Спрос и предложение в различных теориях стоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение спроса и предложения в теории стоимости.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть сущность и законы спроса и предложения;
 охарактеризовать взаимодействие спроса и предложения;
 изучить понятие стоимости и ценности;
 изучить теорию цены и стоимости;
 рассмотреть формирование цены под воздействием спроса и предложения.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 5
1.1. Сущность и законы спроса и предложения 5
1.2. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие 12
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТОИМОСТИ И ЦЕНЫ 17
2.1. Понятие стоимости и ценности 17
2.2. Теории цены и стоимости 20
2.3. Формирование цены под воздействием спроса и предложения 31
Заключение 33
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

спрос и предложение в различных теориях стоимости.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Таким образом, в данном разделе было рассмотрено формирование цены под влиянием спроса и предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев в данной работе роль и место спроса и предложения в различных теориях стоимости можно сделать следующие выводы.

Спрос - это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке выступает закон спроса.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, находящихся на рынке или способных быть доставленными туда. График предложения - это отношение между рыночными ценами и тем количеством товара, которое при данных ценах будет произведено и представлено к продаже.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Равновесие означает такое состояние рынка, которое характеризуется равенством спроса и предложения.

Любой товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, т.е. обмениваться на них. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях представляет собой его меновую стоимость.

Можно выделить две основные концепции определения стоимости товара. С точки зрения классического подхода стоимость сводится к труду, затраченному на производство товара, сумме заработной платы, прибыли и земельной ренты. Величина стоимости товара - это мера затрат труда на его производство. Необходимо отметить, что существует несколько теорий стоимости: теория трудовой стоимости, теория спроса и предложения, теория предельной полезности.

Теория трудовой стоимости исключает влияние рынка, поэтому в данном случае стоимость рассматривается как общественно необходимые затраты труда без учета спроса и предложения, что по своей сути не отражает природы цены. Сторонники этой теории считали необходимым условием обмена различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, которые качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. По их мнению, обмениваемые товары имеют одну общую основу - трудовые затраты, которые и определяют стоимость.

Теория предельной полезности (маржинализм) - направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории ценности. Важным понятием в этой теории является полезность блага или товара - то есть его способность удовлетворять какой-нибудь человеческой потребности. Полезность блага тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространеннее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрел меновую ценность.

Понятие предельной полезности впервые введено современными экономистами, создавшими теорию ценности по предельной полезности. Под этим названием они разумеют наименее важный вид пользы, который приносит данное благо в сфере удовлетворения человеческих потребностей. Предельная полезность повышается при недостатке блага и понижается при его избытке.

В последнее время теория трудовой стоимости не популярна в рамках экономической науки, что связано с различными причинами, среди которых идеологическая занимает далеко не последнее место.

Теория предельной полезности и теория стоимости базируются на различных предпосылках, отражают как бы разный круг экономических отношений.

С одной стороны, когда речь идет о свободно воспроизводимых ресурсах, о массовом производстве, то основой цены выступает стоимость и теория стоимости дает исчерпывающие объяснения этого процесса. В условиях реальной ограниченности ресурсов больше подходит теория предельной полезности. В этих условиях только она способна объяснять особый порядок установления цен и т.д.

Эти две теории как бы взаимно исключают друг друга, пока анализ ведется на базе той или другой предпосылки, о которой речь шла выше. При свободном массовом производстве и рынке теория трудовой стоимости достаточно убедительно и непротиворечиво объясняет основу цены. С другой стороны, при непосредственном и реальном ограничении ресурсов теория стоимости перестает работать, и объяснение протекающих экономических процессов, в том числе и установление цен, может быть наилучшим образом дано с позиций теорий предельной полезности.

