дает возможность реализовать разработанную менеджментом Банка стратегию развития, направленную на поиск дальнейших путей роста банка и обеспечение его устойчивого финансового положения. Экономическое обоснование реорганизации программы автокредитования ВТБ 24 приведено в параграфе 3.2.
3.2 Экономическое обоснование новой программы автокредитования Банка ВТБ 24
Рассчитаем прибыль банка, полученную при усовершенствовании услуги автокредитования. Согласно разработаваемой на ближайшую перспективу Программе автокредитования для ЗАО «ВТБ 24», участником Программы является сеть автосалонов Группы компаний «СектрАвто», осуществляющая деятельность в различных городах России. Автокредитованию подлежат автомобили марки NISSAN. Цена на самую дешевую модель NISSAN Note установлена в размере 529000 рублей, а самые дорогой моделью, принятую в программу автокредитования, является седан NISSAN Teana – 1188000 рублей за машину.
Банк планирует выдать в течение года минимум 10000 кредитов на данные автомашины. При расчете планируемых доходов от введения услуги автокредитования будем учитывать только минимальный и максимальный размер кредита. В зависимости от суммы и срока предоставления кредита планируемое распределение числа клиентов выглядит следующим образом:
Таблица 3.2.1 – Планируемое распределение числа клиентов для проекта автокредитования, чел.
Сумма кредита |
Число клиентов | ||
Срок кредита 1 год |
Срок кредита 2 года |
Срок кредита 3 года | |
Минимальная сумма кредита 300000 руб. |
3000 |
2500 |
2600 |
Максимальная сумма кредита 1188000 руб. |
100 |
300 |
1500 |
Процентная ставка зависит от срока кредита (таблица 3.1.2).
Доходы от реализации проекта складываются из процентных доходов и комиссионных сборов.
Согласно разрабатываемой
Банком Программе «Автокредитование NI
Будем считать, что процент начисляется на всю сумму кредита, а не на остаток, и что Заемщик будет погашать кредит равными долями (ежемесячная уплата фиксированной доли основного долга и суммы начисленных процентов), т.е. досрочных погашений кредита не будет (таблица 3.2.2).
Таблица 3.2.2 – Расчет планируемых доходов от введения услуги автокредитования, тыс.руб.
Комиссионные сборы |
Процентные доходы |
Планируемый доход от проекта | ||
14 % |
15 % |
16 % | ||
30 000 |
142 632 |
165 960 |
409 920 |
748 512 |
Доходы, полученные от выданных кредитов, при планируемом распределении числа клиентов составят 748 512 тыс. рублей, из них за первый год кредитования: 362 252 тыс.руб.
Текущие банковские расходы, связанные с непосредственным осуществлением кредитных операций в течение года, представлены в таблице 3.2.3.
Таблица 3.2.3 – Текущие затраты на проведение операций по автокредитованию
Статьи затрат |
Сумма, тыс.руб. |
Расходные материалы на оформление кредита и ведение документации |
2 200 |
Амортизация оборудования (компьютеров, принтеров и т.д.) |
10 260 |
Передача информации (телефон и другие аналогичные расходы) |
3 600 |
Заработная плата сотрудников, ведущих операции автокредитования |
4 800 |
Итого |
20 860 |
Также присутствуют единовременные расходы по организации и реализации услуги, включающие:
- обучение персонала;
- внедрение компьютерной программы и обучение работы с ней;
- реклама в период введения услуги (первые два месяца).
Так как автокредитование не является для банка новой услугой, поэтому единовременные расходы будут включать лишь расходы на рекламу (таблица 3.2.4).
Таблица 3.2.4 – Затраты на рекламу
Вид рекламы |
Средняя цена за 1 выпуск, руб. |
Реклама в течение 3-х месяцев, шт. |
Итого, тыс.руб. |
В местных газетах (9 городов) |
3 000 |
972 |
2 916 |
На телевидении |
26 000 |
900 |
23 400 |
Графические баннеры |
35 000 |
100 |
3 500 |
Итого, тыс.руб. |
29 816 |
Таким образом, единовременные затраты составят 29 816 тыс. рублей.
Затраты на реализацию услуги автокредитования представлены в таблице 3.2.5.
