Спрос на деньги

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:23, реферат

Краткое описание

Деньги - одно из величайших человеческих изобретений, любой стандартный предмет, вещь, которые могут служить средством обмена. Без денег мы вынуждены были бы менять товары непосредственно на другие товары, т. е. осуществлять бартер, который возможен лишь при взаимном совпадении потребностей обоих меняющих. Деньги всегда гарантируют такое двойное совпадение. Люди продают деньги за блага, которые они хотят купить, и продают блага за деньги, когда они хотят что-нибудь продать. Деньги понижают трансакционные затраты. Постепенная эволюция денежного обмена — последствия экономизирующего (рационального) поведения людей — получение максимально возможного из ограниченных ресурсов.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………….……..2
2.Денежная масса
2.1 Спрос на деньги………………………………………………………….……3
2.2.Предложение денег……………………………………………………….…....4
3.Макроэкономические факторы
3.1. Равновесие на денежном рынке. Факторы, влияющие на спрос и предложение денег…………………………………………………………………………….………....7
3.2. Денежная масса и скорость обращения денег………………………….……. 11
3.3.Влияние роста денежной массы на процентные ставки ..........................12
3.4. Рост денежной массы и валютный курс ……………………………………13
4.Список литературы и источники………………………………….………….…14

Файлы: 1 файл

Спрос на деньги.docx

— 66.68 Кб (Скачать)
 

    Содержание

    1. Введение………………………………………………………………….……..2

    2.Денежная  масса

    2.1 Спрос на деньги………………………………………………………….……3

    2.2.Предложение  денег……………………………………………………….…....4

    3.Макроэкономические факторы

    3.1. Равновесие на денежном рынке. Факторы, влияющие на спрос и предложение денег…………………………………………………………………………….………....7

       3.2. Денежная масса и скорость обращения денег………………………….……. 11

    3.3.Влияние  роста денежной массы на процентные ставки ..........................12

    3.4. Рост денежной массы и валютный  курс ……………………………………13

    4.Список  литературы и источники………………………………….………….…14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение

    Деньги - одно из величайших человеческих изобретений, любой стандартный предмет, вещь, которые могут служить средством обмена. Без денег мы вынуждены были бы менять товары непосредственно на другие товары, т. е. осуществлять бартер, который возможен лишь при взаимном совпадении потребностей обоих меняющих. Деньги всегда гарантируют такое двойное совпадение. Люди продают деньги за блага, которые они хотят купить, и продают блага за деньги, когда они хотят что-нибудь продать. Деньги понижают трансакционные затраты. Постепенная эволюция денежного обмена — последствия экономизирующего (рационального) поведения людей — получение максимально возможного из ограниченных ресурсов.Деньги являются согласованной счетной единицей для установления цен на товары и услуги, выполняют также функцию сохранения ценности (функцию сбережения). Деньги функционируют как средство сохранения, сбережения сокровища. Если бы они не действовали таким образом, их бы не принимали как средство обмена. Чем устойчивее деньги, тем лучше они действуют как средство сохранения ценности, сокровища. Однако чем сильнее инфляция, тем больше подрывается данная функция денег. При гиперинфляции эта функция полностью исчезает.

    Целью данной работы является:

    Рассмотреть понятие спрос на деньги

    Определить  предложение денг

      Рассмотреть влияние роста денежной массы на макроэкономические факторы

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Денежная  масса

       2.1Спрос на деньги.

  Спрос на деньги предопределяется такими их функциями, как средство обращения  и средство накопления. Хозяйственные  агенты нуждаются в деньгах, чтобы  тратить их, используя их как средство платежа в настоящем и будущем.

  Совокупный (общий) спрос на деньги включает в  себя:

   1) деловой спрос –спрос на  деньги для оплаты товаров  и услуг и

   2)спрос на деньги как запасную  стоимость (средство сбережения).

  Деловой спрос, спрос для сделок Dm1- каждый экономический субъект в каждый данный момент должен располагать определенной суммой денег (денежными остатками), чтобы иметь возможность беспрепятственно совершать сделки. Домашним хозяйствам нужны деньги, чтобы покупать товары, оплачивать коммунальные услуги и т.п. Предприятиям нужны деньги для оплаты сырья, материалов, выплаты заработной платы и т.п.

  Величина  спроса на «денежные остатки» зависит  от номинального ВНП, т.е. деловой спрос  на деньги прямо пропорционален реальному  объему ВНП и уровню цен. Очевидно, что рост реального объема ВНП  ведет (при прочих равных условиях) к росту доходов, что стимулирует  большие расходы и больший  спрос на деньги для сделок. Такая  же прямая связь существует между  деловым спросом и ценами. Известно, что покупательная способность  денег измеряется количеством товаров  и услуг, которые можно на них  купить. Если цены растут, покупательная  способность денег падает, и для  того чтобы сохранить реальные доходы на прежнем уровне, денег потребуется  больше.

  Таким образом:

  Dm 1= f (Q,p) > 0,

  где Q – реальный объем валового национального  продукта;

  р – абсолютный уровень цен.

  Часть своих доходов люди сберегают, причем эти сбережения могут осуществляться либо в денежной форме (накопление наличных денег или средств на депозитных счетах), или в виде различных финансовых активов (государственные ценные бумаги, акции, облигации и др.). Каждая из этих форм сбережений имеет свои преимущества. Деньги абсолютно ликвидны, но не приносят дохода. Ценные бумаги – менее ликвидны, но приносят доход. Отсюда: спрос на деньги, как средство сбережения или спрос на деньги со стороны активов – Dm 2 – зависит от предпочтения ликвидности.

