Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:46, курсовая работа
Ошибочно полагать, что изучение спроса — это деятельность, связанная только с проведением опросов. Опросы — один из возможных способов получения информации. Когда не хватает вторичной информации или ее качество вызывает сомнения, приходится организовывать более сложные формы ее получения, к которым можно отнести опросы. Если опубликованной, купленной и внутренней информации достаточно, то нет необходимости самостоятельно браться за организацию первичных исследований, потому что опросы — это целая наука, которой профессионально занимается социология.
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 46 с., 7 табл., 3 рис., 22 источника.
Объект исследования – ОАО «ЦУМ Минск».
Предмет исследования – процесс изучения покупательского спроса.
Цель работы: организация работы по изучению покупательского спроса.
Методы исследования: метод логической абстракции, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также статистико-экономические и социологические методы.
Исследования и разработка: рассмотрена организация изучения покупательского спроса; изучен спроса покупателей на обувь в ОАО «ЦУМ Минск»; предложены пути совершенствования организации изучения спроса покупателей в ОАО «ЦУМ Минск».
Элементы научной новизны: разработаны
возможные направления
Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значимость: изучение и анализ белорусского рынка обуви усилит ориентацию ассортимента на предпочтения потребителей.
СОДЕРЖАНИЕ
Ошибочно полагать, что изучение спроса — это деятельность, связанная только с проведением опросов. Опросы — один из возможных способов получения информации. Когда не хватает вторичной информации или ее качество вызывает сомнения, приходится организовывать более сложные формы ее получения, к которым можно отнести опросы. Если опубликованной, купленной и внутренней информации достаточно, то нет необходимости самостоятельно браться за организацию первичных исследований, потому что опросы — это целая наука, которой профессионально занимается социология.
Опрос — это метод сбора первичной информации в исследовании, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему, и, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их интерпретацию.
За кажущейся простотой и легкостью проведения опроса скрывается большое количество «подводных камней». Кого спрашивать, о чем можно и о чем бесполезно спрашивать, как зафиксировать полученные ответы, обработать полученные результаты, каким образом оценить точность полученных результатов, какие выводы сделать — вот принципиальные элементы опросов.
Статистика проведения изучения спроса показывает, что опросы — это наиболее часто применяемые методы получения информации. В бизнесе опросы проводятся довольно часто для выяснения того, что касается деятельности самого предприятия, отношений покупателей к продукции или услугам предприятия, партнеров и конкурентов.
Информация, получаемая с помощью опросов, носит субъективный характер. Известно, что о намерениях лучше судить по поступкам, а не по словам. Но поступки — это то, что «лежит на поверхности». Однако многое скрыто внутри человека, в его субъективном состоянии, или внутри среды деятельности предприятия. При изменении внешнего окружения или внутреннего состояния действия человека и предприятия могут значительно изменяться, иногда даже в прямо противоположном направлении.
Объектом исследование является АО «ЦУМ Минск».
Предметом исследования является процесс изучения покупательского спроса.
Целью курсовой работы является организация работы по изучению покупательского спроса.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
Важнейшими методами исследования при выполнении работы послужили: метод логической абстракции, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также статистико-экономические и социологические методы.
Потребительский рынок представляет собой рынок покупателей, приобретающих товары и услуги для личного потребления. Он характеризуется огромным количеством отличающихся друг от друга покупателей, что определяет его неоднородность. Соответственно у отдельных групп потребителей будут неодинаковые требования к товарам и услугам, формам продажи и методам обслуживания, рекламе и т.д. Такая ситуация требует от торговых организаций серьезной коммерческой работы по изучению покупательского спроса населения.
Спрос — это платежеспособная потребность населения в товарах и услугах на потребительском рынке или форма проявления той части потребностей, которая обеспечена покупательной способностью, т.е. деньгами [16, c. 53].
Из определения видно, что потребность и спрос как экономические категории хотя и близки, но не совпадают, так как потребность — понятие более широкое. Особенностью потребностей общества является постоянное увеличение их объема и улучшение в структурном отношении. В значительной степени это проявляется с повышением жизненного уровня населения,
В целом покупательский спрос представляет собой спрос на товар или услугу, предъявляемый всеми потребителями на рынке этого товара или услуги. Изменение спроса на отдельный товар или услугу отражает поведение массового потребителя, вызванное влиянием определенных факторов.
