История развития и опыт организации гостиничного бизнеса в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

Современная индустрия туризма это многофункциональное образование, имеющее свою логически выверенную структуру, формируемую исходя из уникальности туристских комплексов и применяемых технологий, определяемых конкретными социально-экономическими, организационно-правовыми условиями и ресурсным базисом. Вместе с тем в свою очередь на темпы развития индустрии туризма оказывает значительное влияние множество экономических, политических, историко-культурных, социальных факторов, в основном локального характера.

Оглавление

Гостиничный бизнес и его роль в экономике
Сравнительный анализ доли гостиничного бизнеса в ВВП стран
Роль гостиничного бизнеса в развитии туризма
История развития и опыт организации гостиничного бизнеса в США
1.1 История организации гостиничного бизнеса
1.2 Роль гостиничного бизнеса в экономике США
1.3 Использование опыта США для развития гостиничного бизнеса в России

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.doc

— 185.50 Кб (Скачать)
 

Рассчитано по данным, опубликованным в книге А.Ю. Александровой «Международный туризм» (М., 2001), а также в издании «Страны мира: Энциклопедический справочник» (Минск, 1999). Наибольшие доходы от туризма в ВНП имеют Австрия (8%), Испания (5,8%), Швейцария (5,2%). По темпам развития туризма выделяются Китай, Мексика, США. Вместе с тем в некоторых странах доходы от туризма являются определяющей статьей ВВП: Бермудские острова — 34,7%, Сейшельские острова — 27,4%, Антигуа — 58,5%, Багамы — 52,1%. По статистике в 4 9 наименее развитых странах мира туризм занимает второе место после нефти в качестве источника поступлений в иностранной валюте .                                                                                                         Однако не следует, на наш взгляд, переоценивать значение индустрии туризма и гостеприимства в мировой экономической системе. Эта отрасль не является производителем современных средств производства, определяющих научно-технический прогресс. Кроме того, если экономика начинает слишком сильно зависеть от туризма, то вследствие изменения туристических предпочтений она может попасть в фазу кризиса.

Страны, как правило, способствуют развитию въездного туризма, так как с ним связан значительный приток валюты в страну и мультипликативный  эффект для развития экономики и  благодаря туризму — обслуживающей  и транспортной инфраструктуры. Кроме того, туризм может стать фактором развития отсталых и депрессивных районов, малых и средних исторически значимых городов, что особенно важно для России.                                                              С точки зрения географической направленности можно выделить страны, принимающие и отправляющие туристов. Среди стран, направляющих туристов, наиболее сильны позиции у развитых стран, обеспечивающих своему населению высокие стандарты жизни: Германии, США, Японии, Великобритании, Франции. Первая пятерка стран-экспортеров туристов дает мировому туризму, по некоторым оценкам, более 50% всех поступлений[1] Это очень высокая концентрация капитала по сравнению с другими рынками и секторами экономики. В этих условиях можно говорить, что именно борьба за туристов этих стран определяет конкуренцию на туристическом рынке. Поэтому именно в этих странах проходят туристические выставки и ярмарки.Новейшие индустриальные экономики Южной Кореи, Сянгана, Тайваня и Сингапура, а также стран Юго-Восточной Азии, включая Таиланд, Малайзию и Индонезию, способны поддержать сильный экономический рост, в результате которого развивается средний класс — буржуазия. Оплачиваемое время отдыха и возрастающий доход этого класса расходуются, в частности, на международные путешествия. Таким образом, формируются новые туристические направления, например, страны Юго-Восточной Азии — Австралия. Реформы общественных отношений, введение рыночной экономики способствовали развитию выездного туризма в России и странах СНГ, где после долгих лет «железного занавеса» появилась возможность «утолить жажду» в международных путешествиях. Среди стран, принимающих туристов, выделяются США, Испания, Италия, Франция. Все более увеличиваются потоки туристов в развивающиеся и постсоциалистические страны, такие, например, как Китай, Турция, Таиланд, Малайзия и др. Развитые страны осуществляют масштабные инвестиции в туристическую инфраструктуру развивающихся государств. Вместе с тем, не стоит забывать, что, по данным Всемирного банка, около половины всех доходов от туризма уходит из развивающихся в развитые страны. Иностранные фирмы доминируют в индустрии туризма многих стран, в том числе Кении, Танзании и Зимбабве. Они обычно отправляют свои прибыли на родину, оставляя лишь небольшую часть в стране пребывания [58]. Таким образом, если раньше развитые страны эксплуатировали преимущественно минерально-сырьевые и дешевые трудовые ресурсы развивающихся стран, то теперь они перешли к эксплуатации и их туристических ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.2 Роль гостиничного  бизнеса в развитии  туризма

