Исследование организационной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования - на основе современных подходов и методов провести анализ организационной культуры персонала предприятия, выявить ее проблемное поле и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ОАО «Искра».
Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «Искра». Предметом исследования является организационная культура персонала в ОАО «Искра».
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть теоретические основы изучения организационной культуры;
- провести практическое изучение формирования организационной культуры персонала в ОАО «Искра»;
- разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры персонала ОАО «Искра»

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и методы исследования организационной культуры 6
1.1 Понятие, содержание организационной культуры, ее свойства 6
1.2 Функции, структура и элементы организационной культуры 10
1.3 Типы организационной культуры 15
Глава 2. Диагностика и проблемное поле организационной культуры в ОАО «Искра» 19
2.1 Ход исследования 19
2.2 Метод исследования 19
2.3 Изучение формирования организационной культуры персонала 21
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры персонала в ОАО «Искра» 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 256.50 Кб (Скачать)


Содержание

      Введение                                                                                                             3

Глава 1. Понятие и методы исследования организационной культуры       6

1.1 Понятие, содержание организационной культуры, ее свойства             6

1.2 Функции, структура и элементы организационной культуры              10

1.3 Типы организационной культуры                                                            15

Глава 2. Диагностика и  проблемное поле организационной культуры в ОАО «Искра»                                                                                                   19

2.1 Ход исследования                                                                                      19

2.2 Метод исследования                                                                                  19

2.3 Изучение формирования  организационной культуры персонала        21

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры персонала в ОАО «Искра»                                                                        25

Заключение                                                                                                      30

Список использованной литературы                                                             32

Приложение 1                                                                                                  34

Приложение 2                                                                                                  37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования. Организация функционирует и развивается, как сложный организм. Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды, приспосабливаясь к изменениям, современная организация должна иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации. Этот "жизненный" потенциал деятельности организации обеспечивает организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними, какие принципы и методы выполнения работ используются в деятельности организации. Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания в конкурентной борьбе. В любой организации существует диалог между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека, с другой. Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других. Рыночная экономика предъявляет к организациям особые требования. Эти организации должны не только грамотно вести свой бизнес, умело конкурировать на рынке, и достигать высоких показателей экономической эффективности, но и решать задачи по работе со своим собственным персоналом, который может стать мощным ресурсом достижения целей организации или быть пассивным наблюдателем и даже внутренним врагом организации, «пятой колонной» ее конкурентов, наконец, может просто уйти на другие рабочие места. Внутренний кризис может охватить персонал организации, имеющей в целом хорошие экономические показатели. В итоге организация может потерпеть серьезные убытки и даже оказаться на грани ликвидации.

Степень изученности  проблемы. К числу исследователей, труды которых имеют значение для понимания организационной культуры и ее мобилизующего влияния на работников, следует отнести тех, кто занимался раскрытием природы и существенных сторон корпорации. К наиболее важным работам в этом направлении могут быть отнесены фундаментальные исследования экономики капитализма классиков социологии К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, В. Парето, Л. Гумпловича. Специально к вопросам организационной (деловой, корпоративной) культуры обращались в своих трудах Ч. Барнард, А. Петтигрю, Г. Саймон, Д. Сильверман, Э. Шайн, Л. Яккока, а из российских исследователей Т. Ю. Базаров, Д. А. Болдырев, С. Н. Василевич, М. А. Ганулич, Ю. Д. Красовский, А. Н.Крылов.

Проблема исследования заключается определении эффективности организационной культуры персонала в ОАО «Искра».

Целью исследования -   на основе современных подходов и методов провести анализ организационной культуры персонала предприятия, выявить ее проблемное поле и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ОАО «Искра».

Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «Искра». Предметом исследования является организационная культура персонала в ОАО «Искра».

Задачами курсовой работы являются:

- рассмотреть теоретические  основы изучения организационной  культуры;

- провести практическое изучение формирования организационной культуры персонала в ОАО «Искра»;

- разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры персонала ОАО «Искра»

Теоретическую и методологическую базу исследования рассматриваемой курсовой работы составили учебные пособия, публикации периодической печати.

