Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа
Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.
Объектом исследования данной работы является спрос, как экономическая категория.
Предмет исследования – факторы и зависимости, определяющие основные закономерности поведения спроса, как экономической категории.
Введение 3
1 Спрос и кривая спроса 5
1.1 Закон спроса 5
1.2 Кривая спроса 10
2 Поведение спроса 13
2.1 Факторы изменения спроса 13
2.2 Парадоксы закона спроса 15
3. Совокупный спрос. Эластичность спроса 17
3.1 Совокупный спрос 17
3.2 Эластичность спроса по цене 20
3.3 Эластичность спроса по доходу 25
Заключение 27
Список литературы 29
Спрос
показывает то количество продукта, которое
потребители готовы и в состоянии
купить по некоторой цене из возможных
в течение определенного
Существует отрицательная или обратная связь между ценой и величиной спроса. Экономисты, назвали ее законом спроса. Суть закона - при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведет к соответствующему возрастанию величины спроса и наоборот.
В основе закона спроса лежит две причины[9]:
Закон спроса не действует в трех случаях:
Кроме того, экономисты объясняют действие закона спроса тремя эффектами[2]:
«Эффект роста выгоды». Снижение цены уменьшает расходы потребителя, но полезность не изменяется. Поэтому, сохраняя прежний объем расходов, покупатель получит больше полезности.
«Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму дохода приобрести товар в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.
«Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает другие. Поэтому, замещая другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
Спрос (D), или количество спроса (QD), определяется всегда в рамках конкретного промежутка времени (день, неделя, год) и некоего числа или контингента покупателей. Спрос без определения срока и примерного числа покупателей – пустая абстракция. Спрос всегда целесообразнее рассматривать с точки зрения выгодности цены, т.е. он должен показать либо на его основе должны рассчитать, сколько той или иной продукции будут покупать люди при такой конкретной цене на товар. Основное свойство спроса заключается в его увеличении с понижением цены при прочих равных условиях на рынке. И наоборот – спрос уменьшается с повышением цены. Цена и спрос – обратно пропорциональные величины. Именно эту обратную связь спроса и цены принято называть законом спроса. Изобразим означенную связь графически – построим кривую спроса. Для простоты анализа все факторы, влияющие на спрос, возьмем как единый фактор, повышающий или понижающий его[4].
Допустим,
на рынке установилась такая зависимость
между ценой на картофель и
количеством его потребления (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Спрос на картофель
Цена 1 кг, р. | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 7,0 |
Спрос, т | 1000 | 900 | 800 | 700 | 600 | 500 |
Перенесем данные из таблицы 2 на рисунок 1, где по оси ординат отложим цену (Р), а по оси абсцисс – спрос на картофель (QD).
Рисунок 1.1 – Кривая спроса
Кривая спроса имеет вид нисходящей кривой DD и выражает обратную связь между ценой и спросом – при понижении цены возрастает количество покупаемого картофеля, и наоборот. Из закона спроса вытекает, что если факторы, определяющие величину спроса, остаются неизменными, если цены на сопряженные товары постоянны, то с увеличением цены на картофель отдельные покупатели прекратят его покупать. И чем больше растет цена на него, тем больше людей вынуждены отказываться от его покупки ил покупать все меньше и меньше.
График кривой спроса построен при постоянстве всех его факторов. Теперь предположим, что доходы потребителей выросли. При этом потребители смогут купить больше товара по цене Р1 (точки А и В на рис. 2). Очевидно, что и по цене Р2 и Р3 будут покупать больше. Следовательно, точки характеризующие соотношение Р и D (цены и спроса), будут находиться правее первоначальной кривой спроса – D, а кривая спроса смещается вправо – D1.
