Экономический анализ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий» посвящена вопросам оценки и анализа состава и структуры имущества предприятия, его платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности результатов финансовой деятельности и является завершающим этапом изучения дисциплины «Экономический анализ».
Основными задачами выполнения курсовой работы являются:
- углубление теоретических знаний по дисциплине;
- закрепление навыков применения методов и приемов экономического анализа;
- развитие способности объективной оценки сложившихся производственно-хозяйственных условий;
- углубление знаний в области аналитических расчетов на материалах бухгалтерской отчетности;
- развитие исследовательской деятельности и творческой инициативы.

Оглавление

Введение 3
1. Анализ имущественного состояния предприятия 6
1.1. Общая оценка 6
1.2. Оценка имущественного состояния предприятия и источников его формирования 8
1.3. Анализ дебиторской задолженности 13
1.4 Анализ состава и структуры источников финансирования 19
1.5 Анализ кредиторской задолженности 27
1.6. Сравнительный анализ кредиторской и дебиторской задолженностей 29
2. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия 32
2.1. Понятие и задачи финансовой устойчивости 32
2.2. Определение финансовой устойчивости 33
2.3. Определение текущей и перспективной платежеспособности 37
2.4. Группировка балансовых статей для оценки ликвидности баланса 38
2.5. Расчет и анализ относительных коэффициентов ликвидности 42
3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 53
3.1. Анализ состава и динамики показателей прибыли 53
3.2. Факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ и услуг 55
3.3. Общая оценка эффективности использования оборотных средств 58
3.4. Анализ показателей рентабельности 62 Заключение 68
Список использованной литературы 72
Приложение 1 73
Приложение 2 76
Приложение 3 78

Файлы: 1 файл

4 вариант.doc

— 818.50 Кб (Скачать)

Результаты анализа  используются для принятия экономических решений, направленных на эффективное использование ресурсов, выбор наилучшего варианта инвестиций, обоснование перспективы развития предприятия и т. д.

 


 

 

 

 

                                                        

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1. Модель формирования финансовых результатов деятельности предприятия

 

3.2. Факторный анализ прибыли от продажи

продукции, работ  и услуг

 

Основную часть прибыли  предприятия получают от реализации продукции, товаров, работ и услуг.

Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции  также может оказывать как  положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в объеме реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, а ее рост — к падению.

Изменение среднего уровня реализационных цен на продукцию  и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Повышение цен на сырье, материалы, топливо способствует увеличению себестоимости и снижению суммы  прибыли.

Таким образом, прибыль  от продажи товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализованную продукцию, цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Проведение факторного анализа прибыли от продажи позволяет оценить резервы повышения эффективности производства и сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.

 

При внешнем экономическом  анализе в качестве источника информации используется бухгалтерская отчетность ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», что ограничивает возможности факторного анализа.

Формализованный расчет прибыли от продажи продукции (Пр) можно представить в таком виде:

Прррук                                                                                   (3.1)

где:

Вр — выручка (нетто) от продажи продукции, товаров, работ и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), руб.;

Ср — себестоимость реализации продукции, товаров (работ, услуг), исключая управленческие и коммерческие расходы, руб.;

Ру — управленческие расходы, руб.;

Рк — коммерческие расходы, руб.

Для оценки факторов, влияющих на формирование суммы прибыли от продажи продукции, рассмотрим показатели в таблице 6

Как видно из данных таблицы, в отчетном периоде по сравнению  с предыдущим периодом прибыль от продажи возросла на 1686тыс. руб., что составило 58,93%. Эти изменения произошли в результате увеличения выручки от продажи продукции и привлечения дополнительных затрат на производство продукции.

 

Таблица 6

Факторный анализ прибыли от продажи продукции

Показатели

Предыдущий период тыс. руб.

Отчетный период тыс. руб.

Изменение

Тыс. руб.

%

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

88561

96327

7766

8,77

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг

74886

78126

3240

4,33

Управленческие расходы

7816

9598

1782

22,80

Коммерческие расходы

2998

4056

1058

35,29

Прибыль (убыток) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

2861

4547

1686

58,93


 

 

 

 

 

Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующим  формулам.

1. Влияние изменения  выручки от продажи продукции  на прибыль от продажи:

р1р0 · Jр - Пр0, или DПр1= Пр0 · (Jр -1)                          (3.2)

р1— прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения выручки от продажи продукции, руб;

Пр0 — прибыль от продажи базисного (предыдущего) периода,

руб.;

Jр - индекс изменения объема продажи, определяемый отношением выручки от продажи (без НДС) отчетного периода (Вр1) к выручке от продажи предыдущего периода (Вр0) по формуле:

Jр= Вр1 / Вр0,                                              (3.3)

 

Jр=96327/88561=1,0877

р1=2861· (1,0877-1)=251 тыс. руб.

2. Влияние изменения  уровня себестоимости на прибыль от продажи (DПр2):

р20 · Jр – С1,                                         (3.4)

Где,

С0 , С1, — себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода, руб.;

р2=74886·1,0877-78126=3327тыс. руб.

 

3. Влияние изменения  уровня управленческих расходов на прибыль от продажи (DПр3):

р3у0· Jру1,                                        (3.5)

Где,

Ру0у1— управленческие расходы предыдущего и отчетного периода соответственно, руб.;

р3=7816·1,0877-9598=-1096 тыс. руб.

