Экономика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Последние 10 лет экономика Республики Беларусь развивается высокими темпами. Валовой внутренний продукт страны за период с 1997 по 2006 г. увеличился более чем в 2 раза, производство промышленной продукции – в 2,7, розничный товарооборот – в 4,6 раза, реальные денежные доходы населения – в 3,6 раза [6, с.21].
Рост ВВП обеспечен, главным образом, за счет увеличения объемов производства в ведущих отраслях экономики – промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.
Важной особенностью 2006 г. стало повышение рентабельности реализованной продукции до 15,5% с 14,5% в 2005 году.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Краткая характеристика деятельности предприятия………………...6
Раздел 2. Основные средства предприятия и их использование…………........9
Раздел 3. Оборотные средства и их использование…………………………...19
Раздел 4. Производительность труда…………………………………………...26
Раздел 5. Издержки предприятия и себестоимость продукции….…………...31
Раздел 6. Прибыль и рентабельность………………………………………......39
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………..50
Приложения……………………

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия - МИТСО.doc

— 1.07 Мб (Скачать)
 
 

Рисунок 1.1 - Схема формирования прибыли (убытка) организации 

возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (если это не является предметом деятельности организации);

     - прибылей (убытков), связанных с участием  в уставных фондах других организаций;

     - прибылей (убытков), связанных с участием организации в совместной деятельности по договору простого товарищества;

     - прибылей (убытков) по операциям с тарой;

     - убытков по содержанию производственных  мощностей и объектов, находящихся на консервации, в соответствии с законодательством;

     - убытков, связанных с аннулированием  производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции;

     - доходы, полученные в результате приходования излишков;

     - прибыли (убытки), полученные в результате отражения курсовых разниц, возникающих при переоценке имущества и обязательств;

     Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (чистая прибыль), представляет собой разность между прибылью отчетного периода и налоговыми платежами и сборами за счет нее. Указанная прибыль остается в распоряжении организации и может направляться на определенные цели в соответствии решениями собственника.

     Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

     В соответствии с этим по мере поступления  чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению навой техники; на совершенствование технологии и организации производства, на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.

     Таким образом, финансовые результаты работы организации формируются в процессе реализации продукции (товаров, работ, услуг), основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных и прочих активов, а также операционных и внереализационных доходов и расходов.

     6.2 Определить прибыль  отчетного периода  и чистую прибыль 

     предприятия 
 

     Данные  показатели определим на основании  формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» (приложение Д).

     Сведем  расчет прибыли отчетного периода  и чистой прибыли в таблицу 6.1.

Таблица 6.1 – Определение прибыли отчетного периода и чистой прибыли за 2006 год ДКУПП «Витебский завод металлоконструкций»

Наименование  показателя Сумма, млн. руб.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг 1349
Налоги, включаемые в выручку от реализации 240
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг 1109
Расходы на реализацию -
Прибыль (убыток) от реализации 148
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов -
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов  и расходов -7
Прибыль (убыток) отчетного  периода 141
Налоги  и платежи, производимые из прибыли 56
Расходы и платежи из прибыли -
Прибыль (убыток) к распределению (чистая прибыль) 85
 

     Следовательно, производственно-хозяйственную деятельность ДКУПП «Витебский завод металлоконструкций», осуществляемую в 2006 году можно оценить положительно, т. к. была получена чистая прибыль в сумме 85 млн. руб. 
 
 

     6.3 Указать порядок  распределения чистой  прибыли предприятия 

     Распределение прибыли на предприятии производится в соответствии с Законом о  налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивными и методическими указаниями Министерства финансов, уставом предприятия.

     Предприятие обеспечивает выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками и потребителями, вышестоящей организацией, финансирует затраты на техническое перевооружение, социальное развитие и материальное стимулирование.

