Лекции по "Организации, нормировании и оплата труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:01, курс лекций

Краткое описание

В современных условиях соответствие форм организации труда, качества его нормирования и наличие эффективных материальных стимулов, соответствующих уровню развития техники и технологии, а также уровню общественных экономических отношений, являются главными условиями достижения эффективности деятельности предприятия любой сферы.

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие организации труда, ее цели, функции и принципы
в современных условиях
1.2. Элементы структуры организации труда
1.3. Показатели эффективности труда
1.4. Нормативно-правовые документы по труду
1.5. Показатели численности работников
Примеры решения задач
Анализ ситуаций по трудовому законодательству
Образцы выполнения тестовых заданий с пояснениями
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
ГЛАВА 2. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА
2.1. Понятие, функции и задачи нормирования труда
2.2. Виды норм труда и их характеристики
2.3. Нормативные материалы по нормированию труда
2.4. Классификация затрат рабочего времени
2.5. Методы изучения затрат рабочего времени
Примеры решения задач
Образцы выполнения тестовых заданий с пояснениями
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
НА ПРЕДПРИЯТИИ ТОРГОВЛИ
3.1. Экономические основы оплаты труда
3.2. Государственное регулирование заработной платы
3.3. Формы и системы оплаты труда
3.4. Доплаты и надбавки работникам
3.5. Премии работникам
3.6. Создание системы премирования
Примеры решения задач по III разделу
Образцы выполнения тестовых заданий с пояснениями
Вопросы и задания для самоконтроля по II разделу
Литература по III разделу
ГЛОССАРИЙ
Приложение 1. Макет Коллективного договора
Приложение 2. Форма штатного расписания
Приложение 3. Производственный календарь на 2010 год
Приложение 4. Форма графика отпусков
Приложение 5. Величина прожиточного минимума в целом по РФ

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 1.49 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство  по образованию

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.В. Кузибецкая

 

 

Организация, нормирование 
и оплата труда на предприятиях 
отрасли (торговля)

 

Учебно-практическое пособие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2010

 

 

 

Рецензенты:

 

 

 

 

Содержание


 

 

Предисловие

 

Глава 1.   Организация труда на предприятии

 

1.1. Понятие организации труда, ее цели, функции и принципы 
в современных условиях

 

1.2. Элементы структуры организации труда

 

1.3. Показатели эффективности труда

 

1.4. Нормативно-правовые документы по труду

 

1.5. Показатели численности работников

 

Примеры решения задач 

 

Анализ ситуаций по трудовому  законодательству

 

Образцы выполнения тестовых заданий с пояснениями

 

Вопросы и  задания для самоконтроля

 

Литература 

 
   

Глава 2.  Нормирование труда

 

2.1. Понятие, функции и задачи нормирования труда

 

2.2. Виды норм труда и их характеристики

 

2.3. Нормативные материалы по нормированию труда

 

2.4. Классификация затрат рабочего времени

 

2.5. Методы изучения затрат рабочего времени

 

Примеры решения задач 

 

Образцы выполнения тестовых заданий с пояснениями

 

Вопросы и  задания для самоконтроля

 

Литература 

 
   

Глава 3.   Организация оплаты и стимулирования труда 
на предприятии торговли

 

3.1. Экономические основы оплаты труда

 

3.2. Государственное регулирование заработной платы

 

3.3. Формы и системы оплаты труда

 

3.4. Доплаты и надбавки работникам

 

3.5. Премии работникам

 

3.6. Создание системы премирования

 

Примеры решения задач  по III разделу

 

Образцы выполнения тестовых заданий с пояснениями

 

Вопросы и  задания для самоконтроля по II разделу

 

Литература  по III разделу

 
   

Глоссарий

 

Приложение 1. Макет Коллективного договора

 

Приложение 2. Форма штатного расписания

 

Приложение 3. Производственный календарь на 2010 год

 

Приложение 4. Форма графика отпусков

 

Приложение 5. Величина прожиточного минимума в целом по РФ

 

 

 

Предисловие


 

 

