Исследование организационной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования - на основе современных подходов и методов провести анализ организационной культуры персонала предприятия, выявить ее проблемное поле и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ОАО «Искра».
Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «Искра». Предметом исследования является организационная культура персонала в ОАО «Искра».
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть теоретические основы изучения организационной культуры;
- провести практическое изучение формирования организационной культуры персонала в ОАО «Искра»;
- разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры персонала ОАО «Искра»

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и методы исследования организационной культуры 6
1.1 Понятие, содержание организационной культуры, ее свойства 6
1.2 Функции, структура и элементы организационной культуры 10
1.3 Типы организационной культуры 15
Глава 2. Диагностика и проблемное поле организационной культуры в ОАО «Искра» 19
2.1 Ход исследования 19
2.2 Метод исследования 19
2.3 Изучение формирования организационной культуры персонала 21
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры персонала в ОАО «Искра» 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

Организационная культура как целое состоит из нескольких относительно самостоятельных частей – локальных субкультур, которые могут конкретизировать и развивать общую организационную  культуру, могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить (так называемые контркультуры) (Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., 2004).

Организационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справиться с их проблемами. Так, Э. Шейн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням.

Познание организационной  культуры начинается с первого, «поверхностного», или «символического» уровня, включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т. п., или все то, что ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.

Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, «подповерхностный» уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.

Третий, «глубинный» уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующую организационную культуру (Базаров Т.Ю., 1999, С.205).

Соответственно  тому, какие из указанных уровней  изучаются, существует деление организационных культур на субъективные и объективные. Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности.

Рассмотрим  элементы субъективной организационной культуры:

  1. Организационные ценности – свойства тех или иных материальных или духовных объектов, процессов или явлений, обладающие эмоциональной привлекательностью для членов организации. Это позволяет им служить образцами, ориентирами, мерилом поведения вообще и в конкретных ситуациях. К ценностям относятся цели, характер внутренних взаимоотношений, ориентированность поведения людей, соблюдение законов и правил, новаторство, инициатива, трудовая и профессиональная этика, способы распределения дохода.
  2. Ритуал – это совокупность обрядов (регулярно повторяемых действий), оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей (работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения гимнов), усиления сплоченности, создания психологического комфорта, обучения организационным ценностям и формирования необходимых убеждений. Ритуалы поддерживают идеологические представления, конкретизируя их. Ритуалы служат средством наглядной демонстрации ценностных ориентаций.
  3. Церемония связывает воедино серию ритуалов. Это специальное запланированное мероприятие, проводимое для публики. Менеджеры устраивают церемонии для того, чтобы показать яркие примеры ценностных критериев компании.  Церемонии и укрепляют организацию, и создают возможности для веселья и эмоциональной разрядки.
  4. Мифы – это объяснение прошлых событий, культурное содержание которых может быть очень важным. Мифы бывают правдивыми и придуманными. Это не столь важно, поскольку быть правдивыми им не обязательно. Они звучат правдиво для тех, кто хочет в них верить, а для других могут звучать как небылица. В центре мифа всегда какая-либо тема, излагаемая в нескольких коротких рассказах о людях или событиях. Миф придает наглядную форму идеологии.
  5. Легенды – это отчасти правдивые рассказы о людях или группах людей. Легенды частично основываются на фактах, а частично на свободном и эмоциональном истолковании этих фактов.

Легенды позволяют  создать внутренний эксклюзивный имидж  компании, определить ее лицо, воссоздать историю возникновения и развития компании. Эти легенды рассказываются новым работникам, и это позволяет поддерживать жизнь основных ценностей организации.

  1. Истории важны не только содержанием подразумеваемыми ценностями, но и сами по себе, как носители эффекта мультипликатора. В историях рассказывается о «героях» компании, подающих пример для успешной работы.
  2. Обычаи (традиции) – формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, воспринятые из прошлого и передающиеся членами организации из поколения в поколение без каких бы то ни было изменений.

8)       Лозунги (призывы, девизы, слоганы) в краткой форме отражают основные задачи организацию.

