Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 13:11, реферат
Факторы спроса, воздействующие на выбор покупателя. Модель спроса, ее построение.
Спрос. Функция спроса
Спрос - один из фундаментальных критериев рыночной экономики. Он характеризует потребности людей. Однако далеко не всякая потребность может быть и действительно бывает учтена рынком. Для этого она должна стать платежеспособной потребностью. Другими словами, спрос данного потребителя качественно характеризуется не столько тем, что он хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации.
Часто
говорят, что спрос определяется
максимальными возможностями
В
этом определении важны оба
Факторы спроса, воздействующие на выбор покупателя
Попробуем выделить в этой среде главные факторы (детерминанта спроса), воздействующие на выбор покупателя:
- цена данного товара (Р);
-цены товаров,
заменяющих данное благо в
потреблении, или товаров-
- цены товаров,
дополняющих данное благо в
потреблении, или
- доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара (Y);
- вкусы и предпочтения потребителя (Z);
- объективные, естественные (внешние) условия потребления (N);
- ожидания потребителей (Е).
От словесной модели, описывающей совокупность факторов, воздействующих на объем спроса, мы, используя данные им обозначения, можем теперь перейти к аналитической.
Модель спроса, ее построение
Функцией спроса
называется зависимость величины спроса
от соответствующих указанным
QD = f (P, Рs1 … Psn, Рс1 … Pсm, Y, Z, N, Е).
Функция спроса, взятая в таком обобщенном виде, позволяет описать зависимость между указанными переменными даже в том случае, когда точное количественное соотношение между ними неизвестно. Например, зная, что при повышении цены на хлеб с 2500 до 3000 объем спроса на него уменьшается, мы можем не знать, на сколько именно он уменьшится, но мы можем выразить зависимость между ними в общей функциональной форме: при Р↑ QD↓.
Конечно, мы могли бы и расширить данный список факторов, воздействующих на спрос (детерминант спроса). Однако и приведенной совокупности вполне хватит, чтобы обречь практика на долгие наблюдения и вычисления. Поэтому чаще всего поступают обратным образом: сокращают число принимаемых во внимание факторов до необходимого минимума. Фактически это означает, что прочие факторы считаются неизменными (действует правило ceteris paribus). В крайнем случае получается зависимость объема спроса от цены данного товара:
QD = f (P).
Эту зависимость уже достаточно легко оценить, проводя соответствующие измерения и обобщая полученные в ходе статистических наблюдений данные в виде таблиц (шкал) либо графиков.
аблица (шкала) спроса. График кривой спроса
Таблица (шкала) спроса может иметь следующий вид:
Таблица 4.1
Цена товара | 1000 | 2000 | 3000 | 4000 | 5000 | 6000 | 7000 |
Покупаемое количество | 90 | 80 | 70 | 60 | 50 | 40 | 30 |
При всем многообразии определяемых таким образом конкретных функций спроса их объединяет одно общее свойство: сростом цены (при прочих равных условиях, т.е. когда значения всех факторов, перечисленных выше, не меняются) количество товара, которое способен купить потребитель, сокращается (точнее, не растет). Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом спроса. Поэтому выражающая ее на графике кривая спроса (рис. 4.1) имеет отрицательный наклон.
Вместе с тем взаимосвязь цены и покупаемого количества можно рассматривать и в обратном направлении. В таком случае та же самая кривая спроса на том же самом графике будет показывать, какую именно максимальную цену готов заплатить данный потребитель за каждое данное количество товара (рис. 4.2).