Гостиничный бизнес – одна из составляющих туристской индустрии.  
Мировое гостиничное хозяйство насчитывает около 350 тыс. комфортабельных отелей с более чем 14 млн. номеров (26 млн. мест). При этом количество номеров ежегодно возрастает в среднем на 3-4 %.  
Процессы, происходящие в туристской сфере в целом, отражаются на основных показателях функционирования гостиниц, а последние определяют показатели туристской активности на данном направлении. Строительство новых гостиниц может существенно повысить привлекательность туристского направления, увеличив поток приезжих, и наоборот, устаревшая гостиничная база может стать причиной спада туристской активности в регионе и снижения его конкурентоспособности на туристском рынке.                                                                                             Туризм в настоящее время развивается очень стремительно. Именно туризм стал одним из доступных средств познания окружающего нас мира, его истории, достопримечательностей и культурного наследия. Туризм представляет собой один из видов услуг и принадлежит к быстро развивающимся отраслям экономики. В современной научной литературе существует много определений терминов "туризм" и "гостеприимство". Гостеприимство - это более точное понятие, так как направлено на удовлетворение потребностей не только туристов, но и потребителей вообще. Следует отметить, что понятия туризма и гостеприимства нельзя рассматривать в отдельности: это два взаимосвязанных термина. Туристы являются потенциальными потребителями, имеющими разнообразные желания и потребности, зависящие от целей их путешествий. Понятие "гостеприимство" во всех словарях толкуется как любезный прием гостей, радушие по отношению к гостям. Гостеприимство - это одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая все лучшее для потребителей услуг (туристов). Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей - туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций. Таким образом, индустрия гостеприимства - это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов. Коммерческая направленность туристских предприятий приводит к появлению туристского и сервисного бизнеса, а также к созданию специализированной отрасли по производству сувениров и товаров туристского назначения. Это обстоятельство позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный комплекс сервисно-туристских предприятий. Все это можно определить как туристскую индустрию, темпы развития которой поражают своей быстротой. Основными факторами роста индустрии туризма в настоящее время являются:

* рост доходов  населения

* растущая урбанизация  и ухудшение экологической обстановки  в городах

* рост массива  свободного времени

 

1. История развития и опыт организации гостиничного бизнеса в США.

