Спрос и предложение в различных теориях стоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение спроса и предложения в теории стоимости.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть сущность и законы спроса и предложения;
 охарактеризовать взаимодействие спроса и предложения;
 изучить понятие стоимости и ценности;
 изучить теорию цены и стоимости;
 рассмотреть формирование цены под воздействием спроса и предложения.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 5
1.1. Сущность и законы спроса и предложения 5
1.2. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие 12
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТОИМОСТИ И ЦЕНЫ 17
2.1. Понятие стоимости и ценности 17
2.2. Теории цены и стоимости 20
2.3. Формирование цены под воздействием спроса и предложения 31
Заключение 33
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

спрос и предложение в различных теориях стоимости.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рынок - это инструмент или механизм, соединяющий покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Рыночную экономику можно представить как постоянное взаимодействие двух основополагающих факторов: спроса и предложения. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия, при которой обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, является для организаций одной из приоритетных задач, поскольку обладание наиболее более полной и достоверной информацией о предпочтениях покупателей, рыночной ситуации, динамике спроса и предложения, дает возможность руководству организации принимать более эффективные решения в области организации производства и сбыта продукции, а также выстраивать более успешную конкурентную стратегию. В связи с этим возрастает роль и значение на предприятии специалистов, обладающих профессиональными знаниями в области экономики, рекламы и маркетинга.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что рассмотрение темы данной работы в настоящее время является особенно актуальным.

Объектом исследования данной работы является экономическая теория. Предметом исследования –спрос и предложение в теориях стоимости, ценности и цены.

Целью данной работы является изучение спроса и предложения в теории стоимости.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и законы спроса и предложения;
  • охарактеризовать взаимодействие спроса и предложения;
  • изучить понятие стоимости и ценности;
  • изучить теорию цены и стоимости;
  • рассмотреть формирование цены под воздействием спроса и предложения.

Теоретической базой данной работы послужили материалы периодической печати, а также труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Борисова Е.Ф., Любимова Л.Л., Липсица И.В, Макконелл К.Р., Брюса С.Л., Носовой С.С., Нуриева Р.А., Розановой Н.В. и других.

Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что проведенное комплексное исследование представляет интерес и может использоваться преподавателями экономических факультетов, а также, экономистами, маркетологами и иными лицами, профессиональная деятельность которых связана со сферой экономики, рекламы и маркетинга.

Структура работы определяется целью и задачами, и в соответствии с этим состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе курсовой работы рассматриваются понятие, сущность и законы спроса и предложения, изучается взаимодействие спроса и предложения, приводящее к рыночному равновесию.

Во второй главе работы дается понятие стоимости и ценности, рассматривается теория цены и стоимости, а также формирование цены под воздействием спроса и предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Сущность и  законы спроса и предложения

 

Спрос – это желание и готовность покупателей приобрести товар.

Величина спроса это количество товара, которое потребители хотят и могут купить в определенную единицу времени при данной цене.1

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:

1. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели и наоборот. Эта обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

2. К неценовым факторам, воздействующим на динамику спроса относятся:

  • Доходы покупателей. Так, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) приводит к  повышению спроса и наоборот. Причем следует отметить, что с ростом доходов увеличивается спрос не на все товары, а, главным образом, на товары более высокого качества. Hа товары низкого качества спрос в этом случае снижается.
  • Число потребителей. Поскольку рыночный спрос равен сумме спросов отдельных индивидуальных потребителей, увеличение числа потребителей ведет к росту спроса.
  • Цена и полезность других товаров. По характеру воздействия на спрос на какой-то данный товар разграничивают изменения цен на товары-заменители (субституты, конкуренты) (т.е. на товары, удовлетворяющие аналогичную потребность и конкурирующие за потребителя. Увеличение цены на один из них ведет к увеличению спроса на другой товар.
  • Инфляционные ожидания. На реальный спрос оказывает влияние не только реальное изменение в доходах и ценах, но и ожидаемое. Например, ожидание повышения цен увеличивает спрос.
  • Субъективные вкусы и предпочтения. Вполне очевидно, что изменения во вкусах, предпочтениях, моде оказывают существенное воздействие на величину спроса на товар или услугу.

           Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.

В общем виде функция спроса записывается следующим образом:

Qdi = f (Pi, I, T, Pa... Pz, X,  IE и так далее),                    (1)

где Pi - цена i-го товара;

I – размер дохода покупателей;

T - субъективные вкусы и предпочтения  покупателей;

Pa... Pz - цены на другие товары;

X - число потребителей;

IE - инфляционные ожидания.2

Если все факторы, кроме цены, представить неизменными, то функция  будет отражать зависимость спроса от цены:

Qdi =f (Pi ),    (2)

где Qdi – объем спроса на i-й товар;

Pi, цена i-го товара.

Функция спроса от цены может задаваться тремя способами:

  • табличным. Например (табл. 1)

                                                                      

 

 

 

 

                                                                                                        Таблица 1

Зависимость объема спроса от цены

P

(цена, в руб.)

Q

(объем спроса, в шт.)

