Теория спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.
Объектом исследования данной работы является спрос, как экономическая категория.
Предмет исследования – факторы и зависимости, определяющие основные закономерности поведения спроса, как экономической категории.

Оглавление

Введение 3
1 Спрос и кривая спроса 5
1.1 Закон спроса 5
1.2 Кривая спроса 10
2 Поведение спроса 13
2.1 Факторы изменения спроса 13
2.2 Парадоксы закона спроса 15
3. Совокупный спрос. Эластичность спроса 17
3.1 Совокупный спрос 17
3.2 Эластичность спроса по цене 20
3.3 Эластичность спроса по доходу 25
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая_теория спроса.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

     Спрос показывает то количество продукта, которое  потребители готовы и в состоянии  купить по некоторой цене из возможных  в течение определенного периода времени.  Данная количественная зависимость между ценной и покупным товаром может, представлена в виде шкалы спроса, т.е.  таблицы, в которой выражены параметры покупателя относительно покупки товара в определенный отрезок времени.

     Существует  отрицательная или обратная связь между ценой и величиной спроса. Экономисты, назвали ее законом спроса. Суть закона - при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведет к соответствующему возрастанию величины спроса и наоборот.

     В основе закона спроса лежит две причины[9]:

  1. товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать  его становится  относительно выгодно  (эффект замещения);
  2. при снижении цены потребитель желает приобрести больше товара  (эффект дохода).

     Закон спроса не действует в трех случаях:

  1. при антимонопольном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
  2.   если покупатели ожидают дальнейшего снижения цен;
  3. для некоторых редких и дорогостоящих  товаров (золото, антиквариат и т.д.), являющихся средством помещения денег;
  4. при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

     Кроме того, экономисты объясняют действие закона спроса тремя эффектами[2]:

     «Эффект роста выгоды». Снижение цены уменьшает  расходы потребителя, но полезность не изменяется. Поэтому, сохраняя прежний объем расходов, покупатель получит больше полезности.

     «Эффект дохода». Сниженная цена позволяет  на прежнюю сумму дохода приобрести товар в большем количестве. Это  равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.

     «Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает другие. Поэтому, замещая другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

     1.2 Кривая спроса

     Спрос (D), или количество спроса (QD), определяется всегда в рамках конкретного промежутка времени (день, неделя, год) и некоего числа или контингента покупателей. Спрос без определения срока и примерного числа покупателей – пустая абстракция. Спрос всегда целесообразнее рассматривать с точки зрения выгодности цены, т.е. он должен показать либо на его основе должны рассчитать, сколько той или иной продукции будут покупать люди при такой конкретной цене на товар. Основное свойство спроса заключается в его увеличении с понижением цены при прочих равных условиях на рынке. И наоборот – спрос уменьшается с повышением цены. Цена и спрос – обратно пропорциональные величины. Именно эту обратную связь спроса и цены принято называть законом спроса. Изобразим означенную связь графически – построим кривую спроса. Для простоты анализа все факторы, влияющие на спрос, возьмем как единый фактор, повышающий или понижающий его[4].

     Допустим, на рынке установилась такая зависимость  между ценой на картофель и  количеством его потребления (табл. 1.1). 
 
 

     Таблица 1.1

     Спрос на картофель

Цена 1 кг, р. 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0 7,0
Спрос, т 1000 900 800 700 600 500
 

     Перенесем данные из таблицы 2 на рисунок 1, где  по оси ординат отложим цену (Р), а по оси абсцисс – спрос на картофель (QD).

     

     Рисунок 1.1 – Кривая спроса

     Кривая  спроса имеет вид нисходящей кривой DD и выражает обратную связь между ценой и спросом – при понижении цены возрастает количество покупаемого картофеля, и наоборот. Из закона спроса вытекает, что если факторы, определяющие величину спроса, остаются неизменными, если цены на сопряженные товары постоянны, то с увеличением цены на картофель отдельные покупатели прекратят его покупать. И чем больше растет цена на него, тем больше людей вынуждены отказываться от его покупки ил покупать все меньше и меньше.

     График  кривой спроса построен при постоянстве всех его факторов. Теперь предположим, что доходы потребителей выросли. При этом потребители смогут купить больше товара по цене Р1 (точки А и В на рис. 2). Очевидно, что и по цене Р2 и Р3 будут покупать больше. Следовательно, точки характеризующие соотношение Р и D (цены и спроса), будут находиться правее первоначальной кривой спроса – D, а кривая спроса смещается вправо – D1.

