Экономика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Последние 10 лет экономика Республики Беларусь развивается высокими темпами. Валовой внутренний продукт страны за период с 1997 по 2006 г. увеличился более чем в 2 раза, производство промышленной продукции – в 2,7, розничный товарооборот – в 4,6 раза, реальные денежные доходы населения – в 3,6 раза [6, с.21].
Рост ВВП обеспечен, главным образом, за счет увеличения объемов производства в ведущих отраслях экономики – промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.
Важной особенностью 2006 г. стало повышение рентабельности реализованной продукции до 15,5% с 14,5% в 2005 году.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Краткая характеристика деятельности предприятия………………...6
Раздел 2. Основные средства предприятия и их использование…………........9
Раздел 3. Оборотные средства и их использование…………………………...19
Раздел 4. Производительность труда…………………………………………...26
Раздел 5. Издержки предприятия и себестоимость продукции….…………...31
Раздел 6. Прибыль и рентабельность………………………………………......39
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………..50
Приложения……………………

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия - МИТСО.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

     В свою очередь внутренние факторы  подразделяются на внепроизводственные  и производственные.

     К внепроизводственным факторам относят: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными ценностями, организация экономической и финансовой работы, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта работников предприятия.

     Производственные  факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.

     В процессе осуществления хозяйственной  деятельности предприятия, связанной  с производством, реализацией продукции  и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости и взаимосвязи.

     Среди многообразия внешних факторов можно  выделить основные из них:

     1. степень политической стабильности;

     2. состояние экономики государства;

     3. демографическая ситуация в стране;

     4. конъюнктура рынка, в том числе  рынка потребительских товаров;

     5. темпы инфляции;

     6. ставка процента за кредит;

     7. государственное регулирование  экономики;

     8.платежеспособный   спрос   потребителей   -   динамика   и   колебание  платежеспособного спроса предопределяет стабильность получения  торговой выручки;

     9.  цены,  устанавливаемые  поставщиками  товаров  –  так   как   повышение закупочных цен не  всегда сопровождается адекватным  повышением  продажных цен. Розничные  торговые предприятия  часть   повышения  цен  поставщиками зачастую компенсируют  за  счет  снижения  доли  собственной  прибыли  в розничной  цене  товаров.  Повышение  же  цен  на  услуги   транспортных предприятий, коммунального хозяйства и  других  аналогичных  предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового  предприятия,  тем  самым уменьшая прибыль;

     10. налоговая и кредитная политика  государства;

     11. развитие деятельности общественных  организаций  потребителей  товаров  и услуг;

     12. развитие профсоюзного движения;

     13. экономические условия хозяйствования;

     14. емкость рынка.

        К внутренним факторам относятся:

     1) объем валового дохода;

     2) производительность труда работников;

     3) скорость оборачиваемости товаров;

     4) наличие собственных оборотных  средств;

     5) эффективность использования основных фондов;

     6) объем розничного товарооборота  – так как неизменной доли  прибыли  в  цене товара  рост  объема  продажи  позволяет   увеличить  сумму  прибыли.  При наращивании объема товарооборота  необходимо помнить о его структуре,  так как прибыльность тех или иных товарных групп различна. Разумеется, нельзя отдавать   предпочтение   только   высокорентабельным    товарам, лишь рационализация  структуры  товарооборота  позволит  достичь   нормального уровня прибыли

     7)  порядок  ценообразования  -  важно   выбрать   правильную   коммерческую стратегию, потому что рост доли прибыли в составе торговой надбавки может привести к снижению объема  реализации  товаров из-за  высоких цен.  Но логичным следствием может стать в некоторых случаях снижение  уровня торговой   надбавки   для   ускорения   реализации   товаров   (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная  или разовая).  Это  позволит  увеличить  сумму   прибыли   за   счет   объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств:  чем меньше  срок  реализации  товаров,  тем  большую  суму  прибыли  получает предприятие  в  единицу  времени.  Также  очевидно,  чем  большей  суммой оборотных средств располагает предприятие, тем больше прибыли оно получит в результате одного их оборота. При этом  важна  не  только  общая  сумма оборотных  средств,  но  и  соотношение  между  собственными  и  заемными  средствами,  поскольку  использование   кредитов   увеличивает   издержки торгового предприятия;

     8) уровень издержек обращения - при неизменной  величине  торговой  надбавки за счет снижения  расходов предприятия можно   увеличить  сумму  получаемой  прибыли. Осуществление режима  экономии позволяет снижать текущие   затраты предприятия. При этом необходимо  учитывать,  что под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение издержек обращения.

     9) структура товарной продукции  может оказывать  как  положительное,  так  и отрицательное влияние   на  сумму  прибыли.  Если  увеличится  доля  более рентабельных видов продукции в  общем  объеме  ее  реализации,  то  сумма прибыли  возрастет,   и   наоборот,   при   увеличении   удельного   веса  низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

     10) средства труда;

     11)  предметы труда;

     12) трудовые ресурсы.

        По каждому из этих двух  групп выделяются следующие виды:

         1. экстенсивные факторы;

         2. интенсивные факторы.

        К экстенсивным относятся факторы,  которые отражают объем производственных  ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

     К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования  ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В рамках курсовой работы были освещены и изучены вопросы, необходимые  для проведения качественного и  грамотного экономического анализа. Примеры  расчета экономических показателей  проводились на производственно-хозяйственных  данных ДКУПП «Витебский завод металлоконструкций». Оценка деятельности данного предприятия за два года позволила сделать вывод о достаточно эффективной работе.