В реальной жизни для объяснения всего многообразия экономических процессов должны привлекаться как теория трудовой стоимости, так и теории предельной полезности, но не должно быть смешения этих теорий. Они должны дополнять друг друга для объяснения всего круга экономических отношений, но не в рамках определенного круга отношений, при действии только рассмотренной выше для каждой из них предпосылки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Авдашева С.А. Базовые экономические понятия / С.А. Авдашева // Вопросы экономики. – 2008. – №3. – С. 17-18.
  2. Амбарцумов А.А. Экономическая теория в вопросах и ответах / А.А. Амбарцумов. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 257 с.
  3. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории / Е.Ф. Борисов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 372 с.
  4. Вальтух К.К. Теория стоимости: статистическая верификация, информационное обобщение, актуальные выводы /К.К. Вальтух// Вестник РАН. – 2005. - том 75. - № 9. - С. 793- 803.
  5. Курс экономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина,                Е.А.Киселевой. – СПб: Питер, 2006. – 406 с.
  6. Любимов Л.Л. Основы экономики. Учебное пособие / Л.Л. Любимов,  И.В. Липсиц.– М.: Просвещение, 2007. – 423 с.
  7. Макконелл К.Р. Экономика: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконелл, С.Л. Брюс. – М.: Юнити, 2008. – 524 с.
  8. Малькевич Н.Д. Закономерности в развитии экономики / Н.Д. Малькевич. -  М.:Инфра-М, 2007. – 390 с.
  9. Маслов А.Я. Введение в рыночную экономику. Курс лекций / А.Я. Маслов. – М.: Высшая школа, 2007. – 453 с.
  10. Мировая экономика. Учебник / Под ред. А.С. Булатова – М.: ИНФРА-М, 2008. – 325 с.
  11. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник / С.С. Носова. – М.: Владос, 2007. – 328 с.
  12. Нуриев Р.А. Поведение потребителя в рыночной экономике / Р.А. Нуриев, Н.В. Розанова // Вопросы экономики. - 2007. - №8 . -  С. 5-7.
  13. Основы рыночной экономики / Под ред. Абрамова Е.А. – СПб.: Питер, 2008. – 385 с.
  14. Основы экономической теории. Учебник / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Владос, 2008. – 427 с.
  15. Современная экономика. / Под ред. О.Д. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 317 с.
  16. Ховард К. Экономическая теория / К.Ховард. – М.: Юнити, 2007. – 302 с.
  17. Чепурина М.Н. Курс экономической теории: Учебник / М.Н. Чепурина, Е.А. Киселева. – Киров: АСА, 2006. – 290 с.
  18. Экономическая теория. Курс лекций / Под ред. С.Л. Ливанова. – М.: Юнити, 2008. – 360 с.

 

 

1 Авдашева С.А. Базовые экономические понятия // Вопросы экономики. – 2008. – №3. – С. 17.

2 Экономическая теория. Курс лекций / Под ред. С.Л. Ливанова. – М.: Юнити, 2008. – С.84

3 Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. – М.: Владос, 2007. – С. 85.

4 Основы экономической теории. Учебник / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Владос, 2008. – С. 62.

5 Макконелл К.Р., Брюс С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика – М.:  Юнити, 2008. – С. 104.

6 Мировая экономика. Учебник / Под ред. А.С. Булатова – М.:  ИНФРА-М, 2008. – С. 206.

7 Нуриев, Р.А., Розанова, Н.В. Поведение потребителя в рыночной экономике / Р.А. Нуриев, Н.В. Розанова // Вопросы экономики. - 2007. - №8 . -  С. 7.

8 Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 207.

9 Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 208

10 Вальтух К.К. Теория стоимости: статистическая верификация, информационное обобщение, актуальные выводы /К.К. Вальтух// Вестник РАН. – 2005. - том 75. - № 9. - С. 793- 803.

11 Ховард К. Экономическая теория / К.Ховард. – М.: Юнити, 2007. – 256 с.

 

12 Малькевич Н.Д. Закономерности в развитии экономики / Н.Д. Малькевич. -  М.:Инфра-М, 2007. – С. 80.

13 Маслов А.Я. Введение в рыночную экономику. Курс лекций / А.Я. Маслов. – М.: Высшая школа, 2007. – 89 с.

 

14 Маслов А.Я. Введение в рыночную экономику. Курс лекций / А.Я. Маслов. – М.: Высшая школа, 2007. – 92 с.

 

15 Вальтух К.К. Теория стоимости: статистическая верификация, информационное обобщение, актуальные выводы /К.К. Вальтух// Вестник РАН. – 2005. -  том 75. - № 9. - С. 793.

16   Вальтух К.К. Теория стоимости: статистическая верификация, информационное обобщение, актуальные выводы /К.К. Вальтух// Вестник РАН. – 2005. -  том 75. - № 9. - С. 802-803

17 Вальтух К.К. Теория стоимости: статистическая верификация, информационное обобщение, актуальные выводы /К.К. Вальтух// Вестник РАН. – 2005. -  том 75. - № 9. – 506-508.

18 Чепурина, М.Н. Курс экономической теории: Учебник / М.Н. Чепурина, Е.А. Киселева. –Киров: АСА, 2006. – С. 208.

19 Носова С.С. Экономическая теория. Учебник / С.С. Носова. – М.: Владос, 2007. – 302с.

 

20 Носова С.С. Экономическая теория. Учебник / С.С. Носова. – М.: Владос, 2007. – 305 с.

 

21 Макконелл К.Р. Экономика: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконелл, С.Л. Брюс. – М.:  Юнити, 2008. – 424 с.

 

 


 



Информация о работе Спрос и предложение в различных теориях стоимости