Экономический анализ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий» посвящена вопросам оценки и анализа состава и структуры имущества предприятия, его платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности результатов финансовой деятельности и является завершающим этапом изучения дисциплины «Экономический анализ».
Основными задачами выполнения курсовой работы являются:
- углубление теоретических знаний по дисциплине;
- закрепление навыков применения методов и приемов экономического анализа;
- развитие способности объективной оценки сложившихся производственно-хозяйственных условий;
- углубление знаний в области аналитических расчетов на материалах бухгалтерской отчетности;
- развитие исследовательской деятельности и творческой инициативы.

Оглавление

Введение 3
1. Анализ имущественного состояния предприятия 6
1.1. Общая оценка 6
1.2. Оценка имущественного состояния предприятия и источников его формирования 8
1.3. Анализ дебиторской задолженности 13
1.4 Анализ состава и структуры источников финансирования 19
1.5 Анализ кредиторской задолженности 27
1.6. Сравнительный анализ кредиторской и дебиторской задолженностей 29
2. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия 32
2.1. Понятие и задачи финансовой устойчивости 32
2.2. Определение финансовой устойчивости 33
2.3. Определение текущей и перспективной платежеспособности 37
2.4. Группировка балансовых статей для оценки ликвидности баланса 38
2.5. Расчет и анализ относительных коэффициентов ликвидности 42
3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 53
3.1. Анализ состава и динамики показателей прибыли 53
3.2. Факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ и услуг 55
3.3. Общая оценка эффективности использования оборотных средств 58
3.4. Анализ показателей рентабельности 62 Заключение 68
Список использованной литературы 72
Приложение 1 73
Приложение 2 76
Приложение 3 78

Файлы: 1 файл

4 вариант.doc

— 818.50 Кб (Скачать)

Вр1 — выручка (нетто) от продажи продукции за отчетный период, руб.

+DОС =(189-178)·96327/360=2943тыс. руб. – сумма высвобожденных средств.

 

Таблица 7

Динамика показателей  оборачиваемости текущих активов

Показатели

Предыдущий период

Отчетный период

Изменение

Выручка от продажи продукции (без  НДС и аналогичных платежей), тыс. руб

88561

96327

7766

Средняя величина текущих активов, тыс. руб.

43778

50569,5

6791,5

Продолжительность оборота текущих  активов, дней

178,0

189,0

11,0

Коэффициент оборачиваемости текущих активов, количество раз

2,02

1,90

-0,12

Коэффициент загрузки средств в  обороте

0,49

0,52

0,03


 

 

Как следует из данных таблицы 7, в отчетном периоде период оборота текущих активов составил 189 дня, по сравнению с прошлым периодом он увеличился на 11 дней. Это привело к незначительному изменению коэффициентов оборачиваемости и закрепления оборотных средств. В отчетном периоде коэффициент загрузки средств в обороте составил 52 коп. на один рубль выручки от продажи продукции, а в предыдущем периоде — 49 коп.

Таким образом, средства, вложенные в текущие активы, проходят полный цикл и снова принимают  денежную форму через 189 дней, то есть на 11 дней позже, чем в предыдущем периоде. В результате замедления оборачиваемости текущих активов относительная сумма средств, высвобожденных из хозяйственного оборота, составила 2943тыс. руб.(11•96327/360)

Оборачиваемость текущих активов в отчетном периоде составила 1,90 раза, следовательно, за весь период сумма высвобожденных из хозяйственного оборота средств равна 5591,7 тыс. руб. (2943 • 1,90).

Для выяснения причин изменения оборачиваемости оборотных  средств следует использовать факторный  анализ.

На основе приема цепных подстановок (последовательного изолирования факторов) изучают влияние на изменение продолжительности одного оборота следующих факторов первого порядка:

• изменение средних  остатков;

• изменение объема реализации.

Условным показателем (подстановкой) будет продолжительность оборота в днях при средних остатках за предыдущий период и объеме реализации за отчетный период.

Для выявления влияния  факторов на изменение оборачиваемости оборотных средств выполняют расчеты.

