Оценка 100 % пакета акций предприятия на материалах: ОАО "Первый автокомбинат" им. Г.Л.Краузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Определение рыночной стоимости предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкретном рынке, дает различное представление о потенциальных возможностях предприятия. Процесс оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки его стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечивает компании максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА 6
1.1 Методологические основы оценки стоимости действующего предприятия (бизнеса) 6
1.2 Подходы и методы, применяемые в процессе оценки стоимости действующего предприятия (бизнеса) 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ АКЦИЙ ОАО «ПЕРВЫЙ АВТОКОМБИНАТ» ИМ. Г.Л.КРАУЗЕ 31
2.1 ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ВЫВОДЫ 31
2.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ НА ОЦЕНКУ 31
2.3 ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ ОЦЕНКИ 32
2.4 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.5 АНАЛИЗ (ОПИСАНИЕ) ОТРАСЛИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ 39
2.6 ПРИМЕНЕНИЕ ЗАТРАТНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА) 44
2.7 ПРИМЕНЕНИЕ ДОХОДНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА 45
2.8. ПРИМЕНЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА 51
3. СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОЛУЧЕННЫХ РАЗНЫМИ МЕТОДАМИ ОЦЕНКИ. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Файлы: 1 файл

Курсовая по оценке бизнеса.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Расчет ликвидационной стоимости предприятия включает несколько основных этапов:

1. Анализируется последний балансовый  отчет (желательно последний квартальный).

2. Разрабатывается календарный  график ликвидации активов, так как продажа различных видов активов предприятия (недвижимого имущества, машин и оборудования, товарно-материальных запасов) требует различных временнйх периодов.

3. Определяется валовая выручка  от ликвидации активов.

4. Оценочная стоимость активов уменьшается на величину прямых затрат. К прямым затратам, связанным с ликвидацией предприятия, относятся комиссионные оценочным и юридическим фирмам, налоги и сборы, которые платятся при продаже. С учетом календарного графика ликвидации активов скорректированные стоимости оцениваемых активов дисконтируются на дату оценки по ставке дисконта, учитывающей связанный с этой продажей риск.

5. Ликвидационная стоимость  активов уменьшается на расходы,  связанные с владением активами  до их продажи, включая затраты на сохранение запасов готовой продукции и незавершенного производства, сохранение оборудования, машин, механизмов, объектов недвижимости, а также управленческие расходы по поддержанию работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации. Срок дисконтирования соответствующих затрат определяется по календарному графику продажи активов предприятия.

6. Прибавляется (или вычитается) операционная прибыль (убытки) ликвидационного  периода.

7. Вычитаются преимущественные  права на выходные пособия  и выплаты работникам предприятия, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия, задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, расчеты с другими кредиторами.

Таким образом, ликвидационная стоимость предприятия рассчитывается путем вычитания из скорректированной стоимости всех активов баланса суммы текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия, а также величины всех обязательств.

 

1.2.2 Рыночный подход к оценке  стоимости действующего предприятия (бизнеса) (подход с точки зрения сопоставимых продаж)

 

Теоретической основой сравнительного подхода к оценке предприятия является предположение, что цену компании можно определить, используя сравнительный анализ  уровня  цен на сходные предприятия, сформированного рынком. Инвестор руководствуется принципом альтернативных инвестиций, согласно которому средства вкладываются в проект с наибольшей доходностью при одинаковых объемах вложений и уровнях риска. Оценка рыночным подходом предполагает использование в качестве ориентира цен реальных сделок купли-продажи, сформированных фондовым рынком. Оценка основана на предположении о том, что в сопоставимых компаниях соотношения между ценой продажи и финансовыми параметрами, влияющими на доходность, остаются достаточно близкими. Различают три метода оценки с помощью подхода сопоставимых продаж.

Метод рынка  капитала (метод компании-аналога) базируется на использовании цен сделок с единичными акциями, сформированных открытым рынком. Метод дает оценку миноритарного пакета акций.

Метод сделок предполагает использование информации об условиях сделок с контрольными или стопроцентными пакетами акций предприятий, сопоставимых с оцениваемым. Показатель стоимости, определенный с использованием метода сделок, отражает стоимость стопроцентного или контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании статистически обоснованной информации о среднеотраслевых соотношениях между ценами продаж и показателями выручки от реализации или прибыли различных уровней.