9)     Язык. Узнавая язык, вновь пришедшие сотрудники свидетельствуют свое признание культуры и тем самым поддерживают и сохраняют ее. Организациям также свойственно разрабатывать уникальные термины, описывающие оборудование, офисы, сотрудников, поставщиков, клиентов и продукцию, т.е. все то, что имеет непосредственное отношение к сфере деятельности организации. Новичков приобщают к жаргону, существующему в организации. Общая терминология, или язык, соединяет людей в рамках единой организационной культуры.

10)    Менталитет – образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, сознанием членов организации, имеющий огромное влияние на их повседневное поведение и отношение к своим обязанностям (Воропаев С.Н., 2007, С.212).

Субъективная  организационная культура служит основой  формирования управленческой культуры, т. е. стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом.

Объективная организационная культура обусловлена физическим и материальным окружением, создаваемым в организации – это здания, их дизайн, внутренний интерьер, стоянки для автомобилей, сами автомобили. К объективной культуре также относится знаковая символика в виде стиля одежды, знаков отличия статуса, фирменных наград и отличий (Галенко В.П, Стархова О.А., 1998).

Товарно-знаковая символика является составной частью фирменного стиля (бланки, печати и др.).

Фирменный стиль - это совокупность средств и мероприятий, обеспечивающих визуальное и смысловое единство всех товаров фирмы с ее рекламными мероприятиями. Носителем фирменного стиля может быть любой предмет (Аширов Д.А., 2005, С.175).

 Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация.

 

 

 

1.3  Типы организационной культуры

Наиболее известная  типология управленческих культур  дана С. Хонди. Каждому из типов он присвоил имя соответствующего олимпийского бога.

  1. Культура власти, или Зевса. Это авторитарная культура. Ее существенный момент – личная власть, источником которой является обладание ресурсами. Организации, исповедующие такую культуру, имеют жесткую структуру, высокую степень централизации управления, немногочисленные правила и процедуры. Они авторитарны, подавляют инициативу работников, осуществляют жесткий контроль над всем. Успех предопределяется квалификацией руководителя и своевременностью выявления проблем. Все это позволяет быстро принимать и реализовывать решения в условиях острой конкуренции. Такая культура характерна для молодых коммерческих структур.
  2. Ролевая культура, или культура Аполлона. Это бюрократическая культура, основывающаяся на системе правил и инструкций, характеризующаяся четкой специализацией, распределением ролей, прав, обязанностей, ответственности, специализацией участников, словом, всем тем, что обеспечивает административный успех. Она негибка, препятствует инновациям, затрудняет изменения. Источником власти здесь является должность, а не индивидуальные качества руководителя. Такая управленческая культура свойственна крупным корпорациям и государственным учреждениям.
  3. Культура задачи, или Афины. Эта культура приспособлена к управлению в экстремальных условиях и постоянно меняющихся ситуациях, поэтому основное внимание здесь уделяется быстроте решения проблем. Она основывается на сотрудничестве, коллективной выработке идей, общих ценностях. Власть покоится здесь на компетентности, профессионализме и обладании информацией. Этой культуре присуще совмещение в одной команде носителей разных функций, разных уровней компетентности и подчинение иерархической власти процессу разработки или исполнения задания. Это – переходный тип управленческой культуры, способен перерасти в один из предыдущих. Он свойственен проектным или венчурным организациям.
  4. Культура личности, или Диониса. Она связана с эмоциональным началом, основывается на творческих ценностях и объединяет людей для достижения их личных целей. Решения здесь принимаются на основе согласия, поэтому задачей власти является координация. Организации этого типа часто создаются такими специалистами, как адвокаты, архитекторы, консультанты. Часто такой тип культуры можно найти внутри большой организации, когда некоторая группа специалистов имеет сильную потребность в отстаивании своих интересов или права на особый тип отношений (например, программисты, исследователи) (Денисов В., Филиппов А., 2007, С.130) .

Как правило, организации, где в чистом виде можно было бы наблюдать тот или иной из описанных ниже типов организационной культуры, встречаются достаточно редко. Чаще всего можно говорить о том, что в реальной оргкультуре все четыре типа тесно переплетены между собой, и речь лишь идет о том, какой из типов – авторитарная, бюрократическая, ориентированная на выполнение задач или на личность – преобладает. Считается, что на стадии зарождения организации в управлении ею преобладает культура власти; стадию роста характеризует ролевая культура; стадию стабильного развития – культура задачи или культура личности; в кризисе предпочтительна культура власти.

