Теория эластичности спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ
СПРОСА ПО ЦЕНЕ………………………………………………………...5
1.1. Измерение эластичности спроса по цене……………………………..8
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………...…..10
1.3. Перекрестная эластичность спроса…………………………………..14
1.4. Эластичность спроса по доходу…………………………………...…17
ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ………………….20
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ
ЭЛАСТИЧНОСТИ……………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Теория эластичности спроса и предложения.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Это связано с временным лагом реакции потребителя на изменение цены и большой вероятностью появления со временем товаров-заменителей.

Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

Также на ценовую эластичность влияют: доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены); степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что производители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса); разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него) [Л1, с. 92].

     Потребитель будет нечувствителен к цене, а следовательно, его спрос будет неэластичен, при следующих условиях:

1. Потребитель придает большое значение характеристикам товара. Это заставляет человека переплачивать за качество товара и приобретать те модели, которые себя уже зарекомендовали;

2. Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это. Если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену, как плату за хлопоты;

3. Потребитель приобретает товар, потому что считает, что этот товар улучшит качество его конечной продукции. Если считается, что данный компонент усиливает характеристики готовой продукции, или что компонент перенесет свой престиж на конечную продукцию, то спрос на данный компонент будет неэластичен по цене. Так, производители автомобилей стремятся использовать моторы престижных марок, тем самым повышая престиж самого автомобиля;

4. Потребитель имеет значительную экономию от использования конкретного товара или услуги. Если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар будет неэластичен. Это же верно в отношении своевременной доставки товара покупателю, качественного его обслуживания или быстрого ремонта;

5. Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя. При низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров различных производителей. Это особенно верно, когда главным мотивом приобретения товара являются удобство, вкус или какой-либо другой критерий предпочтения;

6. потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки. Плохо информированный покупатель менее чувствителен к цене и ее повышению, т.к. не знает о преобладающей цене на рынке, условиях спроса и предложения, доступности и ценах на заменители, качестве и услугах конкурентов. Такой потребитель легче поддается убеждающей рекламе, стратегии принижения качеств товаров конкурентов и т. д.;

7. затраты потребителя на замену продавца чрезмерно высоки. В некоторых случаях промышленный покупатель компонентов может настолько привязать к ним характеристики своих изделий, что ему легче и дешевле согласиться с повышением цен на них, чем менять поставщиков.

 

1.3.   Перекрестная эластичность спроса

 

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара.

Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А  к процентному изменению цены товара Б:

  (7)

где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).

Данный показатель используют для оценки степени и характера взаимозависимости сопряженных товаров. Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские свойства различных благ, их способность замещать или дополнять друг друга в потреблении. На практике не всегда легко оценить, является ли товар конкурентом или дополняющим благом.

Взаимозаменяющие товары — товары-заменители друг друга, которые удовлетворяют одну и ту же потребность самостоятельно и независимо друг от друга и в процессе удовлетворения одной и той же потребности по отношению друг к другу выступают конкурентами (например, кока-кола и пепси-кола).

Взаимодополняющие товары — товары дополняющие друг друга: удовлетворяют одну и ту же потребность сообща, совместно; в процессе удовлетворения одной и той же потребности взаимодействуют в соответствии с принципом дополнительности (например, музыкальный центр и диск).

Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Повышение цены на один товар приведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба.

Если товары являются взаимодополняемыми, (как, например, бензин и автомобили, джин и тоник) величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Чем больше коэффициент эластичности, тем сильнее взаимосвязь товаров. И наоборот, чем ближе коэффициент к нулю, тем слабее отношения замещения или дополнения.

Например, цена батона белого хлеба повысилась с 20 до 25 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.

При коэффициенте эластичности равном нулю товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе  на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

    

1.4.   Эластичность спроса по доходу

 

Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения спроса при изменении дохода на 1%.

Коэффициент эластичности спроса по доходу отражает чувствительность покупателя к изменению его денежного дохода и позволяет предпринимателю определить место своего товара на рынке.

В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

Эластичность спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

   (8)

где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,

∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода.

Увеличение дохода покупателя по-разному влияет на рыночный спрос конкретного товара.

Большинство товаров относится к категории товаров нормального качества - такие товары, спрос на которые с увеличением доходов возрастает, т. е. эластичность спроса по доходу является положительной.

Для товаров относительно худшего качества - рост дохода вызывает падение спроса, а эластичность спроса по доходу является величиной отрицательной.

Если коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал ( ), то речь идет о товарах первой необходимости.

Если коэффициент эластичности больше единицы ( ), то анализируемый товар относится к предметам роскоши.

Если коэффициент эластичности спроса по доходу будет величиной отрицательной ( ), то данный товар относится к товарам относительно худшего качества.

В таблице №2  приведена эластичность товаров по доходу в США (1990-е гг.) [Л6, с. 72].

На рисунке 3а  представлена зависимость спроса от доходов на качественные неэластичные товары (кофе, сигареты), на рисунке 3б — на качественные эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода) и на рисунке 3в — на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь, мебель, автомашины).

Таблица  №2

Группа товаров

Наименование товаров

Значение коэффициента эластичности

1

2

3

Низкокачественные товары с отрицательной эластичностью

Цельное молоко

Свинина

Картофель

-0,5

-0,2

-0.2

Неэластичные товары

Кофе

Птица

Сыр

Говядина

Сигареты

0,0

0,3

0,4

0,5

0,8

Эластичные товары

Бензин

Вино

Товары длительного пользования

1,1

1,4

1,8


                                             

    

Рис. 3 Эластичность спроса по доходу [Л6, с. 74]

 

Исследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня доходов жителей страны. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX веке немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей [Л8, с.114].

Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом  Еd  таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т.д. Для этих слоев хлеб и картофель - безусловно, блага низшего порядка. Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния. В настоящее время не менее 70% населения страны не могут полноценно удовлетворить даже физиологические нужды в продовольственных товарах. Большая часть населения страны живет ниже черты нищеты, в чем оно, естественно, не виновато.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ

 

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

   (9)

где  Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены;

Р0 и Р1 — цены до и после изменения цены;

«s» в индексе означает эластичность предложения.

Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.

Информация о работе Теория эластичности спроса и предложения