Сравнительный подход базируется на ретроинформации и, следовательно, отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов.

Рыночный подход основан  на применении зависимости между  ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу. Это соотношение называется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получим ее стоимость.

Процесс оценки предприятия  методами компании-аналога и сделок включает следующие основные этапы:

1этап. Сбор необходимой информации.

II этап. Сопоставление списка аналогичных предприятий.

III этап. Финансовый анализ.

IV этап. Расчет оценочных мультипликаторов.

V этап. Выбор величины мультипликатора.

VI этап. Определение итоговой величины стоимости.

VII этап. Внесение итоговых корректировок.

Сравнительный подход к  оценке бизнеса основан на использовании двух типов информации:

- Рыночная (ценовая) информация.

- Финансовая информация.

Рыночная информация представляет собой данные о фактических  ценах купли-продажи акций, аналогичных  с акциями оцениваемой компании. Качество и доступность информации зависят от уровня развития фондового рынка. Формирование отечественного фондового рынка не завершено, однако целый ряд агентств, например Финмаркет, АК&М, Росбизнесконсалтинг, публикует ежедневные бюллетени о состоянии финансовых рынков, предложениях на покупку/продажу ценных бумаг, исследованиях активности рынков акций крупнейших предприятий.

Финансовая информация обычно представлена бухгалтерской  и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, позволяющими определить сходство компаний и провести необходимые корректировки, обеспечивающие необходимую сопоставимость. Дополнительная информация позволит правильно применить стандарты системы национальных счетов, выявить излишек или недостаток активов, внести поправки на экстраординарные события и т. д. Финансовая информация должна быть представлена отчетностью за последний отчетный год и предшествующий период. Ретроинформация собирается обычно за 5 лет. Однако этот период может быть другим, если условия деятельности предприятия существенно отличаются от тех, в которых оно работает на момент оценки.

Процесс отбора сопоставимых компаний осуществляется в 3 этапа. На первом этапе  определяется так называемый круг компаний, которые могут быть аналогами  оцениваемого бизнеса. В этот перечень входит максимально возможное число предприятий, сходных с оцениваемым. Поиск таких компаний начинается с определения основных конкурентов, просмотра списка слившихся и приобретенных компаний за последний год. Критерии сопоставимости достаточно условны и обычно ограничиваются сходством отрасли, производимой продукции, ее ассортимента и объемов производства.

На втором этапе составляется список "кандидатов". Требуется  дополнительная информация сверх официальной  отчетности, собрать ее необходимо непосредственно на предприятиях. Поэтому первоначальный список может сократиться из-за отказа некоторых фирм в представлении необходимых сведений, а также из-за плохого качества, недостоверности предоставленной информации. Критерии оценки должны соответствовать важнейшим характеристикам фирм. Если аналог отвечает всем критериям, то он может использоваться на последующих этапах оценки. Принятие решения о сопоставимости лежит на оценщике.

На третьем этапе  составляется окончательный список аналогов, позволяющий аналитику определить стоимость оцениваемой фирмы. Включение предприятий в этот список основано на тщательном анализе дополнительно полученной информации. На этом этапе аналитик ужесточает критерии сопоставимости и оценивает такие факторы как уровень диверсификации производства, положение на рынке, характер конкуренции.

Состав критериев сопоставимости определяется условиями оценки, наличием необходимой информации, приемами и методами, наработанными оценщиком. На практике невозможно проанализировать все факторы, по которым осуществляется окончательный отбор, однако критерий отраслевого сходства является обязательным. Рассмотрим основные критерии отбора.

