Методологическая культура исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 01:11, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие методологической культуры исследования. Прежде чем перейти к рассмотрению главного вопроса реферата необходимо выяснить само понятие методология, ее содержание, которое включает в себя цель исследования, объект исследования и предмет исследования. Так же необходимо обратить внимание на изучение проблемы, принципов методологии исследования, рассмотреть процессуально-методологические схемы ИСУ

Оглавление

Введение 3
Глава1. Понятие методологии управления 4
Глава2. Проблема в методологии исследования 8
Глава 3. Методологические принципы исследования 12
Глава4. Процессуально-методологические схемы ИСУ 14
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

Государственное учреждение высшего профессионального образования

“Ковровская государственная  технологическая академия имени

В.А. Дегтярева” 
 
 

Кафедра: менеджмента 
 

Реферат

По дисциплине

Исследование систем управления

На тему:

 “Методологическая  культура исследования” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель: студентка группы

           Э – 205

                         Дмитриева Ю.А.

Руководитель:                    Ульянов Г.В.
 
 
 
 

2008

 

Содержание 

Введение

     Методология исследования систем управления основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает определение целей, предмета исследований, границ исследования, выбор средств и методов исследований, средств и этапов проведения исследовательских работ.

     Изучение  методологий исследования систем управления организацией выполняет три основные задачи:

     направляет  внимание руководителя на актуальные или перспективные проблемы, решение которых позволяет повысить эффективность организации;

       углубляет понимание руководителем  регулируемых процессов, а также  условий и обстоятельств, в которых действует организация;

       позволяет руководителю действовать  более рационально, т.е. экономить время и ресурсы.

     Чтобы исследование помогло руководителю решить перечисленные задачи, оно должно быть организовано, выполняемые действия должны быть упорядочены. Для этого необходимо освоить основные понятия, которые применяются при изучении систем управления. Знакомство с ними поможет руководителю сориентироваться в результатах исследования, квалифицированно и грамотно сформулировать цель исследования.

     Целью данной работы является раскрытие методологической культуры исследования. Прежде чем перейти к рассмотрению главного вопроса реферата необходимо выяснить само понятие методология, ее содержание, которое включает в себя цель исследования, объект исследования и предмет исследования. Так же необходимо обратить внимание на  изучение  проблемы,  принципов методологии исследования, рассмотреть процессуально-методологические схемы ИСУ 

 

Глава1. Понятие методологии управления

       Методология это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

       Содержание  методологии представлено на рисунке1:1

текущие
 
Цель и предмет исследования
перспективные
 
Системный
 
Эмпирический
Аспектный
Подходы
Прагматический
Концептуальный   Научный
   
Жесткие
Ориентиры и ограничения Мягкие
Предсказуемые

(явные)

Непредсказуемые

(не явные)

 
Пути  и средства исследования
 
Методы  исследования
Специфические
Формально- логические Общезначимые
 

       Рисунок1: Содержание методологии исследования управления 
 
 
 
 

       Любая деятельность человека характеризуется  методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль.  

            Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

       Но  это общее представление о  цели. На практике проведение исследования преследует разные цели, например мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в будущем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.

       Цели  исследования могут быть текущими и  перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими .

       Методология любого исследования начинается с постановки и формулирования его цели.

       Объектом  исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

       Какими  бы совершенными ни были современные  технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения.

       Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности.

       Предметом исследования является проблема. Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.

       Необходимы  исследования для решения этих проблем, часть из которых являются "вечными", другие преходящими или созревающими.

       Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании. Следующей составляющей в содержании методологии исследования являются подходы. Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка (плясать от печки — народная мудрость), с которой исследование начинается, та которая определяет его направленность относительно цели.

       Подход  может быть аспектами системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.

       Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

       Концептуальный  подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

       Подход  может    быть       эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на задачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.

       Методология исследования должна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения — явными или неявными.

       Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общенаучные и специфические,                                                          

       Формально-логические — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.

       Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.

       Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.

 

Глава2. Проблема в  методологии исследования

       Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.

       Часто путают проблему с  задачей. Они различаются тем, что задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных.

       Наиболее  типичными проблемами в исследовании управления являются проблемы совершенствования организации управления, технологии управления (разработки управленческих решений), системы эффективных мотиваций деятельности, разработка стратегий и инноваций и др. И каждую из этих проблем можно решить только на основе ее исследования, т. е. на основе определения ее истоков, содержания, роли в развитии управления, последствий нерешения и возможностей решения и пр.

       Проблема  — это противоречие, которое не всегда тождественно задаче. Оно несет в себе в той или иной степени элементы новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов.

       Исследование  предполагает не только применение, какого — либо известного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подходов. Это определяется достаточно ясным пониманием сути проблемы, возможностей, в ней заложенных, трудностей, которые следует преодолеть.

       В практике исследования систем управления большое значение имеет:

       •  отделение реальных проблем от псевдореальных;

       •  отбор реальных проблем по критерию необходимости их разрешения;

       •  отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;

       •  выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения. Существуют реальные и мнимые проблемы. Последние можно разделить на три вида:

Информация о работе Методологическая культура исследования