     

     Рисунок 1.2 – Динамика кривой спроса

     На  графике хорошо видно, что увеличение спроса по причине роста доходов  потребителей сдвигает кривую вправо, а уменьшение спроса – влево. Очень важно не путать смещение спроса вправо – влево с перемещением точки по самой кривой спроса (точки А и С). Этот, второй, случай говорит о том, что величина спроса не меняется, а изменяется QD, т.е. увеличивается – уменьшается само производство товара, на который сохраняется постоянный спрос. Следовательно, цена растет не потому, что изменяется спрос (увеличивается), а по причине сокращения самого производства. Естественно, точно так же точка спроса (С) перемещается по самой кривой и в зависимости от изменения цены (Рс). Особенно характерно данное перемещение точки по самой кривой для современной России. 
 
 
 
 
 

     2 Поведение спроса

     2.1 Факторы изменения спроса

     Рассматривая  категорию «спрос», мы акцентировали внимание на влиянии изменения цены товара на величину спроса. При этом предполагалось, что меняется только цена товара, все же остальные факторы, которые могут оказывать влияние на спрос (вкусы потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т. п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается на спросе на товар X, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В частности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять спрос на большее или меньшее его количество.

     В том случае, когда под влиянием изменения какого-то фактора величины спроса меняются при каждой данной цене, происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.

     Наиболее  существенное воздействие на поведение  покупателей, а следовательно, и  на сдвиг кривой спроса оказывают  следующие детерминанты.

     Рассмотрим, какие неценовые факторы и как влияют на величину спроса[10]:

  • Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастет по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшения спроса и смещение криво спроса влево. Надо отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание и принятие потребителем арифмометра практически ликвидировало спрос на логарифмические линейки. Точно также появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.
  • Число покупателей на рынке. Очевидно, что увеличение числа покупателей на рынке обусловливает повышение спроса. А уменьшение их числа к сокращению. Так бум рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги. Увеличение продолжительности жизни повысило спрос на медицинские услуги, на места в дома для престарелых и клиниках.
  • Денежные доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше бифштексов, стереоустановок и виски. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Хотя большинство продуктов относятся к нормальным товарам, существует несколько исключений. В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать меньше хлеба, картофеля, капусты, поскольку возросший доход позволяет им покупать продовольствие с более высоким содержанием протеина, как, например, молочные продукты и мясо. Увеличение доходов может также вести к снижению спроса на поношенную одежду и третьесортные автомобили. В свою очередь, повышение доходов может снизить спрос на гамбургеры и маргарин, так как более состоятельные потребители переключаются на потребление натуральных котлет и сливочного масла. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает, при снижении доходов, называются товарами низшей категории.
  • Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Так, например, сливочное масло и маргарин являются взаимозаменяемыми товарами. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это в свою очередь, ведет к увеличению спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на сливочное масло понижается, потребители покупают его в большем количестве, вызывая уменьшение спроса на маргарин. Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, они сопутствуют друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин снижается, и вы в результате ездите больше, увеличенный пробег вашего автомобиля увеличит ваш спрос на моторное масло. И напротив, повышение цены на бензин сократит спрос на машинное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжен – это дополняющие товары. То же относится к ветчине и яйцам, видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фотопленке и т.д. когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один и спросом на другой существует обратная связь. Разумеется, многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, самостоятельные товары.
  • Потребительские ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможного повышения цен в будущем может побудить их покупать теперь же, чтобы упредить повышение. Равным образом, ожидание увеличения дохода может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.
  • Эффект отложенного спроса связан с существованием циклических колебаний спроса во времени — годовые, квартальные, недельные колебания. Так, в течение года имеют место три «пика» и три «провала» спроса. Первый «пик» — конец декабря — начало января (новогодние праздники), затем следует падение спроса. Второй «пик» — февраль — март — в России тоже приходится на праздники (23 Февраля, 8 Марта). Третий «пик» обычно приходится на август — сентябрь (период массовых отпусков, время подготовки к новому учебному году). Цикличность существует и в течение месяца — выделяют два «пика» — аванс и зарплату. В течение недели возрастание спроса наблюдается перед выходными.