1.1 История организации гостиничного бизнеса

Первые гостиницы (караван-сараи), как и сама профессия  но обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом, более  чем за 2 тыс. лет до н.э., в древневосточной  цивилизации. Со времен Древней Греции и особенно Древнего Рима получили развитие таверны и хоспитеумы - это родоначальники гостиниц, предназначенных для путешествующих торговцев и артистов, паломников и странников.На протяжении веков облик древней гостиницы не изменялся. В основном она состояла из ограждения для лошадей и двухэтажного здания, в котором на первом этаже располагалась таверна, а на втором – спальни. Затем в этот комплекс основных услуг для путешественников начали добавляться открытые и крытые галереи, где устраивались театральные представления (английские инны). Несомненно, что уже тогда существовала практика оказания путешественникам и других бытовых услуг со стороны владельцев этих заведений, членов их семей, прислуги и мелких ремесленников. Такие гостиницы уже тогда являлись родоначальниками туристских комплексов на соответствующих тем временам качественном и количественном уровнях оказания услуг.В раннем средневековье путешествия становятся опасными и, естественно, «гостиничный бизнес» сворачивается. В этот период основная масса путешествующих приходится на направление, которое сейчас именуют религиозным туризмом: со всех концов тогдашнего света пилигримы-паломники направлялись к Святым местам. Размещение и питание пилигримы получали в монастырях, причем обычно бесплатно (на 2 дня), хотя пожертвования всячески приветствовались. Говоря современным языком, средневековые монастыри представляли собой первую «гостиничную цепь».Когда началась эпоха крестовых походов, длившаяся без малого 200 лет, число путешествующих в Иерусалим сильно возросло, что привело к возникновению сначала в северной Италии, а затем и в других странах профессионального гостиничного бизнеса.Следующий заметный период в развитии гостиничного хозяйства связан с установлением в Европе регулярной почтовой и транспортной сети на конной тяге. Вдоль почтовых трасс располагались предприятия, которые были аналогичными современным мотелям. Условия проживания в них были довольно спартанскими. В сохранившихся до наших дней правилах проживания запрещалось, например, спать в обуви и более чем пяти постояльцам в одной кровати. В отличие от современных мотелей европейские придорожные гостиницы одновременно служили центрами развлечения для местных жителей, в котором они проводили время, предаваясь различным азартным играм (дартс, домино, бильярд, петушиные бои).Слово «отель» зародилось в XVIII в. и произошло от латинского корня древнеримского хоспитеумса. Первоначально отелем именовали многоквартирное здание, в котором квартиры сдавались на месяц, на неделю и даже на один день. В этом значении термин употребляли и во Франции. В XVTII в., «перебравшись» через Ламанш, он приобрел тот смысл, который имеет и по сей день. Скоро этот термин широко распространился и в Америке – большинство таверн быстро переименовали в отели, что по мнению владельцев придавало им европейский (французский) шик.Что касается развития технического оснащения гостиниц, то родиной большинства нововведений являются Соединенные Штаты Америки. Потребность в гостиницах в этой стране всегда была очень велика в силу непрерывного потока иммигрантов, которые нуждались во временном размещении. Этот непрерывный спрос способствовал бурному развитию отелей.Второй причиной быстрого развития отельного бизнеса в США было то, что в отличие от европейских стран, в ней не было аристократических дворцов, где можно было бы проводить балы и другие «общественные мероприятия». Гостиницы и стали местом проведения этих мероприятий. Для этого в них специально строился зал. Традиция танцевать в залах гостиниц продолжалась в городах США вплоть до 50-х гг. XX в. Гостиничный бизнес в США долгое время был одним из самых популярных. Достаточно сказать, что президенты США Дж. Вашингтон и А. Линкольн были владельцами таверн. Современные одноместные и двухместные номера с замком в дверях и умывальником (с гостиничным мылом) появились в США в 1829 г. В середине XIX в. в стране уже действовал первый отель с центральным отоплением. Первые в мире лифт и ванна в номере также были установлены в американских отелях. Современный набор оснащения гостиничного номера был сформирован в начале XX в.

знаменитым отельером  Статлером. Кстати, первый в мире небоскреб  в 6 этажей – это тоже американский отель. В конце XIX – начале XX в. в  крупных городах Европы и Америки  появились роскошные (пятизвездные в современной терминологии) гостиницы, рассчитанные на удовлетворение спроса со стороны новых миллионеров и старой знати, для которых путешествия стали модным времяпровождением. Со временем стали появляться гостиничные цепи. Вхождение в гостиничную цепь дает отелю значительные преимущества: цепь оптом закупает различные расходные материалы для всех своих отелей, что дает экономию в цене; затраты на инженерное обслуживание, декораторов, контролеров, на рекламу распределяются на все отели цепи; значительные преимущества дает единая система бронирования. Все это повышает эффективность деятельности отелей. В настоящее время в мире действуют десятки международных гостиничных цепей. Среди них можно упомянуть Holiday Inn, Choice, Best Western, Marriott, Hilton, Sheraton, Hyatt и др. Цепи продают принадлежащие им отели местному капиталу, оставляя за собой право управления ими и контроля за качеством предоставляемых услуг. Поскольку сейчас туризм выходит на первое место в мире среди других отраслей экономики по объему продаж, то роль гостиничного сектора вряд ли можно переоценить. 
 