     За  счет средств чистой прибыли, полученной в течение 2006 года, 2,55 млн. руб. на анализируемом предприятии было направлено на создание резервного фонда (использовано 3%), на инвестиционные программы 2,98 млн. руб. (около 3,5%).

     Создание  правильных соотношений при распределении  прибыли между основными направлениями  обеспечивается эффективностью и реальностью основной пропорции – потребление и накопление.

       6.4 Понятие и виды рентабельности 
 

     Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса [7, с.345]. Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок. Уровень рентабельности зависит прежде всего от величины прибыли и размера затрат и применяемых ресурсов. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодность производства отдельных видов продукции и услуг.

     Рентабельность  продукции ( ) исчисляется путем отношения прибыли от реализации ( ) к сумме затрат на производство и реализацию продукции ( ):

                                                            (6.1) 

     Рентабельность  продаж (оборота) или коммерческая маржа  рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или денежного потока, включающего прибыль и амортизацию, на сумму полученной выручки (В).  

                                             (6.2) 

     Рентабельность  основных средств, определяется отношением прибыли отчетного периода ( ) и среднегодовой стоимости основных производственных средств ( ):

                                                       (6.3) 

     Рентабельность  производства, характеризующаяся отношением прибыли отчетного периода ( ) и суммой среднегодовой стоимости основных производственных средств ( ) и средних остатков оборотных средств ( ):

                                                  (6.4) 

     Показатели  рентабельности более полно, чем  прибыль, характеризуют окончательные  результаты хозяйствования, потому что  их величина отражает соотношение эффекта  с вложенным капиталом или  потребленными ресурсами [10, с.456].

     6.4.1 Определить показатели рентабельности 
 

     1) Рентабельность продукции: 

                                                                             148

                            RП = --------------* 100 = 15,4%.

            961 

     2) Рентабельность продаж (оборота) или коммерческая маржа: 

                                                                             148

                            Rоб = --------------* 100 = 13,3%.

           1109  

     3)Рентабельность основных средств: 

                                                                             141

                            RОС = --------------* 100 = 5,3%.

            2657 

     4) Рентабельность производства: 

                                                                             141

                            Rпр-ва = ----------------* 100 = 4,3%.

             (2657 + 611,5) 
 

     Таким образом, полученные значения показателей  рентабельности, которые рассматривают  эффективность деятельности ДКУПП «Витебский завод металлоконструкций» с различных позиций, сведем в таблицу 6.2.

Таблица 6.2 – Показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности ДКУПП «Витебский завод металлоконструкций»

Наименование  показателей Единицы измерения Значения
Затраты на 1 рубль реализованной продукции руб. 0,850
Прибыль отчетного периода млн. руб. 141
Чистая  прибыль млн. руб. 85
Рентабельность  продукции % 15,4
Рентабельность  продаж % 13,3
Рентабельность  основного капитала % 5,3
Рентабельность  производства % 4,3
 

     За 2006 год на предприятии рентабельность реализованной продукции составила 15,4%, показатель рентабельности продаж сложился на уровне 13,3%. Показатель рентабельности реализованной продукции можно оценить как достаточно высокий, предприятие получало прибыль с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

     6.5 Указать пути увеличения  прибыли и повышения

     рентабельности  на промышленных предприятиях РБ 
 

     Многообразие  факторов, влияющих на прибыль,  требует  их  классификации, которая, в то  же  время,  имеет важное  значение  для определения основных направлений поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

     При этом факторы, влияющие на прибыль, классифицируются по разным признакам. Так, выделяют факторы  внешние и внутренние.

     Внутренние  факторы – факторы, которые зависят  от деятельности самого предприятия  и характеризуют стороны работы коллектива.

     Внешние факторы – факторы, не зависящие  от деятельности самого предприятия. Однако они могут оказывать существенное влияние на прибыль. В процессе анализа  влияние внутренних и внешних  факторов дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешних воздействий, что имеет важное значение для объективной оценки собственных достижений коллектива.

Информация о работе Экономика предприятия