Отраслевое сходство - список потенциально сопоставимых компаний всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприятия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы. Учитываются следующие дополнительные факторы:

• уровень диверсификации производства. Если предприятие выпускает  один вид продукта или какой-то товар  существенно доминирует в производстве и обеспечивает 85% общей прибыли, а сравнимая компания ориентирована на широкий круг товаров и услуг либо аналогичный товар дает не более 20% общей массы прибыли, то такие компании не являются для оценщика сопоставимыми;

• характер взаимозаменяемости производимых продуктов. Так, технологическое оборудование одного из предприятий может обеспечивать производство только конкретного продукта. В случае изменения ситуации на рынке такое предприятие будет нуждаться в серьезном техническом перевооружении. Аналог выпускает аналогичный продукт на оборудовании, легко поддающемся переналадке для производства новых товаров. Следовательно, предприятия неодинаково отреагируют на изменение ситуации на рынке;

• зависимость от одних  и тех же экономических факторов. Стоимость капитала строительных компаний, работающих в районах массового строительства и в отдаленных экономических районах, существенно отличается при достаточном сходстве других критериев, например численности работающих, состава парка строительных машин и механизмов. Аналитик, выявив различия, может либо вычеркнуть предприятие из списка аналогов, либо рассчитать величину корректировки цены аналога для определения стоимости оцениваемой компании;

• стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов. Опытная компания, проработавшая ни один год, имеет неоспоримые преимущества и дополнительную прибыль за счет стабильного функционирования, хорошей клиентуры и поставщиков сырья и т. д.

Размер является важнейшим критерием, оцениваемым аналитиком при составлении окончательного списка аналогов. Сравнительные оценки размера компании включают такие параметры, как объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов. В первую очередь учитываются факторы, обеспечивающие величину прибыли:

• географическую диверсификацию - крупные компании обычно имеют  более разветвленную сеть потребителей своей продукции, минимизируя тем  самым риск нестабильности объемов  продаж;

• количественные скидки - крупные компании закупают сырье в большем объеме, чем небольшие фирмы, и получают при этом значительные скидки. Кроме того, аналитик должен иметь в виду, что коэффициент использования оборудования в крупных компаниях лучше. Поэтому мультипликатор, рассчитанный для открытой компании, должен быть скорректирован и понижен для оценки закрытой компании;

• ценовые различия по сходным товарам - крупные компании зачастую имеют возможность устанавливать  более высокие цены, так как  потребитель предпочитает приобретать товар у хорошо зарекомендовавших себя фирм, оплачивая, по сути, товарный знак, гарантирующий качество. Это в конечном счете влияет на величину мультипликатора.

Перспективы роста – анализируя данный фактор необходимо определить фазу экономического развития предприятия, поскольку она определяет распределение чистой прибыли на дивидендные выплаты и затраты, связанные с развитием предприятия. Оценивая перспективы роста компании, аналитик рассматривает степень влияния трех основных факторов: общего уровня инфляции, перспектив роста отрасли в целом и индивидуальных возможностей развития конкретной фирмы в рамках отрасли.

Финансовый риск. Опенка финансового риска осуществляется следующими способами:

• сравнивается структура  капитала или соотношение собственных  и заемных средств;

• оценивается ликвидность  или возможность оплачивать текущие  обязательства текущими активами;

• анализируется кредитоспособность фирмы, другими словами - способность привлекать заемные средства на выгодных условиях.

Качество менеджмента - оценка этого фактора наиболее сложна, так как анализ проводится на основе косвенных данных, таких, как качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке.

Перечень критериев сопоставимости, приведенный выше, не является исчерпывающим, и эксперт имеет возможность самостоятельно дополнять список дополнительными факторами. Редко находятся компании, абсолютно идентичные с оцениваемой, поэтому на основе анализа критериев делается один из следующих выводов:

• компания сопоставима с оцениваемой по ряду характеристик и может быть использована для расчета мультипликаторов;

• компания недостаточно сопоставима с оцениваемой и  не может быть использована в процессе оценки. Эксперт должен в письменной форме объяснить, почему он сделал данное заключение.

Финансовый анализ  (Приложение А) является важнейшим приемом определения сопоставимости аналогичных компаний с оцениваемой, что проявляются в следующем:

  • во-первых, с помощью финансового анализа можно определить рейтинг оцениваемой компании в списке аналогов;
  • во-вторых, он позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному виду мультипликатора в общем их числе, что в конечном счете определяет вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины;
  • в-третьих, финансовый анализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих увеличение сопоставимости и обоснованности окончательной стоимости.

Определение рыночной стоимости  собственного капитала предприятия  сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов. Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

Информация о работе Оценка 100 % пакета акций предприятия на материалах: ОАО "Первый автокомбинат" им. Г.Л.Краузе