Рисунок 1.2 – Динамика кривой спроса
На
графике хорошо видно, что увеличение
спроса по причине роста доходов
потребителей сдвигает кривую вправо,
а уменьшение спроса – влево. Очень важно
не путать смещение спроса вправо – влево
с перемещением точки по самой кривой
спроса (точки А и С). Этот, второй, случай
говорит о том, что величина спроса не
меняется, а изменяется QD, т.е. увеличивается
– уменьшается само производство товара,
на который сохраняется постоянный спрос.
Следовательно, цена растет не потому,
что изменяется спрос (увеличивается),
а по причине сокращения самого производства.
Естественно, точно так же точка спроса
(С) перемещается по самой кривой и в зависимости
от изменения цены (Рс). Особенно
характерно данное перемещение точки
по самой кривой для современной России.
Рассматривая категорию «спрос», мы акцентировали внимание на влиянии изменения цены товара на величину спроса. При этом предполагалось, что меняется только цена товара, все же остальные факторы, которые могут оказывать влияние на спрос (вкусы потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т. п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается на спросе на товар X, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В частности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять спрос на большее или меньшее его количество.
В том случае, когда под влиянием изменения какого-то фактора величины спроса меняются при каждой данной цене, происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.
Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей, а следовательно, и на сдвиг кривой спроса оказывают следующие детерминанты.
Рассмотрим, какие неценовые факторы и как влияют на величину спроса[10]:
Следует обратить внимание на тот факт, что в некоторых случаях закон спроса не действует. Такие ситуации принято называть парадоксами закона спроса. Свое конкретное выражение они находят в четырех случаях. Рассмотрим каждый из них.
1.
Товары, рассчитанные на богатых
покупателей или предметы
2. Товары, о качестве которых покупатели судят по цене. В случае, когда покупатели плохо осведомлены о товаре (асимметрия информации), они, как правило, судят о нем, ориентируясь на цену. Невысокая цена такого товара, сигнализируя покупателю о соответствующем качестве, вызывает эффект, противоположный действию закона спроса.
3. Товары Гиффена. Английский статистик и экономист Р.Гиффен, наблюдения которого впоследствии получили название «парадокса Гиффена», заметил, что в Англии XIX века «чем дороже становился хлеб, тем больше его покупали». «Парадокс Гиффена» объясняется тем, что хлеб был основным продуктом питания для основной массы населения Англии, имевшей очень низкий уровень доходов. При росте цены на хлеб, он становился для них практически единственным доступным продуктом питания, поскольку другие продукты (мясо, овощи, фрукты) оказывались относительно еще более дорогими. По этой причине объем спроса на хлеб возрастал. «Парадокс Гиффена» возникает в отношении товаров первой необходимости при условии очень низкого дохода потребителей и объясняется тем, что эффект дохода оказывает большее влияние на спрос, чем эффект замещения. Таким образом, он не противоречит действию закона спроса, так как происходит рост спроса на относительно подешевевший товар, даже при том, что его цена в абсолютном значении возрастает.
4. Инфляционные ожидания –
Совокупный спрос характеризует желание и возможность населения, фирм, государства и зарубежных стран приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен.
В масштабах общества совокупный спрос складывается из с-ледующих элементов: потребительского спроса на товары и услуги - С; инвестиционного спроса фирм - I; государственных закупок - G; чистого экспорта - X.
Можно выразить совокупный спрос следующим образом[7]:
где AD - совокупный спрос.
Совокупный спрос можно представить в виде кривой AD, где по оси ординат откладывается уровень цен (Р), а по оси абсцисс - не номинальный, а реальный продукт, т.е. выраженный в ценах базового года (рис. 2).
Рисунок 3.1 – Кривая совокупного спроса
Кривая совокупного спроса отражает изменение совокупного уровня расходов населения, Правительства, бизнеса и зарубежных стран в зависимости от изменения уровня цен.
На отрицательный наклон кривой совокупного спроса оказывают влияние следующие ценовые факторы[13]:
Сдвиг кривой AD происходит в результате изменения неценовых факторов:
Рассмотрим более подробно ценовые факторы, влияющие на сдвиг кривой[15]: