Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 18:05, курсовая работа
Целью данной работы является изучение спроса и предложения в теории стоимости.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и законы спроса и предложения;
охарактеризовать взаимодействие спроса и предложения;
изучить понятие стоимости и ценности;
изучить теорию цены и стоимости;
рассмотреть формирование цены под воздействием спроса и предложения.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 5
1.1. Сущность и законы спроса и предложения 5
1.2. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие 12
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТОИМОСТИ И ЦЕНЫ 17
2.1. Понятие стоимости и ценности 17
2.2. Теории цены и стоимости 20
2.3. Формирование цены под воздействием спроса и предложения 31
Заключение 33
Список литературы 36
В области экономической теории - сосредоточить усилия на дальнейшем разностороннем развитии общей (идущей от Маркса) экономической теории - двойственной теории экономики как системы с эндогенным технологическим прогрессом; реализовать возможности интеграции результатов естественных наук и экономической науки в познании антропосферного производства, открываемые информационной теорией стоимости природных ресурсов и продуктов.
В области преподавания экономической теории - включить в учебные планы полноценный курс общей экономической теории, базирующейся на теории товара и прибавочной стоимости.16
Добавим, что теория трудовой стоимости в условиях рыночной экономики может использоваться лишь для планирования общих издержек производства потребительских и инвестиционных благ. Это может быть применено при разработке бизнес-планов предпринимательской деятельности в части только учёта затрат, но не цен и доходов.
Потребительские предпочтения можно описать, используя концепции полезности и предельной полезности. В экономическом анализе термин «полезность» используется для обозначения того удовольствия или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг. Можно предложить еще одно определение. Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара или выполнения какого-либо действия. Эта категория включает и психологический компонент, потому что люди ощущают полезность, получая вещи, приносящие им удовлетворение, и, отказываясь от вещей, не доставляющих такого же удовольствия. Если от покупки книги человек более счастлив, чем от приобретения буханки хлеба, то мы говорим, что книга имеет для него большую полезность, чем буханка хлеба. В экономическом анализе полезность все же используется чаще всего для описания предпочтений при ранжировании наборов потребительских благ и услуг.
Каждому набору потребительских товаров можно установить некоторое число (количество) таким образом, что если набор А предпочтительнее набора В, то и число, соответствующее набору А, будет больше, чем для В. В этом состоит функция полезности - упорядочивать выбираемые потребителем наборы (товары, услуги) по уровням удовлетворения потребностей. Функцию полезности удобнее применять к анализу выбора при трех и большем числе товаров. В этом случае выбор потребителя может быть объяснен порядковым ранжированием уровней полезности. Информацию о выборе используется для того, чтобы сделать вывод об их предпочтениях и вкусах, но не о том, чтобы сказать, насколько один набор предпочтительнее другого.
По мере роста потребления товара или услуг процесс потребления дает все меньше и меньше приращения полезности. Хотя достаточно очевидно, что с увеличением (до некоторого предела) количества вещей данного вида, обладающих полезностью для потребителя, возрастает их общая, суммарная полезность, т.е. по мере роста объема потребляемых благ наблюдается приращение полезности. В то же время, отметим еще раз, увеличение суммарной полезности с ростом количества благ подчинено определенной закономерности, проявляющейся в уменьшении, затухании общего эффекта по мере насыщения потребления благами и определяемой как убывающая предельная полезность (или снижающая предельная полезность). Данный принцип был сформулирован как экономический закон.
Согласно закону убывающей предельной полезности каждая последующая единица потребляемого блага имеет предельную полезность ниже, чем предыдущая, т.е. дополнительный потребительский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу ниже, чем эффект, полученный от предыдущей единицы.
Практическое значение закона убывающей предельной полезности состоит прежде всего в том, что он позволяет предсказать поведение покупателей при выборе ими количества и набора приобретаемых и потребляемых благ. Принцип убывания предельной полезности можно применить в более сложной ситуации, когда перед покупателем стоит проблема выбора и потребления нескольких благ. В этом случае, когда предельная полезность, получаемая в расчете на каждую единицу стоимости одного блага, становится равна предельной полезности, получаемой в расчете на каждую единицу стоимости другого блага, достигается потребительское равновесие. Это можно сформулировать иначе: отношение предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Таким образом:
Возникновение теории предельной полезности в первую очередь связывают с кризисом трудовой теории стоимости. И действительно, именно изменения в экономических отношениях развивающегося капитализма стали первопричиной подрыва классического товарного производства и, следовательно, трудовой теории стоимости, возникновения теории предельной полезности.17
Нужно сказать, что теория предельной полезности является кульминацией развития субъективистских теорий полезности, которые имеют давнюю историю и своими корнями восходят еще к Аристотелю.
