Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 18:05, курсовая работа
Целью данной работы является изучение спроса и предложения в теории стоимости.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и законы спроса и предложения;
охарактеризовать взаимодействие спроса и предложения;
изучить понятие стоимости и ценности;
изучить теорию цены и стоимости;
рассмотреть формирование цены под воздействием спроса и предложения.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 5
1.1. Сущность и законы спроса и предложения 5
1.2. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие 12
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТОИМОСТИ И ЦЕНЫ 17
2.1. Понятие стоимости и ценности 17
2.2. Теории цены и стоимости 20
2.3. Формирование цены под воздействием спроса и предложения 31
Заключение 33
Список литературы 36
В случае избытка предложения (при цене Р2 и объеме предложения Q2) конкуренция продавцов приводит к снижению цены и исчезновению избытка.
Рис. 4. Концепции формирования равновесной цены по Л. Вальрасу
Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р2 – Р1. Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает разность и тем самым способствует достижению равновесной цены7 (рис. 5).
Рис. 5. Концепции формирования равновесной цены по А. Маршаллу
Если объем предложения реагирует на изменение цен с некоторым запаздыванием, анализ стабильности равновесия существенно усложняется. При этом стабильность равновесия будет зависеть от абсолютных наклонов линий спроса и предложения.
При анализе спроса и предложения аналитическим способом применяют две основные формулы записи уравнений спроса и предложения:
Qd = a – bP (7)
и Qs = m + nP, (8)
где а, b, m, n – сonst;
Qd – величина спроса;
Qs – величина предложения;
P – цена.8
В другой форме записи, которая является наиболее удобной для исследований рыночных ситуаций, связанных с воздействием государства, изменением цен и т.д., используют обратные функции спроса и предложения:
Pd = a – bQd (9)
и Ps = m + nQs, (10)
где a, b, m, n – const;
Pd – цена спроса;
Ps – цена предложения;
Такая форма записи применяется более часто, поскольку графическое и аналитическое решение может быть достаточно четко интерпретировано экономически.
На рис. 6 точка С на кривой предложения (CS0) характеризует ее начало при Q = 0. Экономически это соответствует постоянным издержкам, которые несет фирма при производстве данной продукции и равна определенной постоянной величине (const), отображенной в уравнении предложения:
Ps= m +n Qs, (11)
где m – const; (m = 0C на рис. 6).
В свою очередь параметр n геометрически характеризует тангенс угла наклона кривой предложения, а экономически – эластичность предложения.
Рис. 6. Издержки и излишек потребителя и производителя
При объеме предложения, равному Q1, покупатель готов заплатить цену, равную Pк. На рынке данного товара сложилась цена, равная Ра, по которой и приобретается Qa количества товара. Следовательно (Рk – Ра), показанная как заштрихованная область, представляет собой выгоду или излишек потребителя.9Излишек потребителей, равный площади треугольника ВаРа, характеризует чистую выгоду, получаемую потребителями от покупки и потребления данного товара.
Аналогичным образом рассматривают и излишек или выгоду производителя, которая равна площади треугольника аСРа.
Таким образом, в первой главе курсовой работы мы рассмотрели понятие, сущность и законы спроса и предложения, а также проанализировали взаимодействие спроса и предложения.
Различные подходы по определению стоимости, ценности и прибыли, исходя из конкретных социально-исторических условий и субъективных предпочтений отдельных ученых-экономистов, отражали особенности этих понятий.
Д. Рикардо отмечал, что в экономической теории ничто не порождало так много ошибок и разногласий, как именно неточности и неопределенность смысла, который вкладывался в слово «стоимость».10
Начнем с того, что товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары.
Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость. Категории «потребительная стоимость» и «меновая стоимость» введены в научный оборот много столетий назад. Аристотель, А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, К.Маркс, Дж.С.Милль и многие другие ученые-экономисты отмечали различие между этими категориями.
В течение XVIII и XIX вв. сформировались основные концепции экономистов по вопросу о стоимости товара.