    1. Роль гостиничного бизнеса в экономике США.
 

Гостиничный бизнес США - Манхэттен (Нью-Йорк): отчет за 2009 год. Несмотря на наиболее глубокий спад в США (спад экономики вообще и гостиничный бизнес США в частности), имевший место со времен Великой Депрессии, и несмотря на мировой финансовый кризис, имевший место в 2009 году, гостиничный рынок Манхэттена (Нью-Йорк) представляет собой реальную историю успеха, оставаясь главным рынком гостиничного бизнеса США. Об этом сообщается в очередном ежегодном отчете <Гостиничный бизнес США - Манхэттен (Нью-Йорк) - 2009>, опубликованном HVS Global Hospitality Services. Как сообщается в исследовании, туристическая отрасль Нью-Йорка испытала спад меньше ожидавшегося. Впервые за последние 20 лет Нью-Йорк стал наиболее популярным туристическим направлением в США, обогнав даже Орландо. В 2009 году отели Манхэттена продемонстрировали высокий уровень занятости - в среднем по году на уровне несколько более 80%. Туристический рынок Нью-Йорка был поддержан слабым долларом, снизившимися ценами на авиа-билеты, а также снижением расценок на проживание, на которое многие отели Манхэттена пошли во второй половине 2009 года в целях поддержания высокого уровня занятости.  Как следствие, усредненное значение показателя RevPAR в 2009 году снизилось на 26.5% в сравнении с пиковым значением, достигнутым в 2008 году. Вместе с тем, авторы отчета <Гостиничный бизнес США - Манхэттен (Нью-Йорк) - 2009> ожидают восстановление показателя RevPAR в долгосрочной перспективе, базируя свои прогнозы на мощной экономической базе Нью-Йорка и его статусе мирового туристического центра. Прогнозируется, что рцнок достигнет своей нижней точки в первой половине 2010 года, а со второй половины гостиничный бизнес Нью-Йорка начнет постепенно возвращать утраченные в кризис позиции.  Как следствие, в 2010 году показатель RevPAR вырастет на 4.6%, а в 2011 году - еще на 10.0%. В случае если, прогнозы по росту (экономика и гостиничный бизнес США) оправдаются, то на 2012 и 2013 годы можно прогнозировать рост более чем на 10% ежегодно. Таким образом, по итогам 2013 года усредненный уровень RevPAR для отелей Манхэттена превысит пиковое значение, имевшее место в 2008 году.

Справочные данные

(по данным  отчета <Гостиничный бизнес США - Манхэттен (Нью-Йорк) - 2009>, подготовленного HVS Global Hospitality Service)

Показатели занятости (%) отелей Манхэттена (Нью-Йорк, США)

2007: 85.4%

2008: 84.5%

2009: 80.4%

2010 (прогноз): 82.3%

2011 (прогноз): 83.5%

2012 (прогноз): 84.9%

2013 (прогноз): 85.2%

2014 (прогноз): 85.3%

Показатели RevPAR ($) отелей Манхэттена (Нью-Йорк, США)

2007: 253.9$

2008: 257.3$

2009: 189.0$

2010 (прогноз): 197.7$

2011 (прогноз): 216.4$

2012 (прогноз): 242.4$

2013 (прогноз): 271.8$

2014 (прогноз): 289.0$

По мощности гостиничной базы за Европой идет Американский континент (более 9 млн  номеров). Темпы развития гостиничной  базы здесь не выше, чем в Европе. Общая доля Американского континента в мировом гостиничном хозяйстве  составляет 37%. Данный континент занимает второе место по количеству посещений за счет таких направлений, как США, Мексика, Карибские острова. 
 