     Средства  труда (основные средства) в отличие  от предметов труда участвуют  в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою первоначальную форму. Однако в процессе производства они постепенно изнашиваются, перенося свою стоимость на вновь создаваемый продукт.

     За  исследуемый период стоимость основных средств производственного назначения ДКУПП «Витебский завод металлоконструкций» увеличилась на 443 млн. руб., темп прироста составил 15,3% = [(3341/289*100)-100]. Данное изменение произошло в основном за счет дооценки основных средств.

        К оборотным средствам предприятий относится часть средств производства (производственных средств), вещественные элементы которых в процессе труда, в отличие от основных производственных средств, расходуются в каждом производственном цикле, и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу.

     Наибольший  удельный вес в общей структуре оборотных средств ДКУПП «Витебский завод металлоконструкций» как на начало анализируемого периода, так и на конец занимают товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги 53,4% и 48,0% соответственно.

     Производительность  труда является одним из важнейших факторов роста эффективности производства. Ее повышение позволяет снизить затраты на выпуск продукции, обеспечить рост прибыли, увеличить среднюю заработную плату, обновить оборудование, повысить конкурентоспособность предприятия и улучшить его финансовую устойчивость.

     Для измерения производительности труда  применяются два показателя - выработка и трудоемкость.

     Между выработкой и трудоемкостью наблюдается  обратно пропорциональная зависимость: при увеличении выработки снижается трудоемкость и, наоборот, уменьшение трудоемкости ведет к росту выработки.

     Годовая производительность труда одного работника промышленно-производственного персонала анализируемого предприятия составила 23,460 млн. руб.

     Выработка за один человеко-час составила 11,108 тыс. руб. Данные показатели можно оценить положительно.

     При воспроизводстве, как непрерывно возобновляющемся в последовательно сменяющихся  стадиях процесса общественного производства, часть стоимости продукта обособляется и превращается в особую категорию - издержки организации. В условиях товарно-денежных отношений издержки, выражающие затраты организации на выпуск и реализацию продукции в денежной форме, принимают форму себестоимости.

     Наибольший удельный вес в структуре себестоимости произведенной продукции имеют материальные затраты, доля которых в структуре составила в анализируемом периоде 51,1%. Наибольший удельный вес в стоимости материальных затрат занимают сырье и материалы – 90,2%. Велик их удельный вес и в общей структуре себестоимости произведенной продукции ДКУПП «Витебский завод металлоконструкций» – 46,1%.

     Тема  прибыли и рентабельности особенно остра для белорусских предприятий, поскольку затяжной экономический  кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли.  К тому же оказавшись с начала реформ в условиях «свободного экономического плавания»,  предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования. 

     Производственно-хозяйственную  деятельность ДКУПП «Витебский завод  металлоконструкций», осуществляемую в 2006 году можно оценить положительно, т. к. была получена чистая прибыль в сумме 85 млн. руб.

     Экономическая нестабильность, монопольное положение  товаропроизводителей искажают  формирование  прибыли  как  чистого дохода,  приводят  к  стремлению  получения  доходов   главным   образом   в результате  повышения цен.  Устранению  инфляционного наполнения прибыли способствуют   финансовое   оздоровление   экономики,   развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи  должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.  
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

     
  1. Борщевский, И.И. Производительность труда: методы анализа и прогнозирования / И.И. Борщевский, В.А. Трухов; Под ред. А.А. Ракова. – Мн.: Наука и техника, 1988. – 141 с.
  2. Бухгалтерский учет для неучетных специальностей: Учеб. пособие / Н. И. Ладутько, П. Е. Борисевский, Е. Н. Ладутько; Под общ. Ред. Н. И. Ладутько. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 576с.
  3. Грищенко, О.В. Анализ использования основных производственных фондов / О.В. Грищенко // Экономика. Финансы. Управление. – 2004. - №5. – с. 81 – 87.
  4. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА -М, 2002. - 384с.
  5. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. – Мн.: Юнипак. – 200 с.
  6. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хояйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособия / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под об ред. В. Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.
  7. Новиченко, Н.В. Экономика и организация промышленного производства / Н.В. Новиченко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 412 с.
  8. Раицкий,  К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов / К.А. Раицкий. – 2-е изд. - М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 696 с.
  9. Русак, Н.А. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Н.А. Русак, В.И. Стражев, О.Ф. Мигун и др.; Под общ.ред. В.И. Стражева. – 4-е изд., испр. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1999. – 398 с.
  10. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: Учебник / Г.В. Савицкая. – 8-е изд., перераб. – Москва: Новое знание, 2003. – 640 с.
  11. Самара Н.А. Экономика и организация труда: Учеб-практ. пособие / Н.А. Самара. – Мн.:БГЭУ, 2005. – 210 с.
  12. Финансы предприятий: Учебник / Л. Г. Колпина, Т. Н. Кондратьева, А. А. Лапко и др.; Под общ. ред. Л. Г. Колпиной. – 2-е изд., дораб. И доп. – Мн.: Выш. шк., 2004. - 336 с.
  13. Экономика организаций (фирм): Учеб пособие // И.В.Пичужкин. - М.:Юрайт - Издат, 2003. - 319с.
  14. Экономика предприятия и отрасли промышленности. Серия «Учебники, учебные пособия». 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 544 с.
  15. Экономика предприятия: Учеб. для вузов / Под ред. В.П.Грузинова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 535с.
  16. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 718 с.
  17. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 4-е изд. Под ред. В. М. Семенова. - Изд-во «Питер», 2007 год, 384 с
  18. Экономико-инвестиционный обзор – Республика Беларусь – 2007, Министерство иностранных дел РБ. Оформление УП «Белта», 2007. – 32с.

Информация о работе Экономика предприятия