А.Смит сводил стоимость к труду, затраченному на производство товара, к покупаемому труду (заработной плате), сумме заработной платы, прибыли и земельной ренты. Д.Рикардо и Д.Р.Мак-Куллох определяли ее издержками производства, Ж.Б.Сэй - полезностью вещи, Д.Лодердель - предложением и спросом. К.Маркс и Ф.Энгельс, рассматривая их полемику, сделали вывод, что стоимость есть вещная форма затрат общественного абстрактного труда и выражает отношение издержек производства к полезности.
Длительный спор в экономической науке ведется и по величине стоимости товара, и, соответственно, его цене. А.Смит принимал за меру стоимости иногда рабочее время, необходимое для производства товаров, а иногда стоимость труда, Д.Рикардо - рабочее время на производство товара в относительно худших условиях производства. С.Сисмонди величину стоимости сводил к отношению между потребностью всего общества и количеством труда, которого достаточно, чтобы удовлетворить эту потребность. В работах П.Самуэльсона, Б.Кларка и других рассматривается формирование цены с учетом влияния предельных издержек, как дополнительных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара (или дополнительного количества товаров). Фактически они рассматривают изменение цены в условиях воспроизводства11.
Анализ всех этих взглядов позволяет выделить связь категорий «стоимость» и «ценность». Прежде всего, отметим, что стоимость товара представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определенных, исторически конкретных условиях.
Человечество не может существовать без экономической деятельности, а экономическая деятельность - без экономической ценности как единства цели и средства. В условиях товарного производства экономические ценности принимают форму стоимости. Экономическая ценность лежит в основе стоимости, являясь исходной категорией по отношению к стоимости.
Сущность ценности, ее субстанция - это определенная экономическая деятельность, которая включает цель (результат) и средство (затраты). Экономическая ценность есть в свою очередь единство результата (полезности) и затрат. Итак, экономическая ценность - это единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство. Ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому редкость (ограниченность) блага является элементом ценности.
Из того, что экономическая полезность благ зависит от степени их ограниченности, насыщения потребностей, следует, что рост производства благ не прямо пропорционален росту их экономической полезности, так как эти блага по мере увеличения их наличного количества обесцениваются, становятся менее ограниченными, относительно менее полезными.
Механизм взаимоограничения двух названных процессов основан на функциональной связи между полезностью и затратами: один и тот же прирост производства благ (и затрат ресурсов вместе с ним) одновременно вызывает и замедление роста экономической полезности благ, и ускорение роста экономических затрат.
Экономические затраты и экономическая полезность в единстве, образуя ценность, осуществляют принцип саморегулирования, присущий целесообразной деятельности вообще, экономической в частности. Экономический субъект (отдельный производитель) не будет осуществлять затраты, если они не оправданы результатами, т.е. полезностью создаваемых благ.
Отсюда следует, что предельные затраты, или затраты на последнее производимое благо, не должны превышать предельную полезность, или полезность этого последнего производимого блага.
На рынке под воздействием изменений, происходящих в спросе и предложении, имеют место постоянные колебания рыночных цен. В соответствии с теорией трудовой стоимости такие колебания объясняются как отклонение цен от стоимости товаров. На этой основе производители товаров при их обмене вынуждены считаться общественной трудовой стоимостью товара, которая в свою очередь служит базой цены. Равновесное состояние наступает при совпадении спроса и предложения. При определении стоимости блага на основе теории предельной полезности колебаниями цен происходят вокруг ценности «предельного продукта». Равновесная рыночная цена товара является результатом столкновения на рынке субъективной оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.
В итоге можно сделать вывод, что теория трудовой стоимости по К. Марксу и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то второй - теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных факторов производства - труда, капитала, земли и т.д.12
Теория стоимости представляет собой составную часть общей экономической теории (двойственной теории стоимости и воспроизводства). Классическое ее изложение дано в «Капитале» и других, связанных с «Капиталом», сочинениях К. Маркса. Теория стоимости хорошо отвечает известному понятию теории вообще: отвечает критериям внешней оправданности и внутреннего совершенства.
Со времен К. Маркса теория стоимости прошла большой путь развития и можно говорить о современной теории стоимости. Она опирается, помимо работ Маркса, на крупнейшие достижения XX в. в развитии экономической науки. Это, во-первых, массовая статистика национальных счетов, включая статистические межотраслевые балансы; другая массовая статистика цен и факторов, их определяющих. Во-вторых, математическая формализация с использованием не только отдельных уравнений (как у Маркса), но и систем линейных и (в отдельных случаях) нелинейных уравнений и неравенств, теории вероятностей и математической статистики; на этой основе -операционализация. Экономическая теория К.Маркса осмыслена как теория экономики, описываемой моделью межотраслевого баланса с технологическими способами. В-третьих, массовая компьютеризация исследований.