Более отчетливую формулировку теория полезности получила в работах экономистов XVIII в. Э.Б.де Кондильяка (1715--1780) и Ф.Галиани (1728--1789). Этих же взглядов придерживался Жан-Батист Сэй (1767--1832).
Наряду с этой концепцией развивалась другая, так называемая затратная, которую представляли А.Смит, Д.Рикардо, Д.Р. Мак-Куллох и др., сводившие стоимость к издержкам.
Представители «австрийской школы» не только ввели в экономическую науку понятие субъективной полезности (ценности), но и выдвинули ее в качестве основы ценообразования. Чтобы лучше понять логику их рассуждений, следует уточнить разницу между объективной и субъективной полезностью. Первая представляет собой принципиальную способность служить для человеческого благополучия. Субъективная же полезность или ценность представляет собой значимость данной вещи для благополучия (жизненного наслаждения) данного человека. Следовательно, может иметь место ситуация, когда вещь обладает полезностью, но не обладает ценностью. Для образования ценности необходимо, чтобы с полезностью соединялась редкость - редкость не абсолютная, а лишь относительная, то есть по сравнению с размерами существующей потребности в вещах данного рода. И значит, ценностью блага обладают в том случае, если их не хватает для удовлетворения соответствующих потребностей, в противном случае материальные блага ценности не имеют.
Конкретная потребность более важного вида блага может оказаться стоящей ниже отдельных конкретных потребностей менее важного вида. Уменьшение же ценности благ по мере увеличения их количества представители австрийской школы связывали с «глубоко укоренившимся свойством человеческой натуры», когда одного и того же рода ощущения, повторяясь беспрерывно, начинают доставлять нам все меньше и меньше удовольствия, и, наконец, удовольствие это превращается даже в свою противоположность - в неприятность и отвращение. Таким образом, в теории ценности австрийской школы, она может представлять и отрицательную величину.18Здесь мы видим формулировку закона убывающей предельной полезности.
При этом ценность (цена) вещи измеряется величиной предельной полезности данной вещи, полезностью последней единицы запаса блага, удовлетворяющей наименее важную потребность. Для иллюстрации уместно привести пример с Робинзоном, у которого имеется в запасе пять мешков зерна, из которых первый нужен для того, чтобы не умереть с голоду, второй - для сохранения здоровья, третий - на откорм птицы, четвертый - на приготовление спиртных напитков, пятый - на содержание попугая. Чем определяется ценность одного (любого) мешка зерна? Согласно взглядам представителей австрийской школы, полезностью последнего мешка, который удовлетворяет наименьшую насущную потребность. Эта предельная единица (полезность) и определяет действительную ценность предыдущих единиц. Предельная полезность, в свою очередь, зависит от количества благ и интенсивности потребления индивида.
Таким образом, ценность зависит от степени полезности и степени редкости. Первая определяет высший пункт, до которого предельная полезность может подняться в крайнем случае; вторая - до какого именно пункта предельная полезность действительно поднимается в конкретном случае. Другими словами, высота предельной полезности определяется двумя факторами: субъективными (потребности) и объективными (количеством благ), которое в рамках рассуждений австрийской школы остается раз и навсегда данным.
Мы выяснили, что предельной полезностью называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции. В сильную жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высокой полезностью, второй - меньшей, а пятый может оказаться абсолютно бесполезным. Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления.
Потребительское равновесие достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны.
Попытка выдвигать лишь одну из этих теорий - теорию стоимости или предельной полезности - в качестве всеобъемлющей для объяснения всего многообразия экономической жизни неприемлема. Ни та, ни другая теория всего многообразия экономических явлений не способна охватить и объяснить все многообразие экономической жизни: оно может быть объяснено в одном случае при рассмотренных выше предпосылках с позиций теории стоимости, в другом - с позиции предельной стоимости.
Экономическая мысль уже давно бьется в попытке разрешить конфликт между теорией стоимости и теорией предельной полезности, пытаясь соединить эти две теории, синтезировать их. В этом направлении работали такие известные экономисты, как Туган-Барановский, Маршалл и многие другие.Ведь противопоставление этих теорий выражает не только их взаимоотрицание, но и взаимообусловленность. Экономисты, независимо от того, стояли они на позициях «теории издержек» или «теории полезности», в большинстве не осознавали эту взаимообусловленность.
Тем не менее, начиная анализ стоимости с понятия издержек, они неизменно были вынуждены в конце концов обратиться к понятию полезности и, наоборот, начав с полезности, приходили к издержкам.
Попытки объединить их предпринимал Е.Бем-Баверк («Основные теории ценности хозяйственных благ»).
В более поздний период (после К.Маркса) были попытки объединить теорию трудовой стоимости (понимаемой как издержки) с теорией предельной полезности (Э.Бершптейн, П.Струве, М.Туган-Барановский, А.Маршалл, Дж.Кларк, П.Самуэльсон, О.Шик).
Все эти попытки объединяют их направленность против К.Маркса и в большинстве случаев - неверная трактовка теории трудовой стоимости.19
Основоположник современного направления в теории ценности и цен - известный английский экономист А.Маршалл сделал попытку отойти от поисков единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства (затрат). Тем самым он осуществил поворот в экономической теории стоимости от субстанционного анализа к функциональному, т.е. единовременному определению взаимовлияния полезности, спроса -предложения, издержек и цены.
Хотя теория предельной полезности успешно объясняет процесс формирования равновесных цен под воздействием спроса и предложения на отдельные виды потребительских и инвестиционных благ на уровне отдельных рынков и на основе результатов деятельности этих рынков складывается совокупная стоимость произведенных и реализованных всех благ, на уровне макроэкономики всё же эта теория не в состоянии объяснить закономерности экономического роста, такие макроэкономические явления, как инфляция, дефляция, изменение уровня процентных ставок. На основе моделей теории предельной полезности невозможно строить модели макроэкономических взаимосвязей.
Следовательно, с помощью теории предельной полезности можно успешно объяснять экономические взаимосвязи на уровне микроэкономики, а с помощью теории трудовой стоимости - макроэкономические взаимосвязи. Значит, каждая из этих теорий справедлива в пределах своих сфер применения20.
Вместе с тем никогда нельзя упускать из виду, что ни одна экономическая теория не может объяснить все многообразие экономических явлений.
Кривая спроса отражает планы покупателей, кривая предложений – планы продавцов. Пересечение этих кривых графически демонстрирует установление на рынке равновесной цены и ситуацию равновесия. Равновесие означает, что планы продавцов и покупателей совпадают. Обратите внимание, что не все товары и не всегда продаются на рынке по равновесным ценам. Проанализируйте ситуацию,
Когда товары продаются по ценам выше или ниже равновесных. Следует уяснить, что довольно часто в действие рыночного механизма вмешивается государство, устанавливая «высший» и «низший» уровни цен. Оцените положительные и отрицательные последствия такого вмешательства. Особое внимание обратите на взаимосвязь индивидуального и отраслевого рыночного спроса и предложения.21
Существует два подхода к анализу формирования равновесной цены – Л. Вальраса и А. Маршалла.
Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
В результате установления равновесия выигрывают как потребители, так и производители.
Существует два подхода к анализу установления равновесной цены.
1-й подход- подход Л. Вальраса, в основе которого лежит разница в объеме спроса (предложения).
Если существует избыток спроса Q2-Q1 при цене P1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезнет избыток.
Краткосрочный период характеризуется именно моделью Вальраса.
2-й подход – подход А. Маршалла, главным в котором является разность цен P1-P2.
Маршалл исходил из того, что продавцы, прежде всего, будут реагировать на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения.
Увеличение (или уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и теме самым способствует достижению равновесной цены. Моделью Маршалла характеризуется долгосрочный период.
В условиях рынка автоматически формируются равновесные цены. Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом.
Равновесная цена способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая тем самым эффективность функционирования национальной экономики в целом.
Информация о работе Спрос и предложение в различных теориях стоимости