Развитие трудовых отношений обусловлено историей развития человеческого общества. Эволюция трудовых отношений отражена во многих литературных источниках. Например, упоминание об «уроке» работы можно встретить еще в Библии. Исторические документы донесли до нас информацию о применении сдельной оплаты труда в Древнем Риме. Для понимания трудовых отношений большое значение имеют работы таких исследователей, как: Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), Карл Маркс (1813-1883), Альфред Маршалл (1842-1924), Джон Кейнс (1883-1946), Уолт Ростоу (1916), Милтон Фридмен (1912) и др. Значительный вклад в обоснование научных подходов организации труда внесли американские инженеры XIX в. Федерик Тейлор (1856-1915) и Франк Гильбрет (1868-1924). Вопросам экономики труда уделяли внимание такие русские ученые, как Алексей Капитонович Гастев (1882-1941), Станислав Густавович Струмилин (1877-1974) и др

В современных условиях соответствие форм организации труда, качества его нормирования и наличие эффективных материальных стимулов, соответствующих уровню развития техники и технологии, а также уровню общественных экономических отношений, являются главными условиями достижения эффективности деятельности предприятия любой сферы.

Возникшая на стыке многих научных дисциплин наука об организации труда основана на использовании математики, физиологии и психологии труда, социальных аспектов трудовой деятельности. В связи с этим все решения в области организации труда принимаются на основе всестороннего анализа, точного учета, научно обоснованных методик.

В условиях рыночной экономики  возникает объективная необходимость  в повышении роли организации  и нормирования труда, более тесной увязке результатов труда с его  материальным поощрением, применение эффективной системы нормирования труда.

«Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли (торговля)» как учебная дисциплина рассматривает трудовые отношения на уровне предприятия, акцентируя внимание на предприятия торговли. Курс «Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли (торговля)» является одной из профилирующих дисциплин в системе подготовки экономиста-менеджера.

Целью изучения курса будущим специалистом является формирование комплекса знаний и практических навыков в области организации и управления трудовыми процессами на предприятии в сфере торговли в условиях рыночной экономики. В результате изучения данной дисциплины у специалиста должно сложиться представление о проблемах организации и нормирования труда на современных предприятиях; об основных тенденциях развития экономики и социологии труда; од должен знать законодательные и нормативные акты, регламентирующие вопросы организации и оплаты труда на современном предприятии; уметь использовать различные методы обоснования норм труда; рассчитывать заработную плату работников предприятия с применением разных систем и форм оплаты труда; а также владеть специальной экономической терминологией и лексикой данной дисциплины, навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории экономики труда и практике ее применения в работе предприятий торговли.

Курс «Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли (торговля)» как учебная дисциплина связан в теоретико-методологическом плане с дисциплинами «Экономика предприятия»; в обеспечении учетных процессов с курсами «Статистика предприятия», «Бухгалтерский учет»; в области формирования комплексного представления о взаимосвязи экономических процессов внутри предприятия с дисциплинами «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», «Планирование на предприятии», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Организация производства на предприятиях отрасли».

Из названия дисциплины понятно, что все рассматриваемые  в курсе вопросы систематизированы по трем разделам: организация труда, его нормирование и оплата труда. Поэтому данное учебно-практическое пособие состоит из трех глав:

Глава 1. Организация труда на предприятии

Глава 2. Нормирование труда

Глава 3.Организация оплаты и стимулирования труда на предприятии торговли

Методология преподавания дисциплины исходит из необходимости  сочетания теоретических и практических положений с учетом реальных хозяйственных ситуаций и действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения работодателя и наемного работника. Поэтому в каждой главе данного пособия кратко изложен теоретический материал по теме, показаны примеры решения основных задач (расчетных и ситуационных), представлен тестовый материал с пояснениями, а также предлагается перечень основных вопросов и заданий для самоконтроля и список литературы по теме. Такая структура данного пособия позволяет комплексно изучать теоретические и практические проблемы организации и нормирования труда, форм и систем его оплаты.

Данное учебно-практическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов специальности «Экономика и управление на предприятиях отрасли».

 

 

 

Глава 1

Организация труда на предприятии


 

  • Понятие организации труда, ее цели, функции и принципы в современных условиях
  • Элементы структуры организации труда
  • Показатели эффективности труда
  • Нормативно-правовые документы по труду
  • Показатели численности работников

 


 

1.1. Понятие организации труда, ее цели, 
функции и принципы в современных условиях

Организация труда – это планомерная (заранее продуманные подходы по взаимосвязи элементов организации труда) и обоснованная (с учетом социальных, экономических, медицинских и иных составляющих) система привлечения работников предприятия к труду.

