Теория спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.
Объектом исследования данной работы является спрос, как экономическая категория.
Предмет исследования – факторы и зависимости, определяющие основные закономерности поведения спроса, как экономической категории.

Оглавление

Введение 3
1 Спрос и кривая спроса 5
1.1 Закон спроса 5
1.2 Кривая спроса 10
2 Поведение спроса 13
2.1 Факторы изменения спроса 13
2.2 Парадоксы закона спроса 15
3. Совокупный спрос. Эластичность спроса 17
3.1 Совокупный спрос 17
3.2 Эластичность спроса по цене 20
3.3 Эластичность спроса по доходу 25
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая_теория спроса.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

     1) Эффект реального богатства (эффект реальных кассовых остатков) или эффект Пигу.

     Под реальным богатством понимается отношение  номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение  есть реальная покупательная способность  накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса уменьшается.

     2) Эффект процентной ставки или  эффект Кейнса.

     Рост  уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в  долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают  свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается. Итак, по основному макроэкономическому уравнению:

     Y = C + I + G + X.                                                      

     При прочих равных условиях уменьшение инвестиций ведет к уменьшению ВНП (Y);

     3) Эффект импортных товаров или  эффект Флеминга.

     Рост  цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть  спроса с внутренних товаров на импортные  и сокращает экспорт. В экономике  данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос.

     Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного  спроса вправо или влево. Эти факторы  не зависят от изменения уровня цен  Р, но под их влиянием происходит изменение  спроса, поэтому результатом будет  сдвиг кривой AD вправо или влево (рис. 2).

     Совокупный  спрос можно отразить через основное макроэкономическое уравнение:

     Y = C + I + G + Xn.                                                    

     К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).

     Факторы, воздействующие на потребительские  расходы[4]:

  • уровень благосостояния населения;
  • ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;
  • налоги;
  • трансфертные платежи;
  • процентная ставка.

     Факторы, воздействующие на инвестиционные расходы  фирм:

  • ожидания инвесторов;
  • процентная ставка;
  • налоги;
  • трансфертные платежи;
  • новые технологии.

     Факторы, воздействующие на государственные расходы:

  • государственные закупки.

     Факторы, воздействующие на чистый экспорт:

  • объемы ВНП в других странах;
  • величина ВНП в данной стране;
  • валютный курс национальной денежной единицы.

     Уравнение количественной теории денег:

     M V = P · Y.                                                          

     Из  уравнения видно еще два неценовых  фактора M и V. На совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами  экономики.

     Эластичность  – одна из самых важных категорий  экономической науки.  Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

     Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

     3.2 Эластичность спроса по цене

     Показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер  равен:

      ,                                                                    

     где Q - изменение величины спроса, %;  Р - изменение цены, %;

     Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической  величине.

     Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Но для оценки эластичности используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается). Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, спрос относительно эластичен, т.е. изменение цены приведет к большему количественному изменению величины спроса; если меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности - изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса[5].

     Существует  два крайних случая:

  1. существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен.
  2. изменение цены не отражается на величине спроса.

     

     Рисунок 3.2 – Абсолютная и относительная эластичности спроса

     Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может  изменяться от нуля до бесконечности:

        - спрос эластичен;

        - спрос эластичен;

      - спрос неэластичен;

      - спрос с единичной эластичностью.

     Эластичность  спроса по цене определяется по формуле:

      .                                             

     Из  этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений.

     Рассмотрим  факторы, влияющие на эластичность спроса по цене[9]:

     1. Наличие товаров-заменителей. Чем  их больше, тем эластичнее спрос,  поскольку изменение цен на заменяющие и заменяемые товары всегда позволяет сделать выбор в сторону более дешевых. Напротив, отсутствие товаров-заменителей (в силу специфики самого товара, на монопольном рынке и по другим причинам) предопределяет абсолютную неэластичность спроса.

     Действие  данного фактора усиливается  или, напротив, ослабляется уровнем  агрегирования товарной группы, в которую входят товары-заменители. Например, эластичность спроса на женские полуботинки должна быть выше, чем на обувь весеннее-осеннего ассортимента, а на сезонную – выше, чем на повседневную. Но при этом надо помнить о возможном дополнительном влиянии сопряженных факторов, рассматриваемых далее.