Объем и структура покупательского спроса находятся в тесной взаимосвязи. Так, рост объема вызывает изменения и в структуре покупательского спроса.
Определение объема и структуры спроса населения на предстоящий период необходимо в целях:
В настоящее время на рынке существует огромное количество аналогичных изделий, поэтому увеличение реализации возможно за счет поиска товаров улучшенного качества, новых видов.
Задачи изучения спроса можно объединить в две группы [16, c. 55].
Изучение спроса населения на товары народного потребления в организациях торговли целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
Результаты текущего изучения спроса населения на товары народного потребления используются в основном для составления текущих заказов торговли на производство и поставку товаров народного потребления в развернутом ассортименте, а также для решения проблем развития отрасли, прогнозирование спроса проводится для определения тенденций развития спроса населения в будущем. Процесс изучения покупательского спроса на товары организациях торговли представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Основные этапы изучения спроса населения в организациях торговли
Этап изучения спроса населения |
Цель этапа |
1. Систематические наблюдения за ходом формирования и развитием спроса |
Определение размера потребности в товарах, требований покупателей к ассортименту, качеству, внешнему виду и оформлению товаров |
2. Группировка установленных изменений, сдвигов и колебаний |
Получение характеристики спроса за определенный период времени |
|
Формирование ассортимента товаров в торговой организации Формирование спроса населении на товары народного потребления |
Примечание – Источник: [16, c. 56]
Результаты изучения спроса населения используются для правильного формирования ассортимента товаров в организациях торговли. Изучение спроса населения должно значительно опережать производство товаров народного потребления. Для этого организации торговли должны:
Покупательский спрос
Таким образом, спрос — это платежеспособная потребность населения в товарах и услугах на потребительском рынке или форма проявления той части потребностей, которая обеспечена покупательной способностью, т.е. деньгами. Задачи изучения спроса является прогнозирование возможности реализации товаров и развитие потребностей общества и формирование покупательского спроса. Покупательский спрос населения, на товары народного потребления непостоянен и изменяется под влиянием многих факторов: экономических, социальных, демографических, природно-климатических и др.
При изучении спроса на товары народного потребления в организациях торговли целесообразно выделять следующие его виды [19, c. 57]:
Реализованным (удовлетворенным) называют такой спрос, который нашел свое удовлетворение в виде покупки товара. Количественно он выражается объемом проданных товаров. Реализованный спрос определяется не только реальной платежеспособностью населения, но и возможностями производства и предложения.
Неудовлетворенный спрос — это спрос на товары, которые в определенный момент отсутствовали в продаже, хотя они производятся и находятся в обращении. Возникает такой вид спроса из-за просчетов торговых организаций в заказах на производство и поставку товаров или несвоевременности доставки товаров в розничную торговую сеть, по организационным причинам (несвоевременная доставка товаров из складских помещений в торговый зал и т.п.).
Формирующийся спрос — это спрос на новые товары, которые готовятся к массовому производству. В торговых организациях эти товары появляются в виде опытных партий и реализуются с целью изучения спроса на них.
При изучении покупательского спроса населения важное значение имеют следующие признаки классификации [19, c. 58]:
В зависимости от степени интенсивности покупательского спроса выделяют интенсивный, стабилизировавшийся, угасающий.
Интенсивный —- постоянно возрастающий высокими темпами спрос. Как правило, интенсивным является спрос на новые или высококачественные товары, реализация которых постоянно и быстро растет.
Стабилизировавшийся — спрос, возрастающий невысокими одинаковыми темпами. Спрос принимает форму стабильного в основном по тем товарам, которые давно уже вошли в потребление и стали традиционными (чай, кофе, канцелярские товары, чулочно-носочные изделия и др.).
Угасающий — спрос, темпы роста и абсолютные размеры которого постоянно сокращаются. Это спрос на товары, выходящие из потребления и заменяемые новыми, более совершенными. К таким товарам можно отнести хозяйственное мыло, керосин, металлические кровати и др.