Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:10, курсовая работа
Определение рыночной стоимости предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкретном рынке, дает различное представление о потенциальных возможностях предприятия. Процесс оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки его стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечивает компании максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА 6
1.1 Методологические основы оценки стоимости действующего предприятия (бизнеса) 6
1.2 Подходы и методы, применяемые в процессе оценки стоимости действующего предприятия (бизнеса) 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ АКЦИЙ ОАО «ПЕРВЫЙ АВТОКОМБИНАТ» ИМ. Г.Л.КРАУЗЕ 31
2.1 ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ВЫВОДЫ 31
2.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ НА ОЦЕНКУ 31
2.3 ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ ОЦЕНКИ 32
2.4 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.5 АНАЛИЗ (ОПИСАНИЕ) ОТРАСЛИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ 39
2.6 ПРИМЕНЕНИЕ ЗАТРАТНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА) 44
2.7 ПРИМЕНЕНИЕ ДОХОДНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА 45
2.8. ПРИМЕНЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА 51
3. СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОЛУЧЕННЫХ РАЗНЫМИ МЕТОДАМИ ОЦЕНКИ. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Расчет ликвидационной стоимости предприятия включает несколько основных этапов:
1. Анализируется последний
2. Разрабатывается календарный график ликвидации активов, так как продажа различных видов активов предприятия (недвижимого имущества, машин и оборудования, товарно-материальных запасов) требует различных временнйх периодов.
3. Определяется валовая выручка от ликвидации активов.
4. Оценочная стоимость активов уменьшается на величину прямых затрат. К прямым затратам, связанным с ликвидацией предприятия, относятся комиссионные оценочным и юридическим фирмам, налоги и сборы, которые платятся при продаже. С учетом календарного графика ликвидации активов скорректированные стоимости оцениваемых активов дисконтируются на дату оценки по ставке дисконта, учитывающей связанный с этой продажей риск.
5. Ликвидационная стоимость
активов уменьшается на
6. Прибавляется (или вычитается) операционная прибыль (убытки) ликвидационного периода.
7. Вычитаются преимущественные права на выходные пособия и выплаты работникам предприятия, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия, задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, расчеты с другими кредиторами.
Таким образом, ликвидационная стоимость предприятия рассчитывается путем вычитания из скорректированной стоимости всех активов баланса суммы текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия, а также величины всех обязательств.
1.2.2 Рыночный подход к оценке стоимости действующего предприятия (бизнеса) (подход с точки зрения сопоставимых продаж)
Теоретической основой сравнительного подхода к оценке предприятия является предположение, что цену компании можно определить, используя сравнительный анализ уровня цен на сходные предприятия, сформированного рынком. Инвестор руководствуется принципом альтернативных инвестиций, согласно которому средства вкладываются в проект с наибольшей доходностью при одинаковых объемах вложений и уровнях риска. Оценка рыночным подходом предполагает использование в качестве ориентира цен реальных сделок купли-продажи, сформированных фондовым рынком. Оценка основана на предположении о том, что в сопоставимых компаниях соотношения между ценой продажи и финансовыми параметрами, влияющими на доходность, остаются достаточно близкими. Различают три метода оценки с помощью подхода сопоставимых продаж.
Метод рынка капитала (метод компании-аналога) базируется на использовании цен сделок с единичными акциями, сформированных открытым рынком. Метод дает оценку миноритарного пакета акций.
Метод сделок предполагает использование информации об условиях сделок с контрольными или стопроцентными пакетами акций предприятий, сопоставимых с оцениваемым. Показатель стоимости, определенный с использованием метода сделок, отражает стоимость стопроцентного или контрольного пакета акций.
Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании статистически обоснованной информации о среднеотраслевых соотношениях между ценами продаж и показателями выручки от реализации или прибыли различных уровней.
Сравнительный подход базируется на ретроинформации и, следовательно, отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов.
Рыночный подход основан на применении зависимости между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу. Это соотношение называется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получим ее стоимость.
Процесс оценки предприятия методами компании-аналога и сделок включает следующие основные этапы:
1этап. Сбор необходимой информации.
II этап. Сопоставление списка аналогичных предприятий.
III этап. Финансовый анализ.
IV этап. Расчет оценочных мультипликаторов.
V этап. Выбор величины мультипликатора.
VI этап. Определение итоговой величины стоимости.
VII этап. Внесение итоговых корректировок.
Сравнительный подход к оценке бизнеса основан на использовании двух типов информации:
- Рыночная (ценовая) информация.
- Финансовая информация.
Рыночная информация
представляет собой данные о фактических
ценах купли-продажи акций, аналогичных
с акциями оцениваемой
Финансовая информация обычно представлена бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, позволяющими определить сходство компаний и провести необходимые корректировки, обеспечивающие необходимую сопоставимость. Дополнительная информация позволит правильно применить стандарты системы национальных счетов, выявить излишек или недостаток активов, внести поправки на экстраординарные события и т. д. Финансовая информация должна быть представлена отчетностью за последний отчетный год и предшествующий период. Ретроинформация собирается обычно за 5 лет. Однако этот период может быть другим, если условия деятельности предприятия существенно отличаются от тех, в которых оно работает на момент оценки.
Процесс отбора сопоставимых компаний осуществляется в 3 этапа. На первом этапе определяется так называемый круг компаний, которые могут быть аналогами оцениваемого бизнеса. В этот перечень входит максимально возможное число предприятий, сходных с оцениваемым. Поиск таких компаний начинается с определения основных конкурентов, просмотра списка слившихся и приобретенных компаний за последний год. Критерии сопоставимости достаточно условны и обычно ограничиваются сходством отрасли, производимой продукции, ее ассортимента и объемов производства.
На втором этапе составляется список "кандидатов". Требуется дополнительная информация сверх официальной отчетности, собрать ее необходимо непосредственно на предприятиях. Поэтому первоначальный список может сократиться из-за отказа некоторых фирм в представлении необходимых сведений, а также из-за плохого качества, недостоверности предоставленной информации. Критерии оценки должны соответствовать важнейшим характеристикам фирм. Если аналог отвечает всем критериям, то он может использоваться на последующих этапах оценки. Принятие решения о сопоставимости лежит на оценщике.
На третьем этапе составляется окончательный список аналогов, позволяющий аналитику определить стоимость оцениваемой фирмы. Включение предприятий в этот список основано на тщательном анализе дополнительно полученной информации. На этом этапе аналитик ужесточает критерии сопоставимости и оценивает такие факторы как уровень диверсификации производства, положение на рынке, характер конкуренции.
Состав критериев
Отраслевое сходство - список потенциально сопоставимых компаний всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприятия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы. Учитываются следующие дополнительные факторы:
• уровень диверсификации производства. Если предприятие выпускает один вид продукта или какой-то товар существенно доминирует в производстве и обеспечивает 85% общей прибыли, а сравнимая компания ориентирована на широкий круг товаров и услуг либо аналогичный товар дает не более 20% общей массы прибыли, то такие компании не являются для оценщика сопоставимыми;
• характер взаимозаменяемости производимых продуктов. Так, технологическое оборудование одного из предприятий может обеспечивать производство только конкретного продукта. В случае изменения ситуации на рынке такое предприятие будет нуждаться в серьезном техническом перевооружении. Аналог выпускает аналогичный продукт на оборудовании, легко поддающемся переналадке для производства новых товаров. Следовательно, предприятия неодинаково отреагируют на изменение ситуации на рынке;
• зависимость от одних и тех же экономических факторов. Стоимость капитала строительных компаний, работающих в районах массового строительства и в отдаленных экономических районах, существенно отличается при достаточном сходстве других критериев, например численности работающих, состава парка строительных машин и механизмов. Аналитик, выявив различия, может либо вычеркнуть предприятие из списка аналогов, либо рассчитать величину корректировки цены аналога для определения стоимости оцениваемой компании;
• стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов. Опытная компания, проработавшая ни один год, имеет неоспоримые преимущества и дополнительную прибыль за счет стабильного функционирования, хорошей клиентуры и поставщиков сырья и т. д.
Размер является важнейшим критерием, оцениваемым аналитиком при составлении окончательного списка аналогов. Сравнительные оценки размера компании включают такие параметры, как объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов. В первую очередь учитываются факторы, обеспечивающие величину прибыли:
• географическую диверсификацию - крупные компании обычно имеют более разветвленную сеть потребителей своей продукции, минимизируя тем самым риск нестабильности объемов продаж;
• количественные скидки - крупные компании закупают сырье в большем объеме, чем небольшие фирмы, и получают при этом значительные скидки. Кроме того, аналитик должен иметь в виду, что коэффициент использования оборудования в крупных компаниях лучше. Поэтому мультипликатор, рассчитанный для открытой компании, должен быть скорректирован и понижен для оценки закрытой компании;
• ценовые различия по
сходным товарам - крупные компании
зачастую имеют возможность
Перспективы роста – анализируя данный фактор необходимо определить фазу экономического развития предприятия, поскольку она определяет распределение чистой прибыли на дивидендные выплаты и затраты, связанные с развитием предприятия. Оценивая перспективы роста компании, аналитик рассматривает степень влияния трех основных факторов: общего уровня инфляции, перспектив роста отрасли в целом и индивидуальных возможностей развития конкретной фирмы в рамках отрасли.
Финансовый риск. Опенка
финансового риска
• сравнивается структура капитала или соотношение собственных и заемных средств;
• оценивается ликвидность или возможность оплачивать текущие обязательства текущими активами;
• анализируется
Качество менеджмента - оценка этого фактора наиболее сложна, так как анализ проводится на основе косвенных данных, таких, как качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке.
Перечень критериев сопоставимо
• компания сопоставима с оцениваемой по ряду характеристик и может быть использована для расчета мультипликаторов;
• компания недостаточно сопоставима с оцениваемой и не может быть использована в процессе оценки. Эксперт должен в письменной форме объяснить, почему он сделал данное заключение.
Финансовый анализ (Приложение А) является важнейшим приемом определения сопоставимости аналогичных компаний с оцениваемой, что проявляются в следующем:
Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов. Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.