Сторонников теории стоимости упрекают в том, что они уделяют недостаточно внимания полезности. Однако в теории стоимости четко выявлено, что представляют собой потребительная стоимость, полезность вещи, а также то, что не может быть никакого рыночного обмена, если вещь не обладает потребительной стоимостью (если она никому не нужна), сформулировано понятие общественной потребительной стоимости. Большое внимание уделено противоречию между потребительной стоимостью и стоимостью.13
Говорят также, что теория стоимости недостаточно учитывает общественную потребность. В самом деле, если вести анализ на уровне абстракции, принятой в I томе «Капитала», где предполагается, что спрос равен предложению, то естественно, что размер общественной потребности в том или ином товаре не анализируется и не должен анализироваться. Однако если мы обратимся ко второму отделу III тома «Капитала», то эта проблема достаточно подробно изложена, показано, что изменение общественной потребности ведет, с одной стороны, к изменению цен, а с другой - коль скоро общественная потребность в каком-либо товаре длительное время понижена, меняются и общественно необходимые затраты. Но меняются через систему производства, через систему элементов, образующих общественно необходимые затраты. Таким образом, эта проблема достаточно полно рассмотрена в «Капитале». Разумеется, нельзя отрицать, что она нуждается в дальнейшей разработке и развитии, но утверждать, что проблема общественной потребности не рассмотрена и поэтому необходимо дополнять теорию стоимости в этом плане элементами теории предельной полезности, было бы неверно.
Следующий момент - сложность соизмерения трудовых затрат, образующих стоимость, и того, как это реально может происходить в процессе ценообразования. Трудовые затраты, общественно необходимые трудовые затраты выступают лишь на наиболее глубинной ступени абстракции: по мере движения от абстрактного к конкретному стоимость выступает как сумма C+V+M (стоимость капиталистически произведенного товара), как К+Р (сумма издержек производства и прибыли) на поверхности явлений и, наконец, превращенная форма стоимости -- цена производства, представляющая собой сумму усредненных издержек производства и средней прибыли как результат межотраслевой конкуренции и перелива капитала. При таком подходе для рыночной экономики проблема соизмерения трудовых затрат является чисто теоретической проблемой, а в реальном процессе хозяйствования основой цены является цена производства. Разумеется, и здесь не все так просто, так как не индивидуальные издержки производства могут учитываться в процессе ценообразования, а издержки усредненные, на базе типичных для данного общества условий производства, производительности и интенсивности труда.14 Но, тем не менее, теория стоимости дает основу цены, которая выражается в цене производства.
При всех своих достижениях современная общая экономическая теория не занимает адекватного ей места в экономической литературе. В литературе количественно господствуют частные концепции, плохо связанные и часто противоречащие друг другу. Нередко они на деле используют отдельные результаты общей теории, но, как правило, без ссылок на последнюю, в усеченном виде, а то и в некорректном истолковании. Причина этого: противопоказанная науке идеологическая предвзятость - предвзятость против марксизма. Эта предвзятость крайне отрицательно сказывается на состоянии экономической науки, в том числе на формулируемых от ее имени практических рекомендациях. Ученый делает вывод, что «необходимо предоставить общей теории то место в экономической науке, которого она по своему содержанию заслуживает»15
Будучи весьма общей, теория стоимости, особенно взятая в ее информационном обобщении, дает возможность получить обоснованные выводы по весьма широкому кругу научных и прикладных проблем. Вот некоторые из них:
В области статистики- перейти к построению межотраслевых балансов с явным представлением технологических способов; включить в систему национального счетоводства оценки прибавочной стоимости, создаваемой в нетоварном секторе экономики; включить в систему национального счетоводства информационные оценки общественной стоимости природных ресурсов общественного производства и продукции биосферы; перейти к единым таблицам природного и общественного продукта.
Информация о работе Спрос и предложение в различных теориях стоимости