Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа
Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.
Объектом исследования данной работы является спрос, как экономическая категория.
Предмет исследования – факторы и зависимости, определяющие основные закономерности поведения спроса, как экономической категории.
Введение 3
1 Спрос и кривая спроса 5
1.1 Закон спроса 5
1.2 Кривая спроса 10
2 Поведение спроса 13
2.1 Факторы изменения спроса 13
2.2 Парадоксы закона спроса 15
3. Совокупный спрос. Эластичность спроса 17
3.1 Совокупный спрос 17
3.2 Эластичность спроса по цене 20
3.3 Эластичность спроса по доходу 25
Заключение 27
Список литературы 29
Содержание
Введение
Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.
Объектом исследования данной работы является спрос, как экономическая категория.
Предмет исследования – факторы и зависимости, определяющие основные закономерности поведения спроса, как экономической категории.
Изучение процессов спроса как фактора, влияющего на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны. Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке. Именно поэтому тема данной курсовой работы является актуальной. А также актуальность темы обусловлена тем, что связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены - к снижению спроса. Эта закономерность сохраняет свою справедливость, как для индивидуального спроса, так и для рыночного спроса.
Рыночное ценообразование - это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют как цены, так и другие, неценовые факторы. Таким образом, количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Так, в данной работе стоит рассмотреть, что же относится к факторам изменения спроса, подробнее коснуться неценовых факторов.
Спрос - величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение спроса. Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Величина (объём) спроса – это конкретное количество товара, которое потребители готовы купить по отдельной конкретной цене.
Эластичный же спрос – это спрос, при котором процентное сокращение в цене вызывает такое процентное увеличение в количестве спрашиваемых товаров и услуг, что общий доход от продажи всей продукции на рынке увеличится.
Проще говоря, эластичный спрос - это имеющий тенденцию меняться в зависимости от незначительных колебаний цен. Это также стоит подробнее рассмотреть в данной работе.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе курсовой
Во
второй главе рассматривается
В третьей главе раскрыто
Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными и практическими выводами по рассматриваемой теме.
Таким образом, основные задачи данной курсовой работы – раскрыть содержание такого важного элемента, как спрос, рассмотреть закон спроса, его график и изменение величины спроса, ознакомиться с его функциями, рассмотреть понятие эластичного спроса.
Спрос - это платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия и услуги. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек нуждается в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом, т.е. совокупная величина потребностей превышает платежеспособный спрос, и потребности не могут быть полностью удовлетворены. Таким образом, платежный спрос - это спрос на товары и услуги, подкрепленный денежными средствами покупателей. Он отражает обеспеченную деньгами часть потребностей населения в конкретных количествах товаров и объемах услуг определенного назначения.
Спрос - это потребность, выраженная в денежной форме. Объем спроса - это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период времени (день, месяц, год и т.д.). “Желание приобрести” здесь означает, что покупатели действительно имели бы желание и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии. Именно спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве. Спрос - это важнейший ориентир для предложения.
Важно различать объем спроса и объем фактической покупки. Объем спроса определяется только поведением покупателей, тогда как объем покупки определяется и покупателями, и продавцами совместно. Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров, неценовых детерминант, включающих, доходы покупателей и их вкусы, накопленное имущество, инфляционные и дефляционные ожидания покупателей, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Поэтому спрос очень подвижен и изменчив. Есть и другие неценовые факторы (возраст покупателей, национальные особенности и т.д.), которые способны влиять на объем спроса. Их необходимо выявлять, прежде чем начинать внедрять на рынок тот или иной товар[3].
Различают:
1)
индивидуальный спрос, т.е.
2)
суммарный спрос
3)совокупный
спрос, выраженный в деньгах,
который формируется на
4)
отраслевой спрос, который
По степени охвата товаров различают: а) микроспрос, т.е. спрос на отдельные виды товаров, б) макроспрос, т.е. спрос на более или менее крупные группы товаров.
По степени удовлетворения спроса выделяют:
а) реализованный спрос,
б) неудовлетворенный спрос, который определяется количеством денег, которые не могут быть обменены на товары в силу их отсутствия в продаже,
в)
скрытый неудовлетворенный
По характеру спроса различают:
а) падающий спрос,
б) полноценный спрос,
в) растущий спрос,
г) чрезмерный спрос,
д) нерегулярный спрос,
ж) нерациональный спрос.
Элементы формирования спроса. На размеры и структуру спроса влияют:
а) цена продукта или услуги,
б) доходы населения,
в) число покупателей,
г) наличие товара,
д) вкусы покупателей,
е) мода,
ж) реклама,
з) цены на сопряженные товары,
и) система налогообложения,
к) возможность и условия кредита,
л) гарантийный и постгарантийный сервис,
м) сезонный фактор,
н) демографические факторы,
о) географические особенности,
п) национальные и исторические особенности,
р) профессиональная структура работающего населения,
с) имущественная дифференциация населения,
т) валютный курс,
у) меры по стимулированию спроса и др.
Для стимулирования спроса можно использовать следующие меры:
а) демонстрация товаров,
б) предложение о возврате денег, если товар не понравился,
г) удобство упаковки и доставка товара,
д) премии и конкурсы и др.
Таким образом, сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Причины существования обратной связи между ценой и спросом следующие[11]:
Первые две причины называют эффектом дохода, т. е. снижение цены увеличивает покупательную способность населения. Последнюю причину называют эффектом замещения. Эффект дохода и эффект замещения совмещаются и приводят к тому, что спрос на товар увеличивается при снижении цены на него. Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения количества обмениваемых товаров и их цен. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке, выступает закон спроса. Спрос является, по меньшей мере, двуединым понятием, связывающим количество покупаемого товара с его ценой. Своеобразие закона спроса - в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается - количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен.
Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывание спроса покупателей. Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный предел, по мере наступления которого даже при понижательной тенденции цен закупки товара сокращаются. Эта особенность закона спроса находит выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит, несмотря на падение цены. Таким образом, закон спроса описывает две важнейшие особенности рынка[6]: