Теория спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная система обладает внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта товаров. Важнейшими рычагами этого механизма являются рыночные цены, свободно складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения, а также конкуренция. В данной курсовой работе я хотела бы рассмотреть противоположные рыночные силы, постоянно взаимодействующие и неразрывно связанные – спрос и предложение.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Раздел 1. Спрос:
1.1 Спрос, закон спроса и кривая спроса……………………………………. 4
1.2 Зависимость цены и спроса ……………………………………………… 6
1.3 Зависимость неценовых факторов и спроса…………………………….. 10
1.4 Ценовая эластичность спроса…………………………………………..... 11
Раздел 2. Предложение:
2.1 Предложение, закон предложения и кривая предложения…………….. 14
2.2 Изменение предложения…………………………………………………. 16
2.3 Эластичность предложения………………………………………………. 18
Раздел 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие……………………………………………………………………..
21
Заключение………………………………………………………………… 25
Библиографический список………………………………………………. 27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 58.01 Кб (Скачать)
Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ  ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал  в г.-к. Анапа 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и  аудита 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Теория спроса и предложения» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент группы 13

А. Н. Агафонова

Проверил:

к. э. н., доцент

Н. Р. Ожерельева 
 
 
 

Анапа 2009 

    СОДЕРЖАНИЕ

 
 
     Введение……………………………………………………………………. 3
    Раздел 1. Спрос:
 
1.1 Спрос, закон спроса и кривая спроса……………………………………. 4
1.2 Зависимость цены и спроса ……………………………………………… 6
1.3 Зависимость неценовых факторов и спроса…………………………….. 10
1.4 Ценовая эластичность спроса…………………………………………..... 11
          Раздел 2. Предложение:  
2.1 Предложение, закон предложения и кривая предложения…………….. 14
2.2 Изменение предложения…………………………………………………. 16
2.3 Эластичность предложения………………………………………………. 18
          Раздел 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие……………………………………………………………………..  
21
     Заключение………………………………………………………………… 25
     Библиографический список………………………………………………. 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение

      Рыночная  система обладает внутренним механизмом саморегулирования производства и  сбыта товаров. Важнейшими рычагами этого механизма являются рыночные цены, свободно складывающиеся на рынке  под воздействием спроса и предложения, а также конкуренция. В данной курсовой работе я хотела бы рассмотреть  противоположные рыночные силы, постоянно  взаимодействующие и неразрывно связанные – спрос и предложение.

      Спрос и предложение являются основными  характеристиками рынка, которые оказывают  определенное влияние на состояние  рынка в рыночной экономике.

     Изучение  спроса на рынке сейчас, в эпоху экономического кризиса, становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, поэтому на первое место выходят многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос. А так как спрос рождает предложение, то и предложение имеет не менее важное значение.

     Таким образом, целью моей курсовой работы является изучение понятий спроса и предложения, как на них влияют ценовые и неценовые факторы, а также что такое эластичность и рыночное равновесие. В первых двух разделах я хотела бы отдельно рассмотреть понятия спроса и предложения, их основные характеристики, в третьем разделе – взаимосвязь спроса и предложения 
 
 

           Раздел 1. Спрос

    1. Спрос и закон спроса

     Человеку  свойственно естественное желание  потреблять, однако экономическая наука  имеет дело лишь с теми потребностями, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желания потребителей с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров.

     В рыночной экономике понятие «спрос»  относится к числу фундаментальных. Оно, как и большинство распространенных, обобщающих терминов в экономике, настолько  емко и многогранно, что не поддается  точным определениям.

     По  существу, природа спроса довольно проста. Спрос – это идеальная  потребность и реальная возможность  покупателя купить определенное количество данного товара. В некоторых литературных источниках спрос определяется количеством  товара, которое покупатель может  и хочет приобрести,  если у  него есть определенная сумма денег. Проще говоря, сущность спроса заключается  в наличии определенной суммы  денежных средств у потребителя  товара. То есть, если нет денег, то и  нет реальной возможности купить товар. Но возможна и другая ситуация: когда есть средства, но товар не обладает определенной полезностью, нужной человеку. Поэтому в понятии спроса нужно видеть два основных аспекта:

     - идеальное желание потребителя  купить товар, т. к. он имеет  субъективную полезность для  данного покупателя, т. е. потребители  будут покупать товары и услуги  за определенную цену только  в том случае, если они в  них нуждаются;

     - реальная возможность купить  данный товар, т. е. наличие  денег у покупателя для покупки  товара. Здесь более правильно  будет сказать «платежеспособный  спрос», а не просто «спрос».

     Как видно из приведенных выше данных, объем спроса на данный товар (услугу) зависит, прежде всего, от цен, установленных на данный товар (услугу). Но существуют и другие факторы, влияющие на величину спроса, которые называют неценовыми, однако, я хотела бы рассмотреть сначала однофакторную зависимость объема спроса от цены товара, предполагая, что остальные факторы остаются неизменными. Хотя такая ситуация в определенном смысле достаточно абстрактна и в реальной жизни ее представить довольно сложно, ведь цена на товар изменяется в значительной степени под воздействием этих прочих факторов.