4.  Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продажи (DПр4):

р4к0· Jрк1,                                        (3.6)

Рк0, Рк1 — коммерческие расходы предыдущего и отчетного периода соответственно, руб.;

р4=2998·1,0877-4056=-795 тыс. руб.

5. Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период:

р = DПр1 + DПр2 + DПр3 + DПр4 = 251 + 3327 – 1096 - 795 = 1687 тыс. руб.

Результаты факторного анализа показали, что в связи  с ростом выручки от продажи продукции прибыль увеличилась на 251 тыс. руб. и на 3327 тыс. руб. — за счет снижения себестоимости единицы продукции. Темп прироста выручки от реализации продукции (8,77%) опережал темп прироста себестоимости продукции (4,33%).

 

 К негативным факторам следует отнести опережающие темпы прироста коммерческих расходов на (35,29%), и управленческих расходов (22,80%) по сравнению с темпом прироста выручки от продажи продукции.

Это привело к снижению суммы прибыли в очетном году по сравнению с предыдущим периодом соответственно на 1096 и 795 тыс.руб.

Следовательно, резервом дальнейшего роста прибыли является снижение управленческих и коммерческих расходов.

 

3.3. Общая оценка  эффективности использования оборотных  средств

 

Для оценки оборачиваемости  оборотных средств предприятия проведем анализ, который позволяет выявить, насколько эффективно предприятие использует свои оборотные средства. Интенсивность использования текущих активов определяется скоростью превращения их в денежную наличность, что, в свою очередь, влияет на ликвидность и платежеспособность предприятия.

От скорости оборота  средств зависит;

  • размер годового оборота;
  • минимально необходимая величина авансированного капитала и связанные с ним выплаты денежных средств (проценты за пользование кредитом банков, дивиденды по акциям и др.);
  • потребность в дополнительных источниках финансирования и плата за них;
  • сумма затрат, связанных с владением товарно-материальными ценностями и их хранением;
  • величина уплачиваемых налогов и др.

Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием ряда внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам следует отнести сферу и масштабы деятельности предприятия, отраслевую принадлежность, характер хозяйственных связей с партнерами, влияние инфляционных процессов.

К внутренним факторам относятся: ценовая политика предприятия, структура активов и эффективность стратегии управления ими, методика оценки товарно-материальных запасов.

Для измерения оборачиваемости  оборотных средств используется ряд показателей.

Продолжительность одного оборота в днях (То6) представляет собой отношение суммы среднего остатка оборотных средств к сумме однодневной выручки за анализируемый период.

 

Продолжительность одного оборота показывает средний срок, за который возвращаются в хозяйственный оборот денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.

Для расчета показателя используется формула:

Тоб = ТАср·Д / Вр,                                          (3.7)

ТАср — средний остаток текущих оборотных активов за анализируемый период, руб.;

Д — число календарных  дней анализируемого периода (30, 60, 90, 180, 360);

Вр — выручка от продажи продукции (работ, услуг) за анализируемый период (без учета налога на добавленную стоимость и аналогичных платежей), руб.

Информация о величине выручки от продажи продукции  содержится в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» приложение №2.

Средняя величина текущих  активов определяется по балансу  по формуле средней арифметической:

ТАср = (ТАн + ТАк)/2,                                   (3.8)

ТАср =43778 тыс. руб. - на начало анализируемого периода.

ТАср =(43778+57361)/2=50569,5 тыс. руб. – за анализируемый период.

Тогда:

Тоб =(43778 · 360) / 88561=178 дней

Тоб =(50569,5 · 360) / 96327=189 дней

где:

ТАн, ТАк — соответственно величина текущих оборотных активов на начало и конец анализируемого периода.

Коэффициент оборачиваемости средств (Коб) характеризует размер объема выручки от продажи продукции в расчете на один рубль оборотных активов:

Коб = Вр/ТАср.                                            (3.9)

Коб =88561/43778=2,02 - на начало анализируемого периода.

Коб =96327/50569,5=1,90– за анализируемый период.

Рост коэффициента оборачиваемости  свидетельствует о более эффективном  использовании оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости одновременно показывает число оборотов, которые совершают оборотные средства за анализируемый период, и может быть рассчитан делением количества дней анализируемого периода на продолжительность одного оборота в днях:

Коб = Д/Тоб                                                 (3.10)

Коэффициент загрузки (закрепления) средств в обороте характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на один рубль выручки от продажи продукции:

Кз= ТАсрр.                                          (3.11)

Кз=43778/88561=0,49

Кз=50569,5/96327=0,52

Чем меньше коэффициент  загрузки, тем эффективнее используются оборотные средства.

 

 

Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости выражается в относительном высвобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы прибыли.

Сумма высвобожденных средств  из оборота за счет ускорения оборачиваемости (- DОС) или дополнительно привлеченных средств в оборот (+ DОС) при замедлении оборачиваемости определяется умножением фактического однодневного оборота по реализации на изменение продолжительности одного оборота в днях:

DОС = (Тоб1об0)·Вр1/Д,                               (3.12)

Тоб1об0 — соответственно продолжительность одного оборота оборотных средств за отчетный и предыдущий периоды, дни;

Информация о работе Экономический анализ предприятия