     2.2 Парадоксы закона  спроса

     Следует обратить внимание на тот факт, что  в некоторых  случаях закон  спроса не действует. Такие ситуации принято называть парадоксами закона спроса.  Свое конкретное выражение  они находят в четырех случаях. Рассмотрим каждый из них.

     1. Товары, рассчитанные на богатых  покупателей или предметы роскоши,  привлекательность которых заключается  именно в их цене. Эти товары  являются престижными, именно  они служат для так называемого  «демонстративного потребления»  богатых покупателей, которое иллюстрируется эффектом Веблена: товары покупаются для того, чтобы произвести впечатление. Поэтому снижение цен на них снижает их привлекательность и приводит, как правило, к сокращению объема их продаж. (Вместе с тем, очевидно, что такое сокращение может частично или даже полностью компенсироваться за счет того, что эти товары становятся доступными для менее обеспеченных покупателей).

     2. Товары, о качестве которых покупатели  судят по цене. В случае, когда  покупатели плохо осведомлены  о товаре (асимметрия информации), они, как правило, судят о нем, ориентируясь на цену. Невысокая цена такого товара, сигнализируя покупателю о соответствующем качестве, вызывает эффект, противоположный действию закона спроса.

      3. Товары Гиффена. Английский  статистик и экономист Р.Гиффен, наблюдения которого впоследствии получили название «парадокса Гиффена», заметил, что в Англии XIX века «чем дороже становился хлеб, тем больше его покупали». «Парадокс Гиффена» объясняется тем, что хлеб был основным продуктом питания для основной массы населения Англии, имевшей очень низкий уровень доходов. При росте цены на хлеб, он становился для них практически единственным доступным продуктом питания, поскольку другие продукты (мясо, овощи, фрукты) оказывались относительно еще более дорогими. По этой причине объем спроса на хлеб возрастал. «Парадокс Гиффена» возникает в отношении товаров первой необходимости при условии очень низкого дохода потребителей и объясняется тем, что эффект дохода оказывает большее влияние на спрос, чем эффект замещения. Таким образом, он не противоречит действию закона спроса, так как происходит рост спроса на относительно подешевевший товар, даже при том, что его цена в абсолютном значении возрастает.

       4. Инфляционные ожидания – повышение  цен в период инфляции может привести к увеличению спроса, поскольку потребители ожидают в будущем  еще большего роста цен.

     3. Совокупный спрос. Эластичность спроса

     3.1 Совокупный спрос

     Совокупный  спрос характеризует желание  и возможность населения, фирм, государства и зарубежных стран приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен.

     В масштабах общества совокупный спрос  складывается из с-ледующих элементов: потребительского спроса на товары и  услуги - С; инвестиционного спроса фирм - I; государственных закупок - G; чистого экспорта - X.

     Можно выразить совокупный спрос следующим  образом[7]:

     где AD - совокупный спрос.

     Совокупный  спрос можно представить в  виде кривой AD, где по оси ординат  откладывается уровень цен (Р), а  по оси абсцисс - не номинальный, а реальный продукт, т.е. выраженный в ценах базового года (рис. 2).

     

     Рисунок 3.1 – Кривая совокупного спроса

     Кривая  совокупного спроса отражает изменение  совокупного уровня расходов населения, Правительства, бизнеса и зарубежных стран в зависимости от изменения уровня цен.

     На  отрицательный наклон кривой совокупного  спроса оказывают влияние следующие  ценовые факторы[13]:

  • «эффект процентной ставки»;
  • «эффект богатства»;
  • «эффект импортных товаров».

     Сдвиг кривой AD происходит в результате изменения  неценовых факторов:

  • изменения в потребительских расходах, т.е. связанные с изменением уровня благосостояния: рост доходов, изменения в подоходном налоге и т.п.;
  • изменения в инвестиционных расходах, т.е. в объеме закупок средств производства, связанные с изменением уровня налогов на бизнес, уровнем использования производственных мощностей;
  • изменения в государственных расходах, вызываемые преимущественно политическими решениями;
  • изменения в расходах на чистый экспорт, обусловленные уровнем доходов в стране, изменением валютного курса;
  • изменения в мировой экономике, поскольку валютные колебания, экономический рост в других странах также влияют на совокупный спрос.

     Рассмотрим  более подробно ценовые факторы, влияющие на сдвиг кривой[15]:

Информация о работе Теория спроса