Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:38, курсовая работа
Актуальность этой темы в том, что спрос и предложение являются основными доминирующими факторами в рыночных отношениях, именно они регулируют развитие рынка.
Цель исследования: определить влияние спроса на экономическую стратегию предприятия
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить экономическую сущность рыночного спроса;
рассмотреть взаимосвязь спроса и предложения;
рассмотреть экономический кругооборот.
Введение.....................................................................................................5
1. Рыночный спрос: экономическая сущность.........................................7
1.1 Рынок и закон спроса.....................................................................7
1.2 Изменение спроса..........................................................................11
1.3 Спрос на ресурсы..........................................................................15
1.4 Эластичность спроса.....................................................................18
2. Спрос и предложение...........................................................................23
2.1 Взаимосвязь спроса и предложения.............................................23
2.2 Экономический кругооборот.......................................................24
Заключение...............................................................................................26
Список литературы..................................................................................27
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кубанский Государственный Технологический Университет
Факультет заочного и дистанционного обучения
Кафедра экономической теории.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Теория спроса и предложения
выполнила студентка ____2_______курса _____11ЗЭБс-Эк4_________группы
______________________________
Руководитель, ассистент
Защита _____________
Члены комиссии ______________________________
______________________________
Краснодар 2012
Кубанский государственный технологический университет
Кафедра экономической теории
УТВЕРЖДАЮ
Зав. Кафедрой
ЗАДАНИЕ
для курсовой работы
Студентке группы 11ЗЭБс-Эк4 курса 2 Максименко А. А.
Тема курсовой работы: Теория
спроса и предложения
1 Теоретические основы изучения спроса.
2 Теория спроса и предложения.
3 Экономический кругооборот .
Объем работы с.
Срок выполнения работы: c « » по « » 2012 г.
Сроки защиты:
Дата выдачи задания:
Дата сдачи работы:
Руководитель курсовой работы
______________________________
Задание принял студент
Реферат
Курсовая работа: 25с., источников 10.
ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ .
Цель работы : В теоретической
главе было рассмотрено
Содержание
Введение......................
1. Рыночный спрос: экономическая
сущность......................
1.1 Рынок и закон
спроса........................
1.2 Изменение спроса........................
1.3 Спрос на ресурсы.......................
1.4 Эластичность
спроса........................
2. Спрос и предложение...................
2.1 Взаимосвязь
спроса и предложения...................
2.2 Экономический
кругооборот...................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики - это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена - от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней.
Предмет экономической теории - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.
В условиях рыночных отношений
центр экономической
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” - этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.
Актуальность этой темы в том, что спрос и предложение являются основными доминирующими факторами в рыночных отношениях, именно они регулируют развитие рынка.
Цель исследования: определить влияние спроса на экономическую стратегию предприятия
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить экономическую сущность рыночного спроса;
рассмотреть взаимосвязь спроса и предложения;
рассмотреть экономический кругооборот.
Предметом исследования являются прогнозирование спроса на продукцию предприятия.
1. Рыночный спрос: экономическая сущность
1.1 Рынок и закон спроса
Рынок -- косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений.
Рынок -- это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок -- основа рыночной экономики.
Рынок -- это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными -- на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории / Е.Ф.Борисов. - .М. : Высш.шк., - 2004.с 36
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос -- это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене.
Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату-- т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы.
Спрос и предложение -- взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение -- совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Видятина В.И., Добрынина А.И. - Экономическая теория / В.И. Видятина, А.И. Добрынина - М.: Инфра - 2003. с 41
Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Цена спроса -- максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.
Величины спроса должны иметь
определенное значение и относиться
к определенному отрезку
Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:
1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности -- то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, -- потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене (см. таблица №1). Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфелд. - М.: Экономика, - 2006. с 107
Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.
Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной -- это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена -- это независимая переменная, а величина спроса -- зависимая переменная.
Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.
На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса (см. таблицу №2). Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфелд. - М.: Экономика, - 2006. с 116
1.2 Изменение спроса
Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.