Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:27, курсовая работа
Курсовая работа «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий» посвящена вопросам оценки и анализа состава и структуры имущества предприятия, его платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности результатов финансовой деятельности и является завершающим этапом изучения дисциплины «Экономический анализ».
Основными задачами выполнения курсовой работы являются:
- углубление теоретических знаний по дисциплине;
- закрепление навыков применения методов и приемов экономического анализа;
- развитие способности объективной оценки сложившихся производственно-хозяйственных условий;
- углубление знаний в области аналитических расчетов на материалах бухгалтерской отчетности;
- развитие исследовательской деятельности и творческой инициативы.
Введение 3
1. Анализ имущественного состояния предприятия 6
1.1. Общая оценка 6
1.2. Оценка имущественного состояния предприятия и источников его формирования 8
1.3. Анализ дебиторской задолженности 13
1.4 Анализ состава и структуры источников финансирования 19
1.5 Анализ кредиторской задолженности 27
1.6. Сравнительный анализ кредиторской и дебиторской задолженностей 29
2. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия 32
2.1. Понятие и задачи финансовой устойчивости 32
2.2. Определение финансовой устойчивости 33
2.3. Определение текущей и перспективной платежеспособности 37
2.4. Группировка балансовых статей для оценки ликвидности баланса 38
2.5. Расчет и анализ относительных коэффициентов ликвидности 42
3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 53
3.1. Анализ состава и динамики показателей прибыли 53
3.2. Факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ и услуг 55
3.3. Общая оценка эффективности использования оборотных средств 58
3.4. Анализ показателей рентабельности 62 Заключение 68
Список использованной литературы 72
Приложение 1 73
Приложение 2 76
Приложение 3 78
Таблица 8 | |||
Анализ показателей рентабельности | |||
Показатели |
Предыдущий период |
Отчетный период |
Изменение |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
88561 |
96327 |
7766 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб |
74886 |
78126 |
3240 |
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. |
2861 |
4547 |
1686 |
Прибыль до налогооблажения, тыс. руб. |
3126 |
3282 |
156 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
2376 |
2494 |
118 |
Рентабельность затрат, % |
3,82 |
5,82 |
2,00 |
Рентабельность продаж по налогооблагаемой прибыли, % |
3,53 |
3,41 |
-0,12 |
Рентабельность продаж по прибыли от продажи, % |
3,23 |
4,72 |
1,49 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % |
2,68 |
2,59 |
-0,09 |
Рентабельность имущества, % |
3,80 |
2,88 |
-0,92 |
Рентабельность собственного капитала, % |
3,82 |
2,97 |
-0,85 |
На уровень и динамику показателей рентабельности оказывают влияние факторы, формирующие прибыль предприятия: объем выпуска, цена, качество и структура продукции, затраты на производство и реализацию продукции.
Факторный анализ показателей рентабельности предполагает использование различных моделей, некоторые из которых будут рассмотрены в настоящей работе.
С помощью метода цепных подстановок определяется влияние изменений рентабельности продаж за счет факторов изменения выручки от продажи продукции и себестоимости. Исходные данные для факторного анализа изменения рентабельности продаж приведены в таблице 8.1.
Как видим, рентабельность продаж по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 1,49 процентных пункта. На это отклонение оказали влияние два фактора: изменение объема продаж и себестоимости.
