Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:52, курсовая работа
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ
СПРОСА ПО ЦЕНЕ………………………………………………………...5
1.1. Измерение эластичности спроса по цене……………………………..8
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………...…..10
1.3. Перекрестная эластичность спроса…………………………………..14
1.4. Эластичность спроса по доходу…………………………………...…17
ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ………………….20
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ
ЭЛАСТИЧНОСТИ……………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...30
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ
СПРОСА ПО ЦЕНЕ………………………………………………………...5
1.1. Измерение эластичности спроса по цене……………………………..8
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………...…..10
1.3. Перекрестная эластичность спроса…………………………………..14
1.4. Эластичность спроса по доходу…
ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ………………….20
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ
ЭЛАСТИЧНОСТИ………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
В настоящее время изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая те или иные покупки, — важнейшая задача любого предприятия в условиях конкуренции. Владение как можно более точной информацией о спросе позволяет предприятию обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство, а способность моментально реагировать на малейшие изменения спроса и предложения предопределяет выживание и отличную работу предприятия. Поэтому сейчас на первые роли выходят многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции.
При планировании объема и структуры производства очень важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми. На спрос влияют и другие факторы. В основном предполагается, что предприятие, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Но в действительности может оказаться наоборот: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответственно сокращению сбыта. В то же время с ростом доходов населения предприятие может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции. Однако нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Поэтому важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.
Эластичность является одной из самых важных категорий экономической науки и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Впервые она была введена в экономическую теорию Альфредом Маршаллом. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов, дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
В курсовой работе рассмотрены эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
Эластичность — степень реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений переменных [Л1, с.86].
Наиболее общее определение эластичности — отношение относительного приращения функции к относительному приросту независимой переменной, или
(1)
Экономическое определение эластичности было впервые дано Альфредом Маршаллом в 1885 г. Известный английский ученый дал определение коэффициента ценовой эластичности спроса.
Рассмотрим более подробно наиболее часто встречающиеся показатели эластичности:
1) эластичность спроса по цене;
2) эластичность спроса по доходу;
3) перекрестную эластичность спроса;
4) эластичность предложения по цене.
Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1 %.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то коэффициент ценовой эластичности спроса Ер равен:
; (2)
где ΔQ - изменение величины спроса, %; ΔР - изменение цены, %;
«р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене [Л2, с.187].
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине. Коэффициент ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Например, снижение цены мыла на 3% вызвало увеличение спроса на него на 9%. Показатель эластичности будет равен:
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше единицы, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше единицы, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.
При коэффициенте эластичности равном единице говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.
На рисунке 1 изображены два варианта графиков спроса. На рисунке 1а снижение цены с Р0 до Р1 на 100 ед. приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1 на 20 ед.. Коэффициент эластичности будет равен 5, а это больше 1, следовательно спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 до 6000 ед. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.
Рис. 1, б графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены с Р0 до Р1 на 100 ед. увеличит величину спроса всего лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации с 3000 упадет до 2400 ед. Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов [Л9, с. 89].
Рис. 1. Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос
Существует два крайних случая. Первый случай — существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен.
Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис.2а).
Рис.2 Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен,
б — спрос абсолютно неэластичен
Другой крайний случай - изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис.2б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т.п. [Л7, с. 101].
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:
- спрос эластичен;
- спрос неэластичен (темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпа изменения другого фактора);
- единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и воздействующий на него фактор;
- абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) объем на неограниченную величину;
- абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину рассматриваемого фактора [Л1, с. 89].
Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:
(3)
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса (см.рис.1), но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.
Есть еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?
Пример 1. Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (табл. 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа [Л2, с.191].
Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса
Количество проданных батонов, шт. |
Цена, руб. |
Выручка, руб. |
Коэффициент эластичности |
500 |
3,5 |
1750 |
— |
1000 |
3,0 |
3000 |
4,3 |
1500 |
2,5 |
3750 |
2,2 |
2000 |
2,0 |
4000 |
1,3 |
2500 |
1,5 |
3750 |
0,8 |
Как измерить изменение величины спроса? Возьмем второй интервал — от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем примере это (1000+1500):2=1250 батонов. Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (или 40%).
В общем виде формула для определения процентного изменения величины спроса ∆Q будет выглядеть:
(4)
где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.
Аналогично для определения процентного изменения цены ∆P в выбранном интервале получаем:
(5)
где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.
Коэффициент эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цены:
(6)
Рассчитав коэффициенты эластичности (см.табл.1), получим количественные
характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале - неэластичен [Л2, с. 191-192]. На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса - к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса
Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей (если не существует хороших заменителей какого- либо товара, либо они существуют, но недоступны для покупателей, то спрос — неэластичен, и наоборот — наличие хороших и доступных товаров-заменителей делают спрос эластичным).
Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность самостоятельно и независимо друг от друга, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Например, «спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше» [Л5, с. 137].
Информация о работе Теория эластичности спроса и предложения