  Если  экономические субъекты предпочитают иметь высоколиквидные активы –  спрос на деньги растет, если менее  ликвидные, но доходные тогда спрос на деньги падает. В свою очередь вопрос о том, как распределяются сбережения между деньгами и неденежными активами, решается в зависимости от нормы процента. Если норма процента повышается, то курс ценных бумаг падает, их доходность возрастает и экономические субъекты предпочитают делать сбережения в форме неденежных активов – спрос на деньги как средство сбережения падает. И наоборот.

  Отсюда:

  Dm 2 = f (i) > 0,

  где i – уровень процентной ставки.

  Таким образом, совокупный спрос на деньги зависит от реального объема производства, уровня цен и нормы ссудного процента.

  Соединение  денежного предложения (Sm) с общим  спросом на деньги (Dm) дает картину  денежного рынка. Денежный рынок  – это рынок, на котором спрос  на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цену» денег.

  Основными участниками денежного рынка  являются: фирмы, правительство, центральный  и коммерческие банки. Объект купли-продажи  – деньги, предоставляемые во временное  пользование. Особенность денежного  рынка в том, что в отличие  от товарных рынков, где процесс  купли-продажи представляет собой  обмен товарами и услугами по ценам, измеренным в денежных единицах, на денежном рынке деньги фактически обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной  ставки процента. Как и на любом  рынке равновесие имеет место  в точке пересечения кривых спроса и предложения.[http://www.pravo.vuzlib.net]

  2.2. Предложение денег

  Предложение денег — количество денег в экономике страны.

    Величина  предложения денег определяется экономическим поведением:

    • Центрального банка, который обеспечивает и контролирует наличные деньги;

    • коммерческих банков (банковского сектора  экономики), которые хранят средства на своих счетах;

    • населения (домохозяйств и фирм –  небанковского сектора экономики), которое принимает решения, в  каком соотношении разделить  денежные средства между наличными  деньгами и средствами на банковских счетах.

    Центральный банк, коммерческие банки и небанковский сектор определяют предложение денег. Предложение денег Sвключает в себя наличность вне банковской системы (С) и текущие депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок.

    Только  банки обладают способностью увеличивать  предложение денег. Дополнительное предложение денег, возникшее в  результате нового депозита, равно

    

    где rr – норма обязательного резервирования;

    – депозит;

    Коэффициент 1/rr – банковский мультипликатор.

    Общая модель предложения денег строится с учетом роли ЦБ и возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность.

    Денежная  база (МВ) – наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ:

    МВ = С+ R,

    где R – резервы банка.

    Тогда предложение денег имеет вид

    

,

    где – денежный мультипликатор (показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу):

    m = (1 + сr)/(сr+rr),

    где сr = С/D,

    rr = R/D. 

    сr – коэффициент предпочтения наличности (определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты).

    Величина rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой ЦБ, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы. Поскольку клиент может помещать деньги на текущий или на срочный вклад, то ЦБ устанавливает разные резервные требования.

    Таким образом, предложение денег прямо  зависит от денежной базы и денежного  мультипликатора.

    Графически  функция предложения денег имеет  три графика (рис. 1):

    1)   ЦБ контролирует денежную массу страны (при монетарной политике, направленной на поддержание М=const);

    2)   ЦБ контролирует ставку процента (при гибкой денежно-кредитной политике, когда i=const);

    3)   ЦБ ничего не контролирует (допускаются изменения и массы денег в обращении, и ставки процента).

Рис. 1. Денежное предложение при различных целях  денежно-кредитной политики 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Макро  экономические факторы

    3.1.Равновесие на денежном рынке. Факторы, влияющие на спрос и предложение денег.

  Взаимодействие  предложения денег и спроса на деньги показано на Рис. 2 “Анализ кривых IS—LM

  

  Рис. 2. Кривые IS-LM.

  Анализ кривых IS—LM — разработанный Дж. Хиксом и А. Хансеном метод исследования условий одновременного равновесия на рынке товаров и денежном рынке в стране. Кривая IS (инвестициисбережения) отражает равновесие на рынке товаров: чем больше сберегается, тем больше инвестиций (и следовательно, производство), но тем нижеспрос на товары, поскольку у потребителей остается меньше денег. В связи с усовершенствованием модели здесь рассматривается, с одной стороны, уровеньреального процента r, с другой — национальный доход Y, но название самой модели сохранилось. Кривая IS показывает, что если реальная ставка процента повышается, то для того чтобы сохранить равновесие на рынке товаров, их производство должно сокращаться. Все точки IS являются такими комбинациями и r, при которых рынок товаров находится в равновесии.

  Кривая LM (от liquidity demand, спрос на ликвидные активы, т. е. спрос на деньги, и money supply,предложение денег) отражает соответственно возможные комбинации спроса и предложения денег, обеспечивающие равновесие на денежном рынке. В каждой ее точке спрос на деньги, определяемый уровнем реальной процентной ставки r, равен задаваемому экзогенно (под влиянием денежной политики государства) предложению денег.

Информация о работе Спрос на деньги