Таблица 8.1 | |||
Исходные данные для факторного анализа показателей рентабельности продаж | |||
Показатели |
Предыдущий период |
Отчетный период |
Изменение (+,-) |
1. Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
88561 |
96327 |
7766 |
2. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
74886 |
78126 |
3240 |
3. Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. |
2861 |
4547 |
1686 |
4. Рентабельность продаж по прибыли от продажи, % |
3,23 |
4,72 |
1,49 |
Для выявления количественного влияния каждого фактора на конечный результат необходимо вычислить условный показатель рентабельности при отчетной выручке от продажи (Вр1) и базисной себестоимости (Сп0):
Rусл=(Вр1-Сп0)/ Вр1·100=(96327-74886)/ 96327·100=22,26% (3.27)
1. Влияние фактора изменения объема продаж на уровень рентабельности продаж:
DRпр1 = Rусл - Rпр0= 22,26 – 3,23 = 19,03%. (3.28)
2. Влияние фактора
изменения себестоимости на
DRпр2 = Rпр1 - Rусл= 4,72-22,26 = -17,54%. (3.29)
3. Сумма факторных
отклонений дает общее
DRпр = DRпр1 + DRпр2=19,03-17,54 = 1,49%. (3.30)
Результаты факторного анализа показали, что повышение себестоимости единицы продукции оказало на уровень рентабельности наибольшее влияние, чем рост объема продаж.
Заключение
В ходе написания курсовой работы, нами был проделан анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта.
По данным бухгалтерского баланса ЗАО «Нева», валюта баланса за отчетный период (119901 тыс. руб.) выше предыдущего периода (108390 тыс. руб.), что свидетельствует о повышении предприятием хозяйственного оборота.
Общая стоимость имущества предприятия увеличилась за отчетный период на 11511 тыс. руб., или на 10,62%. Это произошло за счет прироста стоимости оборотных активов на 13583 тыс. руб., или на 31,03%. Наибольшим приростом отличалась сумма дебиторской задолженности. В отчетном году сумма дебиторской задолженности возросла на 13494 тыс. руб. или на 43,78%. Доля средств в расчетах повысилась с 28,43% на 8,53 процентных пункта. Состояние расчетов с покупателями и заказчиками по сравнению с прошлым годом ухудшилось. Средний срок погашения дебиторской задолженности увеличился с 125,3 на 15,1 дня, что привело к оттоку денежных средств. В результате замедления оборачиваемости дебиторской задолженности произошло привлечение хозяйственных средств из оборота на сумму 4040,38 тыс. руб.— за один оборот и за год — 10504,99 тыс. руб.
Прирост дебиторской задолженности может быть результатом увеличения товарных ссуд, выданных потребителям готовой продукции. Также он может быть связан с отсрочкой платежа дебиторов, вызванный появлением просроченной задолженности, для погашения которой предприятие вынуждено привлекать дополнительные денежные средства, увеличивая кредиторскую задолженность. Денежные средства увеличились на 869 тыс.руб. или на 31,01%. Это положительно сказывается на платежности предприятия. Наибольшим снижением оборотных средств отличались запасы, сумма которых упала на 575 тыс.руб. или на 10,95%. Недостаток запасов может привести к сокращению объема производства продукции и уменьшению суммы прибыли, что влияет на ухудшение финансового состояния предприятия.
На начало отчетного периода стоимость внеоборотных активов составила 64612 тыс.руб. За отчетный перод она упала на 2072 тыс.руб. или на 3,21%. В составе внеоборотных активов имело место снижение стоимости некоторых видов имущества. На начало отчетного периода стоимость основных средств составила 63206тыс.руб.За отчетный период она упала на 2080тыс.руб или на 3,29% Удельный вес основных средств в стоимости активов предприятия понизился на 7,33 процентных пункта и составил на конец года 50,98%. Снижение основных средств может быть следствием износа материально-технической базы предприятия. Снижение стоимости основных средств способствует росту фондоотдачи, снижению издержек производства и росту реализованной продукции. В отчетном периоде стоимость основных средств снизилась на 3,29%, а выручка от реализации продукции увеличилась на 8,7% Это свидетельствует о результативном использовании активов. Снижение долгосрочных финансовых вложений на 85тыс.руб. или на 22,31% возможно связано с тем, что предприятие не занималось инвестиционной деятельностью, в связи с ее неэффективностью. Развитие инвестиционной деятельности оправдано, если приносит предприятию доход.
В целом структура хозяйственных средств на конец отчетного периода практически не изменилась, и произошедшие изменения можно охарактеризовать как результат хозяйственной деятельности предприятия, хотя следует обратить внимание на невысокий удельный вес денежных средств в составе оборотных активов и значительное отвлечение средств в запасы и дебиторскую задолженность.
Возрастание стоимости имущества предприятия за отчетный период на 11511 тыс. руб. (10,62%) обусловлено увеличением собственных средств на 128 тыс. руб. (0,15%) и заемных средств на 11383 тыс. руб. (46,35%).
Из этого следует, что увеличение объема финансирования деятельности предприятия на 98,9% обеспечено заемными средствами и на 1,1%— собственным капиталом.
Заемные средства представлены краткосрочными банковскими кредитами и кредиторской задолженностью. В отчетном периоде наблюдается тенденция увеличения заемного капитала по всем позициям.
Главным источником внешнего финансирования является кредиторская задолженность, абсолютная сумма которой возросла на 11203 тыс. руб. (49,18%). Ее удельный вес в общей сумме капитала составил 28,34%, а в сумме заемных источников 94,5 %. Наибольшая доля в формировании заемных источников финансирования принадлежит кредиторской задолженности. Анализ ее составляющих показывает, что наблюдается возросшая задолженность перед поставщиками и подрядчиками на сумму в 11203 тыс. руб.
Наибольшие темпы прироста кредиторской задолженности имели место по расчетам с поставщиками материально-технических ценностей (71,2%).
Неплатежи предприятия свидетельствует о серьезных финансовых затруднениях, связанных с дефицитом денежных средств. Любой факт просроченной задолженности следует рассматривать как негативный. Своевременность её погашения положительно скажется на репутации предприятия.
Сравнение состояния дебиторской и кредиторской задолженностей позволили сделать следующий вывод: период погашения дебиторской задолженности на 34,4 дня больше, чем кредиторской задолженности, то есть, в среднем через каждые 140 дней предприятие получает оплату от дебиторов и через каждые 106 дней обязано платить кредиторам.
В этом случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования.
Для улучшения финансового
состояния предприятия
Коэффициент автономии в отчетном году незначительно снизился, но выше нормативного уровня (0,5). Значение его показывает, что имущество предприятия на 70% сформировано за счет собственных средств, то есть предприятие может полностью погасить все свои долги, реализуя имущество, сформированное за счет собственных источников.
Коэффициент концентрации заемного капитала показывает, что доля заемных средств (0,300) меньше, чем собственных (0,700), то есть предприятие имеет общую финансовую устойчивость.
Дальнейший анализ показывает, что в начале и в конце анализируемого периода предприятие имеет достаточное количество собственных и привлеченных источников средств для формирования запасов и поэтому относится к абсолютному — первому типу финансовой устойчивости.
Ликвидность баланса — это степень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. Анализ показывает, что предприятие в отчетном периоде обладало абсолютной ликвидностью, т. к. сумма наиболее ликвидных активов больше суммы кредиторской задолженности. Предприятие полностью покрывает краткосрочные долговые обязательства ликвидными активами.
Предприятие в состоянии погасить краткосрочные долги, привлекая все виды ликвидных активов, для продолжения производственно-хозяйственной деятельности суммы оборотных средств достаточно.
За отчетный период наблюдалась тенденция повышения уровня ликвидности, что характеризует улучшение платежеспособности. Это обусловлено опережающими темпами роста ликвидных активов — 131%. Все коэффициенты ликвидности (Ккл) соответствует рекомендуемым значениям, что указывает на достаток необходимого объема ликвидных средств для погашения текущих обязательств.
Прибыль — это стандарт успешной работы предприятия. Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для экономического развития предприятия. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед кредиторами и инвесторами. В отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом прибыль от продажи возросла на 1686 тыс. руб. Эти изменения произошли в результате увеличения выручки от продажи продукции и привлечения дополнительных затрат на производство продукции. К негативным факторам следует отнести опережающие темпы прироста коммерческих расходов на (35,29%), и управленческих расходов (22,80%) по сравнению с темпом прироста выручки от продажи продукции.