 

    1.   Использование опыта  США для развития  гостиничного бизнеса  в России

Принимая во внимание рассмотренный зарубежный опыт автор утверждает, что большое значение для развития туризма имеет анализ структуры и особенностей функционирования рынка средств размещения.                                  Под средством размещения в международной практике понимаются любые объекты, которые предоставляют туристу временно или регулярно место для ночевки. Также средство размещения должно отвечать следующим условиям: 1) общее число мест ночевки должно превышать некоторый минимум; 2) объект размещения имеет руководство; 3) управление объектом строится на коммерческой основе.                                                                                                                Всемирная туристическая организация рекомендует делить все средства размещения на коллективные. Наиболее распространенным средством размещения в мировой практике признана гостиница. В зависимости от особенностей управления, гостиницы могут представлять собой .обособленные предприятия или образовывать гостиничные цепи.                                Начиная с 90-х годов, гостиничная индустрия характеризуется интенсификацией процессов слияний и поглощений. Наблюдается быстрый рост гостиничных корпораций, увеличение заключенных франчайзинговых соглашений, объединение обособленных гостиниц в консорциумы. Производительность труда в гостиничных цепях (состоящих из 6 и более гостиниц) приблизительно на 50% выше, чем в обособленных гостиницах. Прежде всего, это связано с использованием цепочками типовых форм организации труда и экономией средств за счет масштаба деятельности в таких областях, как продвижение торговой марки, закупки необходимых ресурсов и профессиональное развитие персонала. Только за период с 1995 по 1999гг. 6 из И ведущих гостиничных цепей поменяли имена и состав гостиниц, причем многие бывшие непримиримые конкуренты заключили между собой соглашения о партнерстве.По данным Американской ассоциации гостиниц и мотелей (АН&МА), в настоящее время в мире существует всего 11 гостиничных групп, чей суммарный номерной фонд превышает 100 000 номеров. Это Cendant Corporation (США), Bass Hotels & Resorts (Великобритания), Choice Hotels (США), Best Western (США), Marriott International (США), Starwood Hotels & Resorts (США), Promus Hotel Corporation (США), Ассог (Франция), Patriot American Hospitality Inc. (США), Hilton Corporation (США), Carlson Hospitality Group (США). В свою очередь, в каждую из этих групп входит несколько гостиничных цепей. Способы, которые используются гостиничными группами для управления своими «дочками», не одинаковы: от предоставления практически полной самостоятельности, как это практикуют Bass или Starwood, до жесткой иерархии, существующей в таких группах, как Marriott и Ассог. Наиболее сложная проблема при управлении огромным гостиничным конгломератом - координация работы персонала, занятого продажей и резервированием номеров. Размещение штаб-квартир подавляющего большинства крупных мировых гостиничных групп на территории США отражает ситуацию, которая сложилась в гостиничной индустрии в настоящее время, а именно: 70% всех гостиниц США принадлежит к той или иной гостиничной цепи, в то время как в Великобритании эта цифра составляет 20%, в Германии -10%, в России -15%.4                                                                                                             Консолидация выгодна еще и потому, что приводит к увеличению продаж и созданию постоянной клиентуры. Последнюю создает уверенность, что независимо от того, в каком городе и на каком континенте расположена гостиница, принадлежащая выбранной клиентом цепи, ему будет предоставлен заранее известный набор услуг, качество которых отвечает определенным стандартам. Однако не все владельцы гостиниц хотят поступиться самостоятельностью, но в то же время для удержания своей позиции на рынке им необходимо вступать в кооперацию с другими отелями. Степень этой кооперации может быть различна с точки зрения организационной и финансовой интеграции. Гостиницы, объединившиеся в такие консорциумы, как, например, Leading Hotels of the World, SRJS World Hotels, Preferred Hotels & Resorts Worldwide, полностью сохраняют свою независимость, а кооперируются в целях совместного маркетинга, продаж и резервирования. Кроме того, они разработали свои собственные, очень строгие критерии качества обслуживания клиентов.                                             