     2. Значимость продукции для потребителя. Представляется целесообразным подразделять продукты на три группы:

     1. товары и услуги первой необходимости;

     2. регулярно используемые, но не  являющиеся необходимыми;

     3. относящиеся к категории роскоши.

     Очевидно, что с ростом номера группы возрастает и эластичность спроса. Действительно, нельзя обойтись без транспортных услуг в крупном городе, но повышение цен на услуги химчистки или прачечной вынуждает потребителя существенно сократить пользование ими и стирать и чистить одежду в домашних условиях. Тем более рост цен на золото позволяет исключить его из статей расхода потребителя.

     Следует, однако, иметь в виду, что значимость одной и той же продукции различна для разных групп населения: социальных, территориальных, возрастных. Например, спрос на резиновые сапоги для детей менее эластичен, чем для взрослых, или боле эластичен в городе, нежели в деревне, поскольку в деревне без них не обойтись и для детей они являются товаром почти первой необходимости.

     3. Удельный вес затрат на продукцию  в расходах потребителя (удельный вес дохода потребителя, приходящего на приобретение данной продукции). Считается, что чем больше удельный вес затрат на какую-либо продукцию в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса на нее. Необходимо уточнить, что это утверждение верно, если принимать во внимание степень постоянства действия данного фактора и значимости продукции для потребителя. Например, зубная паста необходима, приобретается регулярно в относительно постоянных количествах, но затраты на нее невелики. Поэтому повышение цен на данную продукцию не приведет к изменению величины спроса на нее. Однако если возрастут цены на мясо, являющееся одним из основных продуктов питания, расходы на который достаточно высоки в бюджете семей, величина спроса на него снизится. Это может существенно отразиться на величине коэффициента эластичности. Рост же цен на предметы роскоши надо анализировать в связи с доходами наиболее высокооплачиваемых групп населения, поскольку спрос на них в группах с низким уровнем доходов будет абсолютно неэластичен. Но и для лиц с высокими доходами в краткосрочном периоде может упасть спрос и, следовательно, вырасти коэффициент его эластичности по цене.

     4. Степень универсальности товара. Чем универсальнее товар и  разнообразнее условия его использования, тем эластичнее спрос. При этом надо учитывать наличие специализированных товаров-заменителей и их способность в некотором наборе удовлетворять потребности покупателей. Тогда эластичность спроса универсального товара будет взаимосвязана с ценой заменяющих товаров.

     5. Степень насыщения потребностей. Чем она выше, тем менее эластичен спрос. Например, если у каждого члена семьи есть наручные часы, то приобретение еще одних возможно только при сильном снижении цены. Здесь действуют закон убывающей предельной полезности, связанный с понижением эластичности спроса. На стадии выведения на рынок нового товара и начального насыщения спроса его эластичность гораздо выше, поэтому даже незначительное снижение цены может вызвать существенный рост объема продажи товара.

     6. Фактор времени. Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном периоде, нежели в краткосрочном. Это связано и с действием психологического фактора – необходимо время для отказа потребителя от привычной ему продукции и перехода на новую. Кроме того, при росте цен на некоторые продукты и услуги, например жилье, транспорт, требуется время для подбора новых, заменяющих вариантов. Причем потребитель не изберет другую услугу (нельзя, например, заменить наем жилья арендой склада или ремонт телевизора ремонтом магнитофона). Он будет искать другого субъекта рынка, оказывающего более дешевую, но ту же по назначению услугу. Таким образом, эластичность здесь как бы касается спроса (выбора) предприятия, организации, а не вида деятельности, что очень существенно и необходимо иметь в виду фирмам, оказывающим услуги. Значит, на этапе, ближайшем к повышению цены, спрос малоэластичен или неэластичен. По мере удаления во времени от момента роста цены эластичность спроса на данную продукцию повышается.

     Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А  к процентному изменению цены товара Б:

      ,                                         

     где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).

     Значение  коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми  коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Если товары являются взаимодополняемыми, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

     3.3 Эластичность спроса по доходу

Информация о работе Теория спроса