1.  Определяют абсолютное  изменение продолжительности одного оборота (DТоб) в отчетном периоде (То61) по сравнению с предыдущим (Тоб0)

об = То61 - Тоб0                                            (3.13)

 

В нашем примере (по данным табл. 7):

об = 189 – 178 = 11 дн.

2. Устанавливают скорректированную  продолжительность одного оборота в днях (То6 с) как отношение средней стоимости оборотных активов предыдущего периода (ТА0) к однодневной реализации отчетного периода (Вр / Д) по формуле:

 То6 с = ТА0 · Д/Вр1                                      (3.14)

То6 с = 43778 • 360 / 96327 =163,6 дн.

3. Определяют влияние  изменения выручки от продажи продукции (То6 (В )) на величину периода оборота:

 Тобр)= То6 с - Тоб0                                         (3.15)

То6р) = 163,6 – 178 = - 14,4 дн.

4. Устанавливают влияние  изменения средней стоимости текущих оборотных активов (Тоб (ТА)) на величину периода оборота:

Тоб (ТА)= То61 - То6 с                                       (3.16)

Тоб (ТА)= 189 – 163,6 = 25,4 дн.

5. Сумма факторных  отклонений дает общее изменение  продолжительности одного оборота за анализируемый период, что выражается формулой:

обобр)+ Тоб (ТА)                                (3.17)

 DТоб = (- 14,4) + 25,4 = 11 дн.

Результаты факторного анализа  показали, что увеличение объема продажи продукции способствовало замедлению оборачиваемости оборотных средств на 14,4 дня. Повышение суммы среднегодовых остатков текущих активов отразилось на замедлении оборачиваемости оборотных средств на 25,4 дня.

Опережающие темпы роста среднегодовых остатков текущих активов —115,5,3% (50569,5/43778•100%) по сравнению с темпами роста выручки от продажи продукции — 108,8% (96327 / 88561 • 100%) оказали отрицательное влияние на продолжительность одного оборота хозяйственных средств, увеличив период оборота на 11 дней.

3.4. Анализ показателей  рентабельности

 

Для оценки эффективности использования ресурсов, потребленных в процессе производства, применяются показатели рентабельности.

Показатели  рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность различных направлений деятельности предприятия. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели измеряются в относительных величинах (процентах, коэффициентах).

Показатели рентабельности объединяют в несколько групп:

1) показатели, характеризующие  рентабельность издержек производства;

2)  показатели, характеризующие  рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие  доходность капитала и его  частей.

Все эти показатели могут  рассчитываться на основе прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли по данным формы № 2 бухгалтерской отчетности (приложение №2).

1.  Рентабельность затрат (Rз) характеризуется отношением прибыли от продажи продукции (Пр) к полной себестоимости реализованной продукции (Сп),%:

Rз = (Прп) ·100%,                                              (3.18)

где:

Сп — общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, или:

Rз = [Пр / (Ср + Ру + Рк)] · 100%.                                 (3.19)

Rз = (2861/74886) · 100%=3,82% – предыдущий период

Rз = (4547/78126) · 100%=5,82% – отчетный период.

Коэффициент показывает уровень прибыли на 1 рубль затраченных средств. Рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

2.  Рентабельность продаж: (Rпр) измеряется отношением величины прибыли к объему продаж. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

В зависимости от показателя прибыли различают рентабельность продаж:

а) как отношение прибыли  от продажи (Пр ) к выручке от продажи (Rпр), %:

Rnp = (Пр / Вр) • 100%;                                          (3.20)

Rnp =(2861/88561) • 100%=3,23%

Rnp =(4547/96327) • 100%=4,72%

б)  как отношение  налогооблагаемой прибыли (Пн) к выручке от продажи (Rh), %:

RH = (Пн / Вр) • 100%;                                          (3.21)

RH = (3126/88561) • 100%=3,53%

RH = (3282/96327) • 100%=3,41%

в)  как отношение  чистой прибыли (Пч) к выручке от продажи (Rч), %:

Rч = (Пч / Вр) • 100%.                                           (3.22)

Rч = (2376/88561) • 100%=2,68%

Rч = (2494/96327) • 100%=2,59%

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию, отдельным видам продукции.