Еще одна тенденция в реорганизации гостиничных цепей — сегментация. Она представляет собой наличие гостиниц различных категорий, принадлежащих одной гостиничной цепи. Цель сегментации -приспособление гостиничных предприятий к потребностям и материальным возможностям различных категорий клиентов. К примеру, группа Bass четко сегментирует принадлежащие ей отели: в то время как гостиницы Inter — Continental относятся к категории 5 звезд, a Holiday Inn -к 4 звездам, Crown Plaza заполняет нишу между ними и позиционируется как 4 звезды плюс. Следующей тенденцией мирового гостиничного рынка автор считает появление специализированных отелей, отвечающих последним изменениям рыночной конъюнктуры и прогрессивному экономическому развитию. Экономическое развитие повлекло за собой образование бизнес-отелей, конгресс-отелей, отелей для долговременного проживания (отели квартирного типа или Apartment), а успехи медицины породили потребность в домах-гостиницах для пожилых членов общества и инвалидов. Одной из основных тенденций мирового гостиничного рынка является усиление роли управления качеством услуг. Качество становится наиболее весомой составляющей конкурентоспособности, т.к. дает гарантии безопасности и экологичности продукта или услуги - требований, приобретающих все большее значение в современном мире. Также специфика современных взаимоотношений контрагентов включает в себя оценку существующей у поставщика системы управления качеством, что выступает для него гарантией стабильности качества предоставляемых товаров или услуг. Международная организация по стандартизации (ISO) осуществляет разработку стандартов качества, независимо от отраслевой принадлежности, размера и организационно-правовой формы предприятия. Основополагающая идея ISO состоит в построении такой системы управления бизнес - процессами, которая будет гарантировать выпуск качественной услуги в любой момент ее функционирования. В сфере гостиничного бизнеса сложность формирования систем качества повышается в силу его организации и функционирования. В первую очередь, это объективное противоречие между индивидуализацией услуг, их дифференциацией и необходимостью их приведения к стандартам. Во-вторых, потребитель гостиничной услуги участвует в контроле и оценке ее качества не разовым образом, а постоянно, т.е. потребитель услуги участвует в процессе предоставления услуги и может влиять на него. В настоящее время в каждой стране мира существует своя национальная система сертификации гостиничных услуг: по звездам, коронам, буквам и т.д. Автор подчеркивает, что система ISO не имеет никакого отношения к выше названным национальным классификациям. Быть сертифицированным по системе ISO не значит, что гостиница имеет 5 звезд. Гостиница может иметь и одну звезду, но у нее существует такая система управления качеством, которая позволяет ей в пределах одной звезды поддерживать постоянные стандарты качества. Наиболее широко известными системами управления качеством услуг являются Система «общего управления качеством» (TQM), внутрикорпоративные стандарты качества, аутсорйнг. Под «качеством» здесь понимается оптимизация процесса оказания услуги, а не результат технического контроля. К сожалению, проблема управления качеством гостиничной услуги для российского гостиничного рынка пока неактуальна: в России на сегодняшний день нет ни одной гостиницы, сертифицированной хотя бы по системе ISO. В мировой практике также распространено объединение отелей в профессиональные ассоциации, организации и союзы. Несмотря на особенности развития национальных экономик, организации имеют одинаковые цели создания, функции, структуру. Некоторые из них (как АН&МА) носят коммерческий характер. Международные гостиничные ассоциации, по сути, консолидируют проблемы национальных организаций, содействуют их успешному разрешению, вносят соответствующие изменения в международное законодательство в гостиничной и туристской сфере, являются инициаторами проведения международных мероприятий, посвященных гостиничной индустрии, участвуют в международных социальных и культурных программах. В мировой практике организации объединяют субъектов гостиничного бизнеса на разных уровнях: национальном (такие организации, как АН&МА - American Hotel & Motel Association, BHS - British Hospitality Association, DEHOGA Deutscher Hotel - Und Gaststattenverband и др.) и международном (IHRA - International Hotel & Restaurant Association, HOTREC - Confederation of the National Associations of Hotels, Restaurants, Cafe & Similar Establishments in the European Union & European Economic Area) и др. При этом национальные организации, как правило, входят в состав международных организаций, создавая тем самым единый мощный блок воздействия на международный и национальные туристские и гостиничные рынки. В России также создан ряд гостиничных организаций, таких как «Мостуротель», «Российская Гостиничная Ассоциация», Ассоциация «Университет Гостиничного, Туристского и Ресторанного Бизнеса». По своей сути, они являются чисто номинальными, нередко прося финансовой и другой поддержки у отелей, интересы которых они должны отстаивать. Автор утверждает, что ни одна российская гостиничная ассоциация не является членом