     Рассматривая  однофакторную модель зависимости  спроса от цены можно сформулировать закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса  будет больше при низких ценах и меньше при высоких. Т.е. закон спроса допускает, что изменяется только цена товара, а другие факторы, влияющие на величину спроса, остаются неизменными. Конечно, в реальной жизни ситуация намного сложнее, т.к. покупатель может привлечь дополнительные средства или приобрести взамен данного товара другой, с аналогичными свойствами. Но в целом закон спроса отражает генеральную тенденцию свертывания объема покупок с ростом цен на товар в условиях, когда финансовые возможности покупателя ограничены определенным пределом. Своеобразие экономического закона спроса заключается в обратной зависимости между ценой товара и его количеством, покупаемым по этой цене. Данный закон спроса имеет общепринятое в экономической теории графическое изображение (см.рис. 1).

    P

       Величина 

       спроса 
 
 
 
 
 

       Q 

           Рис. 1. Кривая спроса

     На  данном графике кривая с отрицательным наклоном, который объясняет обратную зависимость определяющих ее благ: цены и количества товаров, покупаемых по этой цене, а ниспадающее положение кривой показывает постепенное убывание объема спроса и снижающуюся предельную полезность каждой дополнительной покупки данного товара, т.к. покупатели обычно предпочитают приобретать больше, если цена ниже. Если поставить несколько точек на кривой спроса (например, А, Б, В), то можно наглядно убедиться в действии закона спроса. Каждой из этих точек соответствует определенное значение цены и количества товара и, перемещаясь из одной точки в другую можно наблюдать изменяющиеся соотношения обратной зависимости цен и покупок. Если двигаться слева на право, то мы видим снижение цены и увеличение объема спроса, а если справа налево – увеличение цены и, как следствие, уменьшение объема спроса.

     Таким образом, закон спроса – величайший закон рыночной экономики, т.к. он придает  поведению покупателей и продавцов  объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены. Закон  спроса важен и тем, что показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития – ведь спрос  может увеличиваться при снижении цены и уменьшаться при ее повышении  только при отсутствии дефицита, потому что там, где дефицит, мнение покупателя не учитывается, правила диктует  производитель.

    1. Зависимость цены и спроса

     Коренное  свойство закона спроса заключается  в том, что при неизменности всех прочих факторов снижение цены ведет  к соответствующему возрастанию величины спроса. То есть цена служит самой важной детерминантой изменения объема спроса.

     Итак, почему же цена способна изменить объем  спроса? Ответ на этот вопрос с одной  стороны достаточно прост. Удешевление  товара делает его доступным для  тех категорий граждан, которые  раньше, при более высокой цене, не могли его себе позволить. Таким образом, рост числа покупателей означает возрастание спроса на данный товар. С другой стороны, возможна ситуация, когда прежние покупатели увеличивают спрос на данный товар при снижении его цены. Самое простое объяснение этому явлению состоит в том, что потребители приобретали товар в меньшем объеме, чем в нем нуждались, а теперь, когда цена на этот товар упала, они могут полностью удовлетворить свои потребности в нем.

     Приведенные объяснения справедливы, но, казалось бы, выходят за рамки закона спроса, т.к. не соответствуют требованию «прочих равных условий». Поэтому экономисты предложили объяснение конфигурации кривой спроса и закономерности потребительского поведения в виде трех эффектов, возникающих при снижении цены на товар.

     - «эффект роста выгоды» заключается  в том, что при снижении цены  на товар, который обладает  прежней полезностью для потребителя,  увеличивается выгода покупки  при меньших затратах с той  же полезностью;

     - «эффект дохода» показывает, как  изменяется доход потребителя и его спрос при уменьшении цен на товары. Если, например, цена на апельсины упала в 3раза, то потребитель при своем постоянном доходе может купить в 3 раза больше килограмм апельсинов, если же он не желает увеличивать потребление апельсинов, то на «высвобожденные»  деньги он может купить дополнительное количество других товаров (мяса, яблок, конфет и т.д.);

     - «эффект замещения» показывает  как удешевление одних товаров  сказывается на уменьшении спроса  на другие, аналогичные товары. Например, снижение цен на яблоки при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 1,0  кг (сколько купил бы груш), а 1,5 или 2,0 кг. Таким образом, подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не меняться, поэтому замещая товары более дешевыми, потребитель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода. Это означает, что эффекты дохода и замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом   и в разных ситуациях может преобладать влияние одного из них. Например, в случае нормальных товаров (тех, на которые спрос возрастает с уменьшением цены) эффекты дохода и замещения действуют в одном направлении, увеличивая объем спроса при снижении цен. Но существуют низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки. Когда изменяются цены на такие товары, «эффекты» действуют в противоположных направлениях: с одной стороны, снижение цен ведет к увеличению объема спроса на низкокачественные товары (эффект замещения), а с другой – вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и не на много, но стал богаче, а богатый человек исключает из своего потребления товары низкого качества.

     В экономической теории существует так  же описание такой ситуации, когда  рост цен вызывает не уменьшение объемов  спроса, а наоборот, увеличение. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837 – 1910). Есть предположение, что он описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Это объясняется тем, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях, т.к. другую пищу они себе позволить могут не часто. А если цены на картофель растут, то бедная семья вынуждена вообще отказаться от покупки мяса, тратя весь свой доход на картофель. Кривая спроса в этом случае будет иметь положительный наклон.

Информация о работе Теория спроса и предложения