Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа
Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.
Объектом исследования данной работы является спрос, как экономическая категория.
Предмет исследования – факторы и зависимости, определяющие основные закономерности поведения спроса, как экономической категории.
Введение 3
1 Спрос и кривая спроса 5
1.1 Закон спроса 5
1.2 Кривая спроса 10
2 Поведение спроса 13
2.1 Факторы изменения спроса 13
2.2 Парадоксы закона спроса 15
3. Совокупный спрос. Эластичность спроса 17
3.1 Совокупный спрос 17
3.2 Эластичность спроса по цене 20
3.3 Эластичность спроса по доходу 25
Заключение 27
Список литературы 29
1) Эффект реального богатства (эффект реальных кассовых остатков) или эффект Пигу.
Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса уменьшается.
2) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.
Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается. Итак, по основному макроэкономическому уравнению:
Y = C + I + G + X.
При прочих равных условиях уменьшение инвестиций ведет к уменьшению ВНП (Y);
3) Эффект импортных товаров или эффект Флеминга.
Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос.
Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево. Эти факторы не зависят от изменения уровня цен Р, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой AD вправо или влево (рис. 2).
Совокупный спрос можно отразить через основное макроэкономическое уравнение:
Y = C + I + G + Xn.
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).
Факторы, воздействующие на потребительские расходы[4]:
Факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм:
Факторы, воздействующие на государственные расходы:
Факторы, воздействующие на чистый экспорт:
Уравнение количественной теории денег:
M V = P · Y.
Из
уравнения видно еще два
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:
,
где Q - изменение величины спроса, %; Р - изменение цены, %;
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Но для оценки эластичности используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается). Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, спрос относительно эластичен, т.е. изменение цены приведет к большему количественному изменению величины спроса; если меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности - изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса[5].
Существует два крайних случая:
Рисунок 3.2 – Абсолютная и относительная эластичности спроса
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:
- спрос эластичен;
- спрос эластичен;
- спрос неэластичен;
- спрос с единичной
Эластичность спроса по цене определяется по формуле:
.
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений.
Рассмотрим факторы, влияющие на эластичность спроса по цене[9]:
1.
Наличие товаров-заменителей.
Действие данного фактора усиливается или, напротив, ослабляется уровнем агрегирования товарной группы, в которую входят товары-заменители. Например, эластичность спроса на женские полуботинки должна быть выше, чем на обувь весеннее-осеннего ассортимента, а на сезонную – выше, чем на повседневную. Но при этом надо помнить о возможном дополнительном влиянии сопряженных факторов, рассматриваемых далее.
2. Значимость продукции для потребителя. Представляется целесообразным подразделять продукты на три группы:
1.
товары и услуги первой
2. регулярно используемые, но не являющиеся необходимыми;
3.
относящиеся к категории
Очевидно, что с ростом номера группы возрастает и эластичность спроса. Действительно, нельзя обойтись без транспортных услуг в крупном городе, но повышение цен на услуги химчистки или прачечной вынуждает потребителя существенно сократить пользование ими и стирать и чистить одежду в домашних условиях. Тем более рост цен на золото позволяет исключить его из статей расхода потребителя.
Следует, однако, иметь в виду, что значимость одной и той же продукции различна для разных групп населения: социальных, территориальных, возрастных. Например, спрос на резиновые сапоги для детей менее эластичен, чем для взрослых, или боле эластичен в городе, нежели в деревне, поскольку в деревне без них не обойтись и для детей они являются товаром почти первой необходимости.
3.
Удельный вес затрат на
4.
Степень универсальности
5.
Степень насыщения
6. Фактор времени. Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном периоде, нежели в краткосрочном. Это связано и с действием психологического фактора – необходимо время для отказа потребителя от привычной ему продукции и перехода на новую. Кроме того, при росте цен на некоторые продукты и услуги, например жилье, транспорт, требуется время для подбора новых, заменяющих вариантов. Причем потребитель не изберет другую услугу (нельзя, например, заменить наем жилья арендой склада или ремонт телевизора ремонтом магнитофона). Он будет искать другого субъекта рынка, оказывающего более дешевую, но ту же по назначению услугу. Таким образом, эластичность здесь как бы касается спроса (выбора) предприятия, организации, а не вида деятельности, что очень существенно и необходимо иметь в виду фирмам, оказывающим услуги. Значит, на этапе, ближайшем к повышению цены, спрос малоэластичен или неэластичен. По мере удаления во времени от момента роста цены эластичность спроса на данную продукцию повышается.
Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:
,
где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).
Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Если товары являются взаимодополняемыми, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.