3. Коэффициенты рентабельности капитала исчисляются отношением величины прибыли к среднегодовой величине капитала и его составных частей.

При расчете коэффициентов используется налогооблагаемая прибыль (Пн), чистая прибыль (Пч).

В зависимости от вида капитала различают показатели рентабельности.

а) Рентабельность всего  имущества (Rи) — как отношение налогооблагаемой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости имущества предприятия, %:

Rи = (Пнср) • 100%,                                         (3.23)

где:

Иср — среднегодовая стоимость имущества предприятия, определяемая по данным актива баланса как среднеарифметическая величина на начало и конец анализируемого периода, руб.:

Иср=(ВБн + ВБк) • 0,5,                                     (3.24)

где:

ВБн, ВБк –валюта баланса(общая  стоимость имущества) соответственно на начало и конец отчетного периода, которая равна сумме итогов раздела I и II актива баланса

Иср=82356 тыс. руб. – предыдущий период

Иср=(108390+119901) • 0,5=114145,5 тыс. руб. – отчетный период

Rи = (3216/82356) • 100%=3,80%

Rи = (3282/114145,5) • 100%=2,88%

Коэффициент показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости имущества (активов) независимо от источников привлечения средств.

б) Рентабельность собственного капитала (RCK) исчисляется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного (акционерного) капитала, %:

RCK = (Пч/СКср) • 100%;                                    (3.25)

где:

СКср — среднегодовая стоимость собственного капитала, определяемая как среднеарифметический итог собственных источников средств предприятия (итог III раздела пассива баланса) на начало (СКн) и конец (СКк) анализируемого периода, руб.:

СКср = (СКн + СКк) • 0,5.                                    (3.26)

СКср = 62143 тыс. руб. – предыдущий период

СКср =(83830+ 83958) • 0,5=83894– отчетный период

RCK =(2376/62143) • 100%=3,82%

RCK =(2494/83894) • 100%=2,97%

Коэффициент играет важную роль при  оценке уровня котировки акций акционерных компаний на бирже.

Рентабельность имущества отличается от рентабельности собственного капитала, так как в первом случае оцениваются все источники финансирования, включая внешние, а во втором — лишь собственные.

Если заемные средства приносят больше прибыли, чем уплата процентов на этот заемный капитал, то разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Однако в том случае, если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемные средства, влияние привлеченных средств на деятельность предприятия должно оцениваться отрицательно.

Анализ показателей рентабельности проводится на основе данных бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2) с помощью аналитической таблицы 8.

Данные таблицы 8 позволяют сделать следующие выводы.

В целом по предприятию  наблюдается ухудшение в использовании имущества.  С каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие получило в отчетном периоде прибыли меньше, чем в предыдущем периоде.

Если раньше каждый вложенный в имущество рубль приносил почти 4 коп. прибыли, то теперь — 3 коп.

Рентабельность собственного капитала понизилась за отчетный период на 0,85 процентных пункта. Понизилась рентабельность продаж по чистой прибыли. Причиной отрицательных сдвигов в уровне рентабельности стали снижение прибыли, полученной от результатов финансово-хозяйственной деятельности (прибыли до налогообложения) и чистой прибыли. Снижение рентабельности продаж может означать снижение спроса на продукцию, ухудшение ее конкурентоспособности.

Одновременно произошло повышение уровня рентабельности затрат и рентабельности продаж, исчисленной по прибыли от продажи. Это обусловлено наибольшими темпами прироста прибыли от продажи продукции — 58,9% (1686 / 2861 • 100%).по сравнению с темпами прироста затрат — 4,32% (3240 / 74886 • 100%)

Коэффициент рентабельности продаж, исчисленный по налогооблагаемой прибыли (3,41%), ниже уровня рентабельности продаж, исчисленной по прибыли от продажи (4,72%). Разница между ними объясняется влиянием отрицательного сальдо от операционной и внереализационной деятельности.  Значение коэффициента продаж, исчисленного по чистой прибыли, ниже предыдущих показателей, поскольку отражается «давление налогового пресса» на доходы предприятия.

Информация о работе Экономический анализ предприятия