международных ассоциаций гостиничного бизнеса и, соответственно, не может достойно отстаивать интересы российских гостиниц, участвовать в формировании международного гостиничного и туристского законодательства, непосредственно перенимать мировой опыт ведения гостиничного бизнеса. Насегодняшний день Россия располагает примерно 5 тыс. гостиниц, в работе которых занято около 100 тыс. человек. При этом свыше 80% гостиниц до сих пор не приватизировано. Начиная с 1990г., в дорогом сегменте рынка появляются принадлежащие международным цепям 4- и 5-звездочные отели, на которые сегодня приходится 15% оборота отрасли. Производительность труда в российском секторе гостиничных услуг составляет 18% от уровня США. В гостиницах, принадлежащих к мировым цепочкам (далее - сетевые гостиницы), этот показатель равен 60% от уровня США, а в обособленных гостиницах - 19% от уровня американских аналогов. По мнению автора, причинами такого отставания российских гостиниц являются:                                   1.   обособленные гостиницы менее загружены, функции их персонала излишне специализированы, они предлагают непривлекательные номера, масштаб их деятельности крайне низок.                                                                  2.   в сетевых гостиницах наблюдается недостаток квалифицированного персонала;                                                                                                                                    3. в России просто мало сетевых гостиниц, эффективность которых значительно выше, чем в обособленных за счет централизованной службы бронирования номеров;                                                                                                       4.   большинство обособленных гостиниц находится в собственности государства, что не является для менеджеров стимулом к повышению эффективности;                                                                                                                                                           5.   падение спроса, высокая стоимость капитала, страновой риск, неразвитость туристических объектов, дороговизна строительных работ, бюрократия и коррупция при распределении земельных участков являются основными внешними препятствиями для развития сетевых гостиниц.        Автор утверждает, что если устранить выше перечисленные препятствия, есть все основания предполагать, что российский сектор гостиничных услуг может привлечь инвестиции и достигнуть 60-65% от уровня производительности труда в США.Международный опыт показывает, что спрос на гостиничные услуги увеличивается вместе с уровнем доходов населения, а рост доли сетевых гостиниц ведет к усилению конкуренции среди обособленных гостиниц, поглощает последние или заставляет их повышать эффективность производства.                                                                 Для развития туризма и гостиничного бизнеса автор предлагает следующие мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры и материальной базы туризма в России:                                                                                                          •     разработка реестра туристских ресурсов страны,                                                        • налаживание связей между туристской инфраструктурой и другими отраслями народного хозяйства: развитие транспортной инфраструктуры, восстановление парков, здравоохранение, экология, связь, общественное питание и т.д.,                                                                                                                  • реконструкция и строительство гостиниц среднего и малого класса (3 звезды), развитие туриндустрии для лиц со средним уровнем дохода (внутренний туризм),                                                                                                            •     строительство мотелей на основных въездных трассах,                                                           •     создание новых мест парковки туристского транспорта,                                                     •     создание транспортных терминалов международного уровня,                                   • развитие сети спортивных сооружений и конгрессно-выставочных центров. Исследование рынка международного туризма и опыта развития международного туризма и сферы гостеприимства в США показало, что для расширения участия России в этой сфере международной экономики необходимо учитывать объективные природные возможности страны, обеспечить повышение уровня доходов населения и развитие туристской инфраструктуры, которые находятся в зависимости от экономического развития государства, совершенствовать механизмы организационно-правового регулирования в сфере международного туризма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе История развития и опыт организации гостиничного бизнеса в США