5

50

4

60

3

80

2

110

1

160


 

  • графическим. Например, рис. 1

 

 

Рис. 1. Кривая спроса

 

Кривая спроса (рис. 1) показывает, как изменяется объем спроса потребителя (потребителей) в зависимости от уровня цены на товар. Изменение объема спроса представляет собой движение по кривой спроса.3

  • аналитическим

Qdi = a - b· Pi     (3)

Например: Qd = 7 - 2P

В нормальных условиях существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса, поэтому кривая спроса (рис. 1) имеет отрицательный наклон.

По своей конфигурации эта линия может быть как вогнутой (d1), так и выпуклой (d2) (рис. 2). Hесмотря на то, что обе кривые отражают действие закона спроса, очертания кривой имеют принципиальное значение.

 

Рис. 2. Конфигурации кривой спроса

 

Как видно из рис. 2, если изменение спроса происходит по вогнутой кривой d1, то с уменьшением цены ( P = const), абсолютные приращения объема спроса нарастают ( Q1 < Q2 < Q3).

Изменение спроса по выпуклой кривой d2 происходит в обратной зависимости.4

При этом следует обратить внимание, что для отдельного покупателя характерна выпуклая кривая спроса, так как по мере насыщения потребности на спросе индивидуума уже мало будет сказываться снижение цены на товар.

Для большого числа покупателей с разным уровнем дохода типична вогнутая линия их совокупного спроса, поскольку при снижении цены на рынке данного товара появятся дополнительные покупатели с более низким уровнем дохода, что сразу поднимает спрос. Вместе с тем понижение цены вызовет переключение спроса именно на этот товар.

Из закона спроса можно выделить ряд отклонений:

Hапример, известен так называемый  «парадокс Гиффена». Английский экономист Роберт Гиффен описал случай, когда во время голода в Ирландии в XIX веке спрос на картофель, цена которого существенно поднялась, также возрос.

Временные отклонения от закона убывающего спроса наблюдаются и в тех случаях, когда выпускается новый товар с повышенной ценой. Hо как только потребители убедятся, что по своему качеству товар не лучше прежнего, спрос немедленно вернется на линию d (рис. 1).

Выделяют также, так называемый «эффект Веблена», который  связан с престижным спросом на дорогостоящие товары, свидетельствующие, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе.

Объем предложения - это количество товара, которое продавцы хотят продать в определенную единицу времени при данной цене.

Цена предложения — это цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество данного товара.

На динамику предложения, так же как и на динамику спроса, оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:

  1. Если рыночная цена на какой-либо товар имеет тенденцию к повышению, то производители будут заинтересованы в расширении объемов производства и предложения. И наоборот, устойчивая тенденция к снижению цен побуждает предпринимателей сокращать объемы предложения.
  2. К неценовые фактором, влияющим на величину предложения относятся:
    • Цены на ресурсы. Чем ниже затраты производителя на исходное сырье, материалы, топливо, а также рабочую силу, тем большее количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок.
    • Цены на альтернативные товары.
    • Развитие научно-технического прогресса (НТП). Именно НТП, при использовании его передовых достижений, в наибольшей степени дает возможность снижения издержек производства.
    • Наличие производственных мощностей.
    • Число продавцов. При прочих равных условиях рост числа продавцов увеличивает предложение. И наоборот, увеличение степени монополизации рынка сопровождается уменьшением количества продавцов, ростом цен и снижением объема выпуска.
    • Ожидания продавцов. Рост производства не всегда означает увеличение предложения. Если ожидается, что цены возрастут, то текущее предложение будет снижено.5
    • Налоги и дотации. Налоги предприниматели воспринимают как часть издержек производства. Дотации – считаются как бы налогами наоборот, это денежные средства, выплачиваемые государством производителям общественно значимых товаров (например, детского ассортимента, некоторых продовольственных товаров).         

           Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид:

QSi = f (Pi, Pa...Pz, R, K , TS и другие)   (4)

где QSi – объем предложения на i-й товар;

Pi – цена i-го товара;

Pa...Pz  - цены на ресурсы и другие товары;

R - наличие производственных мощностей  и рабочей силы;

K - характер технологии;

C - природно-климатические условия;

TS - налоги и дотации.

Если все факторы, кроме цены данного товара, принять за неизменные, то функция будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции только от ее цены:

QSi = f (Pi)     (5)

где QSi - объем предложения на товар «i»

Pi - цена i-го товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Взаимодействие  спроса и предложения: рыночное  равновесие

 

Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену информацией.

Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения представлено на рис. 3.

В точке равновесия «а» выполняются условия:

Qa Þ Qs = Qd;

Pa Þ Ps = Pd,

где Qa, Pa – равновесный объем и равновесная цена;

Qs, Ps – объем и цена предложения;

Qd, Pd – объем и цена спроса.

 

Рис. 3. Взаимодействие спроса и предложения

 

Равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены – это процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса (максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара) и цен предложения (минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество товара), объемов спроса и предложения.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: модели Л. Вальраса и А. Маршалла.

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2 – Q1 при цене Р1 (рис. 5), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток.6

Информация о работе Спрос и предложение в различных теориях стоимости