Эмпирическую (информационную) базу  исследования рассматриваемой курсовой работы составили: анализ документов предприятия, опрос руководителей и беседа с персоналом, результаты деятельности предприятия.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Понятие и методы исследования организационной культуры

 

1.1 Понятие,  содержание организационной культуры, ее свойства

 

В современной литературе существует довольно много определений понятия  организационная культура, и нет универсального определения. Возможны лишь разнообразные функциональные описания культурной области, которые всякий раз формулируются в зависимости от конкретных целей исследования, но целостного сущностного – определения организационной культуры, получившего общепризнанное распространение нет.

Организационная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации (Доблаев В.Л., 2002, С.147).

Организационное ядро – устойчивая и авторитетная часть персонала организации, выступающая носителем профессионализма и организационной культуры.

Организационное поведение – такое поведение человека в организации, в результате которого устанавливаются, обеспечиваются или исполняются определенные организационные связи (Кротова Н.В., 2006, С.204).

Впервые понятие  организационной культуры было введено  в конце 70-х гг. в связи с  попытками американских ученых осмыслить  успехи японской экономики и ответить на «японский вызов». По мнению У. Оучи, для японских предприятий были характерны: пожизненный наем, медленное поэтапное продвижение работников по ступеням иерархии, неспециализированная карьера, коллективные механизмы принятия решений и ответственность, неявные формы контроля, рассмотрение всех возникающих проблем через призму целого; для американских – краткосрочный наем, быстрое продвижение по службе, специализированная карьера, явные формы контроля, ориентация на индивидуальные решения и ответственность, установка на разрешение частных проблем.

В обиходе часто  смешивают два весьма общих, но, если вдуматься, все же разных понятия: «культура  организации» (имеется ввиду культура предприятия) и «организационная культура». Под культурой организации (предприятия) вообще следовало бы понимать совокупность общих ценностей и норм поведения, признанных работниками данного предприятия. Соответственно под организационной культурой предприятия нужно понимать совокупность ценностей и норм организационного поведения, принятых на данном предприятии.

Культура организации  чаще всего ориентирована на внешнюю  среду. Это культура поведения на рынке; культура поддержания внешних  связей с поставщиками и заказчиками; культура обслуживания клиентов (потребителей услуг и продукции); динамичность, обязательность и устойчивость отношений.

Организационная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном поведении сотрудников (Пугачев В.П., 2006)

Организационную культуру очень часто путают с корпоративной культурой. Корпоративная культура – это некоторые придуманные правила, которые сотрудники на работе должны выполнять: как одеваться, как приходить вовремя на работу и т.д.

Организационная же культура – это культура, выражающая себя в сложившейся в данной организации системе отношений, через типовые решения, которые люди принимают. Со временем меняется ситуация, может измениться среда, а вот эти решения остаются как некие ритуалы: «У нас так принято...». Организационную культуру также не следует путать с культурой деловой. Деловая культура может быть определена как культура получения и распределения прибыли. В свою очередь, деловую культуру можно разложить на организационную культуру, или культуру данной конкретной фирмы, данной конкретной общности людей, которые организованы в какое-то учреждение.

Свойства организационной культуры:

  • Общность. Это означает, что не только все знания, ценности, установки, обычаи, но и многое другое используется группой для удовлетворения глубинных потребностей ее членов.
  • Объективность. Основные элементы культуры организации не требуют доказательств, они сами собой разумеются.
  • Иерархичность и приоритетность. Любая культура предполагает ранжирование ценностей. Часто во главу угла ставятся абсолютные ценности, приоритетность которых безусловна.
  • Системность. Организационная культура является сложной системой, объединяющей отдельные элементы в единое целое (Музыченко В.В., 2004, С.147) .

Значение организационной культуры для развития любой организации определяется рядом обстоятельств. Во-первых, она придает сотрудникам организационную идентичность, определяет внутригрупповое представление о компании, являясь важным источником стабильности и преемственности в организации. Это создает у сотрудников ощущение надежности самой организации и своего положения в ней, способствует формированию чувства социальной защищенности. Во-вторых, знание основ организационной культуры своей компании помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события, определяя в них все наиболее важное и существенное. В-третьих, внутриорганизационная культура, более чем что-либо другое, стимулирует самосознание и высокую ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи.

Организационная культура не может  быть сконструирована и внедрена. Она не может быть даже заимствована. Пересадка же с одной почвы на другую образа организационного поведения, как правило, бывает безуспешной. Каждый коллектив уникален. Большое значение имеет история становления предприятия, формирования самого коллектива и сложившиеся традиции.

С организационной культурой неразрывно связано понятие организационного климата. Организационный климат – это состояние среды организации, которое выражается в эмоциях, настроениях и переживаниях членов организации и оказывает влияние на их рабочее поведение. Организационный климат определяется природой людей организационными связями и связями руководитель-подчиненный.

Многие организации периодически проводят изучение климата, чтобы контролировать «температуру» в организации. (В последней главе будет изучен организационный климат реальной организации). Это оценка совпадения ожиданий людей относительно того, как должны обстоять дела в организации, с реальным положением дел.

Климат может изменяться, им можно  управлять на относительно коротких отрезках времени. Культура – это значительно более устойчивое образование, имеющее более длительный жизненный цикл, с более глубокими корнями и более тесно связанное с системой управления организацией. При этом нездоровая организационная культура требует к себе самого серьезного внимания высшего руководства, большего, чем нездоровый климат (Епифанцева С.Н., 2006).

Характерные черты «здорового» организационного климата

  •   Работники рассматривают организационные цели как свои собственные
  •   Стиль руководства адекватен рабочим ситуациям
  •   Взаимное доверие, внимание и поддержка на всех уровнях организации
  •   Внимание к организации труда и качеству рабочей жизни
  •   Высокая степень готовности работников выполнять сложные, перспективные и ответственные задания с высокими стандартами исполнения
  •   Справедливая система поощрений, признание заслуг и достижений
  •   Справедливость и честность в отношении руководства с персоналом
  •   Открытые каналы коммуникации и привлечения людей к решению проблем организации и принятию решений
  •   Приверженность работников своей организации и ощущение собственной необходимости и значимости для организации (Травин В.В., 2004, С.57).

 

1.2 Функции, структура и элементы организационной культуры

 

Конкретизируем влияние  организационной культуры на эффективность  функционирования организации. Функции  организационной культуры:

  • Охранная – создание барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, «табу», ограничивающие нормы, формирование специфической логики мышления.
  • Интегрирующая – объединяет людей и формирует у них чувство принадлежности к организации, отождествления себя с ней, гордости. Это вызывает стремление посторонних лиц включиться в нее, что чрезвычайно важно для решения кадровых проблем.
  • Регулирующая – создает общий социально-психологический климат в организации, поддерживает необходимые правила и нормы поведения и взаимоотношений участников, контактов с внешним миром, уменьшает неопределенность в сложных ситуациях. Это является гарантией стабильности, снижает возможность нежелательных конфликтов.
  • Коммуникационная – играет важную роль в установлении контактов между людьми, осмыслении ими наблюдений, событий и установлении связей между ними, облегчении взаимопонимания. Это ускоряет информационный обмен и обеспечивает экономию управленческих затрат.
  • Адаптивная – облегчает взаимное приспособление людей и организации друг к другу и внешней среде. Она реализуется через общие для всех нормы поведения, ритуалы, обряды.
  • Ориентирующая – направляет деятельность участников организации в требуемое русло, придает общий смысл их поведению.
  • Мотивационная – создает необходимые стимулы для действий. Это достигается, например, за счет включения в культурный контекст высоких целей, к которым в принципе должны стремиться все нормальные люди.
  • Воспитательная.
  • Функция формирования имиджа организации (Егоршин А.П., 2006).

Информация о работе Исследование организационной культуры