Таблица 3.2.5 – Затраты на реализацию
проекта «Автокредитование NISS
Показатель |
Сумма, тыс.руб. |
Единовременные затраты |
29 816 |
Текущие затраты |
20 860 |
Совокупные затраты на реализацию проекта |
50 676 |
В итоге чистая прибыль от увеличения объемов автокредитования составит (таблица 3.2.6):
Таблица 3.2.6 – Чистая прибыль от увеличения объемов автокредитования
Показатель |
Значение |
Доходы, тыс.руб. |
748 512 |
Расходы, тыс.руб. |
50 676 |
Налог на прибыль, % |
20 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
558 269 |
Таким образом, чистая прибыль Банка ВТБ 24 при увеличении объемов кредитования с помощью программы по автомобилям NISSAN составит 558 269 тыс.руб. При этом, с учетом доходов по первому году кредитования в размере 362 252 тыс.руб., чистая прибыль от проекта в первом году составит 260 386 тыс.руб.
Далее произведем расчет влияния предлагаемых мероприятий на финансовую устойчивость ЗАО «ВТБ 24».
3.3 Влияние предлагаемых мероприятий на финансовую устойчивость Банка ВТБ 24
Определим влияние предложенных мероприятий на финансовую устойчивость Банка ВТБ 24.
Рассчитаем доход, получаемый от эмиссии ценных бумаг при условии размещения 50% из них сторонним инвесторам (таблица 3.3.1).
Таблица 3.3.1 – Доход от эмиссии ценных бумаг
Показатель |
Значение показателя |
Количество акций, шт. |
5 000 000 |
В том числе для продажи сторонним инвесторам, шт. |
2 500 000 |
Номинальная цена акции, руб. |
1 000 |
Средняя цена продажи акции сторонним инвесторам, руб. |
1 250 |
Эмиссионный доход, тыс.руб. |
625 000 |
Таким образом, плановый эмиссионный доход составляет 625 000 тыс. руб. На конец 2012 года накопленная сумма эмиссионного дохода Банка ВТБ 24 составляла 22 693 020 тыс. руб. Стоимость собственного капитала в результате эмиссии увеличится в целом на 5 625 000 тыс.руб.
Также запланировано увеличение процентного дохода в результате совершенствования программы автокредитования – на 558 269 тыс.руб.
Рост данных сумм приведет к изменению показателей финансовой устойчивости банка.
Рассчитаем их.
Изменение показателей финансовой устойчивости анализируемого банка при анализе с помощью показателей оценки достаточности капитала приведено в таблице 3.3.2.
Таблица 3.3.2 – Показатели оценки достаточности капитала ЗАО «ВТБ 24» в 2012 и проектном годах
Показатели |
На конец 2012 года, тыс.руб. |
Проект, тыс.руб. |
Изменение (+,-) |
1. Показатель достаточности |
11,20 |
14,60 |
3,40 |
2. Показатель общей достаточности капитала (ПК2) |
9,07 |
9,51 |
0,44 |
3. Показатель оценки качества капитала (ПК3) |
38,55 |
36,14 |
-2,41 |
4. Обобщающий результат по группе показателей оценки капитала (РГК) |
2,00 |
1,50 |
-0,50 |
При реализации предложенных мероприятий можем наблюдать рост коэффициента достаточности собственных средств и общей достаточности капитала. Показатель качества капитала, напротив, снизится. Все эти факторы свидетельствуют о позитивном изменении финансовой устойчивости. Как следствие, обобщающий результат по группе показателей оценки капитала (РГК), нормативно ограниченный сверху величиной 2,3, снизится на 0,5 пункта.
Рассчитаем показатели оценки активов (таблица 3.3.3).
Таблица 3.3.3 – Показатели оценки активов ЗАО «ВТБ 24» в 2012 и проектном годах
Показатели |
На конец 2012 года, тыс.руб. |
Проект, тыс.руб. |
Изменение (+,-) |
1. Показатель качества ссуд (ПА1) |
3,26 |
3,24 |
-0,02 |
2. Показатель качества активов (ПА2) |
3,15 |
3,03 |
-0,12 |
3. Показатель доли просроченных ссуд (ПА3) |
2,93 |
2,81 |
-0,12 |
4. Показатель размера
резервов на потери |
7,12 |
6,98 |
-0,14 |
5. Показатель концентрации крупных кредитных рисков (ПА5) |
38,50 |
38,50 |
0,00 |
6. Показатель концентрации кредитных рисков на акционеров (участников) (ПА6) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
7. Показатель концентрации кредитных рисков на инсайдеров (ПА7) |
0,60 |
0,60 |
0,00 |
8. Обобщающий результат по группе показателей оценки активов (РГА) |
0,94 |
0,94 |
0,00 |
По данной группе показателей
наблюдается отрицательная
Оценим изменение финансовой устойчивости банка с помощью показателей оценки доходности (таблица 3.3.4).
Информация о работе Оценка финансовой устойчивости ЗАО «ВТБ24» и пути ее укрепления