В больших организациях разные подразделения могут демонстрировать  разную культуру.

Каждый тип  организационной культуры, как правило, связан с определенной организационной структурой. Авторитарная культура реализуется через жесткую иерархическую организационную структуру, задающую четкую систему подчиненности. Бюрократическая культура может выражаться в различных организационных структурах, хотя тяготеет к иерархической. Культура, ориентированная на задачу, чаще связана с матричной структурой, а культура, ориентированная на человека, как правило, вообще не соотносится с формальной организационной структурой (Травин В.В., Дятлов В.А., 2003).

Поскольку внутри организационной культуры как целого существует целый ряд субкультур, то выделяют культуры стратегической деятельности, свойственные не только организации в целом, но и ее подразделениям.

Стабильная  культура ориентирована на прошлые способы деятельности, концентрируется на вопросах организации работы, избегания риска и допускает перемены лишь в кризисных ситуациях. В рамках фирмы она свойственна бухгалтерии, плановому отделу.

Реактивная  культура ориентируется на настоящее время и решение внутренних проблем на основе опыта. Она минимизирует риск и допускает перемены лишь при недостаточной эффективности. Это культура производственного отдела (Цветаева В.М., 2004, С.165).

Оптиципационная культура нацелена на ближайшее будущее и решает проблемы на основе экстраполяции и возможностей. Она ориентирована не только вовнутрь, но и вовне организации и допускает риск и частичные изменения. Такая культура свойственна плановому и маркетинговому отделам фирмы.

Исследовательская культура ориентирована на отдаленное будущее, выбор вариантов решений на основе поиска новых возможностей и постоянно балансирует между риском и выгодой. Характерна для службы стратегического планирования.

Креативная  культура ориентирована на создание и внедрение  новшеств, поэтому ей свойственны неопределенность, риск и постоянный поиск. Она свойственна венчурным подразделениям, действующим в рамках современных фирм (Щекин Г.А., 2005).

Именно постоянная и целенаправленная работа с персоналом предопределяет успех формирования организационной культуры. Даже самые современные структуры, великолепные организационные проекты, грамотно выполненные должностные инструкции и положения — все это останется на бумаге, если не станет образом мышления и базой профессиональной организационной деятельности работников предприятия. Требования к профессиональным знаниям, навыкам и качествам руководителей и специалистов, как и других работников, должны формироваться на основе принятой на предприятии идеологии организационного поведения. Таким образом формируется организационная культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Диагностика и проблемное поле организационной культуры в ОАО «Искра»

2.1 Ход исследования

Содержание этой главы  посвящено эмпирическому изучению формирования организационной культуры на примере ОАО «Искра». Объект исследования - персонал организации. Предмет исследования - организационная культура персонала в ОАО «Искра». Целью исследования является изучение организационной культуры персонала. Этапы исследования: на первом месте мы исследовали организационную культуру персонала в ОАО «Искра», а на втором провели исследование зависимости организационной культуры от типа управления в организации.

Основные задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы  изучения организационной культуры персонала;

2. Провести эмпирическое изучение  организационной культуры персонала в ОАО «Искра»;

3. Разработать рекомендации по  совершенствованию организационной  культуры персонала ОАО «Искра»

 

2.2 Методы исследования

Анкетирование в психологии используется с целью получения  психологической информации. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок. В данном случае мы используем анкетирование для выявления типа организационной культуры предприятия. В ходе исследования нами была применена анкета по диагностике организационной культуры по Хонди (Приложение 1). В анкетировании приняли участие сотрудники ОАО «Искра» в количестве 30 человек, из них 18 мужчин и 12 женщин. Возраст опрашиваемых составил от 23 до 45 лет. Респондентам была предложена анкета, состоящая из 15 блоков. В каждом блоке предложено 4 варианта ответов, опрашиваемым было необходимо отметить вариант, соответствующий сегодняшнему положению дел в организации. Все ответы «А» соответствуют культуре власти, ответы «Б» - культуре роли, ответы «В»- культуре задачи, ответы «Г»- культуре личности. Тип организационной культуры, набравший наибольшее количество ответов, является доминирующим в организации.

Информация о работе Исследование организационной культуры