 

Целью организации труда является достижение наибольшей эффективности (продуктивности) труда при складывающихся условиях деятельности предприятия.

Современной целью организации труда является достижение социального партнерства (согласование интересов наемных работников, работодателей и государства) в экономической деятельности предприятия.

В ряде зарубежных стран организация труда рассматривается как социотехническая система, т.е. система, основанная на двух подсистемах – технической и социальной1.

 

В технической подсистеме 
предусматривается более эффективное использование технологии и технического базиса, совершенствование организации производства и процессов обслуживания производства.

В социальной подсистеме 
особое внимание уделяется управлению персоналом, подбору, обучению и продвижению кадров, распределению функций и ответственности между участниками производства, планированию труда, эффективным системам оплаты труда и т.д.


 

При этом социальная подсистема должна обеспечить эффективное функционирование технической подсистемы, поэтому  социальные элементы включаются в общую  систему организации труда в соответствии с потребностями технической подсистемы, которая, в свою очередь, предусматривает наилучшее использование человеческих ресурсов. Важнейшие элементы социальной системы приведены на рис. 1.1.

 

Функции организации труда:

  • воспроизводственная. Она связана с необходимостью восстановления работником работоспособности, утраченной в процессе труда;
  • технологическая. Означает взаимосвязь организации труда с технико-технологической стороной деятельности предприятия;
  • экономическая. Определяет необходимость оценки всех сторон деятельности предприятия, включая организацию и технологию, в экономических показателях.

 

 

Рис. 1.1. Социальные элементы в системе организации труда

 

 

1.2. Элементы структуры организации труда

Организация труда имеет  свою структуру. Основными элементами структуры организации труда являются2: профессия, специальность и квалификация работника; трудовые функции работника; трудовые приемы и рабочие движения; рабочее место; средства труда, в том числе орудия труда; условия труда; режим работы персонала.

Рассмотрим указанные  элементы структуры организации  труда.

 

I. Профессия, специальность и квалификация работника

Профессия – это вид трудовой деятельности.

Специальность – это вид трудовой деятельности в рамках одной профессии.

Квалификация работника – это уровень профессиональной подготовки работника. Она определяется глубиной знаний и степенью профессионального мастерства.

Работники для получения профессии, специальности и квалификации должны пройти подготовку, т. е. приобрести необходимые теоретические знания и практические навыки.

Подготовка  кадров – это процесс теоретического и практического обучения.

Переподготовка – это обучение работника новой специальности или профессии кроме ранее полученной.

Повышение квалификации – это повышение уровня мастерства или приобретение новых знаний по своей профессии.

 

II. Трудовые функции работника – это предназначение работника в соответствии с трудовыми договорами и соглашениями. Функции работников могут различаться в зависимости от отрасли, профессии, специальности, квалификации и условий деятельности предприятий.

 

Например. Различие в трудовых функциях персонала торгового предприятия связано со специализацией магазина и полученной квалификацией работника. Так, трудовые функции торгово-оперативного персонала магазина по продаже музыкальных товаров, отраженные в квалификационном справочнике и, соответственно, в должностной инструкции работника, могут предусматривать:

а) для продавца III категории

- получение товаров, распаковка, внешний осмотр; подготовка рабочего места к продаже; подготовка инвентаря, инструментов и упаковочного материала; прикрепление ярлыков цен; обслуживание покупателей: выявление спроса, предложение и показ товара, консультации об их качестве, особенностях, демонстрация звучания, дача советов о правилах ухода, хранения и др.;

б) для продавца II категории:


- то же самое, что для продавца III категории, плюс оформление внутримагазинных витрин и участие в сборе данных по покупательскому спросу;

в) для продавца I категории:

- то же самое, что для продавца II категории, плюс выявление недостающего ассортимента товаров, консультации покупателям о марках, звуковых свойствах музыкальных инструментов, материалах, из которых они изготавливаются, демонстрация их внешнего вида и звуковых качеств; решение спорных вопросов с покупателями (при отсутствии представителя администрации), информация о сроках поступления товаров, изучение прогрессивных методов обслуживания покупателей, руководство работой продавцов II, III категорий и учеников. Подсчет чеков, сверка их с показаниями кассового аппарата, сдача выручки в установленном порядке. Составление заявки на недостающий ассортимент товаров в магазине.

Информация о работе Лекции по "Организации, нормировании и оплата труда"